ВР. В. 50. Из пяти представленных ему различных животных указывает трех, о которых его спрашивают.
ВР.В.51. ИЗ ПЯТИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЕМУ ПРЕДМЕТОВ МЕБЕЛИ УКАЗЫВАЕТ ТРИ, О КОТОРЫХ ЕГО СПРАШИВАЮТ. Хотя эти три умения оцениваются по-отдельности (заниматься ими тоже нужно по-отдельности), в них много общего, и поэтому мы рассмотрим их вместе. У маленьких детей, которые учатся говорить, часто наблюдается тенденция сводить к одному понятию все предметы, имеющие какой-нибудь общий признак. В самом деле, многие из нас встречали детей, для которых все четвероногие животные - "собачки", все фрукты - "яблоки" и т.д. Однако, на том этапе развития, о котором мы говорим, детям уже пора начинать различать "одинаковые - но - разные" предметы. Учебными материалами могут служить сами предметы, о которых вы будете говорить ребенку (тогда, когда это возможно), реалистические игрушки и картинки. Для занятий с продуктами питания выберите пять знакомых ребенку кушаний. Не следует включать в их число то, что малышу дают в особых случаях, например, "сладкую вату" или мороженое, поскольку эти лакомства могут вовсе не ассоциироваться у него с пищей! Для занятий с животными выберите пять четвероногих животных, таких как лошадь, корова, собака, свинья и кошка. Для занятий с предметами мебели выберите что-нибудь знакомое ребенку, например, кровать, стул, стол, шкаф и телевизор.
Как оценить. Занятия можно проводить так же, как раньше, когда малыш учился выбирать из нескольких предметов тот, который ему называют (см. параграф ВР.В.20). Во многих случаях, а именно тогда, когда вы при каждом удобном случае старались сказать ребенку, как называется тот или иной предмет, специальные занятия не требуются.
Игровое время и участие в работе по дому..
Даже если малыш получил положительные оценки, вам все же не стоит оставлять своих усилий по пополнению его словарного запаса и стремления насытить этот словарный запас деталями. Даже если ребенок еще не говорит, нужно, чтобы он понимал больше слов. Старайтесь в своей речи употреблять наряду с уже знакомыми ребенку словами, менее знакомые: "Посмотри на всех этих животных! Здесь свинки, лошадки, коровы и овечка". Или: "Я стираю пыль с мебели. Сначала со стола, а сейчас - с пианино. А ты сотри пыль с журнального столика!" и т.д. Сделайте так, чтобы у ребенка была возможность показать вам, что он понимает, о чем вы говорите - пусть он отбирает нужные предметы, выполняет простые указания.
Закрепление и развитие умения. Следует заниматься и другими категориями предметов. Знакомьте ребенка с частями, из которых состоят растения, с птицами (утка, курица и т.д.), с деталями дома (пол, стена, крыша и т.д.) и насекомыми. Можно обращать внимание малыша и на другие категории предметов - те, которые в жизни и работе вашей семьи играют важную роль. К данному умению мы вернемся несколько позже, в параграфах ВР.В,71-74.
ВР.В.52. ВЫПОЛНЯЕТ ПРОСЬБУ: "ДАЙ МНЕ...И...!"" ВЫБИРАЯ ДВА ПРЕДМЕТА ИЗ ЧЕТЫРЕХ. В этой просьбе самым важным является слово "и". Если раньше вы называли только один предмет, то теперь вы будете называть два, и малыш должен будет оба слова запомнить и оба предмета вам дать. Овладение этим умением знаменует большой шаг вперед. Кроме того, это хорошая подготовка к решению задачи, которой посвящен параграф ВР.Г.42 и последующих задач, связанных с выполнением указаний, состоящих из двух частей.
Как оценить. Материалы Четыре знакомых ребенку предмета (например, собака, чашка, ложка и мяч). Способ: Положите предметы перед ребенком на стол и скажите: "Дай мне... и...!" Сделайте пять попыток, называя все предметы в разных сочетаниях. Не подсказывайте и не напоминайте, что нужно делать. Прежде, чем малыш начнет выбирать предметы, убедитесь, что он слушает ваши указания.
Результат положительный, если четыре раза из пяти ребенок правильно выполнит ваше указание и даст вам оба названных предмета.
Как учить. Здесь в наших требованиях появляется совершенно новый элемент, и это обуславливает необходимость более интенсивных занятий. Сначала малыш будет сильно нуждаться в вашей помощи, но со временем вы будете помогать ему все меньше и меньше. Помните, что данное умение требует особой концентрации внимания. Для начала, высказав просьбу, возьмите руки ребенка в свои и подведите их к обоим предметам так, чтобы он мог их взять. Скажите: "Посмотри, вот ты взял собачку и мячик". Иногда сами давайте малышу предметы со словами: "Я дам тебе ложку и чашку. Ты взял ложку и чашку". После того, как вы повторите эту процедуру несколько раз, попробуйте снова изложить малышу свою просьбу, но уже не направляйте его руки. Если он даст вам только один предмет из тех, что вы назвали, скажите: "Собачку и...". Так вы дадите ребенку шанс вспомнить второй предмет. Если же малыш все-таки не вспомнит, повторите всю просьбу сначала: "Дай мне собачку и мячик!". Если ребенок даст вам два предмета, но не те, которые вы назвали, ничего не говоря, положите их на место и скажите: "Слушай внимательно! Дай мне собачку и мячик!" Когда ребенок научится выполнять просьбы с вашей помощью, так, как мы описали выше, попробуйте давать ему подсказку в более общей форме, например: "Ты уже все сделал?" или "О чем я тебя просила?". Если малыш все же забыл, что нужно сделать, положите все предметы на место и повторите первоначальную просьбу. Можно разнообразить упражнения, например, поставить на стол широкую вазу или ведерко и попросить малыша: "Положи туда собачку и мячик!" Возможны и другие варианты. Можно каждый день менять предлагаемые ребенку наборы предметов - подойдут любые из тех, которые он знает. Продолжайте упражняться до тех пор, пока два дня подряд малыш не будет выполнять ваши указания правильно, как минимум, четыре раза из пяти.
Игровое время и участие в работе по дому.. Смотрите параграф ВР.В.53.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|