Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




Темы /Планы практических занятий

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКИ. (2 ч.)

Занятие 1.

Вопросы:

Методика литературы как научная дисциплина.

Литература в школе как учебный предмет.

Задания:

Подготовить сообщения по разделу учебника.

Литература:

Методика преподавания литературы / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 2002. (Или другой год издания)

Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.

 

Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Авт.-сост. Б.А.Ланин.-М.,2003.

Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.

Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. М., 1995.

Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А.Роткович. М., 1956.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962.
Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н.И.Кудряшева. М., 1961.
Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1971

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)

Занятие 1. Методика преподавания литературы в 19 в.

Вопросы:

Зарождение методики школьного преподавания литературы в конце 18-начале 19 вв.

Деятельность Ф.И.Буслаева

Развитие методики в 60-е гг. 19 в.

Занятие 2. Методика преподавания литературы в 20 в.

 

Задание: заполнить таблицу

Методист. Годы жизни Основные труды. Вклад в методику Оценка идей в контексте требований современной школы
     

Вопросы:

Методика преподавания литературы на рубеже 19-20 вв.

Литература в советской школе.

Деятельность учителей-новаторов в 70-90 гг. 20 века.

Задание:

Подготовить сообщение о методических идеях Е.Ильина.

Сопоставить Программу по литературе 1985 г. и Стандарт по литературе 2004 г. Ответить на вопрос6 Как изменилось содержание литературного образования.

Литература:

Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991.
Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1985.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985.

 

Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А.Роткович. М., 1956.
Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.
Роткович Я.А. Очерки по методике преподавания литературы в советской школе. М., 1965.
Методика преподавания литературы в советской школе. Хрестоматия / Сост. Роткович Я.А. М., 1969.
Красноусов А.М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М., 1959.
Русский учитель / Под ред.Н.И.Громова. Л., 1959.
Русские методисты-словесники в воспоминаниях. М., 1969.
Голубков В.В. Преподавание литературы в дореволюционной школе. М.-Л., 1941.

Беньковская Т.Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. ХХ век. Часть 1. 1900 - 1940 - е годы. Оренбург, 1999.
История литературного образования в российской школе. М., 1999.
Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.
Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.
Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991.

Тема 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (6 ч.)

Вопросы:

Классификации методов изучения литературы в школе

Анализ как этап изучения литературного произведения.

Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы

Приемы анализа литературного произведения.

 

Занятие 1. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ПРИЕМ АНАЛИЗА.

Вопросы:

1. Приемы анализа художественного произведения на уроках литературы.

2. Выразительное чтение как прием анализа.

3. Комментированное чтение как прием анализа

4. Виды пересказа на уроке литературы

5. Подготовка пересказа, близкого к тексту

6. Пересказ с изменением лица рассказчика как творческое задание

7. Пересказ – анализ на уроке литературы в старших классах

Задания:

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из следующих произведений:

И.А.Крылов «Волк на псарне»

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

М.Ю.Лермонтов «Листок»

И.С.Тургенев «Русский язык» (стихотворение в прозе)

Н.В.Гоголь Отрывок «Чуден Днепр при тихой погоде…» («Страшная месть») или «Речь Тараса о товариществе («Тарас Бульба»)

Раскрыть последовательность работы над выразительным чтением данного текста; разработать систему вопросов и заданий.

 

Занятие 2. ПЕРЕСКАЗ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Вопросы:

1.Виды пересказа на уроке литературы

2. Подготовка пересказа, близкого к тексту

3. Пересказ с изменением лица рассказчика как творческое задание

4. Пересказ – анализ на уроке литературы в старших классах

 

 

2. Выполнить близкий к тексту пересказ одного из следующих текстов:

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

В.И.Даль Сказка «У тебя у самого свой ум»

А.С.Пушкин «Калмыцкая сказка» (из романа «Капитанская дочка»)

И.С.Тургенев Рассказ Кости о Гавриле и русалке (из рассказа «Бежин луг»)

Н.С. Лесков Первая встреча Голована с Грушей (из хроники «Очарованный странник»)

 

3. Подобрать примеры пересказа – анализа в литературно-критических статьях В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова или других авторов.

4. Подготовить пересказ с изменением лица рассказчика следующих произведений (эпизодов):

А.С.Пушкин Самсон Вырин в Петербурге («Станционный смотритель»)

Берестовы в гостях у Муромских («Барышня – крестьянка»)

А.П.Чехов

«Хамелеон», «Ионыч».

 

5. Раскрыть логику работы над каждым видом пересказа, объяснить, когда и для решения каких задач он применяется.

Литература:

Теория и методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 2007

Методика преподавания литературы / под ред. З.Я.Рез. – М., 1985.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...