Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Графическая композиция. 10. Технические требования к упаковке




Графическая композиция

Шрифт

Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном и ассоциативном восприятии. Моторные — это острый шрифт или округлый, различного наклона и т. д., а ассоциативные — связаны с историей развития человеческой культуры. Мы предлагаем выделить следующие ассоциации.

1. Исторические — готический шрифт вызывает ассоциации с временами рыцарства и поклонения прекрасной даме, а рубленый — с эпохой революции.

2. Национальные: кириллица — славянские народы, арабская вязь — Восток и т. д.

3. Образные — это прежде всего рисованные шрифты, где активно используются цвет и фактура. Причём таким образом может быть решена вся надпись или отдельные буквы, которые могут становиться изображением. На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки.


Композиция

В упаковке чаще всего используется симметричная композиция. Она более уравновешена, статична. Вызывает ощущение стабильности, надежности — качества. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп.

В композиции обязательно должна учитываться и такая закрепленная в подсознании особенность восприятия, как реакция на силу земного притяжения. Как пояснительный пример хочется привести упаковку для сока, которая мне попалась на Украине. Весь изобразительный ряд находился на верху пакета, он зрительно перевешивал, поэтому пакет все время хотелось перевернуть.

Ритм

Ритм является организующим способом в создании композиции. В то же время ритм в композиции является не менее значительным способом эмоционального воздействия. Декоративность изобразительных элементов — геометрических знаков, орнамента — имеет связь с проявлениями ритма и симметрии в природе, с положительной реакцией человека на правильную форму. Чувство целесообразности правильной формы в виде инстинкта закрепляется даже у животных. Положительная эмоциональная реакция на гладкую поверхность, четкую линию, правильную форму, в конечном счете, выступает как эстетическая реакция, связанная с чувством ритма, симметрии.

Пиктографические изображения

Последнее время все более активно используются пиктографические изображения на упаковке. В данном случае пиктографическое изображение выступает и как фенестративное («окно» воздействует на эмоциональную сферу и возвращает себе функции инструктивной передачи информации на уровне изображения).


 

 Пиктографические изображения носят прежде всего инструктивный характер, то есть как необходимо действовать, чтобы получить ожидаемый результат. Как, в какой последовательности совершать операции по приготовлению продуктов питания или сборки мебели и т. д.

Серийность

Серийность при оформлении упаковки важна прежде всего в связи с разработкой марочного товара различного назначения, включающего большое количество упаковок разного размера. Например, парфюмерная линия может включать духи, туалетную воду, дезодорант, кремы, лосьоны и т. д. Единое решение серийной продукции рассчитано на быструю идентификацию (узнавание) товара данной линии, закрепление образа данного товара в сознании потребителя.

 

Дизайн данной упаковки представляет собой  строгий выдержанный стиль делового человека, который привык полагаться на себя и на свои часы.

 

 

10. Технические требования к упаковке

Для выполнения каждой из своих функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Так, например, защитная функция предъявляет к упаковке требования по обеспечению необходимых показателей теплостойкости, морозостойкости, герметичности, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, сохранения массы, стабильности формы, долговечности, ударной прочности, прочности при сжатии и разрыве, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей, наряду со специфическими другими, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Системный учет таких требований служит основой при подходе к вопросу целенаправленного создания упаковки.

Помимо требований, продиктованных функциональным назначением, следует учитывать и комплекс требований к упаковке, обусловленных упаковываемым продуктом и производственными условиями. Материал и конструктивное исполнение упаковки зависят от агрегатного состояния продукта — твердого, жидкого или газообразного, а также от его особенностей — температуры, давления, вязкости, размера частиц и т. п. Важное значение имеют химическая и биологическая активность продукта и связанные с ней опасные факторы. Производственные условия определяются прежде всего требованиями заказчика, в значительной степени обусловливающими особенности упаковки: это и экономические условия, это и требования к внешнему виду и дизайну, а нередко — и к материалу. Сюда же относят и требования изготовителя, касающиеся вопросов технологичности конструкции, экономических и технологических возможностей, материалов и т. д. Не менее важным аспектом являются и требования унификации, определяющие важнейшие технико-экономические показатели упаковки.


 

Дозирующая функция требует от упаковки удобного размещения определенной дозы продукции. Если упаковывание выполняется автоматически в составе фасовочно-упаковочной машины, то конструкция упаковки должна предусматривать возможность ее формирования в объемную конфигурацию соответствующими рабочими органами ма­шины. Собранная упаковка должна быть устойчивой на транспортере и обеспечивать удобное позиционирование в зоне фасовки для размещения продукции в упаковке. Геометрическая форма упаковки должна способствовать процессу фасовки, а также последующему закрытию и герметизации. Необходимость фасовки строго заданного количества продукции (по весу и объему) требует от упаковки обеспечения строгой геометрической формы и точных размеров. Вид фасуемой продукции зачастую предопределяет выбор материала упаковки. На отдельные виды продукции соответствующими стандартами предусмотрены возможные варианты потребительской и транспортной тары.

Защитная функция требует от упаковки конструктивных мер по защите продукции от механической, биотической и абиотической порчи. Для этого упаковка должна обладать во всем диапазоне рабочих температур высокой механической прочностью, коррозионной и химической стойкостью, герметичностью и непроницаемостью по отношению к газам, воде и ее парам, жирам и другим средам, в том числе агрессивным. От упаковки требуется защита продукции от влияния внешней среды, например от пыли, запахов и т. п., обеспечение сохранения массы упакованной продукции.

Транспортная тара работает в условиях постоянно действующих статических (преимущественно сжатие) и динамических (удар, вибрация) нагрузок, часто возникающих перегрузок. Поэтому важнейшим требованием к транспортной таре является обеспечение механической прочности и долговечности. Накладываются определенные ограничения на выбор формы и конструкции тары: исключение резких переходов, острых граней и углов, концентраторов напряжений и др.


Маркетинговая функция предъявляет комплекс требований к форме, размерам, художественному оформлению, качеству печати, к содержанию информации на упаковке. Эти требования тесно взаимосвязаны с упаковываемым продуктом: хорошая упаковка ассоциируется с продуктом и помогает его продвижению на потребительском рынке.

Одной из основных задач упаковки является обеспечение возможности быстрого выделения её покупателем из большого разнообразия других товаров и формирования решения о покупке. В этих вопросах важное значение имеет цветовое оформление упаковки. Цвет решает две основные задачи: привлекает внимание и формирует образ продукта, оказывая психологическое воздействие на покупателя.

Нормативно-законодательная функция предусматривает комплекс унифицированных, устанавливаемых различными нормативно-законодательными документами (государственными и отраслевыми стандартами, техническими условиями и т. п. ) требований к упаковке в сферах её производства, получения упакованной продукции, транспортировки, хранения, распределения по торговой сети, продажи, потребления и утилизации использованной упаковки.

К произвольной информации на упаковке, оформленной широким спектром художественно-пластических способов, предъявляют требования привлекательности внешнего вида за счёт оптимальной формы, психологически удачного цветового решения, изящества, простоты и разнообразия элементов визуальной коммуникации и т. д.

Содержание обязательной информации диктуется техническими требованиями к упаковываемой продукции. Эти требования нормированы ОСТами и ГОСТами на отдельные виды продукции, а также Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300 от 7 февраля 1992 г. Статья 10 этого закона обязывает указывать на потребительской таре.


 

Эксплуатационная функция выдвигает требования к конструкции упаковки, предусматривающие особенности всех этапов жизненного цикла упаковочной продукции, а также удобство для потребителя при пользовании упакованным продуктом.

Экологическая функция требует в первую очередь возможности оптимальной утилизации отходов использованной упаковки с предотвращением загрязнения окружающей среды.

Данная упаковка отвечает ряду технологических требований, таких как:  достаточная теплостойкость, герметичность, достаточная морозостойкость, защита от пыли, достаточная прочность, стабильность формы, пригодность к штабелированию, унификация, способность к групповой упаковке, удобство в обращении, способность к повторному закрытию, легкость открывания, предоставление информации, идентификационная способность, предоставление рекламы, гигиеничность, экологичность, возможность повторного использования, удобство утилизации.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...