Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль государства в регулировании инновационного




Процесса

На современном этапе развития становление наукоемкого производства в экономике России является важным фактором сохранения и приумножения научно-технического потенциала страны, важнейшим путем развития научной, инновационной и инвестиционной деятельности. Формирование и развитие национальной инновационной системы возможно лишь при активной деятельности государственных структур федерального, регионального и муниципального уровней.

Государственное регулирование инновационного процесса играет для России особую роль вследствие ограниченности материальных и финансовых ресурсов, неразвитости рыночных институтов и инновационной инфраструктуры.

Повышение инновационной активности малого бизнеса становится одним из важнейших направлений государственной политики поддержки и развития предпринимательства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вследствие чего, основное направление государственной инновационной политики состоит в том, чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технологический потенциал, а с другой — развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие, инновационные процессы[255].

Инновационная политика Российской Федерации представляет собой совокупность мер прямого (государственное финансирование науки, передовых технических разработок, а также институтов коммерциализации инновационных продуктов) и косвенного (налоговые и иные льготы для раз­личных субъектов инвестиционной и инновационной деятельности) регули­рования деятельности субъектов национальной инновационной системы.

Федеральными органами исполнительной власти, к вопросам которых отнесено регулирование и поддержка инновационной деятельности, являются Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям.

Ограниченные объемы финансирования не позволяют уче­ным и разработчикам, сосредоточенным в еще остающихся крупных государственных учреждениях инновационного профиля, в полной мере и своевременно доводить свою инновационную продукцию до стадии конечной реализации. Число специализированных учреждений, оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок, очень невелико. К тому же многим коллективам разработчиков о них либо ничего не известно, либо их услуги для них слишком дороги, а кредиты под завершающие стадии инновационных разработок распространения в России пока не получили[256].

Степень государственного вмешательства в инновационные процессы в значительной мере определяется общими механизмами экономического регулирования. В свою очередь, регулирование инноваций становится одним из важнейших аспектов государственной экономической политики. Критерием границ вмешательства государства в инновационные процессы в экономике выступает эффективность деятельности инновационных предприятий, которая оценивается по результатам их разработок.

Инновационная политика — часть социально-экономической политики, опреде­ляющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти Российской Федерации.

Основными направлениями государственной научно-технической политики, являются:

- поддержка ФИ, направленных на получение результатов, революционизирующих науку и технику;

- финансирование поисковых НИОКР для создания новых техники и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;

- создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций, т.е. в освоении новых техники и технологий, и на этой основе радикального изменения технического уровня производителя и экономики в целом.

Функциями государства по поддержке инновационной деятельности являются:

· содействие развитию науки, в том числе прикладной, подготовке научных кад­ров и малого инновационного предпринимательства;

· создание программ, направленных на повышение инновационной активности в сфере производства;

· формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих началь­ный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономи­ке;

· введение налоговых и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих активное воздействие на эффективность инновационных реше­ний;

· посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, стимулирующее кооперацию в области НИОКР.

Методами реализации инновационной политики государства являются:

  • Формирование институциональных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере.
  • Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организации различных форм собствен­ности (в период освоения инноваций) за счет внедрение опре­деленных налоговых льгот, государственных гарантий и кре­дитов.
  • Совершенствование налоговой системы с целью создания выгод­ных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финанси­рования.
  • Развитие лизинга дорогостоящего и уникального оборудования.
  • Участие в международных конкурсах и выставках.

 

Меры государственной инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы[257].

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает Конституцию РФ, ГК РФ, УК РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности), Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (хотя четкого определения инновации в нем не содержится), «Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», с 1 января 2008 года часть IV ГК РФ. До 1 января 2008 г. эти отношения также регулировались Патентным законом от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3521-I «О правовой охране программ для электронных вы­числительных машин и баз данных» и др.[258]. Также к документам, на которых основывается политика РФ в сфере развития инноваций, относятся «Основы поли­тики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-536 и содержащие перечни при­оритетных технологий развития науки, технологий и техники и критических технологий, и разработанная Федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»[259]. «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы», и Федеральный закон №139 «О российской корпорации нанотехнологий». В России приняты «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р; «О порядке распоряже­ния правами на результаты научно-технической деятельности» от 17 ноября 2005 г. № 685. В 1993-1995 гг. Российская Федерация заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промыш­ленной собственности с рядом стран СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина; ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию (Федеральный закон от 1 июня 1995 г. № 85-ФЗ)[260]. В стране действует программа социально-эко­номического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Начата реализация Федеральной целевой Программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплек­са России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613.

Однако следует отметить, что на сегодняшний день в России до сих пор не принят базовый закон об инновационной деятельности и государственной инновационной политике.

Финансирование научной и (или) научно-технической де­ятельности осуществляется государством на основе сочета­ния финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов[261]. Финансовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется как из бюджетных, так и внебюджетных и коммерческих источников. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и других программных документах предполагается расширить привлечение в инновации дополнительных средств от предпринимателей, кредитов банков, проводить выпуск облигационных займов, лотерей, иностранных инвестиций и др., использовать другие формы привлечения капитала: долевого участия, поручительства, выдачи гарантий, предоставления под залог имущества.

В РФ действуют государственные (в том числе федеральные), негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

Государственные фонды поддержки научной и (или) на но-технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государс­твенные фонды поддержки научной и (или) научно-техничес­кой деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.

К государственным фондам поддержки научной и науч­но-технической деятельности относятся три государственные некоммерческие организации: Российский фонд фундамен­тальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный на­учный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы.

Создан ряд также фондов поддержки развития науки и инновационного предпринимательства: Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, Российский фонд технологического развития. Создаются межотраслевые и отраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. д.

Фактически финансированием и стимулированием ин­новаций непосредственно занимается Фонд содействия раз­витию малых форм предприятий научно-технической сферы, образованный в 1994 г. Правительством РФ установлено, что в Фонд направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (1075500 тыс рублей в 2006 г.).

Следует отметить, что за 12 лет работы Фонда профинансировано более 4000 про­ектов на сумму более 2500,0 млн руб. Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР, создание сети инновационно-технологических центров, развитие инфраструктуры транс­фера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров[262]. В 2008 году предусмотрено следующее финансирование научных разработок (см. Рис.11.3):

 

Рис. 11.3. Финансирование научных исследований в России в 2008 году

(миллиардов рублей)[263]

Также поддержка осуществляется через президентские гранты для молодых ученых, поддержки ведущих научных школ, правительственные гранты поддержки инновационных вузов, развития эндаументов, предусмотренных Федеральным за­коном от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Наибольший успех эндаументы получили в США, где они функционируют при университетах, причем в 2006 г. 62 фонда переступили порог в 1 млрд. долл., а крупнейший фонд, принадлежащий Гарвардскому университету, в 2006 г. составлял 28,9 млрд. долл. К числу крупнейших эндаументов можно отнести фонды Кембриджа и Оксфорда (Великобритания), Университета Киото (Япония), а также Университета Торонто. В России институт эндаумента только зарождается. Сейчас в России действуют эндаумент-фонд Финансовой академии при Правительстве РФ, прибыль от размещения средств которого используется на финансирование научных разработок академии, увеличение зарплаты преподавательскому составу; фонд целевого капитала «Фонд развития МГИМО», созданный под патронажем МИДа; Фонд Европейского университета в Санкт-Петербурге; Фонд «Образование и наука ЮФО» в Ростове-на-Дону, созданный банком «Центр-инвест», также в стадии создания находится фонд целевого капитала Южного федерального университета.

В последнее время были введены дополнительные налоговые льготы, сти­мулирующие инвестиции и затраты субъектов хозяйствования на инвестиции и ин­новационные разработки. В частности, с 1 января 2006 г. инвесторы получили право на «амортизационную премию», то есть возможность списывать на себестоимость 10% произведенных капитальных вложений (остальные 90% должны амортизироваться в обычном порядке). Проведены меры по дополнительному налоговому стимулированию затрат хозяйствующих субъектов на НИОКР. Срок списания затрат ­на указанные цели сокращается с трех до двух лет, а также предоставляется право списания на себестоимость не давших результата затрат на НИОКР в размере 100% (против ранее действовавшего норматива 70%)[264].

В 2006 году государство создало акционерное общество со стопроцентным государственным участием — ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). За счет средств которой формируются (капитализируются) отраслевые венчурные фонды, управляемые выбранными на конкурсной основе частными управляющими компаниями. На реализацию названного механизма поддержки инноваций в рос­сийской экономике из Инвестиционного фонда федерального бюджета РФ выделено 5 млрд руб. в 2006 г. и 10 млрд руб. — в 2007 г.

Ведущую роль в инновационном развитии экономики России призваны иг­рать федеральные целевые программы. В перечень предусмотренных к финан­сированию за счет средств федерального бюджета на 2007 г. вошли такие про­граммы инновационной направленности, как «Мировой океан», «Электронная Россия», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Ядерная и радиационная безопасность России», «Федеральная космическая программа», «Глобальная навигационная система», «Национальная технологи­ческая база», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Энергоэффек­тивная экономика». Отдельные мероприятия инновационного характера со­держатся и в других федеральных целевых программах на период до 2010 г.

Приоритетом и важной задачей государства является развитие и поддерж­ка инфраструктуры инновационной деятельности, представленной наукоградами, технопарками, инновационно-технологическими инкубаторами, цен­трами трансфера технологий, агентств инновационной информации, а также их эффективное функционирование в рамках национальной инновационной системы.

Для России проблема выработки четкой и эффективной инновационной политики является актуальной, так как, несмотря на достаточно высокий научный и образовательный потенциал, в экономике по-прежнему доминирует добывающий сектор, доля российской инновационной продукции на мировом рынке не превышает 0,3-0,5%, вследствие чего, страна должна решить такие актуальные задачи как стимулирование инвестиций в НИОКР и переориентация структур экономики на высокотехнологичные отрасли. В связи с этим, государственная инновационная политика России должна сочетать в себе научную, образовательную, промышленную, инвестиционную и структурную политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...