Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зимующие птицы. Воробей, ворона




Приблизительный пассивный и активный словарь: воробей, воро­на, голубь, клюв, хвост, лапа, грудь, брюшко, крыло, перо, кор­мушка, зерно, летать, клевать, скакать, кормить, каркать, чири­кать, гулить, ворковать, сизый, белый, черный, холодно, голод­но, высоко.

Занятие. 1 Тема «Воробей»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­бья, с особенностями его жизни в зимних условиях; составление короткого предложения по картинке.

Оборудование: картина «Воробей», шапочки с изображением кота и воробьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог предлагает детям посмотреть в окошко.

Что вы видите за окном? (Снег.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.)

2. Рассматривание картинки «Воробей».

При рассматривании картины педагог обращает внимание на ча­сти тела воробья: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и по возможности назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках воробья:


верх головы серый, верхняя часть груди черная, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса, спинка коричневая с черными крапинками, брюшко серое. Далее рассказывает об особенностях питания воробья.

летом воробей питается жучками, бабочками, червячка­ми, зернышками. Зимой их нет. Он ищет зернышки на сне­гу. Можно зимой найти зернышки? (Нет.) Зимой птицам очень голодно. Часто именно из-за голода птицы гибнут зи­мой. Поэтому воробьи селятся ближе к людям. Они совсем не боятся людей, потому что знают: там, где человек, там всегда будет корм. Но есть у воробьев и враги. Злейший враг воробья в городе — кошка. Кошка ловит воробьев. Кто зна­ет, как кричит воробей? (Чик-чирик.) Воробей чирикает.

3. Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики».

Дети надевают шапочки с изображением кота и воробьев. На полу чертят круг такого размера, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» — становится в центр круга, остальные дети — «воробуш­ки» — располагаются за кругом, у самой черты. По сигналу взро­слого воробушки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот мо­мент, когда «воробушек» находится внутри круга. Тот, кого пой­мали, становится «котом», а «кот» — «воробушком», и игра повторяется.

4. Ответы на вопросы по картинке.

Воробей большая птичка или маленькая? Чем питается воробей? Кто кормит воробья зимой? Боится воробей лю­дей или нет? Кто ловит воробья?

5. Итог.

Когда будете гулять, попросите родителей показать вам воробья.

Занятие 2 Тема «Ворона»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­ны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; обучение срав­нению двух птиц по словесному образцу.

Оборудование: игрушечная ворона, картины «Ворона» и «Воро­бей».


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто-то к нам летит и громко кричит: «Кар-кар!» Посмот­рите, кто это?

2. Рассматривание картины «Ворона».

При рассматривании изображения вороны педагог обращает вни­мание на части ее тела: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках вороны: голова, крылья и хвост черные, остальное оперение темно-серое.

Ворона, как и воробей, питается жучками, паучками, клю­ет зернышки. Часто она питается погибшими животными. Во­рона —- крупная и сильная птица. Даже кошке опасно ловить ворону. Ворона будет защищаться — клевать, рвать когтями кошку. Живут вороны парами — ворон и ворона. Они заботятся о своих птенцах — воронятах. Семья ворон — очень дружная.

3. Чтение стихотворения О.Г. Зыковой «Ворон и ворона».

Всю жизнь живем одной семьей —

Всегда и всюду вместе,

Растим птенцов

И гнезда вьем.

И даже если проживем

Мы лет примерно двести,

Как ни старайся — никогда

Ворон ты не поссоришь.

Мы очень крепкая семья —

И с этим не поспоришь.

4. Сравнение картин «Ворона» и «Воробей».

И у вороны, и у воробья есть клюв. Какой клюв у вороны (Большой.) Какой клюв у воробья? (Маленький.) У вороны клюв большой, а у воробья —... (маленький).

Аналогично рассматриваются и сравниваются остальные части тела птиц. В заключение педагог делает обобщение, говорит, что у всех птиц есть две лапы, крылья, хвост, клюв, тело птиц покрыто перьями.

5. Итог.

Какая птица прилетала сегодня к нам в гости?


Занятие 3 Тема «Кормушка для птиц»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сю­жетной картины.

Оборудование: картинки с изображением вороны и воробья, сю­жетная картина «Кормушка для птиц», фланелеграф, картинки с изображением кормушки и птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На наборное полотно выставляются две картинки с изображение воробья и вороны. Детям предлагается отгадать загадки.

Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели.

— Чик-чирик, — чирикают в окошко:

— Насыпьте нам еще немножко! (Воробьи.) Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут ее... (ворона).

2. Рассматривание картины «Кормушка для птиц».
Показывая картину, педагог рассказывает, что птицам зимой

очень голодно, поэтому люди делают для них кормушки. Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на картине? Кто сидит у кормушки? Какие птички клюют? Как вы думаете, кто сделал кормушку? Зачем они сделали кормушку?

3. Чтение стихотворения П. Воронько «Снегирики-снегири».

Снегирики- снегири На дворике у двери. Я насыпал за порог Гречку, семечки, горох. А когда я вышел в сад, То от них услышал: «Ты добрее всех ребят, Молодчина, Гриша!»

4. Дидактическая игра «Кормушка».
76


На фланелеграф помещается картинка с изображением кор­мушки. Дети поочередно берут маленькие картинки с изображени­ем птиц и помещают на «кормушку». При этом они называют птиц.

5. Итог.

Кто помогает птицам зимой? Как люди помогают пти­цам.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОРОВА

Приблизительный пассивный и активный словарь: корова, рога, хвост, кисточка, шкура, копыта, телятник, стадо, пастух, молоко, мычит, бодается, щиплет, пасет, рогатый, гладкий, длинный.

Занятие 1 Тема «Короба с теленком»

Цель: знакомство с характерными признаками внешнего вида коровы, частями ее тела; обучение ответам на вопросы простым предложением.

Оборудование: картина «Корова с теленком», дудочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадку.

Полем идет,

Травку жует,

Деткам молоко дает.

Мычит: «Му-му-му».

Кто это? Не пойму. (Корова.)

2. Рассматривание картины «Корова с теленком».

Педагог рассказывает детям о корове, ее внешних признаках, что у коровы есть рога, она бодается, хвост длинный, а на конце — кисточка, на ногах — копыта. Затем задает детям вопросы.

Какие части тела есть у коровы? Что у коровы на голове? Зачем корове рога? Какой у коровы хвост — длинный или короткий? Что у коровы на конце хвоста? Что у коровы на ногах? Какая у коровы шкура — гладкая или пушистая? Что ест корова? Как называется детеныш коровы?


Педагог обращает внимание детей на изображение теленка, срав­нивает корову с теленком. Затем называет действия, которые может выполнять корова (умеет ходить, бегать, лежать, мычать), говорит об особенностях ее питания (ест сено и щиплет траву), о пользе, которую приносит корова (дает молоко, мы любим пить молоко, оно вкусное, белое), сообщает, что много коров — это стадо.

В заключение делает обобщение: корова — домашнее животное, она живет рядом с человеком, человек заботится о корове.

3. Подвижная игра «Я по лугу хожу».

Один ребенок — «пастушок», у него дудочка; остальные дети — «коровы» (гуляют, щиплют травку). Педагог читает потешку «Я по лугу хожу». При этом дети выполняют соответствующие действия.

Я по лугу хожу И коров не нахожу. Ну куда же мне идти, Где коровушек найти? Надо дудочку достать И на дудочке сыграть. Все услышат, прибегут И со мной домой пойдут.

4. Итог.

О каком животном мы сегодня говорили? Корова до­машнее животное или дикое?

 

Занятие 2 Тема «Игрушечная корова»

Цель: закрепление характерных внешних признаков коровы, со­ставление короткого рассказа-описания.

Оборудование: пластмассовые, деревянные, тканевые, глиняные игрушки (коровы) разных размеров.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто дает людям молоко? Как корова мычит?

2. Рассматривание игрушек и составление рассказа-описания по
следующему плану:

а) это игрушка, с которой можно играть, гулять, ее можно
кормить, за ней можно ухаживать и т.д.;

б) внешний вид коровы: есть рога, длинный хвост, на конце
хвоста — кисточка.

 

78
в) какую пользу приносит корова людям;

г) из чего сделана игрушечная корова: из дерева, глины, меха,
пластмассы.

3. Дидактическая игра «Бывает — не бывает».

Педагог задает детям вопросы. Дети отвечают «да» или «нет».

Есть у коровы рожки? Есть у коровы клыки? Есть у ко­ровы копыта? Есть у коровы когти?

И так далее.

4. Итог.

О ком мы сегодня беседовали? Какое корова животное?

Занятие 3 Тема «Пастух и корова»

Цель: развитие понимания текста потешки, умения отвечать на вопросы по содержанию.

Оборудование: фланелеграф; картинки с изображением несколь­ких коров, пастушка; маски коров; рожок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показывается картинка с изображением коровы и предла­гается отгадать загадку.

Голодная — мычит,

Сытая — жует.

Всем детям молоко дает. (Корова.)

2. Чтение потешки.

Рано-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чистом поле погуляй. А вернешься вечерком — Нас напоишь молочком.

3. Беседа по содержанию.

Тот, кто слушал стихотворение внимательно, понял, что коровы пасутся на лугу не одни — их пасет пастух. Пастух защищает коров от нападения диких животных. Кто может


напасть на корову? Лиса слишком маленькая, чтобы на­пасть на корову. На корову может напасть волк, реже — медведь. Коровы пасутся обычно не поодиночке, а все вме­сте. Много пасущихся коров — это стадо. (Выставляет на фланелеграф по одной фигурке.) Вот корова, еще корова, еще корова, много коров — целое стадо. Стадо пасет пастух. Он играет на рожке. Покажите, как играет пастух на рожке.

4. Инсценировка.

Детям надеваются маски. Педагог читает текст потешки. Один ребенок играет на рожке. Под звуки рожка остальные дети выпол­няют действия, соответствующие содержанию потешки.

5. Итог.

Кем вы сейчас были? Кто был пастушком? Что делал пастушок?

РОДНАЯ СТРАНА

Приблизительный пассивный и активный словарь: Родина, столи­ца, Россия, мужчина, женщина, подарки, поздравление, пушка, танк, самолет, корабль, солдат, защищать, воевать, стрелять, лю­бить, смелый, сильный, храбрый, добрый, смело, сильно, храбро.

Занятие 1 Тема «Моя Родина»

Цель: знакомство с названием нашей страны, столицы; обучение ответам на вопросы по содержанию рассказа.

Оборудование: картина с изображением Красной площади.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто знает, в каком городе (селе) мы живем? А есть еще другие города? Кто ездил в другой город?

2. Рассказ о нашей Родине.

У каждого из вас есть свой дом. Там живут мама и папа. А у всех нас есть большой общий дом — наша страна, наша Родина. Люди назвали ее Россией. Россия — очень большая. В ней много-много городов, лесов и рек. Россия — самая большая страна в мире. Когда вы станете большими, вы


сможете поехать и посмотреть разные места. Самый глав­ный город в нашей стране — город Москва.

Педагог показывает детям картину с изображением Красной пло­щади.

3. Ответы на вопросы по содержанию рассказа.
Как называется наш большой общий дом? В нашей стране много городов или мало? Какая страна Россия? Какой главный город России?

4. Дидактическая игра «Собери картинку».

Детям предлагается сложить из пазлов картинку с изображением башни Кремля.

5. Итог.

Кто запомнил, как называется наша Родина?

Занятие 2 Тема «Защитники Родины»

Цель: формирование элементарных представлений об армии; обу­чение ответам по содержанию рассказа.

Оборудование: картина с изображением солдата с автоматом, игрушечные танк, самолет, корабль, пушка, игрушечные солда­тики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог показывает детям самолет, пушку, танк, корабль и спра­шивает: «Что это?»

2. Рассказ об армии.

Педагог показывает картину с изображением солдата с автома­том и рассказывает о солдатах.

Самолет не летает без человека, пушка не стреляет без человека, танк не ездит без человека, и корабль не плавает без человека. Человек, который умеет управлять всеми эти­ми машинами, называется солдатом. Солдатами могут быть только мужчины, потому что они очень сильные и смелые. Солдаты защищают нашу Родину. Россия — очень большая страна, и везде вы можете встретить солдат. Солдат — все­гда защитник, он защищает каждого ребенка, защищает его жизнь, его дом.

 


3. Беседа по содержанию рассказа

Педагог задает детям несколько вопросов по содержанию рас­сказа.

4. Чтение отрывка из стихотворения В. Аушева «Солдатик».

Оловянный жил.

Он пел,

Шутил и не тужил.

Он воевал,

Не уставал.

И падал сам,

И сам вставал.

После чтения отрывка дети играют с игрушечными солдатиками.

5. Итог.

Кто защищает нашу Родину? Солдаты — это мужчины или женщины?

Занятие 3 Тема «Праздник нашей армии»

Цель: формирование элементарных представлений о празднике 23 февраля, обучение ответам на вопросы по содержанию кар­тинки.

Оборудование: сюжетная картина с изображением солдата и де­вочки, которая дарит ему цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто служит в нашей армии?

2. Рассматривание картинки.

Кто нарисован на картинке? Что держит в руках солдат? Что держит в руках девочка? Кому девочка дарит цветы? Девочка дарит солдату цветы, потому что скоро праздник нашей армии. Солдаты защищают нашу Родину, каждый дом, каждого ребенка. Все дети в этот день поздравляют солдат с праздником. Это единственный праздник, когда цветы дарят мужчинам, а не женщинам. Многие мужчины были солдатами. Ваши папы, дедушки служили в армии. По­этому все дети поздравляют своих пап и дедушек с празд­ником нашей армии.


3. Дидактическая игра «Узнай по голосу».Предварительно на магнитофон записываются голоса пап детей.

Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, он произносит слова стихотворения:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя — узнай! Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чей папа его позвал, должен догадаться и сказать: «Это мой папа».

4. Итог.

Кого вы будете поздравлять с праздником нашей армии?

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

Приблизительный пассивный и активный словарь: мужчина, жен­щина, подарки, поздравление, цветок, любить, целовать, дарить, радоваться, обнимать, милая, ласковая, добрая, нежная.

Занятие 1 Тема «Готовимся к празднику»

Цель: дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных «мама», «бабушка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог проводит беседу о составе семьи.

Кто живет дома? Кто мужчина? Кто женщина? Как о вас заботится мама (бабушка)! Как вас мама (бабушка) называет? Как вы помогаете маме (бабушке)! Как можно на­звать маму (бабушку) ласково?

3. Сообщение о празднике.

Скоро будет праздник «Женский день». Это праздник всех
женщин — мам, бабушек, сестер. Кого вы будете поздрав­лять с этим праздником в своей семье? Какие подарки вы будете дарить?


Педагог подчеркивает, что лучший подарок для мамы — это подарок, сделанный своими руками.

4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Мамин день».

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть конфет?»

Нет!

Вот тебе, родная, в твой денек

Аленький цветочек — огонек!

5. Беседа по содержанию стихотворения.

Кого будет поздравлять девочка? Почему она хочет по­здравить маму? Что хотела подарить дочка маме? Алень­кий цветочек — это цветочек какого цвета? Как можно сделать такой цветочек? (Нарисовать, склеить, слепить, вы­растить.)

6. Итог.

Что вы подарите маме (бабушке) в праздник «Женский день»?

Занятие 2 Тема «Праздник "Женский день"»

Цель: обучение выделению главного при рассматривании карти­ны, развитие умения отвечать на вопросы распространенным пред­ложением.

Оборудование: картина с изображением праздника 8 Марта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог проводит беседу о предстоящем празднике.

Какой скоро будет праздник? Кого вы будете поздрав­лять? Кто уже приготовил подарок для мамы (бабушки)?

2. Рассматривание картины.

Кто нарисован на картине? Кого поздравляют дети? Что они дарят бабушке? Что дарят маме?

3. Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Предварительно на магнитофон записываются голоса мам де­тей. Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу.


Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, педагог читает четверостишие:

Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя — узнай! Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чья мама его позвала, должен догадаться и сказать: «Это моя мама».

4. Итог.

К какому празднику мы все готовимся?

Занятие 3 Тема «Моя мама»

Цель: формирование эмоционально-экспрессивной лексики, упот­ребление ее в правильной грамматической форме. Оборудование: фотографии мам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Вместе с педагогом дети рассматривают и обсуждают подарки, которые они приготовили для своих мам.

2. Чтение рассказа «Моя мама».

Самое первое слово на свете — «мама». Это самое замеча­тельное, самое доброе, самое любимое, самое лучшее слово на свете. Его умеют говорить все дети. Я очень люблю свою маму. Я не могу обойтись без мамы ни одного дня. А мама не может обойтись без меня. Она тоже меня очень любит. Завтра у мамы праздник. Я приготовил для нее подарок. Мама обрадуется моему подарку, улыбнется, обнимет меня, по­целует и скажет: «Как я тебя люблю, мой малыш!»

3. Беседа по содержанию рассказа.

Вы догадались, какой праздник завтра у мамы? Почему слово «мама» — самое лучшее? Какие слова вы скажите зав­тра маме? Какие слова скажет мама вам?

4. Дидактическая игра «Кто больше ласковых слов скажет о маме».
Детям раздаются фотографии мам. Глядя на фотографию, дети

говорят ласковые слова.

5. Итог.

О каком празднике мы сегодня говорили?


ВЕСНА

Приблизительный пассивный и активный словарь: весна, солнце, капель, ручей, кораблик, лужа, трава, подснежник, почка, верба, греть, таять, бежать, журчать, распускаться, набухать, теплый, ласковый, зеленый, тепло, ясно, ярко, радостно.

Занятие 1 Тема «Изменения в природе Весной»

Цель: знакомство с характерными признаками весны, составле­ние предложений по картинкам.

Оборудование: сюжетная картина «Весна», предметные картинки с изображением отдельных признаков весны и зимы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Я шла сегодня в детский сад и радовалась. Солнышко светит ярко-ярко. На улице тепло-тепло. Снег тает. Птицы радостно поют. Что наступило? (Весна.)

2. Рассматривание картины «Весна».

Дети поочередно рассматривают части картины. Педагог показы­вает и называет характерные признаки весны: тает снег на деревьях и на крышах, бегут ручьи, тают сосульки, светит яркое солнце, щебечут птицы, расцвел первый цветок, на деревьях появились почки.

3. Подбор тематических картинок.

На наборное полотно выставляются предметные картинки с изоб­ражением отдельных признаков весны и зимы. Дети должны ото­брать картинки, изображающие отдельные признаки весны. С помо­щью педагога дети составляют предложения по картинкам.

4. Отгадывание загадки.

Детям показываются две картинки с изображением сосульки и елочки в снегу.

Не летом растет, а зимой. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

5. Итог.

В какое время года сосульки тают?


Занятие 2 Тема «Снежная баба, зайка и солнышко»

Цель: развитие наблюдательности при рассматривании серии сю­жетных картинок; составление предложений по картинкам.

Оборудование: две картинки с изображением весны и зимы, се­рия сюжетных картин «Снежная баба, зайка и солнышко».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показываются две картинки с изображением весны и зимы и предлагается отгадать загадку.

Потемнели снега,

Побежали ручьи,

И мороз не рисует

На окнах цветы.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной.)

2. Рассматривание серии сюжетных картин «Снежная баба, зайка
и солнышко».

Педагог поочередно показывает сюжетные картинки из серии «Снежная баба, зайка и солнышко», обращает внимание детей на первую картинку.

Кто нарисован на картинке? Что хочет сделать зайка? Почему он не может достать морковку?,

Переключает внимание детей на следующие картины, задает де­тям аналогичные вопросы. Особый акцент делает на организацию наблюдения детьми за первыми признаками весны: солнце ярко светит, снежная баба тает, скоро она превратится в большую лужу.

В результате должен получиться небольшой рассказ.

Выбежал зайка погулять. Увидел он снежную бабу. Нос у снежной бабы — морковка. Попробовал зайка достать мор­ковку. Приготовился, прыгнул. Никак не может достать. Принес зайка лестницу. Залез на нее. Опять не может до­стать морковку. Сидит зайка и думает: «Что делать дальше?» Появилось солнышко. Стало солнышко греть. Стало тепло. Снежная баба растаяла. Упал зайка в сугроб. Зайка схватил морковку и стал есть. Зайка был доволен.

Примечание. В зависимости от речевых возможностей детей текст рассказа можно адаптировать.


3. Составление предложений по каждой картинке из серии с помощью педагога.

4. Итог.

Если снежная баба тает, а солнце светит ярко-ярко, то какое это время года?

Занятие 3 Тема «Детские забавы Весной»

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следствен­ные связи и отвечать на вопросы: «Зачем?», «Почему?»

Оборудование: картинки с изображением отдельных признаков весны, таз с водой, бумажный кораблик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог читает детям отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Называет (по картинкам) основные признаки весны.

2. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пришла весна».

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сдела­ли лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

3. Беседа по содержанию рассказа.

О каком времени года говорится в рассказе? Что сделали дети? Из чего? Зачем сделали лодочку? Почему дети в лужу упали?

4. Повторное чтение рассказа.

Педагог второй раз читает рассказ, дети договаривают слова или словосочетания.

5. Дидактическая игра «Плыви, кораблик».

Ставится таз с водой и пускается бумажный кораблик. Дети дол­жны дуть на кораблик так сильно, чтобы он поплыл.

6. Итог.

Скажите, из чего можно сделать кораблики? Где эти ко­раблики можно пускать весной?


ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА

Приблизительный пассивный и активный словарь: шапка, шарф, колготки, носки, куртка, плащ, карман, рукав, воротник, капю­шон, перчатки, одевать (надевать), снимать, носить, мерзнуть, со­гревать, теплый, холодный, детский, вязаный, тепло, холодно, жарко, более, менее.

Занятие 1 Тема «Наша одежда»

Цель: уточнение назначения предметов демисезонной одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды.

Оборудование: комплект демисезонной одежды, предметные кар­тинки с изображением предметов одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Посмотрите в окошко. По улице идут люди. Как они оде­ты — так же как зимой или нет?

2. Рассматривание комплекта детской демисезонной одежды.
Педагог показывает предметы детской демисезонной одежды,

называет их, говорит о цвете, материале, из которого сделана одеж­да, обращает внимание на детали одежды: карманы, рукава, ворот­ник, отделку. Подчеркивает, что демисезонная одежда не такая теп­лая, как зимняя, потому что весной уже тепло.

3. Сравнение зимней и демисезонной одежды (по картинкам).
Дети должны закончить предложение, начатое педагогом.

Зимой надевают шубу, а весной... (плащ). Шуба очень теплая, а плащ менее... (теплый). Зимой надевают теплые штаны, а весной... (колготки). Штаны очень теплые, а кол­готки менее... (теплые). Зимой надевают дубленку, а вес­ной... (куртку). Дубленка очень теплая, а куртка менее... (теплая). Зимой одевают шапку меховую, а весной шапку... (вязаную). Меховая шапка очень теплая, а вязаная менее... (теплая).

4. Дидактическая игра «Назови правильно».

Педагог последовательно показывает детям пары картинок с изоб­ражением одного и двух предметов зимней одежды.


Я буду называть один предмет одежды, а вы будете гово­рить сразу о двух предметах. Одна куртка — две... (куртки), одна шапка — две... (шапки). Один шарф — два... (шарфа), один карман — два... (кармана). Один плащ — два... (пла­ща), одни рукав — два... (рукава).

И так далее.

5. Дидактическая игра «Что пропало?»

На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием предметов одежды. Детям предлагается запомнить картинки. Затем одна картинка убирается. Дети должны отгадать, какую кар­тинку убрали.

6. Итог.

Зимой носят одежду очень теплую, а весной менее... (теп­лую).

Занятие 2 Тема «Кукольная одежда»

Цель: знакомство с предметами кукольной одежды, ее деталями, рисунком, цветом, активизация глагольной лексики, употребление глаголов в прошедшем и настоящем времени.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов демисезонной и зимней одежды, кукла, предметы кукольной де­мисезонной одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

 

В какой демисезонной одежде вы сегодня пришли в дет­ский сад?

2. Называние картинок.

Детям предлагается вспомнить названия предметов демисезон­ной одежды. Картинка с изображением названного предмета вы­ставляется на наборное полотно.

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Детям предлагается одеть куклу на прогулку.

Сейчас весна. На улице еще холодно, но солнце греет ярче, поэтому одеваться можно менее тепло, чем зимой. Куклу Машу надо одеть на прогулку, так, чтобы ей было тепло, но не жарко. Какую демисезонную одежду надо надеть на куклу?


Педагог уточняет последовательность надевания одежды. Затем дети по очереди одевают куклу. Все действия детей педагог коммен­тирует.

Коля надевает колготки. Что Коля надел на Машу? Те­перь надо надеть тонкую кофту, застегнуть все пуговицы. Что Коля надел? Какая одежда? (Красивая, менее теплая...).

4. Дидактическая игра «Подбери правильно».

Детям по очереди предлагается набор из шести картинок с изоб­ражением одежды. Дается задание отобрать только картинки с изоб­ражением демисезонной одежды.

5. Итог.

Какую одежду вы надевали на куклу? (Менее теплую, ку­кольную.)

Занятие 3 Тема «На прогулке»

Цель: обучение детей самостоятельным ответам на вопросы по содержанию картины; закрепление согласования качественных при­лагательных с существительным в роде.

Оборудование: сюжетная картина «Прогулка в парке весной», картинки с изображением предметов демисезонной одежды разных цветов, варежки и перчатки, карточки основных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показываются две картинки с изображением варежки и перчатки и предлагается отгадать загадку.

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков,

Разошлися мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки.)

2. Рассматривание картины «Прогулка в парке весной».

Кто нарисован на картине? (Девочка и мама.) Как оде­лась девочка на прогулку — тепло или нет? Что надела мама на прогулку? Что надела девочка на прогулку?

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».


Каждому ребенку раздаются пять картинок с изображением пред­метов демисезонной одежды разного цвета. Ребенок называет пред­меты одежды, изображенные на его картинках и показывает кар­тинки остальным детям. Затем педагог называет цвет, показывает карточку этого цвета и ставит ее на наборное полотно. Ребенок, у которого на картинке предмет одежды такого же цвета, должен рядом поставить свою картинку.

Когда выставлены все картинки с предметами одежды одного цвета, надо хором проговорить их название, выделяя окончание прилагательного (перчатка красная, шарф красный).

4. Итог.

Скажите, кто из вас одевается на прогулку сам?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...