Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На устойчивость и прозрачность бизнес-среды




 

Устойчивое развитие экономики напрямую зависит от проводимых в обществе реформ, в том числе административной реформы, направленной на внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента», восприятие методик бизнес-управления, большая ориентация на клиентов и сервис, перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российского государства и общества имеет исследование теорий и моделей государственного управления и административных реформ, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию.

Основные черты концепции «нового государственного менеджмента», на первый взгляд, выражают априорную истинность менеджериалистких подходов, доказавших свою эффективность в бизнес-секторе. Однако, теоретико-методологические основы современной административной реформы не столь узки. В них прослеживаются как неоклассические рецепты по развитию конкуренции и сокращению государственного вмешательства, так и предложения и теоремы институциональной экономической мысли по использованию формальных и неформальных институциональных практик. Особое место в обосновании современной административной реформы на национальном и наднациональном уровнях занимают концепция устойчивого развития и теории глобализации.

Элементы постмодерна и поструктурализма просматриваются в методологии обоснования административной реформы уже и сейчас. Центральными понятиями постмодернизма являются деконструкция и децентрация. Экономическая и политическая система с позиций ортодоксальных подходов имеет иерархическую структуру, преимущественно моноцентрическую. Децентрация означает абсолютное отсутствие центра, приближение к полной децентрации проходит через полицентрическую структуру, этархию, сетевую структуру неравных, неравноправных, нетождественных и независимых единиц. Возникает параллель с основными направлениями административной реформы: децентрализации и деконцентрации, вперспективе создание сети самоуправляемых сильных местных сообществ. В этой связи прослеживается и другая параллель с такими экстернальными факторами административной реформы как налаживание диалога государства и гражданского общества, создание независимых гражданских органов контроля сервисного государства.

Акцентирование инструментальной значимости нового государственного менеджмента, постоянное внимание к технологической (а не столько содержательной) стороне административной реформы, на наш взгляд, отражает именно превалирование постструктуралистских и институциональных подходов при всей эклектичности их объединения в одной концепции.

Представляет интерес тот факт, что и для самих госслужащих инструментальный аспект административной реформы выходил в начале ее проведения выходил на первый план. Исследования ученых СКАГС 2005 г. показывают, что по мере продвижения реформы закрепляется позитивная тенденция: 60,09 % респондентов (госслужащих субъектов федерации, расположенных в Южном федеральном округе) полагают, что они готовы к оказанию услуг в соответствии со стандартами.

Определенной новацией, наблюдаемой с весны 2006 г., является развитие конкуренции между органами государственного управления субъектов Федерации, а также различными министерствами и ведомствами за получение дополнительного финансирования мероприятий административной реформы. В мае-июле 2006 г. был подготовлен и проведен конкурс Министерства экономического развития и торговли РФ среди федеральных органов государственного управления и субъектов Федерации. 29 мая 2006 года Правительство РФ приняло Постановление № 336 "О дополнительных мерах по оказанию поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2006 году". Документ утверждал правила выделения средств федерального бюджета субъектам России и федеральным органам исполнительной власти на реализацию мероприятий административной реформы на конкурсной основе. Для получения средств федерального бюджета субъекты и федеральные органы исполнительной власти должны разработать программы и проекты, акцентированные прежде всего на повышение качества государственных услуг, борьбу с коррупцией, снижение государственного давления на бизнес, повышение эффективности и результативности органов исполнительной власти. Среди регионов, ставших победителями конкурса, есть субъекты Федерации, расположенные в Южном федеральном округе: Астраханская (2 млн 760 тыс.руб.), Волгоградская (2 млн 880 тыс. руб.), Ростовская области (5 млн. 343 тыс. 480 руб.), Ставропольский край (2 млн 259 тыс. руб.), Республика Калмыкия. По итогам аналогичного конкурса 2007 г. уже девять субъектов Федерации, находящиеся на Юге России, получат дополнительные гранты на административные преобразования, в том числе Республика Дагестан и Чеченская республика. Средства будут направляться на внедрение механизмов управления по результатам в структурных подразделениях Администрации Волгоградской области, совершенствование системы предоставления гражданам и организациям услуг в сфере начального профессионального образования в Ростовской области, разработку и утверждение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в Ростовской области и Ставропольском крае, внедрение системы управления, ориентированной на результат, на подведомственных исполнительным органам государственной власти области государственных предприятиях и государственных учреждениях и создание многофункционального центра оказания государственных услуг в Астраханской и Ростовской областях.

В этой связи представляется, что российская административная реформа должна оцениваться с позиций создания новых возможностей для развития предпринимательства двояким образом. С одной стороны, она имеет общие черты с реформой в развитых странах как в определении ее целей в нормативных документах, так и предлагаемых технологиях ее реализации: антикоррупционные программы, аутсорсинг, повышение прозрачности бизнес-среды. С другой стороны, ее темпы будут объективно медленнее, так как решаются не только обычные административные проблемы, но и политические задачи создания новой рыночной конкурентной среды и повышения международной конкурентоспособности. Поэтому даже сходные по формам направления административной реформы могут сильно различаться в содержательном отношении, например, приватизация, обеспечение информационной открытости, достижение целей устойчивого развития, либерализация условий предпринимательской деятельности, ориентация на сервисное государство.

Важную роль в экспертно-консультационном и образовательном сопровождении административных преобразований на Юге России играют Северо-Кавказская академия государственной службы и Волгоградская академия государственной службы и их филиалы, в которых ежегодно проводится повышение квалификации и переподготовка более двух тысяч государственных и муниципальных служащих.

Примером использования опыта международных организаций в поддержке административной реформы в России является реализуемая с февраля 2006 г. Программа «Развитие государственного управления в регионах Южного федерального округа». Это совместная программа Всемирного банка и аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе при финансовой поддержке Еврокомиссии, Министерства международного развития Великобритании и Агентства международного развития США. В рамках программы был проведен ряд семинаров для государственных служащих и экспертов по проблемам развития административной реформы, осуществлялась диагностика систем государственного управления в субъектах Федерации в сферах управления бюджетом, стратегического планирования, государственной службы.

Использование в государственном управлении методов частного сектора направлено в соответствии с положениями нового государственного менеджмента на повышение эффективности (результативности, производительности) деятельности органов государственного управления, оптимизацию использования бюджетных ресурсов и государственного имущества.

Повышение эффективности государственного управления в последние годы наряду с открытием новых возможностей для предпринимательства существенно улучшили инвестиционные характеристики Российской Федерации. Сравним общую картину динамики условий расширения предпринимательской деятельности (по данным Красноярского экономического форума 2007 г.).

Россия как инвестиционное пространство в 2000 г.:

Государство

• ВВП $450 млрд.

• Консолидированный бюджет $160 млрд.

• Государственный долг более 50% ВВП и более 120% федерального бюджета

• Логика краткосрочных целей и задач, ситуационных решений

• Отсутствие инструментов ГЧП

• Макроэкономическая нестабильность

Бизнес

• Индекс РТС менее 190 пунктов

• Этап формирования крупных холдингов / рейдерство / правовые риски

• Минимизация налогообложения, активное использование внутренних оффшоров и трансфертных цен

• Преобладание логики захвата и контроля над логикой развития

• Слабая обеспеченность компаний долгосрочными стратегиями

Россия как инвестиционное пространство к 2008 г.:

Государство

• ВВП $800 млрд.

• Консолидированный бюджет $300 млрд.

• Государственный долг менее 10% ВВП и менее 24% федерального бюджета

• Внимание к проблематике долгосрочного стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях

• Оснащенность инструментами ГЧП

• Макроэкономическая стабильность

Бизнес

• Индекс РТС 1800 пунктов

• Завершен этап формирования и реструктуризации крупных холдингов

• Обеспеченность конкурентоспособными стратегиями развития

• Десятки состоявшихся и сотни запланированных IPO

• Лидерские амбиции компаний в мировой отраслевой конкуренции

• Обеспеченность компаний масштабными инвестиционными планами

 

Широкое понимание политики государства по отношению к бизнесу в ее экономическом и социальном аспекте включает разработку и реализацию не только денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, но и региональной и социальной политики. Только комплексная реализация экономических и социальных мер оптимизации получения и перераспределения доходов в общегосударственных масштабах наряду с повышением эффективности и качества государственного управления позволит достичь сбалансированного и устойчивого развития конкурентоспособного предпринимательства и общества в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...