Зимующие птицы. Воробей, ворона
Приблизительный пассивный и активный словарь: воробей, ворона, голубь, клюв, хвост, лапа, грудь, брюшко, крыло, перо, кормушка, зерно, летать, клевать, скакать, кормить, каркать, чирикать, гулить, ворковать, сизый, белый, черный, холодно, голодно, высоко. Занятие. 1 Тема «Воробей» Цель: знакомство с характерными внешними признаками воробья, с особенностями его жизни в зимних условиях; составление короткого предложения по картинке. Оборудование: картина «Воробей», шапочки с изображением кота и воробьев. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Педагог предлагает детям посмотреть в окошко. Что вы видите за окном? (Снег.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.) 2. Рассматривание картинки «Воробей». При рассматривании картины педагог обращает внимание на части тела воробья: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и по возможности назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках воробья: верх головы серый, верхняя часть груди черная, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса, спинка коричневая с черными крапинками, брюшко серое. Далее рассказывает об особенностях питания воробья. летом воробей питается жучками, бабочками, червячками, зернышками. Зимой их нет. Он ищет зернышки на снегу. Можно зимой найти зернышки? (Нет.) Зимой птицам очень голодно. Часто именно из-за голода птицы гибнут зимой. Поэтому воробьи селятся ближе к людям. Они совсем не боятся людей, потому что знают: там, где человек, там всегда будет корм. Но есть у воробьев и враги. Злейший враг воробья в городе — кошка. Кошка ловит воробьев. Кто знает, как кричит воробей? (Чик-чирик.) Воробей чирикает.
3. Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики». Дети надевают шапочки с изображением кота и воробьев. На полу чертят круг такого размера, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» — становится в центр круга, остальные дети — «воробушки» — располагаются за кругом, у самой черты. По сигналу взрослого воробушки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда «воробушек» находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробушком», и игра повторяется. 4. Ответы на вопросы по картинке. Воробей большая птичка или маленькая? Чем питается воробей? Кто кормит воробья зимой? Боится воробей людей или нет? Кто ловит воробья? 5. Итог. Когда будете гулять, попросите родителей показать вам воробья. Занятие 2 Тема «Ворона» Цель: знакомство с характерными внешними признаками вороны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; обучение сравнению двух птиц по словесному образцу. Оборудование: игрушечная ворона, картины «Ворона» и «Воробей». ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Кто-то к нам летит и громко кричит: «Кар-кар!» Посмотрите, кто это? 2. Рассматривание картины «Ворона». При рассматривании изображения вороны педагог обращает внимание на части ее тела: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках вороны: голова, крылья и хвост черные, остальное оперение темно-серое. Ворона, как и воробей, питается жучками, паучками, клюет зернышки. Часто она питается погибшими животными. Ворона —- крупная и сильная птица. Даже кошке опасно ловить ворону. Ворона будет защищаться — клевать, рвать когтями кошку. Живут вороны парами — ворон и ворона. Они заботятся о своих птенцах — воронятах. Семья ворон — очень дружная.
3. Чтение стихотворения О.Г. Зыковой «Ворон и ворона». Всю жизнь живем одной семьей — Всегда и всюду вместе, Растим птенцов И гнезда вьем. И даже если проживем Мы лет примерно двести, Как ни старайся — никогда Ворон ты не поссоришь. Мы очень крепкая семья — И с этим не поспоришь. 4. Сравнение картин «Ворона» и «Воробей». И у вороны, и у воробья есть клюв. Какой клюв у вороны (Большой.) Какой клюв у воробья? (Маленький.) У вороны клюв большой, а у воробья —... (маленький). Аналогично рассматриваются и сравниваются остальные части тела птиц. В заключение педагог делает обобщение, говорит, что у всех птиц есть две лапы, крылья, хвост, клюв, тело птиц покрыто перьями. 5. Итог. Какая птица прилетала сегодня к нам в гости? Занятие 3 Тема «Кормушка для птиц» Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины. Оборудование: картинки с изображением вороны и воробья, сюжетная картина «Кормушка для птиц», фланелеграф, картинки с изображением кормушки и птиц. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. На наборное полотно выставляются две картинки с изображение воробья и вороны. Детям предлагается отгадать загадки. Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели. — Чик-чирик, — чирикают в окошко: — Насыпьте нам еще немножко! (Воробьи.) Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут ее... (ворона). 2. Рассматривание картины «Кормушка для птиц». очень голодно, поэтому люди делают для них кормушки. Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на картине? Кто сидит у кормушки? Какие птички клюют? Как вы думаете, кто сделал кормушку? Зачем они сделали кормушку? 3. Чтение стихотворения П. Воронько «Снегирики-снегири». Снегирики- снегири На дворике у двери. Я насыпал за порог Гречку, семечки, горох. А когда я вышел в сад, То от них услышал: «Ты добрее всех ребят, Молодчина, Гриша!» 4. Дидактическая игра «Кормушка». На фланелеграф помещается картинка с изображением кормушки. Дети поочередно берут маленькие картинки с изображением птиц и помещают на «кормушку». При этом они называют птиц. 5. Итог. Кто помогает птицам зимой? Как люди помогают птицам.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОРОВА Приблизительный пассивный и активный словарь: корова, рога, хвост, кисточка, шкура, копыта, телятник, стадо, пастух, молоко, мычит, бодается, щиплет, пасет, рогатый, гладкий, длинный. Занятие 1 Тема «Короба с теленком» Цель: знакомство с характерными признаками внешнего вида коровы, частями ее тела; обучение ответам на вопросы простым предложением. Оборудование: картина «Корова с теленком», дудочка. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям предлагается отгадать загадку. Полем идет, Травку жует, Деткам молоко дает. Мычит: «Му-му-му». Кто это? Не пойму. (Корова.) 2. Рассматривание картины «Корова с теленком». Педагог рассказывает детям о корове, ее внешних признаках, что у коровы есть рога, она бодается, хвост длинный, а на конце — кисточка, на ногах — копыта. Затем задает детям вопросы. Какие части тела есть у коровы? Что у коровы на голове? Зачем корове рога? Какой у коровы хвост — длинный или короткий? Что у коровы на конце хвоста? Что у коровы на ногах? Какая у коровы шкура — гладкая или пушистая? Что ест корова? Как называется детеныш коровы? Педагог обращает внимание детей на изображение теленка, сравнивает корову с теленком. Затем называет действия, которые может выполнять корова (умеет ходить, бегать, лежать, мычать), говорит об особенностях ее питания (ест сено и щиплет траву), о пользе, которую приносит корова (дает молоко, мы любим пить молоко, оно вкусное, белое), сообщает, что много коров — это стадо. В заключение делает обобщение: корова — домашнее животное, она живет рядом с человеком, человек заботится о корове. 3. Подвижная игра «Я по лугу хожу». Один ребенок — «пастушок», у него дудочка; остальные дети — «коровы» (гуляют, щиплют травку). Педагог читает потешку «Я по лугу хожу». При этом дети выполняют соответствующие действия. Я по лугу хожу И коров не нахожу. Ну куда же мне идти, Где коровушек найти? Надо дудочку достать И на дудочке сыграть. Все услышат, прибегут И со мной домой пойдут. 4. Итог. О каком животном мы сегодня говорили? Корова домашнее животное или дикое?
Занятие 2 Тема «Игрушечная корова» Цель: закрепление характерных внешних признаков коровы, составление короткого рассказа-описания. Оборудование: пластмассовые, деревянные, тканевые, глиняные игрушки (коровы) разных размеров. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Кто дает людям молоко? Как корова мычит? 2. Рассматривание игрушек и составление рассказа-описания по а) это игрушка, с которой можно играть, гулять, ее можно б) внешний вид коровы: есть рога, длинный хвост, на конце
78 г) из чего сделана игрушечная корова: из дерева, глины, меха, 3. Дидактическая игра «Бывает — не бывает». Педагог задает детям вопросы. Дети отвечают «да» или «нет». Есть у коровы рожки? Есть у коровы клыки? Есть у коровы копыта? Есть у коровы когти? И так далее. 4. Итог. О ком мы сегодня беседовали? Какое корова животное? Занятие 3 Тема «Пастух и корова» Цель: развитие понимания текста потешки, умения отвечать на вопросы по содержанию. Оборудование: фланелеграф; картинки с изображением нескольких коров, пастушка; маски коров; рожок. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям показывается картинка с изображением коровы и предлагается отгадать загадку. Голодная — мычит, Сытая — жует. Всем детям молоко дает. (Корова.) 2. Чтение потешки. Рано-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чистом поле погуляй. А вернешься вечерком — Нас напоишь молочком. 3. Беседа по содержанию. Тот, кто слушал стихотворение внимательно, понял, что коровы пасутся на лугу не одни — их пасет пастух. Пастух защищает коров от нападения диких животных. Кто может напасть на корову? Лиса слишком маленькая, чтобы напасть на корову. На корову может напасть волк, реже — медведь. Коровы пасутся обычно не поодиночке, а все вместе. Много пасущихся коров — это стадо. (Выставляет на фланелеграф по одной фигурке.) Вот корова, еще корова, еще корова, много коров — целое стадо. Стадо пасет пастух. Он играет на рожке. Покажите, как играет пастух на рожке. 4. Инсценировка. Детям надеваются маски. Педагог читает текст потешки. Один ребенок играет на рожке. Под звуки рожка остальные дети выполняют действия, соответствующие содержанию потешки. 5. Итог. Кем вы сейчас были? Кто был пастушком? Что делал пастушок? РОДНАЯ СТРАНА Приблизительный пассивный и активный словарь: Родина, столица, Россия, мужчина, женщина, подарки, поздравление, пушка, танк, самолет, корабль, солдат, защищать, воевать, стрелять, любить, смелый, сильный, храбрый, добрый, смело, сильно, храбро.
Занятие 1 Тема «Моя Родина» Цель: знакомство с названием нашей страны, столицы; обучение ответам на вопросы по содержанию рассказа. Оборудование: картина с изображением Красной площади. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Кто знает, в каком городе (селе) мы живем? А есть еще другие города? Кто ездил в другой город? 2. Рассказ о нашей Родине. У каждого из вас есть свой дом. Там живут мама и папа. А у всех нас есть большой общий дом — наша страна, наша Родина. Люди назвали ее Россией. Россия — очень большая. В ней много-много городов, лесов и рек. Россия — самая большая страна в мире. Когда вы станете большими, вы сможете поехать и посмотреть разные места. Самый главный город в нашей стране — город Москва. Педагог показывает детям картину с изображением Красной площади. 3. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. 4. Дидактическая игра «Собери картинку». Детям предлагается сложить из пазлов картинку с изображением башни Кремля. 5. Итог. Кто запомнил, как называется наша Родина? Занятие 2 Тема «Защитники Родины» Цель: формирование элементарных представлений об армии; обучение ответам по содержанию рассказа. Оборудование: картина с изображением солдата с автоматом, игрушечные танк, самолет, корабль, пушка, игрушечные солдатики. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Педагог показывает детям самолет, пушку, танк, корабль и спрашивает: «Что это?» 2. Рассказ об армии. Педагог показывает картину с изображением солдата с автоматом и рассказывает о солдатах. Самолет не летает без человека, пушка не стреляет без человека, танк не ездит без человека, и корабль не плавает без человека. Человек, который умеет управлять всеми этими машинами, называется солдатом. Солдатами могут быть только мужчины, потому что они очень сильные и смелые. Солдаты защищают нашу Родину. Россия — очень большая страна, и везде вы можете встретить солдат. Солдат — всегда защитник, он защищает каждого ребенка, защищает его жизнь, его дом.
3. Беседа по содержанию рассказа Педагог задает детям несколько вопросов по содержанию рассказа. 4. Чтение отрывка из стихотворения В. Аушева «Солдатик». Оловянный жил. Он пел, Шутил и не тужил. Он воевал, Не уставал. И падал сам, И сам вставал. После чтения отрывка дети играют с игрушечными солдатиками. 5. Итог. Кто защищает нашу Родину? Солдаты — это мужчины или женщины? Занятие 3 Тема «Праздник нашей армии» Цель: формирование элементарных представлений о празднике 23 февраля, обучение ответам на вопросы по содержанию картинки. Оборудование: сюжетная картина с изображением солдата и девочки, которая дарит ему цветы. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Кто служит в нашей армии? 2. Рассматривание картинки. Кто нарисован на картинке? Что держит в руках солдат? Что держит в руках девочка? Кому девочка дарит цветы? Девочка дарит солдату цветы, потому что скоро праздник нашей армии. Солдаты защищают нашу Родину, каждый дом, каждого ребенка. Все дети в этот день поздравляют солдат с праздником. Это единственный праздник, когда цветы дарят мужчинам, а не женщинам. Многие мужчины были солдатами. Ваши папы, дедушки служили в армии. Поэтому все дети поздравляют своих пап и дедушек с праздником нашей армии. 3. Дидактическая игра «Узнай по голосу».Предварительно на магнитофон записываются голоса пап детей. Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, он произносит слова стихотворения: Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя — узнай! Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чей папа его позвал, должен догадаться и сказать: «Это мой папа». 4. Итог. Кого вы будете поздравлять с праздником нашей армии? ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ Приблизительный пассивный и активный словарь: мужчина, женщина, подарки, поздравление, цветок, любить, целовать, дарить, радоваться, обнимать, милая, ласковая, добрая, нежная. Занятие 1 Тема «Готовимся к празднику» Цель: дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных «мама», «бабушка». ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Педагог проводит беседу о составе семьи. Кто живет дома? Кто мужчина? Кто женщина? Как о вас заботится мама (бабушка)! Как вас мама (бабушка) называет? Как вы помогаете маме (бабушке)! Как можно назвать маму (бабушку) ласково? 3. Сообщение о празднике. Скоро будет праздник «Женский день». Это праздник всех Педагог подчеркивает, что лучший подарок для мамы — это подарок, сделанный своими руками. 4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Мамин день». Все хожу, все думаю, смотрю: «Что ж я завтра маме подарю? Может, куклу? Может быть конфет?» Нет! Вот тебе, родная, в твой денек Аленький цветочек — огонек! 5. Беседа по содержанию стихотворения. Кого будет поздравлять девочка? Почему она хочет поздравить маму? Что хотела подарить дочка маме? Аленький цветочек — это цветочек какого цвета? Как можно сделать такой цветочек? (Нарисовать, склеить, слепить, вырастить.) 6. Итог. Что вы подарите маме (бабушке) в праздник «Женский день»? Занятие 2 Тема «Праздник "Женский день"» Цель: обучение выделению главного при рассматривании картины, развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением. Оборудование: картина с изображением праздника 8 Марта. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Педагог проводит беседу о предстоящем празднике. Какой скоро будет праздник? Кого вы будете поздравлять? Кто уже приготовил подарок для мамы (бабушки)? 2. Рассматривание картины. Кто нарисован на картине? Кого поздравляют дети? Что они дарят бабушке? Что дарят маме? 3. Дидактическая игра «Узнай по голосу». Предварительно на магнитофон записываются голоса мам детей. Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, педагог читает четверостишие: Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя — узнай! Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чья мама его позвала, должен догадаться и сказать: «Это моя мама». 4. Итог. К какому празднику мы все готовимся? Занятие 3 Тема «Моя мама» Цель: формирование эмоционально-экспрессивной лексики, употребление ее в правильной грамматической форме. Оборудование: фотографии мам. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Вместе с педагогом дети рассматривают и обсуждают подарки, которые они приготовили для своих мам. 2. Чтение рассказа «Моя мама». Самое первое слово на свете — «мама». Это самое замечательное, самое доброе, самое любимое, самое лучшее слово на свете. Его умеют говорить все дети. Я очень люблю свою маму. Я не могу обойтись без мамы ни одного дня. А мама не может обойтись без меня. Она тоже меня очень любит. Завтра у мамы праздник. Я приготовил для нее подарок. Мама обрадуется моему подарку, улыбнется, обнимет меня, поцелует и скажет: «Как я тебя люблю, мой малыш!» 3. Беседа по содержанию рассказа. Вы догадались, какой праздник завтра у мамы? Почему слово «мама» — самое лучшее? Какие слова вы скажите завтра маме? Какие слова скажет мама вам? 4. Дидактическая игра «Кто больше ласковых слов скажет о маме». говорят ласковые слова. 5. Итог. О каком празднике мы сегодня говорили? ВЕСНА Приблизительный пассивный и активный словарь: весна, солнце, капель, ручей, кораблик, лужа, трава, подснежник, почка, верба, греть, таять, бежать, журчать, распускаться, набухать, теплый, ласковый, зеленый, тепло, ясно, ярко, радостно. Занятие 1 Тема «Изменения в природе Весной» Цель: знакомство с характерными признаками весны, составление предложений по картинкам. Оборудование: сюжетная картина «Весна», предметные картинки с изображением отдельных признаков весны и зимы. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Я шла сегодня в детский сад и радовалась. Солнышко светит ярко-ярко. На улице тепло-тепло. Снег тает. Птицы радостно поют. Что наступило? (Весна.) 2. Рассматривание картины «Весна». Дети поочередно рассматривают части картины. Педагог показывает и называет характерные признаки весны: тает снег на деревьях и на крышах, бегут ручьи, тают сосульки, светит яркое солнце, щебечут птицы, расцвел первый цветок, на деревьях появились почки. 3. Подбор тематических картинок. На наборное полотно выставляются предметные картинки с изображением отдельных признаков весны и зимы. Дети должны отобрать картинки, изображающие отдельные признаки весны. С помощью педагога дети составляют предложения по картинкам. 4. Отгадывание загадки. Детям показываются две картинки с изображением сосульки и елочки в снегу. Не летом растет, а зимой. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька.) 5. Итог. В какое время года сосульки тают? Занятие 2 Тема «Снежная баба, зайка и солнышко» Цель: развитие наблюдательности при рассматривании серии сюжетных картинок; составление предложений по картинкам. Оборудование: две картинки с изображением весны и зимы, серия сюжетных картин «Снежная баба, зайка и солнышко». ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям показываются две картинки с изображением весны и зимы и предлагается отгадать загадку. Потемнели снега, Побежали ручьи, И мороз не рисует На окнах цветы. День прибывает. Когда это бывает? (Весной.) 2. Рассматривание серии сюжетных картин «Снежная баба, зайка Педагог поочередно показывает сюжетные картинки из серии «Снежная баба, зайка и солнышко», обращает внимание детей на первую картинку. Кто нарисован на картинке? Что хочет сделать зайка? Почему он не может достать морковку?, Переключает внимание детей на следующие картины, задает детям аналогичные вопросы. Особый акцент делает на организацию наблюдения детьми за первыми признаками весны: солнце ярко светит, снежная баба тает, скоро она превратится в большую лужу. В результате должен получиться небольшой рассказ. Выбежал зайка погулять. Увидел он снежную бабу. Нос у снежной бабы — морковка. Попробовал зайка достать морковку. Приготовился, прыгнул. Никак не может достать. Принес зайка лестницу. Залез на нее. Опять не может достать морковку. Сидит зайка и думает: «Что делать дальше?» Появилось солнышко. Стало солнышко греть. Стало тепло. Снежная баба растаяла. Упал зайка в сугроб. Зайка схватил морковку и стал есть. Зайка был доволен. Примечание. В зависимости от речевых возможностей детей текст рассказа можно адаптировать. 3. Составление предложений по каждой картинке из серии с помощью педагога. 4. Итог. Если снежная баба тает, а солнце светит ярко-ярко, то какое это время года? Занятие 3 Тема «Детские забавы Весной» Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и отвечать на вопросы: «Зачем?», «Почему?» Оборудование: картинки с изображением отдельных признаков весны, таз с водой, бумажный кораблик. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Педагог читает детям отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева «Весна». Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Называет (по картинкам) основные признаки весны. 2. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пришла весна». Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали. 3. Беседа по содержанию рассказа. О каком времени года говорится в рассказе? Что сделали дети? Из чего? Зачем сделали лодочку? Почему дети в лужу упали? 4. Повторное чтение рассказа. Педагог второй раз читает рассказ, дети договаривают слова или словосочетания. 5. Дидактическая игра «Плыви, кораблик». Ставится таз с водой и пускается бумажный кораблик. Дети должны дуть на кораблик так сильно, чтобы он поплыл. 6. Итог. Скажите, из чего можно сделать кораблики? Где эти кораблики можно пускать весной? ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА Приблизительный пассивный и активный словарь: шапка, шарф, колготки, носки, куртка, плащ, карман, рукав, воротник, капюшон, перчатки, одевать (надевать), снимать, носить, мерзнуть, согревать, теплый, холодный, детский, вязаный, тепло, холодно, жарко, более, менее. Занятие 1 Тема «Наша одежда» Цель: уточнение назначения предметов демисезонной одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды. Оборудование: комплект демисезонной одежды, предметные картинки с изображением предметов одежды. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Посмотрите в окошко. По улице идут люди. Как они одеты — так же как зимой или нет? 2. Рассматривание комплекта детской демисезонной одежды. называет их, говорит о цвете, материале, из которого сделана одежда, обращает внимание на детали одежды: карманы, рукава, воротник, отделку. Подчеркивает, что демисезонная одежда не такая теплая, как зимняя, потому что весной уже тепло. 3. Сравнение зимней и демисезонной одежды (по картинкам). Зимой надевают шубу, а весной... (плащ). Шуба очень теплая, а плащ менее... (теплый). Зимой надевают теплые штаны, а весной... (колготки). Штаны очень теплые, а колготки менее... (теплые). Зимой надевают дубленку, а весной... (куртку). Дубленка очень теплая, а куртка менее... (теплая). Зимой одевают шапку меховую, а весной шапку... (вязаную). Меховая шапка очень теплая, а вязаная менее... (теплая). 4. Дидактическая игра «Назови правильно». Педагог последовательно показывает детям пары картинок с изображением одного и двух предметов зимней одежды. Я буду называть один предмет одежды, а вы будете говорить сразу о двух предметах. Одна куртка — две... (куртки), одна шапка — две... (шапки). Один шарф — два... (шарфа), один карман — два... (кармана). Один плащ — два... (плаща), одни рукав — два... (рукава). И так далее. 5. Дидактическая игра «Что пропало?» На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображением предметов одежды. Детям предлагается запомнить картинки. Затем одна картинка убирается. Дети должны отгадать, какую картинку убрали. 6. Итог. Зимой носят одежду очень теплую, а весной менее... (теплую). Занятие 2 Тема «Кукольная одежда» Цель: знакомство с предметами кукольной одежды, ее деталями, рисунком, цветом, активизация глагольной лексики, употребление глаголов в прошедшем и настоящем времени. Оборудование: предметные картинки с изображением предметов демисезонной и зимней одежды, кукла, предметы кукольной демисезонной одежды. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент.
В какой демисезонной одежде вы сегодня пришли в детский сад? 2. Называние картинок. Детям предлагается вспомнить названия предметов демисезонной одежды. Картинка с изображением названного предмета выставляется на наборное полотно. 3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Сейчас весна. На улице еще холодно, но солнце греет ярче, поэтому одеваться можно менее тепло, чем зимой. Куклу Машу надо одеть на прогулку, так, чтобы ей было тепло, но не жарко. Какую демисезонную одежду надо надеть на куклу? Педагог уточняет последовательность надевания одежды. Затем дети по очереди одевают куклу. Все действия детей педагог комментирует. Коля надевает колготки. Что Коля надел на Машу? Теперь надо надеть тонкую кофту, застегнуть все пуговицы. Что Коля надел? Какая одежда? (Красивая, менее теплая...). 4. Дидактическая игра «Подбери правильно». Детям по очереди предлагается набор из шести картинок с изображением одежды. Дается задание отобрать только картинки с изображением демисезонной одежды. 5. Итог. Какую одежду вы надевали на куклу? (Менее теплую, кукольную.) Занятие 3 Тема «На прогулке» Цель: обучение детей самостоятельным ответам на вопросы по содержанию картины; закрепление согласования качественных прилагательных с существительным в роде. Оборудование: сюжетная картина «Прогулка в парке весной», картинки с изображением предметов демисезонной одежды разных цветов, варежки и перчатки, карточки основных цветов. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям показываются две картинки с изображением варежки и перчатки и предлагается отгадать загадку. Пять мальчиков, Пять чуланчиков, Разошлися мальчики В темные чуланчики. Каждый мальчик В свой чуланчик. (Перчатки.) 2. Рассматривание картины «Прогулка в парке весной». Кто нарисован на картине? (Девочка и мама.) Как оделась девочка на прогулку — тепло или нет? Что надела мама на прогулку? Что надела девочка на прогулку? 3. Дидактическая игра «Подбери по цвету». Каждому ребенку раздаются пять картинок с изображением предметов демисезонной одежды разного цвета. Ребенок называет предметы одежды, изображенные на его картинках и показывает картинки остальным детям. Затем педагог называет цвет, показывает карточку этого цвета и ставит ее на наборное полотно. Ребенок, у которого на картинке предмет одежды такого же цвета, должен рядом поставить свою картинку. Когда выставлены все картинки с предметами одежды одного цвета, надо хором проговорить их название, выделяя окончание прилагательного (перчатка красная, шарф красный). 4. Итог. Скажите, кто из вас одевается на прогулку сам?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|