Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Темы /Планы практических занятий Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКИ. (2 ч.) Занятие 1. Вопросы: Методика литературы как научная дисциплина. Литература в школе как учебный предмет. Задания: Подготовить сообщения по разделу учебника. Литература: Методика преподавания литературы / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 2002. (Или другой год издания) Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.
Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Авт.-сост. Б.А.Ланин.-М.,2003. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. М., 1995. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А.Роткович. М., 1956. Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч) Занятие 1. Методика преподавания литературы в 19 в. Вопросы: Зарождение методики школьного преподавания литературы в конце 18-начале 19 вв. Деятельность Ф.И.Буслаева Развитие методики в 60-е гг. 19 в. Занятие 2. Методика преподавания литературы в 20 в.
Задание: заполнить таблицу
Вопросы: Методика преподавания литературы на рубеже 19-20 вв. Литература в советской школе. Деятельность учителей-новаторов в 70-90 гг. 20 века.
Задание: Подготовить сообщение о методических идеях Е.Ильина. Сопоставить Программу по литературе 1985 г. и Стандарт по литературе 2004 г. Ответить на вопрос6 Как изменилось содержание литературного образования. Литература: Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А.Роткович. М., 1956. Беньковская Т.Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. ХХ век. Часть 1. 1900 - 1940 - е годы. Оренбург, 1999. Тема 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (6 ч.) Вопросы: Классификации методов изучения литературы в школе Анализ как этап изучения литературного произведения. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы Приемы анализа литературного произведения.
Занятие 1. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ПРИЕМ АНАЛИЗА. Вопросы:
1. Приемы анализа художественного произведения на уроках литературы. 2. Выразительное чтение как прием анализа. 3. Комментированное чтение как прием анализа 4. Виды пересказа на уроке литературы 5. Подготовка пересказа, близкого к тексту 6. Пересказ с изменением лица рассказчика как творческое задание 7. Пересказ – анализ на уроке литературы в старших классах Задания: 1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из следующих произведений: И.А.Крылов «Волк на псарне» А.С.Пушкин «Зимнее утро» М.Ю.Лермонтов «Листок» И.С.Тургенев «Русский язык» (стихотворение в прозе) Н.В.Гоголь Отрывок «Чуден Днепр при тихой погоде…» («Страшная месть») или «Речь Тараса о товариществе («Тарас Бульба») Раскрыть последовательность работы над выразительным чтением данного текста; разработать систему вопросов и заданий.
Занятие 2. ПЕРЕСКАЗ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ Вопросы: 1.Виды пересказа на уроке литературы 2. Подготовка пересказа, близкого к тексту 3. Пересказ с изменением лица рассказчика как творческое задание 4. Пересказ – анализ на уроке литературы в старших классах
2. Выполнить близкий к тексту пересказ одного из следующих текстов: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» В.И.Даль Сказка «У тебя у самого свой ум» А.С.Пушкин «Калмыцкая сказка» (из романа «Капитанская дочка») И.С.Тургенев Рассказ Кости о Гавриле и русалке (из рассказа «Бежин луг») Н.С. Лесков Первая встреча Голована с Грушей (из хроники «Очарованный странник»)
3. Подобрать примеры пересказа – анализа в литературно-критических статьях В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова или других авторов. 4. Подготовить пересказ с изменением лица рассказчика следующих произведений (эпизодов): А.С.Пушкин Самсон Вырин в Петербурге («Станционный смотритель») Берестовы в гостях у Муромских («Барышня – крестьянка») А.П.Чехов «Хамелеон», «Ионыч».
5. Раскрыть логику работы над каждым видом пересказа, объяснить, когда и для решения каких задач он применяется. Литература: Теория и методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 2007 Методика преподавания литературы / под ред. З.Я.Рез. – М., 1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|