Перелетные птицы. Ласточка, скворец
Приблизительный пассивный и активный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, брюшко, крыло, перо, корм, зерно, скворечник, гнездо, летать, клевать, скакать, щебетать, серый, белый, черный, тепло, высоко. Занятие 1 Тема Ласточка» Цель: знакомство с характерными внешними признаками ласточки, с особенностями ее жизни; обучение составлению распространенного предложения по вопросам. Оборудование: магнитофонная запись щебета птиц, картина «Ласточка». ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Педагог предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы. Какое время года на улице — зима или весна? (Весна.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.) Птиц стало больше или нет? (Больше.) 2. Беседа о жизни птиц весной. Весной птицы возвращаются домой из жарких стран, потому что на улице стало тепло. Появились жучки, червячки, букашки. Стало больше корма для птиц. Птицы рады возвращению домой. Они весело щебечут. Птицы лучше всего поют именно весной. Утром они будят нас своим пением (включает магнитофонную запись щебета птиц). Прилетев домой, птицы ищут себе домики или строят гнезда. Одна из первых птичек, которая прилетает из жарких стран, — ласточка. После рассказа педагог задает детям вопросы. Почему птиц стало больше? Откуда птицы возвращаются домой? Почему птицы возвращаются домой? 3. Рассматривание картины «Ласточка». При рассматривании картины педагог обращает внимание на части тела ласточки: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части ее тела. Затем рассказывает о внешних признаках ласточки: вся птица черная, только грудка белая, у ласточки длинный хвост, он раздваивается на конце, хвост — самый яркий отличительный признак ласточки.
Ласточка, как и все птички, питается жучками, бабочками, червячками, зернышками. Она лепит гнезда из глины и маленьких веточек. В таких гнездах ласточка выводит птенцов. 4. Чтение стихотворения С.Д. Дрожжина «Ласточка». Сизокрылая Под моим окном Свила гнездышко — И поет себе, Заливается, Весну красную Прославляючи... По содержанию стихотворения педагог задает детям 2—3 вопроса. 5. Итог. Как называют птичку с раздвоенным длинным хвостом? Когда прилетает ласточка? Занятие 2 Тема «Скворец» Цель: знакомство с характерными внешними признаками скворца, обучение сравнению двух птиц по образцу. Оборудование: картины «Скворец и ласточка», предметная картинка «Скворечник». ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Кто прилетает к нам весной? Как птица поют весной? Назовите птицу, которая прилетает к нам одной из первых. 2. Рассматривание картины «Скворец». Сначала дети самостоятельно называют и показывают части тела скворца: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко. Затем педагог рассказывает детям о внешних признаках скворца: оперение черное с металлическим блеском; клюв желтый, острый и довольно длинный, слегка загнутый вниз; крылья длинные и заостренные; хвост короткий. Скворец, как и другие птицы, питается жучками, паучками, клюет зернышки. Поэтому зимой для него нет пищи в наших краях и он, как и ласточка, улетает на юг. Возвращается скворец ранней весной. Скворцов все знают и любят, их прилет означает для людей наступление весны. Скворец умеет петь очень необычно, подражая в пений даже кваканью лягушек или лаю собак. Хорошо подражают они и человеческому голосу. Людям нравятся скворцы. Чтобы скворцы селились близко к людям, весной для них строят специальные домики — скворечники. Показывает картинку «Скворечник». 3. Объяснение смысла загадки.
На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его... (скворец). 4. Сравнение картин «Ласточка» и «Скворец». У ласточки клюв темный, а у скворца... (желтый). У ласточки клюв маленький, а у скворца... (большой). У ласточки хвост длинный, а у скворца... (короткий). У ласточки грудка белая, а у скворца... (черная). В заключение педагог повторяет с детьми общие признаки птиц: у всех есть две лапки, крылья, хвост, клюв, их тело покрыто перьями. 5. Итог. Какие птицы прилетают весной? Откуда прилетают перелетные птицы? Занятие 3 Тема «Скворечник» Цель: развитие умения составлять короткий рассказ по содержанию сюжетной картины. Оборудование: сюжетная картина «Скворечник»; комплект разрезных картинок из четырех частей с изображением скворечника; картинки с изображением вороны, воробья, ласточки, скворца. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям предлагается отгадать загадку. На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его... (скворец). Кто помнит, как называется домик для скворца? 2. Рассматривание картины «Скворечник». Показывая картину, педагог рассказывает, что люди делают весной скворечники, чтобы скворцы селились рядом с ними. Люди очень любят, как необычно поют скворцы. Какое время года изображено на картине? (Весна.) Кто нарисовано на картине? (Дети.) Что делают дети? (Домик для скворца.) Из чего делают скворечник? (Из дерева.) На что похож скворечник? (На маленький домик.) Почему скворечники вешают высоко на деревьях? (Чтобы кошка не достала.) 3. Дидактическая игра «Разрезные картинки». Каждому ребенку предлагается сложить разрезную картинку из четырех частей с изображением скворечника. 4. Дидактическая игра «Бывает — не бывает». Детям показываются картинки с изображением вороны, воробья, ласточки и скворца, а затем задаются вопросы, на которые дети должны ответить словом «да» или «нет»: Ворона черного цвета? Ласточка белого цвета? Воробей живет в лесу? Ласточка зимует в нашем городе? Скворец зимует в южных краях? 5. Итог. Назовите двух птиц, которые зимуют в городе. Назовите двух птиц, которые зимуют в теплых краях. ОВОЩИ Приблизительный пассивный и активный словарь: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, кабачок, помидор, свекла, овощи, копать, сажать, поливать, полоть, зеленый, красный, желтый, оранжевый, круглый, овальный.
Занятие 1 Тема «Овощи» Цель: уточнение названий овощей, воспитание слухового внимания, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Оборудование: корзина, овощи, картинки с изображением овощей. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Я была в магазине и купила много разных овощей. Посмотрите, что я принесла (Показывает и называет овощи.) 2. Самостоятельное называние овощей. Дети выбирают по одному овощу и называют его. (Это помидор, морковь, капуста, огурец, свекла, лук, редис, картофель.) Названия тех овощей, которых никто из детей не знает, разучиваются с детьми. 3. Выполнение поручений. Покажи помидор. Что ты показал? Дай Саше огурец. Что ты дал Саше? Покажи морковь. Что ты показал? Дай морковь Коле. Что ты дал Коле? 4. Дидактическая игра «Какой овощ я не назвала?» На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображением овощей. Педагог называет только три овоща, а дети — остальные три. Игра повторяется несколько раз. 5. Итог. Как можно назвать капусту, морковь, помидор одним словом? Занятие 2 Тема «Качественные признаки овощей» Цель: уточнение качественных признаков овощей и употребление их в активной речи в правильной грамматической форме. Оборудование: муляжи овощей; картинки с изображением овощей; картонный круг; полоски зеленого, красного и оранжевого цвета; схемы с изображением геометрической формы и полоски одного из цветов. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям предлагается называть овощи по памяти. У меня картинки, на которых нарисованы овощи. Догадайтесь, какие овощи нарисованы. Картинка с изображением названного овоща выставляется на наборное полотно. 2. Дидактическая игра «Найди такой же овощ». Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей овощи, похожие по форме на круг (помидор, капусту, редис). При этом уточняет форму каждого овоща с помощью вопросов.
Какая капуста по форме? (Капуста круглая.) Какой редис по форме? (Редис круглый.) Аналогично рассматриваются овощи овальной формы. Б. По цвету. Педагог показывает детям полоску зеленого цвета. Дети выбирают капусту, огурец... С помощью вопросов закрепляется название цвета. Какая капуста по цвету? (Капуста зеленая.) И т.д. Аналогично рассматриваются овощи оранжевого и красного цвета. В. По форме и цвету. Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и задает вопрос. Капуста какая? (Капуста круглая, зеленая.) Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска красного цвета, овал и полоска зеленого цвета и т.д. 3. Дидактическая игра «Загадай загадку». Одному ребенку показывается овощ (морковь, помидор, огурец или капуста). Он должен выбрать подходящую схему и показать остальным детям. Дети должны догадаться, какой овощ загадан. 4. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Морковка». Вот цветущая морковка, Спряталась довольно ловко, Прячет корешок под землю, Видно знает себе цену. Лишь косичка наверху, Зеленеет на ветру. Детям задаются вопросы по содержанию стихотворения. 5. Итог. Какие овощи вы знаете? Занятие 3 Тема «Огород» Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной картине. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картина «Огород», фланелеграф. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Что копали из земли, Жарили, варили, Что в золе мы испекли, Ели и хвалили? (Картошка.) Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Редис.) Не бьет, не ругает, А от него все плачут. (Лук.) 2. Рассматривание картины «Огород». Сначала педагог привлекает внимание детей к картинке, затем читает стихотворение «Огород» и задает вопросы по теме: В огороде у Фомы Есть и репа, огурцы, Вот и свекла, и лучок, И зеленый кабачок. Так зеленый огород Всех прокормит целый год! Что растет на огороде? (Выставляются картинки с изображением овощей, и дети перечисляют овощи.) Что делают дети в огороде? (Сажают, копают, поливают.) 3. Дидактическая игра «Огород» (работа с фланелеграфом). На фланелеграф прикрепляется несколько продольных полосок. Детям объясняется, что это «грядки» в огороде, на которых растут овощи. Затем детям предлагается «посадить» овощи. Дети «сажают» овощи. Саша, что ты сажаешь? (Я сажаю свеклу.) И так далее. Мы посадили много овощей. За овощами надо ухаживать. Их надо поливать, полоть, рыхлить землю. Тогда вырастает хороший урожай.
4. Итог. Какие овощи растут в огороде? ФРУКТЫ Приблизительный пассивный и активный словарь: яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, сад, фрукты, сладкий, кислый, спелый, румяный. Занятие 1 Тема «фрукты» Цель: уточнение названий фруктов, воспитание слухового внимания, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Оборудование: корзина, фрукты, картинки с изображением фруктов. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Я была в магазине и купила много разных фруктов. Посмотрите, что я принесла (Показывает и называет фрукты.) 2. Самостоятельное называние фруктов. Дети выбирают по одному фрукту и называют его. (Это яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин.) Названия тех фруктов, которых никто из детей не знает, педагог разучивает с детьми. 3. Выполнение поручений. Возьми яблоко. Что ты взял? Дай Вове грушу. Что ты дал Вове? Возьми апельсин. Что ты взял? Дай апельсин Лене. Что ты дал Лене? 4. Дидактическая игра «Какой фрукт я не назвала?» На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображением фруктов. Педагог называет только два фрукта, а дети — остальные четыре. Игра повторяется несколько раз. 5. Итог. Как можно назвать яблоко, грушу, апельсин одним словом? Занятие 2 Тема «Качественные признаки фруктов» Цель: уточнение качественных признаков фруктов и употребление их в активной речи в правильной грамматической форме. Оборудование: муляжи фруктов; картинки с изображением фруктов; картонный круг; полоски зеленого, красного, желтого, синего и оранжевого цвета; схемы с изображением геометрической формы и полоски одного из цветов. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям предлагается называть фрукты по памяти. У меня картинки, на которых нарисованы фрукты. Догадайтесь, какие фрукты нарисованы. Картинка с изображением названного фрукта выставляется на наборное полотно. 2. Дидактическая игра «Найди такой же фрукт». A. По форме. Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей фрукты, похожие по форме на шар (яблоко, сливу, апельсин). При этом уточняет форму каждого фрукта с помощью вопросов. Какое яблоко по форме? (Яблоко круглое.) Какой апельсин по форме? (Апельсин круглый.) Аналогично рассматриваются фрукты овальной формы (лимон, груша). Б. По цвету. Педагог показывает детям полоску желтого цвета. Дети выбирают яблоко, лимон... С помощью вопросов закрепляется название цвета: «Какое яблоко по цвету?» (Яблоко желтое.) И т.д. Аналогично рассматриваются фрукты оранжевого (апельсин, мандарин), зеленого (яблоко, груша), синего (слива) и красного (яблоко, вишня) цвета. B. По форме и цвету. Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и спрашивает: «Какое яблоко?» (Яблоко круглое, зеленое.) Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска оранжевого цвета, овал и полоска желтого цвета и т.д. 3. Дидактическая игра «Загадай загадку». Одному ребенку показывается фрукт (зеленое яблоко, оранжевый апельсин, желтый лимон или синяя слива). Он должен выбрать подходящую схему и показать остальным детям. Дети должны догадаться, какой фрукт загадан. 4. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Вишня». Раскраснелась вишенка, Спелый аромат. Ах, какие бусинки Яркие висят! Детям показывается картинка с изображением дерева вишни со спелыми вишенками и задаются вопросы по содержанию стихотворения. 5. Итог. Какие фрукты вы знаете? Занятие 3 Тема «фруктовый сад» Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной картине. Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, сюжетная картина «Фруктовый сад», фланелеграф, контуры фруктовых деревьев. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Детям предлагается отгадать загадки. Картинки-отгадки выставлены на наборном полотне. Круглое, румяное, С дерева упало — Любе в рот попало. (Яблоко.) Красна, вкусна, внутри косточка. (Вишня.) 2. Рассматривание картины «Фруктовый сад». Сначала педагог привлекает внимание детей к картине, затем читается стихотворение «Фруктовый сад». Вот фруктовый дивный сад! Фрукты спеют для ребят, Тут и яблоки, и сливы, Груши, вишни, мандарины. Выставляет картинки с изображением фруктов, и дети перечисляют фрукты. Что растет в саду? Что делают дети в саду? (Сажают, поливают.) 3. Дидактическая игра «Фруктовый сад» (работа с фланелегра- На фланелеграф прикрепляется несколько контуров фруктовых деревьев. Детям объясняется, что на каждом дереве растет свой «фрукт». Затем детям предлагается прикрепить фрукты на соответствующее дерево. После того, как дети прикрепят все фрукты,- им надо рассказать, что за фруктовыми деревьями нужно ухаживать, поливать, вокруг них рыхлить землю, тогда в саду созреет хороший урожай. 4. Итог. Какие фрукты растут в саду? ТРАНСПОРТ Приблизительный активный и пассивный словарь: машина, грузовик, самосвал, улица, дорога, тротуар, колесо, дверь, руль, кабина, кузов, шофер, пассажир, заводить, ехать, тормозить, разворачиваться, легковая, грузовая, железная, пластмассовая, быстро, медленно. Занятие 1 Тема «Машины на улице» Цель: знакомство с внешним видом и названием легковых и грузовых машин, их частями, окраской, формой; обучение ответам на вопросы об увиденном распространенным предложением. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию и посмотрим на улице, какие бывают машины. 2. Предварительная беседа. Педагог объясняет детям правила поведения на улице. Он говорит, что ходить нужно только парами, взявшись за руки, внимательно слушать взрослых, идти только по тротуару. Дети рассматривают машины. 3. Экскурсия. Педагог останавливает детей на тротуаре перед проезжей частью дороги и обращает внимание на проезжающие машины. Затем предлагает внимательно рассмотреть припаркованную к тротуару легковую машину, рассмотреть ее части: колеса, кузов, руль, окна, двери. Задает детям вопросы. Что вы видите? Какие части есть у машины? Какого цвета машина? Кого перевозит эта машина? Как называют человека, который управляет машиной? (Шофер.) Далее объясняет детям, что людей, которых везет шофер, называют пассажирами, а машины, которые перевозят небольшое число людей, называют легковыми. Еще раз обращает внимание на проезжую часть дороги и задает вопрос: «Как едут машины?» (Быстро.) Объясняет детям, что им нельзя выходить на дорогу без взрослого, потому что машины могут их ударить и задавить. 4. Обобщающая беседа (проводится в группе). Педагог спрашивает у детей, где были, что видели. Если остается время, можно повторить те же вопросы, которые были заданы детям на улице. 5. Итог. У кого из вас есть дома машина? Какого она цвета? Занятие 2 Тема «Игрушечные машины» Цель: уточнение названий игрушечных машин и их окраски, формирование понятия «грузовая машина»; обучение ответам на вопросы по содержанию короткого стихотворения без опоры на наглядный материал. Оборудование: грузовые и легковые игрушечные машины, маленькие мягкие игрушки, кубики. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Какие машины вы знаете? 2. Рассматривание игрушечных машин. Дети по очереди рассматривают каждую машину. Называют части машины, цвет, материал, из которого сделана машина (из железа, дерева, пластмассы). Педагог отмечает, что в машинах, которые перевозят грузы, есть большой специальный кузов (грузовик, са- мосвал), что у настоящих машин, которые перевозят грузы, тоже есть кузов, но в кузове люди никогда не ездят — они ездят только в кабинах, что машины для перевозки грузов называют грузовыми. 3. Дидактическая игра «Покатаем в машине игрушки». Дети катают в машине игрушки: мышку, мишку, зайку, лису, куклу. Педагог обращает внимание детей на то, что кукла, мишка, зайка — все катаются (сидят, едут) в машине. В конце в грузовик нагружают кубики для постройки гаража. Дети называют действия, признаки предметов. Педагог еще раз подчеркивает, что машины, которые перевозят игрушки в кузове называются грузовыми. 4. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик. После прочтения стихотворения дети отвечают на вопросы по содержанию. Кто катал кота? На чем дети катали кота? Машина была настоящая или игрушечная? Кот был настоящий или игрушечный? Что сделал кот? Почему он опрокинул грузовик? (Боялся.) 5. Итог. Какие машины перевозят грузы? Занятие 3 Тема «Разные машины» Цель уточнение знаний о том, что перевозят на грузовых машинах; закрепление знаний о внешнем виде и назначении машин; обучение сравнению двух машин по образцу. Оборудование: картинки с изображением игрушечных грузовой и легковой машин, руль, шапочки с изображением воробьев. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. Какие машины вы знаете? Какие грузовые машины вы знаете? Почему они называются грузовыми? 2. Рассматривание картинок. При рассматривании картинок сравниваются две машины — легковая и грузовая. У грузовой машины есть специальный кузов для перевозки грузов, у легковой машины его нет. У каждой машины есть колеса и руль. У каждой машины есть двери и окна. Каждую машину водит шофер. В заключение педагог уточняет слова: «настоящая» и «игрушечная» машины. Сравнивает, что и кого можно возить на настоящей и игрушечной машинах. 3. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Ребенку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль воробушек, надевают шапочки с изображением воробьев. «Воробушки» весело чирикают, прыгают. По сигналу «Автомобиль!» они убегают. Автомобиль едет и гудит: «Би-би». 4. Чтение отрывка из стихотворения И. Муравейко «Самосвал». Самосвал повсюду ходит, Вот он здесь, а вот он там; Самосвал всегда в работе, Сам везет, сгружает сам. Педагог беседует с детьми об особенностях устройства кузова самосвала (сам сгружает грузы). 5. Итог. Закончите предложение: «Машины бывают игрушечные и... (настоящие)». «Машины, которые перевозят грузы,... (грузовые)».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|