Внешняя торговля РФ по группам стран в 2005 г.,
Млрд. долларов США
Данная группировка дает наглядное представление о том, с какими группами стран Россия преимущественно ведёт торговые отношения. Одной из важнейших в статистике внешней торговли является группировка по товарным группам. Группировочным признаком в этом случае является «наименование товарной группы». Такая группировка позволяет наглядно представить распределение экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по укрупнённым товарным группам, выявить те из них, которые преобладают в экспорте или импорте страны. На основе данной группировки можно построить и изучить струк- туру внешней торговли РФ. Таблица 3 Группировка экспорта и импорта РФ по товарам в торговле Со всеми странами за 2005 г., млрд. долларов США
Все рассмотренные выше группировки являются типологическими, то есть позволяют изучать различные экономические типы единиц в составе общей совокупности. Как правило, эти группировки строятся по атрибутивным признакам.
Кроме типологических в статистике внешней торговли часто используются вариационные (структурные) группировки. В отличие от них вариационные группировки могут быть построены только по количественным признакам. Кроме изучения структуры совокупности по группировочному признаку вариационные группировки позволяют изучать вариацию признака в совокупности единиц. Примером вариационной (структурной) группировки служит:
Таблица 4 Распределение европейских стран – партнёров по объёму импорта РФ в 2001 г., млн. долларов США
Основные показатели таможенной статистики внешней Торговли
Статистические группировки позволяют получить сводные данные по экспорту, импорту и внешнеторговому обороту, как по каждой выделенной группе, так и по всей совокупности в целом. Эти сводные характеристики называются статистическими показателями внешней торговли. Основными показателями статистики внешней торговли являются: - внешнеторговый оборот (ВТО); - экспорт; - импорт; - сальдо внешнеторгового оборота. Первые три показателя имеют как натурально-вещественное, так и стоимостное выражение. Сальдо внешнеторгового оборота, представляющее собой разность стоимости экспорта и стоимости импорта страны, имеет только стоимостное выражение. Натурально-вещественный объём показателей внешней торговли рассчитывается по весу «нетто» в килограммах или тоннах. Стоимостной объём указанных показателей рассчитывается по статистической стоимости, которая является статистической оценкой учёта экспорта и импорта товаров. Начиная с 1992 г. статистическая стоимость определяется путём пересчёта стоимости товаров в доллары США по курсу Центрального Банка России на день принятия ГТД к таможенному оформлению (подробнее см. лекция 7 вопрос 1).
Для более подробного изучения внешней торговли указанные четыре показателя недостаточны. Их необходимо дополнить показателями структуры внешней торговли, например, удельным весом (долями) экспорта или импорта в общем объёме внешнеторгового оборота, долями той или иной товарной группы в объёмах экспорта или импорта, долями той или иной страны в общем объёме внешнеторгового оборота и т.д. Система показателей внешней торговли будет неполной, если в ней не будут отражены индексные показатели. Например, индексы стоимости, физического объёма и цен внешней торговли, а также индексы, отражающие условия внешней торговли страны, такие как индексы общих условий торговли, индексы реальных условий торговли, индексы покупательной способности экспорта и др. Важное значение в статистике внешней торговли имеют средние величины, которые также являются обобщающими характеристиками изучаемой совокупности, прежде всего это средние цены конкретных товаров, средние объёмы, приходящиеся на единицу совокупности и т.п. Для решения специальных задач в таможенной статистике внешней торговли используются специальные виды статистических показателей, такие как абсолютные и относительные показатели размеров вариации, показатели формы распределения, центра распределения, показатели динамики, колеблемсти, показатели тесноты и силы связи, аппроксимации и др. При анализе внешней торговли важное значение имеет комплексный подход к формированию системы показателей, в которую должны быть включены разные виды показателей. Их сочетание резко расширяет аналитические возможности каждого показателя в отдельности и системы в целом.
ТЕМА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВАРИАЦИИ В СТАТИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Задачи изучения вариации в статистике внешней торговли. Ряды распределения, их виды, порядок построения и графического Отображения
Методы анализа вариации (вариационных рядов распределения) в ТС внешней торговли в основном используются для:
1) анализа закономерностей формирования цен на товары; 2) решения вопросов о типичности средней контрактной цены на конкретный товар; 3) решения вопросов об однородности совокупности контрактов по значению контрактных цен; 4) выявления формы распределения контрактов по величине контрактной цены; 5) определения тех контрактов, цены по которым являются аномальными для изучаемой совокупности контрактов. Указанные вопросы также необходимо решать в тех случаях, когда во внешней торговле изучаются связи статистического характера и для их изучения применяются методы корреляционного и регрессионного анализа (подробнее см. тему «Статистические методы изучения стохастических связей во внешней торговле», лекции 9,10). Рядом распределения называется перечневая таблица, в которой приведён перечень объектов (единиц совокупности) и указаны значения изучаемого признака у каждой из них. Если объекты (единицы совокупности) располагаются в порядке убывания или возрастания значений признака, ряд распределения называют ранжированным. При большом объёме совокупности ряд распределения удобнее представлять в сгруппированном виде – в виде вариационного ряда. Вариационный ряд – это таблица, в подлежащем которой выделены группы по значению варьирующего признака, а в сказуемом указано число единиц в каждой группе (частоты), или их число в процентах к итогу (частости). При этом интервалы вариационного ряда должны быть равны по величине, а распределение частот (частостей) должно носить моновершинный характер. Вариационный ряд представлен в табл. 5.
Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|