Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Скрытые и вспомогательные приемы анализа текста




Вопросы:

 

1. Устное словесное рисование как прием анализа

2. Логика работы над составлением кадров для кинофильма

3. Использование других видов искусства на уроках литературы

4. Экранизация литературного произведения на уроке литературы

5. Использование ИКТ на уроке литературы: плюсы и минусы

 

Задания.

1. Составить план работы над фрагментом фильма по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

2. Подобрать музыкальные фрагменты для изучения поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

3. Подобрать репродукции картин к разделу «Поэзия А.В.Кольцова

4. Составить план работы над сочинением по картине В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»

 

Литература

1. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования – Курск, 1999.

2. Теория и методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 2007

3. Методика преподавания литературы / под ред. З.Я.Рез. – М., 1985.

4. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже. - М., 1971.

5. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 1991.

6. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов / Отв. ред. О.Ю. Богданова. - М., 1996.

7. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. - М., 1990.

Тема 4. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ РОДОВОЙ СПЕЦИФИКЕ (12 ч)

Вопросы:

1. Характеристика литературных родов.

2. Общие принципы изучения литературных произведений в их родовой специфике.

· Особенности изучения эпоса.

· Особенности изучения драматических произведений.

· Особенности изучения лирики.

Занятие 1. Работа над эпическим произведением

(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

1. Составить контрольный тест на знание текста произведения.

2. Разработать фрагмент урока – анализ эпизода повести. (Выбрать прием анализа и обосновать выбор, описать последовательность работы).

Выбрать можно один из следующих эпизодов:

· Приезд Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь (гл.2)

· Описание степи (гл.2)

· Сбор казаков в поход (гл 4)

· Бой под Дубно (гл.9)

3. Разработать темы сочинений (не менее трех) по произведению.

Занятие 2. Особенности анализа лирики.

1. Составить вопросы для анализа стихотворения:

· М.Ю.Лермонтов “Листок” (6 класс)

· В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (7 класс)

· А.К.Толстой «Курган» (10 класс)

2. Сформулировать творческие задания для всего класса или отдельных учеников

3. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

4.

Занятие 3. Особенности анализа драмы.

1. Выполнить письменно анализ сцены из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Действие 1, явл.4. // Действие 1, явл.7. // Действие 3, явл.22. // Действие 4, явл.10-13.

1. Составить ремарки к сцене из комедии.

Действие 2. явл. 11. // Действие 3, явл.21.

2. Написать рекомендации для актера (актрисы), исполняющих роль Фамусова / Чацкого / Софьи / Лизы.

 

Литература.

1. Методика преподавания литературы / Под ред. 3-Я. Рез. - М., 1985.

2. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. -М., 1994.

3. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. / Отв. ред. О.Ю. Богданова. - М., 1997.

4. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л., 1968.

5. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М., 1982.

Тема 5.УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (6 ч.)

Занятие 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

И В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

Вопросы:

1. Особенности читательского восприятия школьников разных возрастных групп.

2. Этапы литературного образования школьников. Цели и специфика каждого этапа.

3. Требования к знаниям и умениям учащихся в среднем звене и в старших классах.

4. Изучение биографии писателя на уроках литературы в среднем и старшем звене.

 

Задания:

1. Подготовьте слово о писателе (А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе, С.А.Есенине или другом) для первого урока по его творчеству в 5 классе.

2. Составьте план лекции о жизни и творчестве писателя для урока в 10 – 11 классе.

3. Изучите требования к уровню подготовки выпускников в Стандарте по литературе для 9 класса и для 11 класса. Выпишите отличия.

4. Внимательно перечитать следующие произведения, хорошо знать текст:

 

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» 1747 г.

Г.Р.Державин «Фелица», «Бог», «Снегирь», «Властителям и судьям».

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь «Шинель», «Портрет», «Мертвые души».

А.Н.Островский «Гроза», «Лес», «Бесприданница».

И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Бирюк», «Бежин луг», «Певцы».

Ф.И.Тютчев Лирика

А.А.Фет Лирика

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Лирика

С.А.Есенин Лирика, «Анна Снегина».

В.В.Маяковский Лирика, «Облако в штанах», «Клоп»

А.А.Блок Лирика, «Двенадцать».

А.А.Ахматова Лирика, «Реквием».

М.И.Цветаева Лирика.

 

5. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Г.Р.Державина и указанной оды М.В.Ломоносова. Составить историко-литературный комментарий к этим произведениям.

 

Литература.

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2001.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. – М.,1985.

3. Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004.

4. Кудряшов Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками / Искусство анализа художественного произведения. – М., 1971.

5. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. – М.,1974.

6. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. Методические приемы творческого изучения литературы. – М., 1999.

 

 

Занятие 2, 3. ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

 

Вопросы.

1. Каковы цели и задачи изучения литературы в школе? Государственный стандарт по литературе: каковы его предназначение, содержание и структура?

2. Каковы требования к уровню подготовки учащихся в современном стандарте?

3. Какова роль вариативной части в содержании литературного образования? В каких документах она представлена?

4. Каким требованиям должны соответствовать современные школьные программы и учебники?

Задания.

1. Сопоставьте положения Стандарта на базовом и профильном уровне. Сделайте вывод о том, за счет чего должен достигаться повышенный уровень образования в профильном классе.

2. Проанализируйте одну из программ литературного образования с точки зрения ее соответствия Стандарту.

Литература

1. Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 2001

3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 9 классы, 10 – 11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной. – М., 2006.

4. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 – 11 классы). Под ред. А.Г.Кутузова. – М., 2004.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы. Под ред. В.Ф.Чертова. – М., 2007.

6. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Г.С.Меркин,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., 2006

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...