Предмет и задачи таможенной статистики внешней торговли
ТС внешней торговли занимается построением системы показателей и разработкой методик их расчёта для изучения объёмов, структуры, динамики и экономических результатов товарообмена между РФ и другими государствами. Предметом изучения ТС внешней торговли являются закономерности её развития и распределения, изменения её пропорций, характер взаимосвязей показателей внешней торговли с другими экономическими показателями. Объектом изучения ТС внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт товаров в натурально-вещественном и стоимостном выражении. Под экспортом понимается вывоз из страны произведённых, выращенных или добытых товаров отечественного производства. К товарам отечественного производства, при этом, относят товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей основные качественные, технические и др. характеристики товаров. Экспорт товаров уменьшает запасы материальных ценностей. Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления внутри страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей. Импорт товаров увеличивает запасы материальных ценностей страны. Задачи ТС внешней торговли определены в Приказе ГТК РФ № 1524 от 24.12.2003 г. «Об утверждении Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации». К ним относятся: 1. Содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей. 2. Обеспечение полного и объективного учёта данных об экспорте и импорте РФ.
3. Анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков РФ. 4. Разработка внешнеторговой политики РФ на основе данных ТС внешней торговли. 5. Информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти РФ данными ТС внешней торговли для принятия решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли. 6. Предоставление данных внешней торговли международным организациям в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. 7. Предоставление данных ТС внешней торговли для контроля за поступлением таможенных платежей в Федеральный бюджет. 8. Предоставление внешнеторговых данных для разработки платёжного баланса РФ. 9. Обеспечение сопоставимости данных о взаимной торговле между РФ и её внешнеторговыми партнёрами. 10. Предоставление внешнеторговых данных для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и др. задачи. Системы учёта внешнеторговых операций
В международной статистической практике принято подразделять внешнюю торговлю на «общую» и «специальную». Такое разделение предопределяет различия в экономическом содержании категорий экспорт и импорт в зависимости от того, к общей или специальной системе относятся статистические данные. Системы учёта торговли различаются определением статистической территории. Статистическая территория – это территория, в отношении которой осуществляется сбор данных. При общей системе учёта торговли статистическая территория совпадает с экономической территорией страны, т.е. с той территорией, которая находится под управлением правительства, внутри которой свободно обращаются рабочая сила, товары и капитал. При специальной системе в статистическую территорию не включаются свободные таможенные зоны и таможенные склады. В этом случае статистическая территория совпадает с таможенной территорией страны.
Таможенная территория – это территория, на которой таможенное законодательство страны действует в полной мере. Названные системы учёта различаются и по моменту учёта внешнеторговых операций. При общей системе регистрация экспорта и импорта производится по дате пересечения государственной границы, а при специальной системе – по дате пересечения таможенной границы страны. Отсюда следует, что специальная система учёта имеет существенный недостаток. Полученные на её основе данные, с одной стороны, не включают информацию о некоторых внешнеторговых товаропотоках, например, данные о перемещении товаров между свободными зонами и другими странами и, наоборот, включают данные о некоторых внутренних товаропотоках, например, о перемещении товаров между таможенной территорией и свободной зоной. С учётом изложенного выше, в 1998 г. Статистическая комиссия ООН впервые рекомендовала странам вести статистический учёт на основе общей системы. Россия использует общую систему учёта внешнеторговых операций. Наблюдение в статистике внешней торговли. Объекты, единицы наблюдения. Программа Наблюдения. Источники информации о Внешней торговле
Этап получения данных о внешней торговле называется статистическим наблюдением внешней торговли. Наблюдение – научно организованный сбор данных, на этапе которого разрабатывается программа наблюдения, т.е. решаются вопросы определения объекта наблюдения, единицы наблюдения, перечня признаков, по которому будет осуществляться сбор информации. В ТС внешней торговли объектом наблюдения (учёта) являются товары, ввоз или вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные национальные запасы. Конкретная партия товара, пересекающая границу страны, является единицей наблюдения, а также единицей статистической совокупности. Таким образом, ТС внешней торговли изучает совокупность партий товаров, пересекающих границу страны. Основным источником данных о внешней торговле является грузовая таможенная декларация (ГТД). Порядок декларирования товаров участниками внешнеэкономической деятельности был введён постановлением Совета Министров СССР № 203 от 7.03.1989 г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». С 1 января 2007 г. Приказом ФТС № 756 от 11 августа 2006 г. Введён единый административный документ (ЕАД), который объединяет грузовую таможенную декларацию (ГТД) и транзитную декларацию (ТД). Ввод в действие нового бланка ГТД/ТД ознаменовал переход российской таможенной системы на использование такого же документа, что и в Европе, в странах ЕС. Он позволяет состыковать систему таможенного оформления грузов в России и в других странах. Это является важным условием развития международной торговли с участием нашей страны.
Так как декларирование товаров является обязательным, можно считать, что наблюдение в статистике внешней торговли по охвату единиц совокупности является сплошным. По форме (способу получения информации) наблюдение является документальным, т.е. основано на данных ГТД. По времени осуществления наблюдение является текущим (непрерывным). Программой наблюдения определён перечень признаков единицы наблюдения. Он приведён в разделе 8 «Методологии таможенной статистики внешней торговли» и содержит следующие признаки: 1) отчётный период; 2) направление товаропотока (ввоз или вывоз); 3) торгующая страна; 4) страна производитель; 5) страна отправления; 6) страна происхождения; 7) статистическая стоимость товара; 8) код и наименование товара; 9) вес нетто; 10) вес брутто; 11) количество товара в дополнительных единицах измерения; 12) код и наименование дополнительных единиц измерения; 13) характер сделки; 14) таможенный режим; 15) особенность декларирования товара; 16) специальная таможенная процедура; 17) регион (автономный округ, область, край и т.д.) Учёт ввоза и вывоза при декларировании товаров ведётся по дате выпуска товара, проставленной в ГТД. Учёт товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередач, осуществляется в связи с особенностью их декларирования по дате последнего транспортного документа, а для природного газа и электроэнергии – по дате последнего дня месяца, в котором осуществлялась поставка товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|