Объект, цель и задачи таможенной статистики внешней торговли
Значение статистики внешней торговли в большой степени определяется той ролью, которую играет внешняя торговля в период трансформации российской экономики: дает импульс экономическим реформам, становится важнейшим источником притока капитала в страну, обеспечивает население необходимыми товарами, а производство ¾ ресурсами для осуществления качественных преобразований. Это потребовало углубления внешнеэкономических связей России, что в свою очередь привело к формированию новых требований к внешнеторговой информации и ее анализу. Особая роль отводится внешнеторговой информации в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Присоединение России к ВТО на приемлемых для нашей страны условиях со временем позитивно отразится и на деятельности российских предприятий. Для обеспечения полноправного членства России в ВТО, чтобы выгоды России от вступления в ВТО не оказались меньше потерь от уступок в переговорном процессе на этапе подготовки итоговых документов, необходимо использование веских аргументов и знание ситуации в международной торговле и роли в ней России. Результаты внешней торговли находят свое отражение в таможенной статистике внешней торговли. С 1 января 1995 г. ведение статистики внешней торговли и официальная публикация данных статистики внешней торговли товарами были приведены в соответствие с существующей международной практикой и поставлены на документальную основу (в качестве первичных учетных документов использовались грузовые таможенные декларации ¾ ГТД), поэтому внешнеторговая статистика стала называться таможенной статистикой внешней торговли.
Данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с 1995 г. также являются основополагающими для Банка России при разработке платежного баланса страны. Таможенную статистику внешней торговли можно рассматривать как отрасль социально-экономической статистики, а также в качестве одной из функций таможенных органов. Как научное направление, таможенная статистика характеризуется предметом, методами, объектами изучения, целью и задачами. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов ¾ аппарат математической статистики. В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам. Объектом изучения таможенной статистики внешней торговли является внешняя торговля Российской Федерации. Цель таможенной статистики внешней торговли определяется сущностью внешней торговли. Соответственно ее цель ¾ документальный учет и анализ информации об объемах и видах товаров, пересекающих границу страны, в конкретных условиях состояния и развития российской экономики и конъюнктуры мирового рынка и предоставление данных статистики внешней торговли органам государственной власти и управления, участникам внешнеторговой деятельности, международным статистическим организациям. Задачами таможенной статистики внешней торговли являются: ■ содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики Российской Федерации; ■ разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;
■ обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте товаров Российской Федерации; ■ анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков; ■ информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации данными таможенной статистики внешней торговли; ■ предоставление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; ■ информационная поддержка контроля поступления таможенных платежей в федеральный бюджет и валютного контроля; ■ предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для разработки платежного баланса Российской Федерации; ■ обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами; ■ предоставление данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; ■ решение иных задач, обусловленных таможенной политикой Российской Федерации. Ведение и организация таможенной статистики является одной из функций таможенных органов. В Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г.таможенной статистике внешней торговли посвящена статья 26 главы 5: «1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации (в Государственную Думу и Совет Федерации), Правительству Российской Федерации и иным органам, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, публикует данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. 2. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации. 3. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами». Особенностями объекта изучения и поставленными перед таможенной статистикой внешней торговли задачами определяются формы, виды и методы статистического наблюдения, а также специфика системы показателей и атрибутивных признаков. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы регламентируются Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|