Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса




В разделе 1 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в изучении и применении общих характеристик различных объектов инвестиционного процесса. Прежде всего, представляется целесообразным усвоить базовые моменты учебного курса.

Применение методов экономического анализа для оценки эффективности бюджетных расходов

Одним из ключевых направлений Программы реформирования региональных финансов Волгоградской области на 2008-2009 годы является разработка системы показателей результативности работы бюджетных учреждений и органов местного самоуправления.

Опыт решения данной проблемы в коммерческом секторе накапливался на протяжении всего ХХ века. Общепринятый алгоритм для её решения состоит в планировании деятельности организации, а затем оценке степени достижения поставленных задач. Кратко основные наработанные в этой области приемы, состоят в следующем.

1. Определяется цель развития организации и товары (услуги), которые необходимо производить для реализации этой цели (целью выбора конкретной товара может быть его востребованность на рынке, производственные возможности предприятия, устранение сезонных спадов реализации и другие).

2. Планирование осуществляется путем разработки технико – экономического обоснования (ТЭО) и бизнес-плана, в которых определяются:

- внешняя среда реализации проекта (инфляция, налоги, конкуренты, экологическая составляющая),

- востребованность услуги (товара) потребителем и, исходя из этого, возможные объемы сбыта,

- затраты на производство товара (предоставление услуги) в соответствие с выбранной технологией,

- цена реализации, затраты на сбыт (реклама, сбытовые каналы),

- соотношение между результатом (объемом выручки, прибылью) и затратами.

2. В основе планирования деятельности предприятия лежит нормирование различных видов работ. Для этого процесс изготовления товаров (предоставления услуг) разделяется на отдельные составляющие и определяется, какие затраты времени (материалов) нужны для производства их единицы.

3. Расчет финансовых ресурсов, требуемых для реализации планируемого объема выпуска в настоящее время принято осуществлять в виде бюджетирования, то есть разработки росписей денежных доходов и расходов на определенный период, по статьям, утвержденным внутренними документами каждого конкретного предприятия. Бюджеты могут разрабатываться по самым различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта – сбыту товаров (услуг), поступлению (расходованию) денежных средств, приобретению и расходованию материалов и другие.

4. При оценке результативности деятельности предприятия (организации) рассчитываются потенциальный и фактический эффекты. Потенциальный представляет собой расчет показателей эффективности (NPV, IRR, срока окупаемости и других) по запланированным данным, а фактический – исходя из результатов, полученных при производстве товара или предоставлении услуги. Чем выше показатели эффективности, тем более результативным считается рассматриваемый производственный процесс.

С определенными оговорками можно говорить, что похожий подход используется в настоящее время и в бюджетной сфере:

1. определяется цель (направление) социально-экономического развития на каждом уровне управления (на федеральном - в виде бюджетного послания Президента Российской Федерации, которое во многом основано на прогнозе социально-экономического развития страны и определяет основные направления бюджетной и налоговой политики);

2. при планировании в виде формирования среднесрочных финансовых планов на 3 года, определяются общие объемы доходов, расходов, дефицита (профицита) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период, распределение межбюджетных трансфертов, внутреннее и внешнее заимствование, гарантии, бюджетные кредиты, составляются бюджетные сметы главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС);

3. параллельно разработке проекта бюджета подводятся итоги его исполнения за предыдущий период времени.

Для определения величины бюджетных расходов в настоящее время проводится работа по конкретизации функций каждого ГРБС, разработка госзаданий для бюджетных учреждений, входящих в их систему и обеспечивающих выполнение этих функций. Реализация части функций уже оформлена в виде стандартов предоставления бюджетных услуг. Так, специфика предоставления бюджетных услуг по социальному обслуживанию населения определена Постановлением Главы Администрации Волгоградской области (АВО) от 19 марта 2007 года № 410 «Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Волгоградской области». В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», были утверждены такие стандарты как:

- государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;

- государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;

- государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;

- государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»;

- государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг»;

- государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания».

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Стандарт «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» разработан в соответствии с положениями федеральных законов и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также государственными стандартами социального обслуживания населения Волгоградской области. Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, рассмотрены в настоящем госстандарте применительно к объему и формам предоставления услуг, определенным в ГОСТ Р 52143. Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

- условия размещения учреждения;

- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;

- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, своевременности предоставления этих услуг, а также их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем клиентов, или нематериальной, определяющей степень повышения физического, морально-психологического состояния клиента, решения его бытовых, правовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги). Контролю подлежит качество всех социальных услуг, упомянутых в государственном стандарте социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». Цель контроля - проверка соответствия качества этих услуг требованиям государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг».

Требования к системе качества учреждения установлены указанным стандартом в соответствии с положениями федеральных законов Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также положениями ГОСТ Р 50691, ГОСТ Р 52142, ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 9004. Под системой качества учреждения понимают совокупность его организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных и других), обеспечивающую осуществление административного руководства качеством услуг. Систему качества оформляют в виде комплекта документов (руководств, положений, инструкций, методик и тому подобное), в которых устанавливают требования к системе качества учреждений в целом и к ее составным частям.

В 2007 году внедрены стандарты государственных услуг «Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов в отделениях дневного пребывания», «Порядок и условия предоставления социальных услуг, направленных на реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждениями социального обслуживания на территории Волгоградской области», «Порядок и условия оказания услуг инвалидам и гражданам с ограниченными возможностями по проведению реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации». С целью дальнейшего проведения в регионе процесса стандартизации социальных услуг приказом начальника УСЗН АВО от 16 мая 2008 г. № 286 утвержден план мероприятий по разработке и внедрению стандартов государственных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания населения на 2008-2009 годы.

В рамках проведения административной реформы в Волгоградской области, утвержденной постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 мая 2006г. № 554 «О проведении административной реформы в Волгоградской области в 2006-2008 годах», были разработаны, апробированы и утверждены Приказом начальника Управления от 15.05.2008 г. № 283 также и ряд административных регламентов исполнения государственных функций и стандартов государственных услуг, которые представляют собой меры социальной поддержки: «Административный регламент УСЗН АВО по предоставлению государственной услуги оказания единовременного социального пособия семьям и одиноко проживающим гражданам Волгоградской области», «Административный регламент УСЗН АВО по предоставлению государственной услуги оказания адресного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Волгоградской области», «Административный регламент УСЗН АВО по оказанию услуг инвалидам по проведению реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации».

Оказание услуг конкретными учреждениями социального обслуживания населения определяется на основе госзадания, которое включает такие группы показателей как:

  1. характеристика клиентской группы,
  2. объем оказываемых услуг,
  3. условия выполнения задания (например, требования к помещениям, наличию холодной и горячей воды, функционирование системы качества и внутреннего аудита),
  4. объем финансирования,
  5. результаты выполнения задания на основе мониторинга удовлетворенности предоставления услуг населению.

Таким образом, на основе указанных выше стандартов определяется, какие именно действия должны выполнять учреждения, предоставляя населению бюджетные услуги. Это госзадание является аналогом бизнес-плана (ТЭО) для предприятий коммерческого сектора, но, в отличие от него, не может быть оценено по объему полученной прибыли (выручки от реализации), так как позволяет призвано, прежде всего, предоставить социальный эффект лицу, имеющему недостаточно материальных средств. Поэтому предлагается оценить эффект от деятельности таких учреждений по степени выполнения госзадания. Для этого предлагается следующий алгоритм (первичная информация для разработки гипотетического примера получена в УСЗН АВО).

А. Все показатели государственного задания разделить на количественные и качественные. Ниже приведено распределение показателей госзадания на количественные и качественные для учреждений социального обслуживания населения:

- по клиентской группе - количественные,

- по объему оказываемых услуг - количественные,

- по условию выполнения задания – количественные (требования к помещениям) и качественные (система качества, внутренний аудит)

- объем финансирования - количественные,

- результаты выполнения задания на основе мониторинга удовлетворенности – качественные.

Количественные показатели характеризуются натуральными единицами измерения – число клиентов учреждения, площадь помещений для предоставления услуг, число предоставленных услуг и т.д. Качественные услуги определяются в баллах. Например, если требуется функционирование системы качества, состоящей из определенных стандартами элементов, то наличие всех этих элементов оценивается в 100 баллов, если же каких-то из них нет, то выставляется меньшее число баллов.

Б. Помимо этого, все показатели госзадания подразделяются на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые – те, которые зависят от деятельности учреждения и оно может воздействовать на их изменения. Например, однозначно, учреждение может оказать влияние на степень удовлетворенности предоставляемыми услугами, на их объем, действие системы качества. Но непосредственно от учреждения не будут зависеть площадь помещений, в которых предоставляется услуга, наличие в них на протяжении всего года горячей и холодной воды и т.п.

Конечно, часть показателей с точки зрения возможностей их контроля являются спорными. Например, не выполнение плана по обслуживаемому контингенту. С одной стороны, число лиц, которые обращаются за определенной помощью, зависит от качества предоставляемых услуг, с другой, от наличия на данной территории соответствующей социальной группы. Решение вопроса о контролируемости каждого фактора государственного задания может быть определено экспертным путем, а сам фактор дополнительно конкретизирован. Например, отсутствие горячей воды по определенным причинам. Если из-за того, что воду отключил Водоканал, то это будет отнесено к неконтролируемым факторам, а по причине длительного отсутствия сантехника – к контролируемым.

Пример плановых и фактических показателей госзадания приведен в таблице 1.

В. Оценка степени выполнения госзадания осуществляется, прежде всего, на основе отношения фактических показателей к плановым. Если полученный коэффициент больше 1, то план перевыполнен. При подобной оценке учреждения могут стремиться занижать плановые показатели. Чтобы этого не происходило, должно контролироваться качество формирования госзадания. В коммерческом секторе наиболее действенным механизмом считается свободная конкуренция. Так как в бюджетной сфере она отсутствует, то такие функции на себя должен взять вышестоящий орган управления, в данном случае УСЗН.

Подобная практика, правда, в области ценообразования, существует при определении тарифов на услуги естественных монополий. Наработанные там методики могут быть применимы и для корректировки госзаданий. Базой оценки степени напряженности планов являются исходные базы потенциальных клиентов, которые ведутся практически по всем группам клиентов. В сочетании с таким показателем госзадания как «Результаты выполнения задания на основе мониторинга удовлетворенности» они позволят определить из-за чего снижается число обращений в учреждение – из – за недовольства качеством или из-за уменьшения потенциального количество пользователей. Поэтому анализировать выполнение госзадания надо с учетом изменений внешней среды функционирования каждого конкретного учреждения.

Таблица 1 – Плановые и фактические показатели госзадания и

их контролируемость (гипотетический пример)

Показатель План Факт Контролируемость1
1. Дети-инвалиды до 18 лет, чел.     К
2. Социально-медицинские услуги, шт/год     К
3. Социально-бытовые услуги, шт/год     К
4. Социально-педагогические услуги, шт/год     К
5. Кабинет ЛФК, кв.м 138,1 138,1 НеК
6. Горячая вода 365 дней     НеК
7. Действующая система качества     К
8. Итоги внутреннего аудита     К
9. Удовлетворенность социально-медицинскими услугами 0,85 0,86 К

1 Условные обозначения: К – контролируемый показатель, НеК - неконтролируемый показатель.

 

Г. Для получения обобщенного результата выполнения госзадания предлагается рассчитывать итоговый эффект деятельности учреждения, например, на основе формулы:

R = (1),

где

R – итоговая величина эффекта, рассчитываемая по соотношению между фактическими и плановыми значениями,

Кi – значимость показателей для целей оценки, определяемая экспертами и закрепляемая в нормативных документах,

a i – отношение факта к плану по каждому показателю госзадания

Величина значимости показателей госзадания введена для того, чтобы итоговый показатель учитывал важность различных элементов деятельности учреждения с точки зрения потребителя услуг и источника их финансирования. Значимость определяется по 100 балльной шкале методом экспертных оценок и позволяет учесть важность различных показателей и не допускать получения одинакового результата итогового эффекта при снижении качества их предоставления.

В зависимости от соотношения спроса и предложения на услугу, значимость показателей может меняться. Так, при недостаточном объеме производственной мощности при предоставлении, например, социально-бытовых услуг, может стимулироваться рост их объема по сравнению с планом, при низкой значимости их качества. В этом случае, производитель сознательно идет на то, чтобы предоставить услугу хотя бы низкого качества возможно большему числу клиентов, чем оставить их совсем без этой услуги. Конечно, с течением времени производственные мощности должны быть увеличены и качество предоставления услуг приведено в соответствие с требованиями их получателей.

Подобный метод экономического анализа – установление коэффициентов значимости показателей – используется при оценке бизнес-планов резидентов, претендующих на размещение своих производств в особых экономических зонах. Их бизнес – планы оцениваются в баллах, выставляемых по таким критериям как, например, соответствие работ по проекту направлениям деятельности в особой экономической зоне (до 10 баллов); масштабность сферы применения создаваемых продуктов (до 6 баллов); деловая репутация заявителя (до 8 баллов); степень превышения IRR над действующей ставкой рефинансирования (до 10 баллов). Всего для оценки бизнес – плана используется 22 показателя. Совокупная оценка по каждому направлению определяется путем перемножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев. Итоговая оценка представляет собой сумму совокупных оценок по каждому направлению. Для получения статуса резидента особой экономической зоны бизнес-план должен получить итоговую оценку не менее 150 баллов.

Таким образом, в настоящее время накоплен опыт определения коэффициентов значимости методом экспертных оценок, который может быть применим и для определения важности показателей государственного задания. Пример оценки выполнения планового задания (гипотетические, на основе материалов таблицы 1) и коэффициенты значимости показателей госзадания приведены в таблице 2.

Д. На основе формулы 1 рассчитаем итоговый эффект выполнения госзадания. Для расчета его плановой величины принимаем, что все показатели госзадания выполнены на уровне запланированных, поэтому итоговый эффект по плану представляет собой максимально возможный при полном выполнении планового задания. При расчете фактического итогового эффекта берется соотношение между фактическими показателями, полученными конкретным учреждением, и плановыми.

Величина затрат определяется на основе объема финансирования, указанного в госзадании. Для их определения могут разрабатываться бюджеты: текущего, развития, внутри текущего – по заработной плате, содержанию помещения, материалам. При таком подходе к формированию затрат рассматриваемая методика становится вариантом бюджетирования, ориентированного на результат.

В ниже приведенном примере их плановая и фактические величины равны, но на практике могут и отличаться. Возможные причины: недофинансирование, экономия из-за недоукомплектованности, улучшения организации работы.

Таблица 2 - Оценка выполнения планового задания (на основе материалов таблицы 1) и коэффициенты значимости показателей госзадания

(гипотетический пример)

Показатель Факт/План Значимость (по 100 балльной шкале)
1. Дети-инвалиды до 18 лет, чел. 0,99  
2. Социально-медицинские услуги, шт/год 1,00  
3. Социально-бытовые услуги, шт/год 1,00  
4. Социально-педагогические услуги, шт/год 1,00  
5. Кабинет ЛФК, кв.м 1,00  
6. Горячая вода 365 дней 0,9  
7. Действующая система качества 1,00  
8. Итоги внутреннего аудита 1,00  
9. Удовлетворенность социально-медицинскими услугами 1,01  

 

Причины отклонения плановых и фактических затрат тоже могут быть разделены на контролируемые и неконтролируемые, а также возможно введение коэффициентов значимости осуществления расходов по отдельным статьям. В этом случае следует принимать стандарты расходов и предусматривать возможные направления использования сэкономленных средств.

В рамках МЧС проводился эксперимент по финансированию выполнения функций, а не содержанию определенного числа рабочих мест с правом определенным образом использовать полученную экономию от сокращения численности. То есть, преценденты «гибкого» использования бюджетных расходов в России существуют.

Эффективность определяется обычным для коммерческого сектора способом как отношение итогового эффекта к затратам. Она определяется к коэффициентах итогового эффекта на 1 рубль затрат. Расчет предложенных показателей на основе рассматриваемого гипотетического примера приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Итоговые показатели результативности учреждения

(гипотетический пример, с использованием данных таблиц 1 и 2)

Показатель План Факт
1. Итоговый эффект (расчет по формуле 1), коэффициенты 59,21 61,22
2. Затраты (из госзадания), млн.руб.    
3. Эффективность = эффект / затраты, коэффициентов на 1 млн.руб. 0,49 0,51

Из таблицы 3 видно, что фактически эффективность деятельности рассматриваемого учреждения выше по сравнению с запланированной на 0,02 коэффициента на 1 рубль затрат (0,51 – 0,49). Для того, чтобы определить на сколько этот лучший результат зависел от усилий самих работников учреждения, проведем анализ влияния на него контролируемых и неконтролируемых факторов, исходя из их разделения по степени контролируемости, приведенного в таблице 1.

Е. Факторный анализ влияния контролируемых и неконтролируемых факторов проводится на основе следующей формулы:

отклонение по каждому показателю =

(факт/план)2 * значимость - (план/план)2 * значимость (2).

Эти отклонения суммируются по трем группам показателей госзадания:

- по всем;

- по контролируемым;

- по неконтролируемым.

Причем, отдельно суммируются положительные и отрицательные отклонения. Если отклонение положительное, то это означает, что по этому показателю результаты деятельности учреждения лучше запланированных, если же отрицательное – то результаты деятельности хуже. Результаты расчетов суммы отклонений по приведенной выше методике показаны в таблице 4.

Из таблицы 4 видно, что по различным показателям у учреждения было как недовыпонение, так и перевыполнение госзадания (по виду отклонений «Всего). В основном отрицательные отклонении были связаны с неконтролируемыми факторами, на которые приходится почти 92 % общей суммы негативных отклонений. Положительные отклонения вызваны контролируемыми факторами, то есть улучшением деятельности учреждения за счет усилий самих работников по сравнению с планируемыми показателями госзадания.

Таблица 4 - Сумма отклонений по показателям госзадания (гипотетически пример на основе материалов приведенных выше таблиц 1,2,3).

Вид отклонений Отрицательных Положительных
1. Всего - 45,12 286,5
2. Контролируемых - 3,69 286,5
3. Неконтролируемых - 41,43  

 

Так как всё же часть отрицательных отклонений было получено за счет контролируемых факторов, то у учреждения есть резервы улучшения своей деятельности, для чего должны быть разработаны соответствующие мероприятия.

В целом, общая сумма всех отрицательных и положительных отклонениий должна быть равна сумме отрицательных и положительных контролируемых и неконтролируемых отклонений. Проверка верности расчетов отклонений осуществляется по формуле:

Всего отклонений = контролируемые + неконтролируемые (3)

Для рассматриваемого гипотетического примера это равенство имеет вид:

-3,69 + (- 41,43) + 286,5 + 0 = - 45,12 + 286,5 = 241,38

Рассчитанную предложенным образом эффективность целесообразно анализировать в динамике. Это позволит оценивать изменения в деятельности учреждений во времени. При пересмотре коэффициентов значимости и/или показателей госзадания необходимо будет вводить дополнительные коэффициенты сопоставимости по аналогии с фондовыми индексами и расчетом индексов цен.

Для расчета итогового эффекта могут применяться и иные формулы расчета. Например,

- при использовании однонаправленных показателей на основе максимального удаления от начала координат итоговый эффект R:

(4),

где a i – отношение факта к плану по каждому показателю госзадания.

Недостатком такого подсчета эффекта является недоучет значимости отдельных показателей госзадания для определения итогового эффекта.

- при учете значимости отдельных разнонаправленных показателей по отношению к выполнению планового задания итоговый эффект R:

R = (5),

где

R – итоговая величина эффекта, рассчитываемая по соотношению между фактическими и плановыми значениями,

Кi – значимость показателей для целей оценки, определяемая экспертами и закрепляемая в нормативных документах,

a i – отношение факта к плану по каждому показателю госзадания.

Недостатком такого подсчета является стимулирование учреждений на точное выполнение госзадания, так как чем больше будут расхождения фактических показателей по отношению к плановым в любую сторону, тем ниже будет итоговый эффект.

Основной недостаток методики оценки результативности на основе предложенного алгоритма состоит в том, что в его основе лежит государственное задание. Предполагается, что оно точно отражает потребности населения в определенной бюджетной услуге. Поэтому многократно возрастают требования к разработке госзадания. Тем не менее, в настоящее время идут поиски создания конкурентной среды в бюджетной сфере, например, за счет института госзакупок. Возможно, что для имитации условий свободной конкуренции будет целесообразно использовать сертификаты социальной услуги по типу планируемых к выпуску образовательных ваучеров.

Имитация условий свободной конкуренции обеспечивается и применением интернет-технологий. Например, в одной из них для оценки потребностей потенциальных клиентов предлагается использовать биржу идей, известную как торговля идеями. Эта технология состоит в том, что товары принимаются за «ценные бумаги», которые респонденты продают и покупают будто бы на фондовой бирже. Исследования предполагают, что цены на такие акции отражают, как новый продукт будет принят на рынке. По аналогии потребители бюджетных услуг могли бы определять, какие организации, предоставляющие определенные виды услуг, должны получить наибольшее финансирование и развитие. Хотя недостатками использования такой методики являются низкая компьютерная грамотность именно той части населения, которая находится в трудной жизненной ситуации, стремление потребителей получить социальную услугу как можно ближе к месту своего жительства (пусть даже и менее качественную по сравнению с удаленным от дома учреждением).

К преимуществам предложенной методики оценки результативности работы бюджетных учреждений относятся:

- использование уже сложившейся информационной базы,

- легкость автоматизации процесса оценки,

- простота перенастраивания отдельных элементов методики оценки (круга учитываемых показателей, значения коэффициентов значимости) при изменении условий формирования государственного задания,

- сопоставимость полученных результатов для разных учреждений,

- создание системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Хотя, как было уже сказано, предлагаемая методика оценки результативности предоставления бюджетных услуг построена на существующих элементах бюджетного планирования и контроля, но она предполагает, что все эти элементы (система качества, внутренний и внешний аудит, стандарты предоставления услуг и т.п.) разработаны у всех ГРБС. Только их внедрение создает необходимую информационную базу для оценки результативности бюджетных услуг. Поэтому применение предложенной методики является одним из заключительных этапов формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат. Её использование возможно только у «продвинутых» ГРБС, активно совершенствующих свою деятельность в соответствии с общемировыми стандартами.

Предложенная методика может быть оформлена в виде компьютерной программы, содержащей такие разделы как разработка государственного задания, бюджета доходов и расходов, непосредственно самой оценки результативности. При составлении модели взаимосвязей между факторами, от которых зависят объемы показателей государственного задания, будет возможно применение динамического программирования для прогнозирования последующих особенностей предоставления бюджетных услуг.

Таким образом, предложенная методика является одним из способов оценки эффективности бюджетных расходов, позволяет учесть степень удовлетворенности населения количеством и качеством бюджетных услуг, встраивается в существующую систему планирования и оценки их предоставления и потому полезна для внедрения.

Рекомендации по решению задач.

Для расчета эффективности инвестиционных вложений широко применяются коэффициенты дисконтирования. Дисконтирование - это приведение заданной (известной) будущей стоимости (С) к современной эквивалентной стоимости (Р). Это означает, что если сумму Р положить в банк под у процентов годовых, то через N лет на нее будет получен доход С. При данном методе общая формула расчета доходности:

Р = + +... + , где Р - рыночная стоимость инвестиционного объекта в настоящий момент, - доход за каждый период времени N, N - число периодов, в течении которых выплачивается доход, М - сумма основного долга, выплачиваемая при погашении (для долговых ценных бумаг) или продажи объекта, у - доходность.

Например.

1. Акция была приобретена по цене 200 у.е., ожидается, что ежегодно она будет приносить дивиденд 40 у.е. и через два года будет перепродана за 250 у.е. Внутренняя ставка доходности данной операции определяется путем подбора значения у из выражения 200 = 40/(1+у) + (40 + 250)/ . Необходимо подобрать такое значение у, при котором правая часть уравнения будет равна 0. Проверим для у=70%. 200 = 40/1,7 + 290/ , правая часть выражения равна 147,465. Это меньше 200, поэтому внутренняя ставка доходности от этой операции ниже. При значении у=40% получим, что правая часть уравнения равна 176,53, т.е. ставку доходности надо снизить еще. Правая часть уравнения будет приблизительно равна 200 при ставке дисконтирования 30%. Это и будет внутренняя ставка доходности от рассматриваемой операции.

2. Доходность к продаже облигации, имеющей номинальную стоимость 100 у.е., ежегодно начисляемый купонный доход 40%, купленную за 90 у.е. и проданную через два года после приобретения за 95 у.е. определиться из уравнения: 90 = 40/(1+у) + (40 + 95)/ . Определение значения у ведется подбором, как и в предыдущем примере. В данном случае ставка дисконтирования или доходность к продаже равна 47%.

По аналогичной формуле определяется чистая дисконтированная стоимость и внутренняя норма рентабельности для оценки эффективности капиталовложений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...