Тема 6. Организация преподавания литературы. Современный урок литературы (2 Ч. )
Вопросы: Требования к уроку. Структура урока. Классификация уроков. Планирование работы учителя Поурочные и тематические планы. Требования к конспекту урока
Занятие 1. Урок-лекция в старших классах Задания: Подготовить урок-лекцию по одной из тем: А) Творческая история романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Б) Споры о драме А.Н.Островского «Гроза» в русской критике XIX века. В) Личная и творческая биография С.А.Есенина (или А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой) Г) Литературные направления русского модернизма (обзор).
Схема оформления лекции.
1. Тема 2. Цель урока 3. Таблица
4. Домашнее задание. 5. Список использованной литературы Литература. 1) Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2001. 2) Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. – М.,1985. 3) Современный урок (русский язык и литература) / Под ред. З.С.Смелковой. Л., 1990. 4) Уроки внеклассного чтения / Сост. Я.Г.Нестурх. М., 1980. 5) Чертов В.Ф.Семинарские занятия по русской литературе Х1Х века. М., 1997.
Тема 7. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
Вопросы Технологии в области образования (определение, классификации, возможности применения). Использование информационных ресурсов и электронных технических средств на уроках литературы.
Задания: 1. Повторить алгоритм работы над конспектом урока. 1) Анализ произведения. 2) Изучение программы. 3) Тематическое планирование (Система уроков: предварительная)
4) Формулировка темы урока 5) Отбор материала: фрагменты текста, материал учебника, дополнительный. 6) Формулировка цели и задач урока 7) Определение структуры урока: набросок основных этапов работы. 8) Отбор основных приемов анализа, форм деятельности учеников. 9) Определение способов контроля (обеспечение обратной связи) и оценки. 10) Выбор домашнего задания. 11) Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий. 12) Подбор средств наглядности и технических средств. 13) Детальная разработка хода урока в соответствии с намеченными этапами
2. Разработать конспект традиционного урока по балладе В.А.Жуковского «Лесной царь» 3. Написать конспект урока нестандартной формы (игра, экскурсия, путешествие и т.п.) для 5-6 класса по одному из произведений школьной программы (по выбору студента). Тема 8. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч.)
Занятие 1. Вопросы: Внеклассное чтение в системе работы учителя литературы. Краеведение и региональный компонент литературного образования Факультативные занятия в системе школьного преподавания литературы.
Литература: 1) Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2001. 2) Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. – М.,1985. 3) Урок литературы / Сост. Т.С.Зепалова, В.Я.Мещерякова. М., 1983. 4) Уроки внеклассного чтения / Сост. Я.Г.Нестурх. М., 1980.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Содержание самостоятельной работы студентов
Примерный план анализа урока.
Рекомендации для студента В процессе анализа урока можно использовать следующий план: 1. Класс. Программа (учебно-методический комплекс), по которому работает учитель. 2. Тема урока. Его место в системе уроков по данному произведению или разделу программы. 3. Оформление класса. Записи на доске перед уроком. Предшествующее домашнее задание (оценить качество, отметить, как использовались в ходе урока).
4. Цель урока. (Как сформулирована, в какой форме и насколько четко поставлена перед учениками. Соответствует ли цель теме урока.) 5. Основные этапы, которые выделялись в уроке: - повторение пройденного, изучение нового, закрепление, контроль; - несколько учебных ситуаций (раскрыть логику их взаимосвязи); - постановка проблемы; 1, 2, и т.д. шаги к ее решению. 6. Анализ каждого этапа урока по следующему плану: 1) задача данного этапа (отметить соответствие или несоответствие цели урока и поставленным задачам), 2) приемы и формы работы, выбранные для ее реализации (оценить обоснованность выбора, умение учителя учитывать особенности класса, изучаемого произведения и другие факторы), 3) эффективность данного этапа урока (как организована работа учеников, насколько четко поставлены учебные задания, как справляются с ними школьники, какой уровень знаний и умений демонстрируют), 4) вывод: общая оценка данного этапа урока.
7. Характеристика урока А) по структуре (традиционный; построенный на сцеплении учебных ситуаций; проблемный); Б) по основной дидактической задаче (урок изучения нового; урок закрепления; урок обобщения; урок контроля; смешанный урок). В) по жанру (лекция, семинар, диспут, игра и т.д) Г) по другим особенностям (напр: урок внеклассного чтения, урок по изучению теоретического понятия, инновационный урок и т.д.) Оценить соответствие урока выбранным параметрам (жанру, структуре, дидактической задаче и т. д.), показать обоснованность или необоснованность выбора учителем данной формы урока.
8. Оценка домашнего задания (насколько оно уместно и полезно, в какой форме предложено детям, насколько четко сформулировано и объяснено, как предполагается проконтролировать его выполнение). 9. Дополнительные замечания о работе учителя (свобода владения материалом, эмоциональный фон урока, психологическая атмосфера, манера общения с учениками, умение слушать и слышать их, умение ставить и комментировать оценки, способность к импровизации, артистизм, организаторские способности, эрудиция, умение использовать наглядность и ТСО и т.д.) 10. Выводы: была ли достигнута цель урока, если нет, то почему? Насколько полно реализованы поставленные задачи? Как можно было предупредить или исправить имеющиеся в уроке недочеты?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|