Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных форм инновационного бизнеса




В настоящее время в России создается инновационная инфраструктура, включающая бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), центры трансферта технологий (ЦТТ), коучинг-центры[245].

За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: 58 технопарков, 63 инновационно-технологического центра (ИТЦ), 86 центров трансферта технологий, 7 коучинг-центров, 80 бизнес-инкубаторов, 4 инновационно-промышленных комплекса, 10 национальных информационно-аналитических центров[246]. Распределение ИТЦ, ЦТТ и технопарков по федеральным округам представлено в таблице 11.1.

Табл.11.1. Распределение ИТЦ, Технопарков и ЦТТ по федеральным округам

(по состоянию на 2006 г.)[247]

Федеральный округ ИТЦ Технопарки ЦТТ
Центральный      
Северо-Западный      
Южный      
Приволжский      
Уральский      
Сибирский      
Дальневосточный      

 

Инновационное предпринимательство может реализовываться в различных организационных формах, предусматривающих коммерческую деятельность в научных организациях, научно- производственных предприятиях, венчурных инновационных, венчурно-посреднических и внедренческих фирмах и др. В трансформируемой экономике России инновационное предпринимательство нашло отражение в создании сети малых инновационных предприятий, которые построены на коммерческих принципах[248].

Малые инновационные фирмы открывают новые сегменты рынка, развивают новые производства и продукты, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства, способствуя формированию новых технологических укладов и являясь основой инновационного предпринимательства. Эффективности в малом инновационном предпринимательстве способствуют его мобильность и небольшие объемы производства, что снижает риск потерь при переходе к новым технологиям и продуктам. Вследствие чего, Ширяев А.В. к наиболее распространенным формам малых инновационных предприятий относит[249]:

- научно-исследовательские лаборатории и группы ученых, проводящие исследования, создающие технику, технологии, новые материалы и т.д., и коммерциализирующие затем свои достижения;

- инжиниринговые фирмы, осуществляющие оценку инновационного проекта, оказывающие услуги в процессе инновационной деятельности и проводящие оценку конкурентоспособности новой продукции;

- венчурные (рисковые) фирмы, финансирующие инновационные проекты;

- технопарки и научные парки, где их управляющим (оператором) является малое предприятие;

- внедренческие фирмы, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования.

Малая инновационная компания (МИК) — наукоемкое предприятие, которое производит товар или услуги определенного научно-технического уровня[250]. В качестве формальных признаков выделения МИК могут быть приняты процентные соотношения: специалистов с высшим образованием, имеющих научные степени; объема продаж, связанного с реализацией новых товаров, выпущенных впервые в текущем году, по отношению к уже продававшимся ранее; купленного нового оборудования к приобретенному, которое уже использовалось в текущем году; дополнительных технологических и рыночных рисков со сравнению с обычными рисками; степени новизны рынков и характера удовлетворяемых потребностей на этих рынках с традиционными рынками и потребностями; продукции, удовлетворяющей новые потребности клиентов на вновь появляющихся рынках, к наукоемкой — вне зависимости от того, какого уровня оборудование использовалось при производстве подобных товаров, и пр.

Образование малой инновационной фирмы может происходить одним из трех основных способов:

1) путем выхода ученых и инженеров из состава НИИ;

2) возвращения бывших исследователей, накопивших первоначальный капитал в других видах деятельности к наукоемкому бизнесу;

3) создания альянсов ученых и бизнесменов.

Следует отметить, что наиболее распространенным является первый способ.

На сегодняшний день принято выделять несколько видов инновационно активных компаний[251]:

1) Стратегические новаторы – в качестве основного ресурса конкурентоспособности рассматривают большие проекты НИОКР и, как правило, являются основным источником радикальных инноваций для других компаний отрасли.

2) Непостоянные (периодические) новаторы – не рассматривают создание нововведений основной задачей компании, а ведут собственные НИОКР по необходимости.

3) Модификаторы технологий – используют разработки для усовершенствования своих продуктов и процессов, не осуществляя всего цикла НИОКР.

4) Пользователи технологий – осуществляют инновационную деятельность путем адаптации технологий других фирм или организаций.

На основе способа организации инновационного про­цесса в фирме можно выде­лить три модели инновационного предпринимательства:

1. Инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создает­ся и (или) осваивается внутри фирмы ее специали­зированными подразделениями на базе планирова­ния и мониторинга их взаимодействия по иннова­ционному проекту.

2. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, ког­да заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями.

3. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта уч­реждает дочерние венчурные фирмы, привлекаю­щие дополнительные сторонние средства.

В современных условиях в России вторая модель инновационного предпринимательства, при которой фирма размещает за­каз на разработку новшеств, а осваивает их собственны­ми силами является наиболее часто используемой.[252].

В.Н. Архангельский и П.Д. Половинкин выделяют три типа инновационных предприятий: бесприбыльные, собственно инновационные разрабатывающие (малоприбыльные) и внедренческие (венчурные), действующие на коммерческих условиях[253].

1. Бесприбыльные организации (общественные и специализированные исследовательские организации) полностью используют полученные средства на проведение НИОКР, по статусу не имеют прибыли и не облагаются налогами кроме налогов на заработную плату, вносимые в соответствующие внебюджетные фонды. Основные источники финансирования: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды и коммерческие инвесторы.

2. Инновационные разрабатывающие (малоприбыльные) способны действовать в условиях самоокупаемости, но не имеющие ресурсов для отнесения их к коммерческим организациям. Эти организации функционируют при создании механизмов экономического стимулирования инвесторов (экономических стимулов внедрения инноваций в производство) и системы экономической поддержки собственно инновационных предприятий.

3. Внедренческие (венчурные) коммерческие фирмы, отличающиеся высокой степенью риска, функционируют достаточно эффективно.

Широкое распространение в странах с развитой рыночной структурой получили венчурные фирмы, осуществляющие свою деятельность с большой долей риска.

Венчурные фирмы — специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции и услуг. Создателями таких фирм являются ученые-исследователи, инженеры, изобретатели. Венчурные фирмы работают на этапе роста и насыщения изобретательской активности и, как правило, передают результаты своих исследований другим фирмам – эксплерентам, виолентам, патиентам, коммутантам.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах - путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или

опосредованной форме.

2. Предоставление средств на длительный срок.

3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Организационно-территориальной формой инновационного предпринимательства являются научно-технологические парки (технопарки).
Научно-технологический парк (технопарк) — это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержания малого предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции[254]. В России первые технопарки начали создаваться в начале 1990-х годов в Томске, Москве, Зеленограде.

В развитии технопарков прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство «научных парков» в США и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах — Великобритании, Франции, ФРГ. В с начала 80-х годов начало формироваться второе поколение технопарков в США и Западной Европе, далее технопарки появились странах Дальнего Востока и Японии.

На сегодняшний день функционируют технопарки в Новосибирской, Нижегородской, Тюменской, Калужской областях и др.

Основными задачами технопарков являются: превращение открытий и изобретений в технологии; превращение технологий в коммерческий продукт; формирование и развитие наукоемких фирм; поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...