Вопрос 1. Налогоплательщики, налоговая база и льготы по водному налогу.
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения. Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 №2395-1 «О недрах». Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ. Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами: Ø забор воды из водных объектов; Ø использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; Ø использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; Ø использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях. Не признаются объектами налогообложения: 1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; 2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; 3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков; 4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; 6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; 7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах; 8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; 9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения; 10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей; 11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений; 12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; 13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; 15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ): · Забор воды из водных объектов за 1 ед. объема (1000 куб. м. воды); · Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. площади (км2 водного пространства); · Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики за 1 ед. (1000 кВтч электроэнергии); · Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. (1000 м3 леса за 100 км сплава). При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ. Также в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Льготы по налогу В письме от 5 мая 2012 г. №03-06-06-02/7 Минфин РФ указало, что при заборе воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), а также водопоя, обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности хозяйств, водный налог не уплачивается. Но при этом, если цель забора воды - технологическое обеспечение водой сельскохозяйственного объекта, то водный налог уплатить придется. Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т.д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом (письмо Минфина РФ от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7). Такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается. А) Забор воды из подземного источника.
В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды. В письме Минфина РФ от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды. Б) Забор воды из наземного водоема. Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются водными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров. Иными словами, если сельскохозяйственная организация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование). В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае - за пользование водой организация будет вносить определенную плату. Льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|