Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы обращения с наименованием родства




 

Формы обращения с наименованием родства употребляются, в первую очередь, в следующих коммуникативных ситуациях: обращение детей к родителям, родителей к детям; обращение внуков к бабушке и дедушке и наоборот; обращение племянников к тете и дяде и тети, дяди к племянникам. Заметим, что в испанском языке в обиходно-разговорной речи термины родства очень широко используются в переносном значении и во внесемейной сфере коммуникации.

 

Обращение к родителям

 

В условиях нейтрального регистра общения формами обращения детей к родителям служат:

 

Mamá/Papá

Madre/Padre

 

Важно отметить, что в современной испанской городской речи значительно чаще употребляются обращения Mamá/Papá, а не традиционные пиренейские формы Madre/Padre, которые преобладали в речи испанцев еще в 30-е годы нашего столетия. В наши дни обращение Madre/Padre чаще можно услышать в сельской местности.

Рассмотрим примеры:

Сын прощается в аэропорту с родителями:

Papá, mamá, tengo que embarcar. Espero que no haya problemas en el viaje.

– Adiós, hijo, que no te pase nada.

– Adiós, que llegues bien.

Ребенок обращается к матери:

Mamá, ¿puedo salir un rato a la calle?

– Bueno, pero sólo un rato porque dentro de poco comemos.

Дочь спрашивает у отца:

Papá, ¿cuándo me enseñas las fotos?

– Todavía no las tengo, cariño. Mañana me las dan y las vemos.

- ¿Vale?

- Vale.

Взрослый сын обращается к матери:

– ¿Cuánto tiempo sin verte, madre!

– Te encuento más maduro, hijo.

Дочь (сельская жительница) прощается с матерью:

– Adiós, madre. ¡Cuídese!

– Adiós, hija mía. ¡Qué la Virgen te acompañe!

Имеется ряд аффективных форм обращения, наиболее часто употребляемых в случаях, когда дети хотят выразить свою любовь к родителям или добиться их особого расположения:

 

Mami/Papi

Mamaíta/Papaíto

 

Приведем примеры.

Маленькая девочка просит мать:

Mami, quiero un pastel.

– Ahora no, que vamos a cenar. Después de la cena lo podrás comer.

Школьник обращается к отцу:

Papi, ¿me ayudas a hacer estos deberes?

– A ver, enséñamelos.

Маленькие сестра и брат разговаривают с отцом:

Papaíto, José rompió la jarra de la sala.

– No es verdad, papá, yo no fui.

Ребенок спрашивает мать:

– ¿Cuándo nos vas a llevar a casa de abuela, mamaíta?

– Este domingo, si Dios quiere.

В качестве стилистически-сниженных обращений иногда (редко) используются существительные Vieja/Viejo.

Например.

Подросток просит отца:

Viejo, necesito pasta.

– Siempre andamos con las mismas.

В некоторых испанских регионах (в Валенсии, в частности) узуальны обращения – Mare/Pare:

¡Pare!....¡Pare!

Era Batistet llamando desde la puerta de la barraca. El padre... corrió tras él. (V. Blasco Ibáñez).

В сельской местности встречаются апеллятивы Mama/Taita.

В ситуации обращения к родителям супруга/супруги, возможно (редко) употребление обращений:

 

Mamá/Papá

Madre/Padre

 

Эти апеллятивы символизируют особую теплоту и признание родительских связей в отношениях между коммуникантами.

Например.

Сноха обращается к тестю:

Papá, le estamos esperando, ya es tarde.

– Ya estoy, no tardo nada.

Зять говорит теще:

Mamá, vamos a salir. No vendremos hasta las cinco.

– Muy bien. ¡Qué os vaya bien!

В зависимости от внутрисемейных отношений параллельно с вышеуказанными апеллятивами используются также:

Имя (часто; обычно в сочетании с формой обращения на )

 

Doña/Don + имя

Señora/Señor + имя

 

Приведем примеры.

Диалог между невесткой и свекровью:

María, puedes decirme, ¿dónde está Javier?

– Pues, Silvia, ha ido a comprar el periódico.

Зять обращается к тестю (пожилому интеллигенту):

– ¿Cómo está, don Rodrigo? He sabido que estuvo enfermo.

– No ha sido nada grave. De nuevo la úlcera.

– Tiene que cuidarse.

Диалог между зятем и тещей:

Doña Isabel, su hija me dice que tardará un poco.

– Está bien. La esperamos.

Сниженная стилистическая окраска характерна для обращений:

 

Abuela/Abuelo

Suegra/Suegro

 

Эти ФО типичны для речи лиц, принадлежащих к низкому социальному страту общества.

Например. Невестка (сельская жительница) обращается к тестю:

Abuelo, déme pan.

– Tómalo.

Диалог между невесткой и свекровью:

Abuela, que quédate a cenar.

– Sí, me quedo, cariño.

Диалог между зятем и тещей:

Suegra, no haga esfuerzos, que le sienta mal.

– Sí, no es nada.

 

Обращение родителей к детям

 

Для ситуации обращения родителей к детям характерно использование имен собственных: María, José и т. д. Очень часто (особенно при контакте с детьми младшего возраста) имена употребляются в трансформированной форме (Pili, Fran, Teo, Quique, Paco) или с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Rosita, Fernandito, Pepita, Andresito, Jesusin).

Например.

Мать спрашивает шестилетнюю дочку:

Conchi, ¿te has puesto los zapatos? Mira que ya salimos.

– Mami, ¡no sé dónde están!

Высокочастотно употребление апеллятивов Hija/Hijo.

Например.

Диалог между матерью и дочерью:

– Me voy, hija, que si no, llego tarde. ¡Adiós!

– ¡Adiós, mamá!

Отец говорит сыну:

– Date prisa, hijo. Vamos a llegar tarde.

– Ya voy.

Иногда данные обращения (обычно к маленьким детям) используются с уменьшительно-ласкательными суффиксами Hijita/Hijito.

Нередко в постпозиции к Hija/Hijo следуют притяжательные местоимения mía/mío, что усиливает экспрессивность высказывания:

Hija mía/Hijo mío

Например.

Мать говорит шестилетнему сыну:

– Estáte quieto, hijo mío, así no puedo vestirte bien.

– Está bien, mami.

Мать обращается к дочери – школьнице:

Hija mía, así con esos pelos no puedes salir. Peínate un poco.

– Pero, mamá...

Распространены и такие апеллятивы, как:

 


Chica/Chico

Niña/Niño

Criatura

Nena/Nene

Pilla/Pillo (чаще к лицам мужского пола)

Pequeña/Pequeño


 

Рассмотрим примеры.

Мать спрашивает дочь старшеклассницу:

– ¿Cómo te atreves a vestirte así, criatura?

– Mamá, que todas mis amigas se visten así. Mamá, tú vives en otro mundo y no te enteras.

Диалог между отцом и сыном:

– ¿A dónde vas?

– A casa de Julián.

– ¿Otra vez?

– Me está esperando.

– ¡Pero, chico, no se puede estar todo el día en casa del vecino!

Отец говорит малышу:

– Ven aquí, niño, vamos a acostarnos, que ya es tarde.

– Pero, papá...

Диалог между отцом и маленьким мальчиком:

– ¿Dónde te has metido, pillín?

– Estaba en la cocina, papá.

Весьма часто используются аффективные формы обращения, имеющие положительную оценочность. В данном случае в функции обращений реализуются метафорически переосмысленные имена существительные и субстантивированные прилагательные.

Cariño

Tesoro (mío)

Encanto (mío)

Perla

Vida mía, Mi vida (реже)

Cielo (mío) (cielito)

Monada

Rica(o)

Corazón (mío)

 

Например.

Мать утешает маленькую дочку:

– No llores, monada. Te compro dulces. ¿Quieres?

– Sí, mami.

Диалог между девочкой– первоклассницей и матерью:

– Mamá, las chicas dicen que yo soy fea.

– No, no, tesoro mío. Eres lo más bello que existe bajo la capa de las estrellas.

Диалог между дочерью-школьницей и отцом:

– Papá, ¿te cuento lo que me pasó hoy en el cole?

– Sí, corazón, cuéntame.

Аффективная тональность усиливается с помощью прибавления к апеллятиву притяжательного местоимения mío(mía) в постпозиции или mi (в препозиции). Отметим, что использование притяжательного местоимения mi в препозиции к ФО в Испании не имеет широкого распространения. Причина вариативности форм mío(mía)/mi предопределяется рядом факторов; в первую очередь – территориальным и различной сочетаемостью с ФО.

Приведем примеры.

Диалог между матерью и ребенком:

– ¿Ya te has peinado? Mira que vamos a salir ahora mismo.

– Ya estoy peinado.

– A ver. Muy bien, cielo mío. Ahora cepíllate los zapatos un poco.

Диалог между матерью и дочкой:

Mi niña, ¿quieres un dulce?

– Gracias, abuelita. (Южные регионы Испании)

Со стороны родителей по отношению к детям в отдельных ситуациях употребляются аффективные ФО, имеющие отрицательную оценочность; в большинстве случаев они адресуются сыновьям: Idiota, Imbécil, Tonto(a), Desgraciado(a), Mocoso(a), Burro, Ganso, Cochino, Miserable, Bobo(a), Loco(a).

Например.

Отец обращается к сыну:

– Alfonso, cochino, usa el tenedor. ¡Con las manos no se come!

Разгневанный отец обращается к сыну, который обидел сестренку:

(– Papá, mira, Luisín me pegó y me está saliendo sangre.)

– Ven aquí, desgraciado, que te voy a enseñar a no pegarle a tu hermana.

Мальчик пытается открыть консервную банку ножом. Отец ему говорит:

– ¡Suelta el cuchillo, burro, que te vas a cortar!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...