Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перелетные птицы. Ласточка, скворец




Приблизительный пассивный и активный словарь: ласточка, скво­рец, клюв, хвост, лапка, грудь, брюшко, крыло, перо, корм, зер­но, скворечник, гнездо, летать, клевать, скакать, щебетать, се­рый, белый, черный, тепло, высоко.

Занятие 1 Тема Ласточка»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками лас­точки, с особенностями ее жизни; обучение составлению распрост­раненного предложения по вопросам.

Оборудование: магнитофонная запись щебета птиц, картина «Ла­сточка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы.

Какое время года на улице — зима или весна? (Весна.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.) Птиц стало больше или нет? (Больше.)

2. Беседа о жизни птиц весной.

Весной птицы возвращаются домой из жарких стран, по­тому что на улице стало тепло. Появились жучки, червячки, букашки. Стало больше корма для птиц. Птицы рады воз­вращению домой. Они весело щебечут. Птицы лучше всего поют именно весной. Утром они будят нас своим пением (включает магнитофонную запись щебета птиц). Прилетев домой, птицы ищут себе домики или строят гнезда. Одна из первых птичек, которая прилетает из жарких стран, — лас­точка.

После рассказа педагог задает детям вопросы.

Почему птиц стало больше? Откуда птицы возвращаются домой? Почему птицы возвращаются домой?

3. Рассматривание картины «Ласточка».

При рассматривании картины педагог обращает внимание на ча­сти тела ласточки: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части ее тела. Затем


рассказывает о внешних признаках ласточки: вся птица черная, только грудка белая, у ласточки длинный хвост, он раздваивается на кон­це, хвост — самый яркий отличительный признак ласточки.

Ласточка, как и все птички, питается жучками, бабочка­ми, червячками, зернышками. Она лепит гнезда из глины и маленьких веточек. В таких гнездах ласточка выводит птен­цов.

4. Чтение стихотворения С.Д. Дрожжина «Ласточка».

Сизокрылая Под моим окном Свила гнездышко — И поет себе, Заливается, Весну красную Прославляючи...

По содержанию стихотворения педагог задает детям 2—3 вопроса.

5. Итог.

Как называют птичку с раздвоенным длинным хвостом? Когда прилетает ласточка?

Занятие 2 Тема «Скворец»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками сквор­ца, обучение сравнению двух птиц по образцу.

Оборудование: картины «Скворец и ласточка», предметная кар­тинка «Скворечник».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Кто прилетает к нам весной? Как птица поют весной? Назовите птицу, которая прилетает к нам одной из первых.

2. Рассматривание картины «Скворец».

Сначала дети самостоятельно называют и показывают части тела скворца: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко. Затем педагог рассказывает детям о внешних признаках скворца: оперение черное с металлическим блеском; клюв желтый, острый и довольно длинный, слегка загнутый вниз; крылья длин­ные и заостренные; хвост короткий.


Скворец, как и другие птицы, питается жучками, пауч­ками, клюет зернышки. Поэтому зимой для него нет пищи в наших краях и он, как и ласточка, улетает на юг. Возвра­щается скворец ранней весной. Скворцов все знают и лю­бят, их прилет означает для людей наступление весны. Скво­рец умеет петь очень необычно, подражая в пений даже кваканью лягушек или лаю собак. Хорошо подражают они и человеческому голосу. Людям нравятся скворцы. Чтобы скворцы селились близко к людям, весной для них строят специальные домики — скворечники.

Показывает картинку «Скворечник».

3. Объяснение смысла загадки.

На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его... (скворец).

4. Сравнение картин «Ласточка» и «Скворец».
Детям должны закончить предложения.

У ласточки клюв темный, а у скворца... (желтый). У лас­точки клюв маленький, а у скворца... (большой). У ласточки хвост длинный, а у скворца... (короткий). У ласточки грудка белая, а у скворца... (черная).

В заключение педагог повторяет с детьми общие признаки птиц: у всех есть две лапки, крылья, хвост, клюв, их тело покрыто перьями.

5. Итог.

Какие птицы прилетают весной? Откуда прилетают пере­летные птицы?

Занятие 3 Тема «Скворечник»

Цель: развитие умения составлять короткий рассказ по содержа­нию сюжетной картины.

Оборудование: сюжетная картина «Скворечник»; комплект раз­резных картинок из четырех частей с изображением скворечника; картинки с изображением вороны, воробья, ласточки, скворца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадку.


На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его... (скворец).

Кто помнит, как называется домик для скворца?

2. Рассматривание картины «Скворечник».

Показывая картину, педагог рассказывает, что люди делают вес­ной скворечники, чтобы скворцы селились рядом с ними. Люди очень любят, как необычно поют скворцы.

Какое время года изображено на картине? (Весна.) Кто на­рисовано на картине? (Дети.) Что делают дети? (Домик для скворца.) Из чего делают скворечник? (Из дерева.) На что по­хож скворечник? (На маленький домик.) Почему скворечники вешают высоко на деревьях? (Чтобы кошка не достала.)

3. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Каждому ребенку предлагается сложить разрезную картинку из четырех частей с изображением скворечника.

4. Дидактическая игра «Бывает — не бывает».

Детям показываются картинки с изображением вороны, воро­бья, ласточки и скворца, а затем задаются вопросы, на которые дети должны ответить словом «да» или «нет»:

Ворона черного цвета? Ласточка белого цвета? Воробей живет в лесу? Ласточка зимует в нашем городе? Скворец зимует в южных краях?

5. Итог.

Назовите двух птиц, которые зимуют в городе. Назовите двух птиц, которые зимуют в теплых краях.

ОВОЩИ

Приблизительный пассивный и активный словарь: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, кабачок, поми­дор, свекла, овощи, копать, сажать, поливать, полоть, зеленый, красный, желтый, оранжевый, круглый, овальный.

Занятие 1 Тема «Овощи»

Цель: уточнение названий овощей, воспитание слухового внима­ния, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Оборудование: корзина, овощи, картинки с изображением овощей.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Я была в магазине и купила много разных овощей. По­смотрите, что я принесла (Показывает и называет овощи.)

2. Самостоятельное называние овощей.

Дети выбирают по одному овощу и называют его. (Это помидор, морковь, капуста, огурец, свекла, лук, редис, картофель.) Названия тех овощей, которых никто из детей не знает, разучиваются с детьми.

3. Выполнение поручений.

Покажи помидор. Что ты показал? Дай Саше огурец. Что ты дал Саше? Покажи морковь. Что ты показал? Дай мор­ковь Коле. Что ты дал Коле?

4. Дидактическая игра «Какой овощ я не назвала?»

На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием овощей. Педагог называет только три овоща, а дети — осталь­ные три. Игра повторяется несколько раз.

5. Итог.

Как можно назвать капусту, морковь, помидор одним словом?

Занятие 2 Тема «Качественные признаки овощей»

Цель: уточнение качественных признаков овощей и употребле­ние их в активной речи в правильной грамматической форме.

Оборудование: муляжи овощей; картинки с изображением ово­щей; картонный круг; полоски зеленого, красного и оранжевого цвета; схемы с изображением геометрической формы и полоски одного из цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается называть овощи по памяти.

У меня картинки, на которых нарисованы овощи. Дога­дайтесь, какие овощи нарисованы.

Картинка с изображением названного овоща выставляется на наборное полотно.

2. Дидактическая игра «Найди такой же овощ».
А. По форме.


Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей овощи, похожие по форме на круг (помидор, капусту, ре­дис). При этом уточняет форму каждого овоща с помощью вопросов.

Какая капуста по форме? (Капуста круглая.) Какой редис по форме? (Редис круглый.)

Аналогично рассматриваются овощи овальной формы.

Б. По цвету.

Педагог показывает детям полоску зеленого цвета. Дети выбира­ют капусту, огурец... С помощью вопросов закрепляется название цвета.

Какая капуста по цвету? (Капуста зеленая.) И т.д.

Аналогично рассматриваются овощи оранжевого и красного цвета. В. По форме и цвету.

Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и задает вопрос.

Капуста какая? (Капуста круглая, зеленая.)

Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска красного цвета, овал и полоска зеленого цвета и т.д.

3. Дидактическая игра «Загадай загадку».

Одному ребенку показывается овощ (морковь, помидор, огурец или капуста). Он должен выбрать подходящую схему и показать остальным детям. Дети должны догадаться, какой овощ загадан.

4. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Морковка».

Вот цветущая морковка, Спряталась довольно ловко, Прячет корешок под землю, Видно знает себе цену. Лишь косичка наверху, Зеленеет на ветру. Детям задаются вопросы по содержанию стихотворения.

5. Итог.

Какие овощи вы знаете?

Занятие 3 Тема «Огород»

Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной картине.


Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картина «Огород», фланелеграф.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.
Детям предлагается отгадать загадки. Картинки-отгадки выстав­лены на наборном полотне.

Что копали из земли, Жарили, варили, Что в золе мы испекли, Ели и хвалили? (Картошка.)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Редис.)

Не бьет, не ругает,

А от него все плачут. (Лук.)

2. Рассматривание картины «Огород».

Сначала педагог привлекает внимание детей к картинке, затем читает стихотворение «Огород» и задает вопросы по теме:

В огороде у Фомы Есть и репа, огурцы, Вот и свекла, и лучок, И зеленый кабачок. Так зеленый огород Всех прокормит целый год!

Что растет на огороде? (Выставляются картинки с изоб­ражением овощей, и дети перечисляют овощи.) Что делают дети в огороде? (Сажают, копают, поливают.)

3. Дидактическая игра «Огород» (работа с фланелеграфом).

На фланелеграф прикрепляется несколько продольных полосок. Детям объясняется, что это «грядки» в огороде, на которых растут овощи. Затем детям предлагается «посадить» овощи. Дети «сажают» овощи.

Саша, что ты сажаешь? (Я сажаю свеклу.) И так далее.


Мы посадили много овощей. За овощами надо ухаживать. Их надо поливать, полоть, рыхлить землю. Тогда вырастает хороший урожай.

4. Итог.

Какие овощи растут в огороде?

ФРУКТЫ

Приблизительный пассивный и активный словарь: яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, сад, фрукты, сладкий, кислый, спелый, румяный.

Занятие 1 Тема «фрукты»

Цель: уточнение названий фруктов, воспитание слухового внима­ния, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Оборудование: корзина, фрукты, картинки с изображением фруктов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Я была в магазине и купила много разных фруктов. По­смотрите, что я принесла (Показывает и называет фрукты.)

2. Самостоятельное называние фруктов.

Дети выбирают по одному фрукту и называют его. (Это яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин.) Названия тех фруктов, кото­рых никто из детей не знает, педагог разучивает с детьми.

3. Выполнение поручений.

Возьми яблоко. Что ты взял? Дай Вове грушу. Что ты дал Вове? Возьми апельсин. Что ты взял? Дай апельсин Лене. Что ты дал Лене?

4. Дидактическая игра «Какой фрукт я не назвала?»

На наборное полотно выставляются шесть картинок с изображе­нием фруктов. Педагог называет только два фрукта, а дети — ос­тальные четыре. Игра повторяется несколько раз.

5. Итог.

Как можно назвать яблоко, грушу, апельсин одним сло­вом?


Занятие 2 Тема «Качественные признаки фруктов»

Цель: уточнение качественных признаков фруктов и употребле­ние их в активной речи в правильной грамматической форме.

Оборудование: муляжи фруктов; картинки с изображением фрук­тов; картонный круг; полоски зеленого, красного, желтого, синего и оранжевого цвета; схемы с изображением геометрической формы и полоски одного из цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается называть фрукты по памяти.

У меня картинки, на которых нарисованы фрукты. Дога­дайтесь, какие фрукты нарисованы.

Картинка с изображением названного фрукта выставляется на наборное полотно.

2. Дидактическая игра «Найди такой же фрукт».

A. По форме.

Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей фрукты, похожие по форме на шар (яблоко, сливу, апель­син). При этом уточняет форму каждого фрукта с помощью воп­росов.

Какое яблоко по форме? (Яблоко круглое.) Какой апель­син по форме? (Апельсин круглый.)

Аналогично рассматриваются фрукты овальной формы (лимон, груша).

Б. По цвету.

Педагог показывает детям полоску желтого цвета. Дети выбира­ют яблоко, лимон... С помощью вопросов закрепляется название цвета: «Какое яблоко по цвету?» (Яблоко желтое.)

И т.д.

Аналогично рассматриваются фрукты оранжевого (апельсин, ман­дарин), зеленого (яблоко, груша), синего (слива) и красного (яб­локо, вишня) цвета.

B. По форме и цвету.

Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и спрашивает: «Какое яблоко?» (Яблоко круглое, зеленое.)

Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска оранжевого цвета, овал и полоска желтого цвета и т.д.


3. Дидактическая игра «Загадай загадку».

Одному ребенку показывается фрукт (зеленое яблоко, оранже­вый апельсин, желтый лимон или синяя слива). Он должен выбрать подходящую схему и показать остальным детям. Дети должны дога­даться, какой фрукт загадан.

4. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Вишня».

Раскраснелась вишенка, Спелый аромат. Ах, какие бусинки Яркие висят!

Детям показывается картинка с изображением дерева вишни со спелыми вишенками и задаются вопросы по содержанию стихотво­рения.

5. Итог.

Какие фрукты вы знаете?

Занятие 3 Тема «фруктовый сад»

Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной картине.

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, сюжетная картина «Фруктовый сад», фланелеграф, контуры фрук­товых деревьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадки. Картинки-отгадки выставлены на наборном полотне.

Круглое, румяное,

С дерева упало —

Любе в рот попало. (Яблоко.)

Красна, вкусна, внутри косточка. (Вишня.)

2. Рассматривание картины «Фруктовый сад».

Сначала педагог привлекает внимание детей к картине, затем читается стихотворение «Фруктовый сад».

Вот фруктовый дивный сад! Фрукты спеют для ребят, Тут и яблоки, и сливы, Груши, вишни, мандарины.


Выставляет картинки с изображением фруктов, и дети перечис­ляют фрукты.

Что растет в саду? Что делают дети в саду? (Сажают, поливают.)

3. Дидактическая игра «Фруктовый сад» (работа с фланелегра-
фом).

На фланелеграф прикрепляется несколько контуров фруктовых деревьев. Детям объясняется, что на каждом дереве растет свой «фрукт». Затем детям предлагается прикрепить фрукты на соответ­ствующее дерево. После того, как дети прикрепят все фрукты,- им надо рассказать, что за фруктовыми деревьями нужно ухаживать, поливать, вокруг них рыхлить землю, тогда в саду созреет хороший урожай.

4. Итог.

Какие фрукты растут в саду?

ТРАНСПОРТ

Приблизительный активный и пассивный словарь: машина, грузо­вик, самосвал, улица, дорога, тротуар, колесо, дверь, руль, каби­на, кузов, шофер, пассажир, заводить, ехать, тормозить, развора­чиваться, легковая, грузовая, железная, пластмассовая, быстро, медленно.

Занятие 1 Тема «Машины на улице»

Цель: знакомство с внешним видом и названием легковых и грузовых машин, их частями, окраской, формой; обучение ответам на вопросы об увиденном распространенным предложением.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию и по­смотрим на улице, какие бывают машины.

2. Предварительная беседа.

Педагог объясняет детям правила поведения на улице. Он гово­рит, что ходить нужно только парами, взявшись за руки, внима­тельно слушать взрослых, идти только по тротуару. Дети рассматри­вают машины.


3. Экскурсия.

Педагог останавливает детей на тротуаре перед проезжей частью дороги и обращает внимание на проезжающие машины. Затем пред­лагает внимательно рассмотреть припаркованную к тротуару легко­вую машину, рассмотреть ее части: колеса, кузов, руль, окна, две­ри. Задает детям вопросы.

Что вы видите? Какие части есть у машины? Какого цве­та машина? Кого перевозит эта машина? Как называют че­ловека, который управляет машиной? (Шофер.)

Далее объясняет детям, что людей, которых везет шофер, назы­вают пассажирами, а машины, которые перевозят небольшое число людей, называют легковыми. Еще раз обращает внимание на проез­жую часть дороги и задает вопрос: «Как едут машины?» (Быстро.) Объясняет детям, что им нельзя выходить на дорогу без взрослого, потому что машины могут их ударить и задавить.

4. Обобщающая беседа (проводится в группе).

Педагог спрашивает у детей, где были, что видели. Если остается время, можно повторить те же вопросы, которые были заданы де­тям на улице.

5. Итог.

У кого из вас есть дома машина? Какого она цвета?

Занятие 2 Тема «Игрушечные машины»

Цель: уточнение названий игрушечных машин и их окраски, формирование понятия «грузовая машина»; обучение ответам на вопросы по содержанию короткого стихотворения без опоры на наглядный материал.

Оборудование: грузовые и легковые игрушечные машины, ма­ленькие мягкие игрушки, кубики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Какие машины вы знаете?

2. Рассматривание игрушечных машин.

Дети по очереди рассматривают каждую машину. Называют час­ти машины, цвет, материал, из которого сделана машина (из желе­за, дерева, пластмассы). Педагог отмечает, что в машинах, которые перевозят грузы, есть большой специальный кузов (грузовик, са-


мосвал), что у настоящих машин, которые перевозят грузы, тоже есть кузов, но в кузове люди никогда не ездят — они ездят только в кабинах, что машины для перевозки грузов называют грузовыми.

3. Дидактическая игра «Покатаем в машине игрушки».

Дети катают в машине игрушки: мышку, мишку, зайку, лису, куклу. Педагог обращает внимание детей на то, что кукла, мишка, зайка — все катаются (сидят, едут) в машине. В конце в грузовик нагружают кубики для постройки гаража. Дети называют действия, признаки предметов. Педагог еще раз подчеркивает, что машины, которые перевозят игрушки в кузове называются грузовыми.

4. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик».

Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик.

После прочтения стихотворения дети отвечают на вопросы по содержанию.

Кто катал кота? На чем дети катали кота? Машина была настоящая или игрушечная? Кот был настоящий или игру­шечный? Что сделал кот? Почему он опрокинул грузовик? (Боялся.)

5. Итог.

Какие машины перевозят грузы?

Занятие 3 Тема «Разные машины»

Цель уточнение знаний о том, что перевозят на грузовых маши­нах; закрепление знаний о внешнем виде и назначении машин; обучение сравнению двух машин по образцу.

Оборудование: картинки с изображением игрушечных грузовой и легковой машин, руль, шапочки с изображением воробьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Какие машины вы знаете? Какие грузовые машины вы знаете? Почему они называются грузовыми?

2. Рассматривание картинок.

При рассматривании картинок сравниваются две машины — лег­ковая и грузовая.


У грузовой машины есть специальный кузов для пере­возки грузов, у легковой машины его нет. У каждой маши­ны есть колеса и руль. У каждой машины есть двери и окна. Каждую машину водит шофер.

В заключение педагог уточняет слова: «настоящая» и «игрушеч­ная» машины. Сравнивает, что и кого можно возить на настоящей и игрушечной машинах.

3. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Ребенку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль воробушек, надевают шапочки с изображением во­робьев. «Воробушки» весело чирикают, прыгают. По сигналу «Авто­мобиль!» они убегают. Автомобиль едет и гудит: «Би-би».

4. Чтение отрывка из стихотворения И. Муравейко «Самосвал».

Самосвал повсюду ходит, Вот он здесь, а вот он там; Самосвал всегда в работе, Сам везет, сгружает сам.

Педагог беседует с детьми об особенностях устройства кузова самосвала (сам сгружает грузы).

5. Итог.

Закончите предложение: «Машины бывают игрушечные и... (настоящие)». «Машины, которые перевозят грузы,... (грузовые)».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...