Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Организация преподавания литературы. Современный урок литературы (2 Ч. )




 

Вопросы:

Требования к уроку.

Структура урока.

Классификация уроков.

Планирование работы учителя

Поурочные и тематические планы.

Требования к конспекту урока

 

 

Занятие 1. Урок-лекция в старших классах

Задания:

Подготовить урок-лекцию по одной из тем:

А) Творческая история романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Б) Споры о драме А.Н.Островского «Гроза» в русской критике XIX века.

В) Личная и творческая биография С.А.Есенина (или А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой)

Г) Литературные направления русского модернизма (обзор).

 

Схема оформления лекции.

 

1. Тема

2. Цель урока

3. Таблица

Время урока Текст лекции Приемы активизации Формы контроля
       

 

4. Домашнее задание.

5. Список использованной литературы

Литература.

1) Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2001.

2) Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. – М.,1985.

3) Современный урок (русский язык и литература) / Под ред. З.С.Смелковой. Л., 1990.
Урок литературы / Сост. Т.С.Зепалова, В.Я.Мещерякова. М., 1983.

4) Уроки внеклассного чтения / Сост. Я.Г.Нестурх. М., 1980.

5) Чертов В.Ф.Семинарские занятия по русской литературе Х1Х века. М., 1997.

 

Тема 7. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

 

Вопросы

Технологии в области образования (определение, классификации, возможности применения).

Использование информационных ресурсов и электронных технических средств на уроках литературы.

 

Задания:

1. Повторить алгоритм работы над конспектом урока.

1) Анализ произведения.

2) Изучение программы.

3) Тематическое планирование (Система уроков: предварительная)

4) Формулировка темы урока

5) Отбор материала: фрагменты текста, материал учебника, дополнительный.

6) Формулировка цели и задач урока

7) Определение структуры урока: набросок основных этапов работы.

8) Отбор основных приемов анализа, форм деятельности учеников.

9) Определение способов контроля (обеспечение обратной связи) и оценки.

10) Выбор домашнего задания.

11) Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий.

12) Подбор средств наглядности и технических средств.

13) Детальная разработка хода урока в соответствии с намеченными этапами

 

2. Разработать конспект традиционного урока по балладе В.А.Жуковского «Лесной царь»

3. Написать конспект урока нестандартной формы (игра, экскурсия, путешествие и т.п.) для 5-6 класса по одному из произведений школьной программы (по выбору студента).

Тема 8. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч.)

 

Занятие 1.

Вопросы:

Внеклассное чтение в системе работы учителя литературы.

Краеведение и региональный компонент литературного образования

Факультативные занятия в системе школьного преподавания литературы.

 

Литература:

1) Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2001.

2) Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. – М.,1985.

3) Урок литературы / Сост. Т.С.Зепалова, В.Я.Мещерякова. М., 1983.

4) Уроки внеклассного чтения / Сост. Я.Г.Нестурх. М., 1980.

 

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Содержание самостоятельной работы студентов

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
  Теоретические проблемы современной методической науки. Проанализировать классические работы и современные статьи по МПЛ   Собеседование
  Основные этапы развития методики преподавания литературы. Составить конспект сообщения по материалам хрестоматии и учебника   Проверка конспектов
  Методы и приемы изучения литературы в школе. Составить аннотированный список литературы по теме   Проверка аннотаций (выборочная)
  Анализ как этап изучения литературного произведения. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы Изучить разделы учебника.   Составить вопросы для беседы, выявляющей читательское восприятие. Разработать задания по анализу произведения   Коллоквиум
  Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике (эпос, лирика, драма). Составить задания по изучению произведения (по вариантам)   Анализ заданий, взаимокоррекция. Взаимооценка
  Литературное развитие школьников. Проанализировать раздел учебника. Составить рекомендации (для школьника, учителя, работника детской библиотеки)   Собеседование, проверка подготовленных материалов
  Литературные способности школьников. Тип личности читателя. Разработать систему творческих заданий по одной из тем программы. (Для 5-9 классов)   Выполнение творческих заданий в группах. Взаимооценка.
  Теория литературы в школьном изучении Сопоставить подход к изучению теоретико-литературных понятий в 2-х современных УМК (на примере 1-2 терминов)   Оценка устных сообщений.
  Урок литературы в современной средней школе Изучить современную методическую литературу по теме. Составить краткий конспект 2-х-3-х наиболее интересных работ. Проанализировать примеры уроков (посещенных в школе или представленных в информационных сетях)   Проверка конспектов. Обсуждение уроков. Ролевая игра. Ситуационный анализ
  Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Составить конспект главы учебника. Подобрать примеры заданий, направленных на развитие речи школьника.   Проверка конспекта и примеров
  Уроки развития речи в системе изучения литературной темы. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Проанализировать образцы письменных работ школьников (сочинения, экзаменационные работы). Аргументировать оценку.   Собеседование
  Организация преподавания литературы. Урок литературы. Написание эссе.   Проверка эссе
  Требования к уроку, структура урока, классификация уроков. Оформить опорную схему, таблицу по изученной теме. Классифицировать предложенный конспект урока, обосновать классификацию Составить цитатник по теме из классических работ методистов прошлого.     Проверка письменных работ.
  Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы. Изучить конспект или видеозапись конкурсных уроков учителей-практиков с использованием инновационных технологий. Дать им оценку.   Коллоквиум.   Ситуационный анализ Ролевая игра
  Планирование работы. Поурочные и тематические планы. Составить фрагмент календарно-тематического планирования по теме, разделу программы (на 4-6 учебных часов)   Проверка вариантов планирования. Обсуждение результатов. Взаимокоррекция.
  Требования к конспекту урока Выполнить анализ конспекта урока (студента или учителя-практика)   Проверка письменной работы
  Внеклассное чтение по литературе Проанализировать систему организации внеклассного чтения в одном из действующих УМК. Составить вопросы для читательской конференции   Оценка устных сообщений. Взаимооценка составленных вопросов (работа в группе)
  Факультативные занятия в системе школьного преподавания литературы. Разработать программу факультатива, элективного курса для 9-11 класса, дать её методическое обоснование   Презентация разработок. Ролевая игра.

Примерный план анализа урока.

Рекомендации для студента

В процессе анализа урока можно использовать следующий план:

1. Класс. Программа (учебно-методический комплекс), по которому работает учитель.

2. Тема урока. Его место в системе уроков по данному произведению или разделу программы.

3. Оформление класса. Записи на доске перед уроком. Предшествующее домашнее задание (оценить качество, отметить, как использовались в ходе урока).

4. Цель урока. (Как сформулирована, в какой форме и насколько четко поставлена перед учениками. Соответствует ли цель теме урока.)

5. Основные этапы, которые выделялись в уроке:

- повторение пройденного, изучение нового, закрепление, контроль;

- несколько учебных ситуаций (раскрыть логику их взаимосвязи);

- постановка проблемы; 1, 2, и т.д. шаги к ее решению.

6. Анализ каждого этапа урока по следующему плану:

1) задача данного этапа (отметить соответствие или несоответствие цели урока и поставленным задачам),

2) приемы и формы работы, выбранные для ее реализации (оценить обоснованность выбора, умение учителя учитывать особенности класса, изучаемого произведения и другие факторы),

3) эффективность данного этапа урока (как организована работа учеников, насколько четко поставлены учебные задания, как справляются с ними школьники, какой уровень знаний и умений демонстрируют),

4) вывод: общая оценка данного этапа урока.

 

7. Характеристика урока

А) по структуре (традиционный; построенный на сцеплении учебных ситуаций; проблемный);

Б) по основной дидактической задаче (урок изучения нового; урок закрепления; урок обобщения; урок контроля; смешанный урок).

В) по жанру (лекция, семинар, диспут, игра и т.д)

Г) по другим особенностям (напр: урок внеклассного чтения, урок по изучению теоретического понятия, инновационный урок и т.д.)

Оценить соответствие урока выбранным параметрам (жанру, структуре, дидактической задаче и т. д.), показать обоснованность или необоснованность выбора учителем данной формы урока.

 

8. Оценка домашнего задания (насколько оно уместно и полезно, в какой форме предложено детям, насколько четко сформулировано и объяснено, как предполагается проконтролировать его выполнение).

9. Дополнительные замечания о работе учителя (свобода владения материалом, эмоциональный фон урока, психологическая атмосфера, манера общения с учениками, умение слушать и слышать их, умение ставить и комментировать оценки, способность к импровизации, артистизм, организаторские способности, эрудиция, умение использовать наглядность и ТСО и т.д.)

10. Выводы: была ли достигнута цель урока, если нет, то почему?

Насколько полно реализованы поставленные задачи? Как можно было предупредить или исправить имеющиеся в уроке недочеты?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...