Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория эффективности руководства Ф.Фидлера.




Одним из первых экспертов, решительно поддерживающих теорию случайностей, является Фред Фидлер. Он считал, что эффективность стиля управления может быть оценена только в том случае, если этот стиль соответствует данной ситуации.

Фидлер считал, что успех или эффективность того или иного стиля руководства зависит от трех следующих условий:

- отношений между руководителем и членами коллектива;

- структуры задачи;

- уровень власти руководителя.

Рассмотрим эти факторы немного более подробно.

1. Под отношением руководителя и подчиненных подразумевается степень лояльности первого к членам коллектива. Если взаимоотношения между ними тесные, руководитель может рассчитывать на поддержку и понимание в любую минуту, и наоборот, если же эти отношения не могут быть названы таковыми, то сила слова руководителя как бы автоматически снижается.

2. Под структурой производственных заданий здесь понимается степень рутинности (простое и объемное) или нерутинности (сложное и уникальное) работы. Сложные задания требуют, конечно же, большей слаженности, чуткого участия руководителя, инициативы и энтузиазма от подчиненных, дополнительных затрат времени. С другой стороны, они рассчитаны на высокий уровень ответственности, носят нерутинных характер, требуют применения демократического стиля управления.

3. Уровень власти руководителя, то есть объем как формальной, так и неформальной его власти, имеет существенное значение. Измеряется он авторитетом руководителя. Эта власть позволяет ему отдавать приказы, поощрять или наказывать. Добавим, что высокий уровень власти позволяет применять авторитарные методы управления и наоборот.

Фидлер полагал, что эти три фактора в комбинации могут дать образ идеального руководителя. Он считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным. Поскольку Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим способом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, что ведет к высокой производительности и удовлетворенности.

Для оценки стиля руководства он разработал следующий метод: руководителям надо было дать портрет коллеги, чьи личные качества были бы для них наименее предпочтительными (наименее предпочитаемый коллега), с кем бы им менее всего хотелось работать. Фидлер утверждал, что руководитель, описывающий нелюбимых им подчиненных в более сжатом стиле, является предрасположенным к демократическому стилю управления. Это люди, которые позитивно настроены на общение, обмен мнениями. Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование этого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе.

В противоположность им те, кто описывал своих подчиненных злобно, без симпатии, были названы руководителями, ориентированными на производство. Потенциальные преимущества такого стиля руководства - это быстрота действия и принятия решений, единство цели и строгий контроль за работой подчиненных. Для успешности производства здесь необходимо соблюдение следующего условия - охотное сотрудничество исполнителей с руководителем. Потенциальную эффективность такого стиля руководитель может реализовать в тех случаях, когда работа не требует творческого подхода.

Однако руководитель должен понимать, что ориентация на задачу и диктаторство или оскорбление - не одно и то же. Если он имеет диктаторские замашки, то со стороны подчиненных высока вероятность возмущения, недоверия, нежелания сотрудничать, приобщение к таким неформальным группам, цели которых противоречат целям организации. Эти факторы, в свою очередь, могут сделать руководство неэффективным.

 

Таким образом, главная черта эффективного руководства - гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен умело использовать преимущества того или иного стиля руководства и нейтрализовать его слабые стороны. Чтобы точно оценить ситуацию, руководителю необходимо хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководитель, который желает работать как можно более эффективно, получить все, что может от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении своей карьеры. Скорее, он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Необходимо, чтобы каждый руководитель стремился полнее уяснить соответствующие данной ситуации условия и действовал максимально целесообразно.

Можно сказать, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль “адаптивный”, или стиль, “ориентированным на реальность”.

 

 

 Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ

 

Среди важнейших свойств малой социальной группы особый интерес представляет ее неформальная структура, а место каждого члена группы в структуре неформальных отношений - психологический статус - является важной социально-психологической характеристикой личности.

Под психологическим статусом в социальной психологии понимают положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Статус, таким образом, определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он объединяет в себе одновременно и черты, объективно присущие индивиду, и то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функций.

Психологический статус следует отличать от статуса социального, который представляет собой "позиции, занимаемые индивидом в социальных группах и в обществе в целом". В социальном статусе индивида присутствует и статус самой группы, ее место в более широком социальном контексте.

Одним из наиболее эффективных методов изучения малых групп, а также личности как элемента социальной группы, является социометрия. Термин "социометрия" связан с именем американского психиатра и психолога Дж. Морено, который в 30-е годы нашего века разработал особую социопсихологическую теорию. Социометрия, по определению Морено, представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В дальнейшем широкое развитие получила не общая теория Морено, а предложенные им методы, преимущественно использующиеся для изучения малых социальных групп, т.е. социальных групп, видовым отличием которых являются межличностные отношения, непосредственные контакты.

Социометрическая процедура (или социометрический тест) предназначена для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы, путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия - это сочетание опросной методики и алгоритмов для специальной математической обработки первичных измерений.

Социометрическая процедура может быть использована для:

а) измерения степени сплоченности-разобщенности группы;

б) выявления "социометрических статусов", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии;

в) выявления типов межличностных отношений;

г) выявления в структуре группы положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков;

д) обнаружения внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

В конечном счете благодаря тому, что социометрический тест позволяет представить характер внутригрупповых отношений в наиболее значимых ситуациях, появляется возможность управлять жизнедеятельностью группы, решать проблемы групповой сплоченности, предотвращать конфликтные ситуации.

При использовании социометрической процедуры (в дальнейшем для краткости будем именовать ее "социометрией") исследователи исходят из того житейского факта, что в процессе совместной деятельности индивидов всегда наличествуют чувства симпатии и антипатии друг к другу. Одни индивиды выражают желание (позитивный выбор) сотрудничать с определенными людьми в какой-либо конкретной ситуации, другие, напротив, выражают нежелание (негативный выбор) взаимодействовать с этими лицами. Такой процесс явного и неявного выражения предпочтений и антипатий (позитивных или негативных выборов) является неотъемлемой характеристикой повседневной жизнедеятельности группы. Если принять во внимание выражение известного психолога Б.Ф. Поршнева "функция выбора - основа личности", то социометрический метод, создавая ситуацию контролируемого выбора, позволяет выявить структуру межличностных отношений по самым различным основаниям.

Критерием выбора (как положительного, так и отрицательного) одним индивидом другого может быть конкретная содержательная деятельность, реальная для индивида и группы ситуация. Эта деятельность (ситуация), взятая в качестве основы выбора, называется СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ КРИТЕРИЕМ. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры группы.

Социометрические вопросы весьма специфичны и отличаются по своей формулировке от других видов вопросов, принятых в психологии и социологии. Как правило, они начинаются со слов "С кем бы Вы хотели...", "Кого бы Вы выбрали..." и т.п.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такой вопрос, который предлагает респонденту выбрать некоторых людей из данного множества людей (например, из его сотрудников), пользуясь для выбора заданным критерием. При этом не следует забывать, что выбор осуществляется человеком вербально (словесно, прожективно), а не реально, действительно.

Социометрический критерий, представленный и сформулированный в виде вопроса анкеты или интервью, в своем строении должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Критерий должен нацеливать человека выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

2. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4.Применяемые критерии должны описывать значимые для большинства членов группы ситуации.

5. Критерий должен быть вежливо и корректно сформулирован. Он должен быть конкретным и однозначным.

В зависимости от задач, решаемых с помощью социометрической процедуры, могут быть использованы различные виды критериев: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), коммуникативные и гностические, позитивные или негативные и т.п. Наиболее важным является деление критериев ПО СТЕПЕНИ ЗНАЧИМОСТИ их для индивида - сильные и слабые (или, значимые или незначимые). Сильные критерии выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения. Задаваемые ими ситуации очень важны для большинства членов группы и, в силу этого, повышают ответственность выбора. Например, ситуация выбора "с кем пойти в кино" явно слабее по значимости, чем ситуация "с кем жить в одной комнате в общежитии".

Общая проблема выбора хороших, достаточно эффективных критериев для конкретного социометрического исследования сводится к решению следующих трех взаимосвязанных задач.

а) выбор наиболее адекватных и значимых критериев, что выражается в их соответствии характеру основной деятельности группы. Такие критерии определяются с помощью предварительных наблюдений за группой, интервью с ее членами для выявления наиболее значимых ситуаций взаимодействия.

б) Определение требуемого числа критериев. Решение этой проблемы целиком зависит от задач исследования. Если, например, исследователя интересует проблема комплектования производственного подразделения, то вряд ли есть необходимость анализировать взаимоотношения индивидов по поводу проведения досуга. Однако на основе только одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе.

в) Определение типовых форм используемых критериев. Решение этой задачи зависит также от целей и задач конкретного исследования. Если исследователь хочет выявить напряженные участки внутри группы, он применяет только односторонние отрицательные критерии (как формальные, так и неформальные). Когда необходимо выяснить представления индивидов о структуре своей группы, определить степень осознанности взаимоотношений в группе, пользуются гностическими критериями. Если же требуется выяснить общее социально - психологическое состояние групповой структуры межличностных отношений (так называемую общую социометрическую картину), то в процедуре используются одновременно формальные и неформальные, коммуникативные и гностические, положительные и отрицательные критерии.

Социометрический опрос может проводиться двумя способами.

1 способ: исследователь раздает опрашиваемым анкеты (социометрические карточки), контролирует их заполнение, а затем собирает их. При этом соблюдаются обычные требования к проведению анкетного опроса: обеспечение заполнения анкеты самостоятельно каждым членом группы, без консультаций с другими лицами, отсутствие руководителя при опросе членов группы, четкое обозначение границ группы, в которых осуществляются выборы, и т.п.

2 способ: исследователь устно задает опрашиваемым вопросы - критерии, на которые тут же, на чистом листе бумаги, нумеруя очередность вопросов, даются ответы.

Материалы предыдущего этапа (опроса) - заполненные социометрические карточки или листы с ответами - прежде всего заносятся в социоматрицу, компактно представляющую первичную информацию и упрощающую математическую обработку собранных данных.

СОЦИОМАТРИЦА - это квадратная таблица размером NхN, где N - число людей в группе. Каждому члену группы, таким образом, соответствует одна строка по горизонтали и один столбец по вертикали. По горизонтальной строке отмечаются соответствующими обозначениями позитивные, негативные выборы и безразличные отношения определенного индивида к другим членам группы. В вертикальном столбце отмечаются позитивные, негативные выборы и состояния безразличия со стороны других членов группы по отношению к данному индивиду. Поскольку самовыборы не учитываются, клетки по диагонали обычно заштриховываются.

Состояние безразличного отношения индивидов друг к другу обычно обозначается нулем или вообще не обозначается (тогда клетка в таблице остается пустой).

Социометрическая матрица, таким образом, имеет следующий вид:

 

Кто выбирает

Кого выбирают

Количество сделанных выборов

 

1 2 3 4 5 6 7 + - Всего

1

Х + +         2 0 2

2

+ Х + + +     4 0 4

3

+ + Х         2 0 2

4

+   + Х     - 2 1 3

5

+       Х   - 1 1 2

6

+         Х   1 0 0

7

-       -   Х 0 2 2
Кол-во полученных выборов + - всего 5 1 4 2 0 2 3 0 3 1 0 1 1 1 0 0 0 0      0 2     -2      
                       

Обозначения:

(+) - позитивный выбор; (-) - негативный выбор; (+) - взаимный позитивный выбор; (-) - взаимный негативный выбор.

На основе социоматрицы строится также графическое изображение структуры межличностных отношений в группе - СОЦИОГРАММА.

Социограмма представляет собой рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а выборы - стрелками.

Обычно при построении социограмм пользуются следующими графическими символами:

А ¾¾¾¾® В - А выбирает В

А ¾ ¾ ¾®В - А выбирает В

А ¾¾¾® В - А выбирает В, В выбирает А (взаимный                                                                                                                                                                                                   положительный выбор)

А ¾ ¾ ®В - А отвергает В, В отвергает А (взаимный отрицательный выбор)

ÿ - мужчина

O - женщина

На основе приведенной выше социоматрицы может быть построена следующая социограмма:

                                           2

 


                1                                                     4

                                                                           

 

6

                                                            

                                          3                                   5

                                              

 

               7

    

Социограмма может быть интерпретирована следующим образом:

1. Между тремя членами группы (1,2,3), взятыми попарно, существует взаимный положительный выбор. Этот “треугольник” составляет своеобразное ядро, или подгруппу.

2. Член группы под №7 имеет только отрицательные выборы, при этом сам делает также только отрицательные выборы.

3. Член группы №6 не имеет никаких выборов - ни положительных, ни отрицательных, что говорит о его изолированном положении в группе.

4. Член группы №1 имеет наибольшее количество положительных выборов и является "центром притяжения" не только своей подгруппы, но и всей группы.

5. Между членами группы №5 и №7 существует взаимная отрицательная связь, что свидетельствует о существовании здесь "конфликтного участка".

Таким образом, социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри группы - лидера (тип лидерства), психологические ядра группы (подгруппы), которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей, количество позитивных и негативных выборов и, наконец, изолированных индивидов.

Существует несколько видов социограмм. Социограмма, в которой номера членов группы располагаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении - за партами в школе, на рабочих местах на производстве и т.п., называется ЛОКОГРАММОЙ. В КРУГОВОЙ СОЦИОГРАММЕ все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы (рис. 1). Большое распространение получили "СОЦИОГРАММЫ - МИШЕНИ", которые представляют собой серию концентрических кругов, каждый из которых обозначает ту сферу, в которой должны располагаться индивиды в соответствии со своим статусом (числом полученных выборов). В центре круга помещаются наиболее популярные индивиды (лидеры, "звезды"), получившие наибольшее количество выборов, а на периферии - те, которые получили мало выборов или вообще не получили никаких выборов. Между ними располагались члены группы, получившие соответственно какое-то среднее между этими крайностями количество выборов. В дальнейшем многие исследователи модифицировали этот вид социограммы, разбивая круги на секторы для разделения лиц по половым, должностным, возрастным или другим признакам (рис.2).

 

                                                                         жен. муж.

     
 

 

 


          Рис.1                                         Рис.2

 

В некоторых случаях члены группы располагаются на социограмме произвольно, без соблюдения какого-либо принципа построения.

Главное достоинство социограммы состоит в том, что она дает наглядное представление о структуре отношений внутри группы. Если говорить о недостатках, то у социограммы обычно отмечают следующие два: а) некоторая произвольность в построении схемы отношений и б) "трудночитаемость".

Количественными характеристиками межличностных отношений, естественно отвечающими выделенным критериям, являются СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ. Различают два типа социометрических индексов - персональные и групповые.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ (ПСИ) дают числовые характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности как свойств отдельного элемента в системе взаимодействия со свойствами  других членов в группе. Они указывают на степень развития этих свойств в зависимости от поведения данного лица в системе данной группы, на реакцию группы по отношению к лицу и рассчитываются по каждому члену в отдельности.

Данные для расчетов ПСИ берутся из соответствующей социоматрицы.

Один из самых важных ПСИ - ИНДЕКС СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА:

 

   количество полученных i-членом выборов

С = -----------------------------------------------------------       или

                                N-1

   кол-во положит. выборов - кол-во отриц. выборов

С = ----------------------------------------------------------------------,

                                          N-1

 

где N - численность группы.

С точки зрения социальной психологии статус - это способность лица быть выбранным в общении, он фиксирует величину престижа лица в общении с другими. Мерилом социометрического статуса служит количество выборов, полученных индивидом от других членов его группы в ходе социометрической процедуры. Чем сильнее личность способна сосредоточить на себе систему связей в группе, тем выше ее психологический (социометрический) статус, тем выше ее авторитет и ролевые возможности управлять группой.

При оценке социометрического статуса того или иного члена группы следует всегда помнить о том, что величина этого статуса полностью определяется той ситуацией взаимодействия, которая задается определенным критерием. Поэтому величина социометрического статуса индивида колеблется в зависимости от тех критериев выбора, которые кладутся в основу социометрической процедуры.

Разные величины статусов свидетельствуют о неравнозначности позиций членов группы во взаимоотношениях друг с другом, т.е. указывают на наличие психологической структуры групп. Расчет персональных статусов дает возможность проранжировать всех членов по степени их влияния на поведение группы (ранговое место каждого члена показывает его вес в структуре межличностного общения по изучаемому критерию).

Для более углубленного рассмотрения статуса личности в группе необходимо также принять во внимание:

а) порядок полученных выборов: быть выбранным 5 раз в числе первых не то же самое, что быть выбранным 5 раз, но последним;

б) источник выбора: когда выбирает лидер, то это не то же самое, что выбор, сделанный аутсайдером группы.

ГРУППОВЫЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ (ГСИ) характеризуют структурно-функциональные свойства социометрических конфигураций в целом. Они свидетельствуют о количественных особенностях динамики и структуры общения в изучаемой группе, диагностируют степень психологической взаимности и пр. ГСИ рассчитываются как по каждому критерию в отдельности, так и суммарно по нескольким критериям.

Например, ИНДЕКС ГРУППОВОЙ ЭКСПАНСИВНОСТИ характеризует общую психологическую активность группы (показатель динамики социально-психологической жизни группы):

             общее число выборов, сделанных в группе

Е гр= -----------------------------------------------------------

                                        N

 

ИНДЕКС ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ (или, у разных авторов - индекс социометрической когерентности, плотность группы) характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов. Индекс представляет собой частное от деления числа всех выборов в группе на максимально возможное число выборов:

        количество отданных (или полученных) выборов

S гр = ---------------------------------------------------------------------

                                             N

 

Если Егр практически показывает среднее количество выборов, сделанных каждым членом группы в ходе социометрической процедуры, то индекс Sгр является более точным показателем и позволяет сравнивать различные группы между собой.

Под статусной структурой личных взаимоотношений понимается обычно соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов.

В социометрической литературе различают несколько типов подгрупп, на которые разбивается изучаемая группа по признаку различного количества полученных выборов. В соответствии с этим количеством членов группы относят к категории "звезд", "изолированных", "пренебрегаемых" и "отверженных". Термином "звезда" обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. Последователи Морено, уточняя определение, к "звездам" относят тех индивидов, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятностей. Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории "пренебрегаемых". К "изолированным" относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. "Отверженным" считается член группы, который в процедуре, где используются отрицательные критерии, получает максимальное количество отрицательных выборов.

Иногда члена группы, получившего наибольшее количество положительных выборов, называют также "лидером". Однако понятия "звезда" и "лидер" далеко не тождественны. Лидерство относится к подсистеме общения, а не личных взаимоотношений. "Звезда", т.е. наиболее эмоционально-притягательный член группы, не обязательно выступает в качестве доминирующего в процессе общения. Точно так же лидер не обязательно является социометрической "звездой". "Звезда" чаще всего исполняет другую социальную роль - "любимец группы". Группа предъявляет разные требования к качествам личности тех и других. В то же время не исключено, что лидер может одновременно быть и социометрической "звездой".

Практика социометрических измерений привела многих исследователей к простым и надежным способам определения уровня социометрического статуса. При проведении параметрической процедуры с величиной ограничения 3 выбора принимается, к примеру, следующая шкала статусов: 1 группа ("звезды") получают 6 и более выборов; 2 группа ("принятые" и "предпочитаемые") - 3-5 выборов; 3 группа "непринятые" - 1-2 выбора; 4 группа ("пренебрегаемые", "изолированные") - 0 выборов. Такое укрупненное разбиение дает возможность четко выделить две наиболее существенные статусные категории: членов группы с благоприятным статусом (1 и 2 статусные категории), куда относятся индивиды, получившие среднее[4] и выше среднего число выборов; и членов группы с неблагоприятным статусом (3 и 4 статусные категории), куда относятся индивиды, получившие минимальное и нулевое число выборов.

Развитие и совершенствование социометрических методов имеет существенное значение для управления малыми контактными группами. Установленные количественные показатели могут быть использованы как для диагностики состояния личных взаимоотношений в группах и коллективах, так и для измерения результатов соответствующих управленческих воздействий. При этом является очень важным то, что вероятность объективного установления положения каждого члена группы в системе личных взаимоотношений (психологический статус, его динамика, взаимность предпочтений, их причины и осознание) дает возможность поставить конкретные задачи по оптимизации психологического климата коллектива, других качественных его характеристик, и наметить пути их решения.

 

 

Тема 6. Влияние группы на индивида. Групповые эффекты при групповом принятии решений. Межгрупповые отношения.

 

Влияние группы на индивида.

(Майерс Д. Изучаем социальную психологию- Питер, 2005. - 252 с., главы 14-18)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...