Тема «Качественные признаки частей тела»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Г87 Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Мето-; дическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. — (Логопед вДОУ). ISBN 5-89144-651-0 В книге впервые представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к развитию речи детей с задержкой речевого развития и является логическим продолжением методики логопедической работы по формированию начального детского лексикона О.Е. Громовой. В зависимости от уровня психического и речевого развития данные занятия могут быть адресованы также и детям раннего возраста с нормальным речевым онтогенезом. Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных и медицинских учреждений. ББК 74.102 Громова Ольга Евгеньевна Соломатина Галина Николаевна ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Методическое пособие Главный редактор В.В. Дремова Редактор Е.А. Львова Художник обложки Е.В. Кустарова Корректоры Т.Н. Николаева, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05. от 28.02.2005 г. Подписано в печать 20.10.05. Формат 60 х 90'/|6. Усл. печ. л. 8,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 5655. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15 Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2
ISBN 5-89144-651-0 © ООО «ТЦ Сфера», 2005 От автора В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста. Представленные в книге конспекты логопедических занятий отражают разработанную С.А. Мироновой систему развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Задачи развития речи на логопедических занятиях решаются параллельно с задачами ознакомления с окружающим миром, поскольку окружающая действительность является источником не только познания, но и развития речи детей. Организация коррекционно-логопедической работы способствует также развитию всех психических процессов. Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего возраста разрабатывались на основе общедидактических и специфических принципов обучения. Одним из основных принципов является воспитывающий характер обучения. Занятия по развитию речи формируют у детей не только различные нравственные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучают их к дисциплине, общепринятым нормам поведения. Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса и означает, что обучение должно быть на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития». Одним из наиболее важных принципов является принцип индивидуального подхода. В работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются на основе предварительного обследования. Для его проведения в логопедических группах отводится специальное время — первые две недели сентября. Основой обучения детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, занимающий особое место при решении коррекционных задач. Наглядный материал должен быть достаточно крупным, свободным от лишних деталей. Практическая деятельность детей с реальными предметами способствует более прочному усвоению речевого материала.
Принцип целостного построения коррекционно-воспитательного работы предполагает такую организацию, при которой отработке определенных умений и навыков проводится во всех видах детское деятельности. Принцип коррекционно-развивающего обучения заключается в том, что в условиях специального коррекционного обучения необходимо развивать познавательную деятельность детей. Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков. Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач от однословных ответов до развернутых высказываний, направленных на развитие умения детей взаимодействовать с окружающими. Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию речи — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие словаря происходит за счет обогащения (количественного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнения содержанием слов, известных детям) и активизации словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся в сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе систематического ознакомления их с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. В словарь детей постепенно вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми практическими навыками группировки изучаемых объектов. При обучении детей с речевой патологией особого внимания требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.
Задачи формирования грамматического строя речи решаются в процессе многосторонней речевой практики детей. Поэтому в систему обучения включены разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Такими являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение простых предложений. Для развития связной речи необходимо формировать у детей умение понимать обращенную речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы. Для детей раннего и млад- шего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка со взрослым и при помощи взрослого (А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.). Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимают литературные произведения устного народного творчества, писателей и поэтов России. В содержание занятий включены упражнения, приучающие слушать и следить за развитием действия в литературном произведении, понимать и устанавливать причинно-следственные связи. Логопедические занятия, представленные в данной работе, были апробированны в дошкольных учреждениях Москвы. Авторы выражают глубокую благодарность администрации и педагогическим коллективам ГОУ № 58 (заведующий Л.В. Купцова), ГОУ № 815 (заведующий Р.И. Тюркина), ГОУ № 1708 (заведующий Т.Н. Новикова), ГОУ № 1880 (заведующий А.Е. Бармина), Центра медико-социального сопровождения «Малыш» (заведующий О.В. Гундарева).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятия проводятся не реже трех раз в неделю в групповой форме. Поэтому на изучение каждой темы отводится три занятия. На первом занятии происходит знакомство с предметом. При этом широко применяются наглядные методы обучения — демонстрация предметов и их изображений, действия с предметами, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол чаем» и т.п. На следующих двух занятиях происходит углубление знаний детей о предметах, ознакомление с их качествами и свойствами. Дети получают целостное представление о предмете, его назначении, видовых особенностях. Для комплексного решения задач развития речи предлагается комплекс разнообразных приемов, адекватных раннему и младшему дошкольному возрасту. 1. Выполнение действий с предметами — основной прием обучения, поскольку, действуя с предметом, ребенок опирается на различные анализаторы (тактильный, вибрационный, кинестетический), что облегчает усвоение речевого материала. Отработанные действия дети переносят в самостоятельные игры, что также способствует закреплению речевых навыков. 2. Выполнение просьбы, поручения не только помогает проверить понимание ребенком обращенной речи и способствует активизации собственной речи детей, но и способствует формированию у детей ориентировки в окружающем мире.
3. Многократное проговаривание речевого материала используется для того, чтобы привлекать внимание детей к изменению слов в различных словосочетаниях и в разных формах. 4. Комментирование действий используется для развития восприятия речи детьми. Многократно слушая речь педагога, ребенок готовится к последующей ступени речевого развития, например построения предложений более сложной конструкции, составления рассказа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ СЕМЬЯ Приблизительный пассивный и активный словарь: мама, папа, де душка, бабушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, имя, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, помогает, идет большой, маленький, старший, младший, ласковый, любимый. Занятие 1 Тема «Состав семьи» Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения. Оборудование: сюжетная картинка, изображающая семью, семейные фотографии. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям предлагается назвать свои имена. 2. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Громко назовите имя ребенка, к которому я подойду. Дети должны громко и четко назвать имя ребенка. Названному ребенку задаются вопросы. У тебя есть мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)! Давайте познакомимся с фотографиями Ваниной семьи. Детям последовательно показывают фотографии разных членов семьи названного ребенка. Например, показывают фотографию папы и спрашивают ребенка: «Это мама?» Ребенок должен ответить: «Нет. Это папа». Затем всем детям задается вопрос: «Кто это?» На одном занятии желательно рассмотреть фотографии членов семьи двух-трех детей. При рассматривании фотографий членов семьи другого ребенка ему задается вопрос: «Кто это?» Упрощенный вариант этого задания — альтернативный вопрос: «Это мама или папа?» Рассматривание сюжетной картинки. Посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Помо-гите мне правильно назвать всех членов семьи. Вот... (папа, мима, дочка, сын, бабушка, дедушка).
Затем предлагается дать имена детям (мальчику и девочке), изображенным на картине, например Коля и Маша. 4. Выяснение родственных отношений в семье (задание по картине). Для мамы Маша дочка. Для папы Маша... кто? Помогите мне... (Дочка.) Для мамы Коля кто? Помогите мне... (Сын.) Для папы Коля...? (Сын.) Мама (папа) говорит о Маше: Маша — моя дочка». Мама (папа) говорит о Коле: «Коля — I мой сын». Как говорит мама о Коле (о Маше)?Как говорит Папа О Коле (о Маше)! Для Маши Коля брат. Для Коли Маша сестра. Как зовут Колину сестру? Как зовут Машиного брата? Коля говорит о Маше: «Маша — моя сестра». Маша говори го Коле: «Коля — мой брат». Как Коля говорит о Маше? Как Маша говорит о Коле? У Маши есть бабушка и дедушка. А у Коли есть бабушка и дедушка? Затем детям предлагается подумать, как бабушка скажет о Маше, О Коле. Как дедушка скажет о Маше, о Коле? 5, Итог. О ком мы сегодня говорили? (О семье.) Каждому ребенку предлагается назвать членов семьи: «Ваня, назови членов твоей семьи». Занятие 2 Тема «Я и моя семья» Пул (..активизация словаря по теме, формирование простого предложения. Оборудование: сюжетная картина «Семья»; отдельные картинки, Изображающие членов семьи в действии; предметы: портфель, сумка,. фартук, машинка, кукла, книга, очки. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент. Детям предлагается назвать имена мамы и папы. В случае затруднения можно использовать альтернативный вопрос: «Твою маму зовут Катя или Света?» Рассматривание картинок.
Детям раздаются картинки, на которых изображены члены всей семьи в действии, и предложить их рассмотреть. При этом необходимо комментировать действия каждого члена семьи, называя их: «Boт папа. Папа стоит. Вот мама. Мама сидит. Вот дедушка. Дедушка спит. Вот сын. Сын играет» и т.д. Затем дети отвечают на вопросы: «Кто сидит? Кто играет? Кто стоит? Кто спит?» 3. Рассматривание сюжетной картинки «Семья». Дети, посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Кто! это? (Мама.) Что делает мама? (Мама сидит.) Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи. В результате получается небольшой рассказ. 4. Ролевая игра «Семья». На столе располагаются предметы: портфель, сумка, фартук, машинка, кукла, книга, очки. Детям предлагается поиграть в «семью», распределив роли. Боря будет папой. Боря, кто ты? (Я папа.) Лена будет мамой. Лена, кто ты? (Я мама.) Ира будет дочкой. Ира, кто ты? (Я дочка.) Саша будет сыном. Саша, кто ты? (Я сын.) Дима будет дедушкой. Дима, кто ты? (Я дедушка.) Света будет бабушкой? Света, кто ты? (Я бабушка.) Дети, кто у нас папа? (Боря.) Боря, возьми со стола один предмет, который нужен папе, чтобы отнести бумаги на работу. Каждый играющий выбирает нужный его персонажу предмет. Утром папа и мама идут на работу. Боря, покажи, как папа идет на работу. Дети, что делает папа? (Папа идет.) Лена, покажи, как мама идет на работу. Дети, что делает мама? (Мама идет.) Ира, покажи, что делает дочка. Дети, что делает дочка? (Дочка играет.) Саша, покажи, что делает сын. Дети, что делает сын? (Сын играет.) Света, покажи, что делает бабушка. Дети, что делает бабушка? (Бабушка готовит еду.) Дима, покажи, что делает дедушка. Дети, что делает дедушка? (Дедушка читает.) Вечером родители возвращаются с работы. Кто идет домой? (Папа идет домой. Мама идет домой.) 5. Итог. Давайте, дети, вспомним, кто был папой (мамой, бабушкой и т.д.)? Занятие 3 Тема «Занятия членов семьи» Цель: расширение глагольного словаря и активизация словаря признаков «большой» — «маленький», практическое использование простого предложения. Оборудование: картинки с изображением всех членов семьи, выполняющих новые действия (рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, помогает); предметные картинки с изображением членов семьи. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Дети вспоминают, кто есть кто в семье. На наборное полотно выставляются картинки с изображением всех членов семьи. 2. Рассматривание картинок с изображением членов семьи в действии. Поочередно детям показываются картинки, на которых изображением члены семьи в действии, и затем выставляются на наборное полотно. При этом необходимо рассказывать, комментируя изображаемые действия каждого члена семьи. Вот папа. Папа чинит. И это папа. Папа смеется. А тут папа рисует. Вот мама. Мама гладит. И это мама. Мама стирает. Вот дедушка. Дедушка спит. А тут дедушка рассказывает. Вот бабушка. Бабушка шьет. А тут бабушка варит. Вот сын. Сын играет. Тут сын рисует. А тут сын помогает папе. Вот дочка. Дочка плачет. А тут дочка убирает. Вот дочка помогает маме. Затем дети отвечают на вопросы по картинкам, составляя предложения из двух слов: «Кто чинит?» (Папа чинит.) «Кто рисует?» (Сын рисует.) «Кто гладит?» (Мама гладит.) Рассматривание «парных» картинок. Детям предлагаются картинки с изображением папы и сына. Пана большой, а сын маленький. Кто большой? (Папа.) Кто маленький? (Сын.) Папа какой? (Папа большой.) Сын какой? (Сын маленький.) Детям показываются картинки с изображением мамы и дочки. Кто большая? (Мама.) Кто маленькая? (Дочка.) Мама какая? (Мама большая.) Дочка какая? (Дочка маленькая.) Выставляются все картинки, изображающие членов семьи. Кто большой? (Папа большой. Дедушка большой.) Кто большая? (Мама большая. Бабушка большая.) Кто маленький? (Сын маленький.) Кто маленькая? (Дочка маленькая Кто в вашей семье большой, а кто — маленький? 4. Итог. Сегодня м
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|