Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наследие отца Иоанна: «учебник жизни и духовной мудрости».




Труды отца Иоанна оказали огромное плодотворное влияние на богословскую и педагогическую мысль России, на духовное развитие всех тех, кто постигает их содержание. Это объясняется тем, что во всех своих сочинениях схиархимандрит Иоанн, прежде всего, имеет в виду духовное и нравственное воспитание каждого человека и русского народа. Являясь плодом непрерывного внутреннего делания, сочинения отца Иоанна носят на себе печать того благодатного, богопросвещенного состояния, которое в христианстве называется помазанием. Они отражают в себе веяние Духа Святого, живущего в его душе, отражают его духоносный ум и сердце и пламенеющую в сердце любовь Христову.

Особенностью слова старца является редкий дар действовать на ум и сердце христианина не силой богословских рассуждений, но внутренней силой христианского учения, которое само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце человека.

Сочинения отца Иоанна были сразу приняты людьми с любовью, и благодаря их высоким свойствам внимание к ним со стороны научно-педагогической общественности все возрастает. Они всегда кажутся новыми, интересными, они близки сердцу каждого человека, как близки и всегда новы те вечные, неизменные истины, о которых он проповедует. Со всех концов России в издательства приходят письма с просьбой выслать труды отца Иоанна. Многочисленные отзывы на них были получены от студентов. Сочинения отца Иоанна хотели бы иметь и монастыри, и приходские храмы, и воскресные школы, и библиотеки общеобразовательных школ, училищ, колледжей, высших учебных заведений, и даже армейские подразделения. И они получают их.

Все многочисленные сочинения отца Иоанна проникнуты евангельским и святоотеческим духом и потому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого человека, какого бы умственного и нравственного развития он ни был, какое бы социальное положение ни занимал. Эти труды служат духовным руководством во всех случаях жизни, утешая в скорбях, останавливая от грехов, поучая нравственному христианскому долгу, раскрывая обязанности в семье и обществе и указывая верный путь к Царству Небесному.

Анализ богословско-педагогического наследия отца Иоанна свидетельствует о многогранности и глубине его мысли, о том разностороннем вкладе, который вносят его труды в развитие не только специальных церковных дисциплин: патрологии, аскетики, гомилетики, пастырского и нравственного богословия, литургического богословия, литургики и других, - но также педагогики, психологии, истории, философии и антропологии.

Завершая обзор трудов и деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова), обратимся к авторитетному мнению Святейшего Патриарха Алексия II, который неоднократно характеризовал его жизнь, пастырские и педагогические труды. Приведем его слова, обращенные к участникам Глинских чтений: «Труды отца Иоанна – замечательного пастыря, богослова и педагога – пронизаны духом непоколебимой верности Святому Православию, с которым неразрывно связана вся история нашей страны. Возлюбив небесное Отечество, он пламенел горячей любовью и к отечеству земному. Отцу Иоанну принадлежат вдохновенные слова: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет путь для проявления любви к Отечеству». Необходимо взрастить в сердцах молодых благородные патриотические чувства, подвигнуть их к самоотверженному служению Родине. В решении этой задачи должны объединить свои усилия Церковь, Государство и общество. Отрадно сознавать, что в педагогических кругах растет понимание огромного вклада Православия в развитие отечественной культуры, в утверждение высоких моральных ценностей нашего народа. Без обращения к духовному наследию Русской православной Церкви, составной частью которого являются творения подвижников Глинской пустыни и труды приснопамятного схиархимандрита Иоанна (Маслова), невозможно представить себе истинное возрождение нашего Отечества, плодотворную деятельность по воспитанию молодого поколения» (4, 9).

В заключение приведем еще одно высказывание Святейшего Патриарха: «Отец Иоанн принадлежал к редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру… Его богословские труды, направленные на процветание русского богословия, еще не оценены по достоинству… «Учебником жизни и духовного прозрения» называют современники труды схиархимандрита Иоанна. Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен как духовный просветитель, к которому люди обращались и обращаются доныне как к источнику спасения» (4, 6).

Завершая главу, посвященную жизнеописанию схиархимандрита Иоанна и анализу его трудов, отметим следующее. Основы православного воспитания, православной педагогики заложены в Священном Писании и Священном Предании, в творениях и наставлениях святых отцов и учителей Церкви от начала ее установления и до наших дней, в русской святоотеческой традиции. Но они заключены также в житиях святых, подвигах людей, которые весь свой земной путь посвятили служению Богу и ближним. К ним с полным правом можно отнести схиархимандрита Иоанна (Маслова), русского пастыря и педагога.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из понимания многогранности и глубины поднятой в работе темы, обширности связанных с ее постановкой вопросов мы отдаем себе отчет в том, что нам удалось лишь поднять ряд основополагающих проблем, затронуть только основные подходы к их решению и освятить наиболее существенные положения, связанные с православным воспитанием. Мы надеемся продолжить работу в этом направлении, опираясь на обширный материал, который, в силу различных причин, оказался в полной мере не использованным.

С большим удовлетворением мы отмечаем, что в настоящее время многие авторы работают в этом же направлении – направлении освоения святоотеческого наследия, и заняты поиском эффективных подходов к его использованию в современной системе образования. Выражаем надежду, что святоотеческая традиция послужит фундаментом для объединения усилий педагогов, методистов, ученых, общественных и церковных деятелей в сфере образования и будет способствовать воспитанию нового человека – патриота и гражданина, который достойно служит своему Отечеству.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1 А.В. Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1883.

2 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. – М.:СТСЛ, 2002.

3 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Филокалия в русской аскетической мысли. ЖМП, 1983, № 4, с. 48-52.

4 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Всероссийского форума «Глинские чтения: XXI век – эпоха духовного просвещения» в 1999 году // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С. 10-12.

5 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России. // Педагогика, 1995, №3. – С.74-81.

6 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990 – 1998 гг. / Под ред. епископа Бронницкого Тихона. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.

7 Аристотель / Сочинения. – В 4-х тт. – М.: Мысль, 1983.

8 Арх. Григорий. Св. Григорий Богослов как пастырь и учитель пастырства. Сергиев Посад, 1916.

9 Архиеп. Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. М., 1906.

10 Архиеп. Антоний (Храповицкий). Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909.

11 Архиеп. Илиодор. Поучение. «Христианское Чтение», 1847, ч. 1.

12 Архиеп. Филарет. Православное Догматическое богословие, ч. 2. Чернигов, 1865.

13 Архим. Антоний (Храповицкий). Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909.

14 Архим. Иаков. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб, 1880.

15 Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России. // Педагогика, 1994, № 3. – С. 30-35.

16 Беседы на разл. места Св. Писания, т.1. 1861.

17 Благодатный старец // Глинский листок. 1997. № 7.

18 Благодатный старец // Держава. 1996. С. 85-96.

19 Благодатный старец // Русский Вестник. 1996. № 26. С.6.

20 Бобылёв Б.Г. Использование «Симфонии» схиархимандрита Иоаннна (Маслова) на занятиях со студентами (факультет педагогики начального обучения). // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С.46-49.

21 Богословские труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в урочной и внеурочной деятельности. // Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. – М., 2000. – С.68-76.

22 В. Гладкий. Учение св. Иоанна Златоустого о пастырском служении. «Православный Собеседник», 1897, ч. 2, 1898, январь.

23 В. Крамиров. Святитель Задонский Тихон. «Православный Собеседник», 1897, февраль.

24 В. Певницкий, проф. КДА. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан, изд. 3. СПб, 1898.

25 В. Черкесов. В защиту поста. М., 1906.

26 В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904.

27 Вальков В. «И сотвори ему, Господи, вечную память». // Русский вестник. 2001. №41-42. С.14.

28 Вальков В. В день ангела Глинского старца. // Московский Церковный вестник. 2000. №19-20. С.2.

29 Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования с древнейших времен до конца XVIII в.– М., 1996. - 375 с.

30 Васина Г. С именем Александра Невского // Правда-5, 1998, № 22. С.12.

31 Васина Г. Преодолеть разобщенность времён // Русский Вестник. № 44-45. С.6.

32 Васина Г. Чтобы входящие видели свет // Правда-5. 1997. № 27.

33 Визжилин Н. Великий пример служения отечеству // Мегаполис-Континент. 1995. № 29.

34 Врачевство духовное на смущение помыслов. Киев, 1911.

35 Ганичев В.Н. Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

36 Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. – М.: Сретенский монастырь, 1999. – 569 с.

37 Геттингер. Апология христианства, Спб, 1872.

38 Гладков. Толкование Евангелия.

39 Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч., 2-е испр. изд. – Одесса, 1904.

40 Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. -М., 1891

41 Глинские чтения // Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М.: Самшит-издат, 2002.

42 Глубоковский Н.Н. К вопросу о нуждах духовно-академического образования. – СПб., 1897.

43 Гоголь Н.В. Авторская исповедь. – Псков: Всероссийский фонд культуры, 1990.

44 Горунович. «Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви». Смоленск, 1899.

45 Горячева И.А. Изучение богословского наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) на занятиях в общеобразовательной школе. // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001.

46 Д. Боголепов. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия, изд. 3. М., 1889.

47 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. –М.:Прогресс, 1994.

48 Демков М.И. История русской педагогии. - В 3-х ч. - М., 1909.

49 День памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) // Славянское единство. 1998. №17. С.1.

50 Дидон. Иисус Христос, т.2. СПб, 1891.

51 Долг служения Отечеству. – М.: Самшит-издат, 2003.

52 Домострой. – Одесса, 1887.

53 Достоевский Ф.М. Книжность и грамотность / Полное собрание сочинений. – В 30–ти тт. – Л.: Наука, 1979. – Т. 19. – С.5–54.

54 Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе. Вопрос об университетах / Полное собрание сочинений. – В 30–ти тт. – Л.: Наука, 1979. – Т. 19. – С.187–210.

55 Доц. иерод. Марк. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия, ч. 3. Загорск, 1968.

56 Доц. иером. Марк. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия, ч. 1. Загорск, 1968.

57 Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М.: Самшит-издат, 2002, 169с.

58 Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий / (Науч. – метод. сб.): Вып. 1 / Сост. и науч. ред. А.Д. Червяков. – М.: Самшит, 1999. – 68 с.

59 Е. Берсье. «Беседы», т.3. СПб, 1893.

60 Е. Поселянин. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб, 1907.

61 Евгений, архиепископ Верейский. Образования и культура. К вопросу об историческом опыте: Материалы докладов седьмых Международных Рождественских чтений – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. – С. 87–95.

62 Евгений, архиепископ Верейский. Религия и наука. Путь к знанию: Материалы докладов восьмых Международных Рождественских чтений – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. – С. 123–130.

63 Евладова Е.Б. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в научно-методическом обеспечении духовно-нравственного воспитания школьников / Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.171-173.

64 Евсевий, архиепископ. О воспитании детей в духе христианского благочестия. Изд. 4-е. – СПб., 1877

65 Евфимий Зигабен. Толковое Евангелие от Матфея. Киев, 1886.

66 Елевферий (Диденко), архимандрит, преподаватель Московской Духовной Семинарии. Магистерский диспут в Московской Духовной академии // Журнал Московской Патриархии. – М., 1983. – № 6. С. 20.

67 Еп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2, ч. 2. Казань, 1900.

68 Еп. Дамиан. Руководство по предмету Пастырского Богословия.

69 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения, т.1. СПб, 1905.

70 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения, т.4. СПб, 1905.

71 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Творения, т. 1. -М., 1905.

72 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Творения, т. 2. -М., 1905.

73 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Творения, т. 4. -М., 1905.

74 Еп. Игнатий. Полное собрание писем, ч. 1.

75 Еп. Мелитопольский Кирилл. Пастырское богословие. Изд. 3. СПб, 1858.

76 Еп. Неофит Велички. Пастырское богословие с каноническим право. София, 1910.

77 Еп. Феофан. Богоугодная жизнь вообще. М.,1899.

78 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. М., 1893.

79 Еп. Феофан. Как составить проповедь. «Тамбовские епарх. ведом.», 1861-1862.

80 Еп. Феофан. Мысли на каждый день года. М.,1890.

81 Еп. Феофан. Напоминание всечестным инокам о том, что требует от них иночество. М., 1892.

82 Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. М., 1882.

83 Еп.Сергий (Страгородский). Поучение к новопостриженному монаху. Журнал Московской Патриархии, 1984, № 7, с. 38 – 47.

84 Епифаний Премудрый. Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца / Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. – М.: Худож. литература, 1981. – С. 256 – 429.

85 Если в душе и сердце христианина ярко горит пламя патриотизма // Гудок, 1996, №137, С.8.

86 Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М.: Гнозис, 1994.

87 Живу ради людей (Схиархимандрит Иоанн (Маслов) // Русский вестник. 1992. № 8. С. 13.

88 Жизнеописание архим. Игнатия (Малышева). СПб, 1899.

89 Жизнеописание Глинского воспитанника схиархимандрита Иоанна (Маслова) (1991) // Православный церковный Глинский календарь. – М., 1997. – С. 272-281.

90 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М.,1909.

91 Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII в.–М., 1978.

92 Журн. «Православный Собеседник», ч. 1. Казань, 1899.

93 Журн. «Православный Собеседник», ч.1. Казань, 1897.

94 Журнал Московской Патриархии, 1974, № 8.

95 Журнал Московской Патриархии. 1959. № 12.

96 Забелин И.Е. Характер древнего народного образования в России // Отечественные записки. 1856. Т.105. №3-4.

97 Земляникина А. Наследники великого духа // Мегаполис-Континет. 1998. № 45. С.12.

98 Златоструй: Дороги человеческой мысли. Древняя Русь X - XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990.

99 Знаменский П.В. История русской Церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.

100 Значение монашества как фактора общественной жизни. М., 1914.

101 Зубов В. П. Ломоносов и Славяно-греко-латинская Академия.– В сб.: Труды Института истории естествознания и техники. Т.1. М., 1954.

102 И. Заварин. Пастырское служение по учению св. Исидора Пелусиота. Ж. «Православный Собеседник», 1899, ч. 1.

103 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. – СПб.: Центр Православного просвещения, 1995.

104 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты, т.1. –М., 1993.

105 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты, т.2. –М., 1993.

106 Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия(Брянчанинова). –М.: Благо, 2003.

107 Иером. Игнатий. В поисках живого Бога. Религиозно-философская библиотека, 1914.

108 Иером. Иннокентий. Пастырское богословие в России за XIX в., Троице-Сергиева Лавра, 1899.

109 Иером. Кирилл. Обязанности священника к самому себе. «Христианское Чтение», 1851, август.

110 Иеросхимонах Амвросий. Письма к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908.

111 Иеросхимонах Макарий Глинской пустыни: (память 21 февраля). // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв.: Февраль. – М., 1906. – С. 262–287.

112 Иеросхимонах Макарий прозорливый. // Русский инок. 1912. №7. С. 41–48.

113 Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к пастве // Православный церковный Глинский календарь. М., 1997. С.1.

114 Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к пастве // Православный церковный Глинский календарь. М., 1998. С.1.

115 Изборник 1076 г. – М.: Наука, 1965.

116 Иларион. Слово о Законе и Благодати. – М.: Столица, 1994.

117 Ильин А. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) в учебном курсе «История православной педагогики» // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.142-147.

118 Ильина Л. Из опыта работы органов образования Псковской области по духовно-нравственному воспитанию детей. // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С. 55-58.

119 Иноземцева З.П. К вопросу об использовании духовного наследия в образовательном процессе (на примере писем Глинского старца Илиодора) // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.128-134.

120 Иноземцева З.П. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) – историограф Глинской пустыни // 200-летию Рождества Христова посвящается. Российское общество архивистов. – М., 2001. – С. 223-257.

121 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского. – М.: Самшит, 1996.

122 Иоанн (Маслов), архимандрит, о нём в кн.: Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. Предисловие. – М., 1993.

123 Иоанн (Маслов), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М., 2000.

124 Иоанн (Маслов), архимандрит. Серафим (Романцов). Некролог. // ЖМП. 1976, №10. – С. 29-30.

125 Иоанн (Маслов), о нём в кн.: Церковь, её история в свете прообразов и пророчеств. (Отношение Церкви к мирозданию). Об авторе // Полоцкие епархиальные ведомости. Полоцк, 1997. № 14. С. 3.

126 Иоанн (Маслов), схиарх. Лекции по Пастырскому богословию. -МДА. ТСЛ. – 1969-1970. – Машинопись, 609 с.

127 Иоанн (Маслов), схиархимандрит // Минские епархиальные ведомости. 1991. № 4. С. 11.

128 Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр богословия, в кн.: Избранные статьи. Послесловие. – М., 1995. С. 35. Выпуск 2.

129 Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр богословия. Лекции по литургике для 3-го класса. Лавра. Академия, 1984 – Машинопись, 410 с.

130 Иоанн (Маслов), схиархимандрит, о нём в кн.: Не поднимет народ на народ меча. Избранные статьи. Предисловие. – М., 1996. Выпуск 3. С.1.

131 Иоанн (Маслов), схиархимандрит, о нём в кн.: Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция XIX века. Слово об авторе // Московская правда, 1995. 27 окт.

132 Иоанн (Маслов), схиархимандрит, о нём в кн.: Церковь Христова – место спасения человека. Об авторе. Сборник статей. – М., 1997. С. 37.

133 Иоанн (Маслов), схиархимандрит, о нём. «Слава в вышних Богу» – слово на Рождество Христово. Предисловие // Москва. 1997. № 1. С. 188.

134 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. «Не поднимет народ на народ меча» Об авторе // Русский Вестник. 1996. № 26.

135 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и её духовно–просветительная деятельность в XVI–XX вв.– М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1994.

136 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. Об авторе. – М., 1992.

137 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик – М.: Самшит-издат, 1997.

138 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Журнал Московской Патриархии, 1975, № 5, с. 36-39.

139 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Журнал Московской Патриархии, 1977, № 4, с. 28-34.

140 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные изречения старца Амвросия Оптинского, извлечённые из разных источников. Об авторе. – М., 1996.

141 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. –М.:Самшит-издат, 2004.

142 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. – М.: «Самшит-издат», 2002.

143 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001.

144 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси//Статьи разных лет. В кн.: Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. – М.: «Самшит-издат», 1995, С. 457 – 478.

145 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Проповеди и письма. –М.: Самшит-издат, 2004.

146 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. – М.: «Самшит-издат», 1995.

147 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Послесловие. – М., 1996.

148 Иоанн Восторгов, прот. Государственная Дума и церковные школы. СПб, 1911.

149 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. –М.:Лодья, 1998.

150 Иоанн Златоуст, свт. О священстве. СПб, 1872

151 Иоанн Златоуст, свт. Уроки о воспитании. См. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению, М.: «Благовест», 2002

152 Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. –М.:АСТ, 2000 г.

153 Иоанн Кронштадтский, св. прав. В мире молитвы. –СПб., 1991

154 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Великий Пост.

155 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Живое слово мудрости духовной. –М., 2003 г.

156 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Живой колос. –СПб., 1909.

157 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Том 1. –СПб., 1893.

158 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Том 2. –СПб., 1893.

159 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Мысли христианина о покаянии и причащении. –М.: Паломник, 1997.

160 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Новые грозные слова. –М., 1907.

161 Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. – М.: Республика, 1992.

162 Иоанн Маслов, архимандрит, магистр богословия, о нём в кн.: Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Слово об авторе. // Богословские труды. 1992. № 31. – 33 с.

163 Иоанн Маслов, архимандрит. Магистр богословия. Об авторе. Избранные статьи. – М., 1993. Выпуск 1.

164 Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – Москва – Белгород, 1993.

165 Исторический очерк развития церковной школы за истекшее 25-летие (1884-1909). СПб., 1906.

166 История русской иерархии. т.1, С. 407; т.2, С. 75,76; т.3, С. 280.

167 Италинский А.Д. Из жизни церковно-приходской школы. – М., 1906.

168 Иувеналий, Архиепископ Курский и Рыльский. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления). – К.: Изд – во КГПУ, 1999.

169 К 5-летию возобновления издания книг о Глинской пустыни // Православный церковный Глинский календарь. – М., 1998..

170 К 5-летию со дня кончины. // Квартирьер. 1996. № 15.

171 К. Н. Леонтьев. О. Климент Зедергольм. М., 1882, с. 4.

172 Караковский В. А. Стать человеком. -М., 1993.

173 Карташов Н.В. Памяти отца Иоанна Маслова. // Подмосковье, 1996. № 309. С. 1.

174 Киреевский И.В. О нужде преподавания церковно-славянского языка в уездных училищах / / Литературная учёба. – 1997. №5–6. – С. 106–109.

175 Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. – М., 1861.

176 Кисель В. Архивные материалы по истории Глинской пустыни, собранные схиархимандритом Иоанном (Масловым). // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.113-125.

177 Колубовский Я. Н. Философия у русских.– В кн.: Ибервег-Гейнце. История новой философии. СПб., 1890.

178 Котовчихина Н. Формирование духовного облика современного учителя. // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С.43-45.

179 Крупин В. Русские Златоусты / Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.250-253.

180 Крупин В. Школе необходимы уроки нравственности. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.243-245.

181 Кулешов В.И. История русской литературы. М., 1989. С. 132.

182 Куломзина С.Н. Наша церковь и наши дети. М., 1993.

183 Курские епархиальные ведомости. 1908. № 40.

184 Кучерявый В., прот. История России немыслима без подвига «светильников духа». // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.258-261.

185 Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПБ., изд.3, 1896.

186 Лебедев Ю.В. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в университетском курсе истории русской литературы XIX века. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М.: Самшит, 1999. – С.135-142.

187 Лествица, или скрижали духовные, преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М.:СТСЛ, 2002.

188 Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991.

189 Лука (Войно–Ясинецкий) Архиепископ. Дух, душа и тело. –М.:ПСТБИ, 1997.

190 Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.

191 Макарий, митрополит Всероссийский. Великие Минеи Четьи. – Т. 1–2. – М., 1910.

192 Максим Грек. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. – В 3-х ч. – М., 1910 – 1911.

193 Малая Советская Энциклопедия. Т. 2. М., 1930.

194 Маслов Н.В. «Поминайте наставника Ваша» // Русский Вестник. 1998. № 39. С.10.

195 Маслов Н.В. Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Изд. 3-е. – М., 2000.

196 Маслов Н.В. Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Изд. 5-е. – М.: Самшит-издат, 2003.

197 Маслов Н.В. Будь свечой горящей! (К 40-летию со дня монашеского пострига). // Русский Вестник. 1997. №40. С.11.

198 Маслов Н.В. Идеал служения Отечеству. / Материалы IX Международных Рождественский образовательных чтений. – М., 2000. – С. 43-48.

199 Маслов Н.В. Идеалы России: Мат. докл. Восьмых Междунар. Рождест. чт. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. – С. 227–230.

200 Маслов Н.В. Литературное богословское наследие Глинской пустыни. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С. 94-112.

201 Маслов Н.В. Об авторе Глинского Патерика // Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский Патерик. – М., 1997. – С. 721-754.

202 Маслов Н.В. Образец пастырям // Русский Вестник. 1998. №24. С.11.

203 Маслов Н.В. Общероссийское патриотическое общество «наследники Александра Невского» // Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников. Научно-методический сборник РАО. – М., 1998. – С.64-68.

204 Маслов Н.В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры (на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Диссертация на соискание уч.степени доктора пед.наук. Рукопись. 2004 г.

205 Маслов Н.В. Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев. – М.: ОАО «Самшит», 2002.

206 Маслов Н.В. Светильник праведности // Благовест. 1998. № 30. С.7.

207 Маслов Н.В. Словарь основных понятий православной педагогики. – М., 2004.

208 Маслов Н.В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие. – М., 1999.

209 Маслов Н.В. Схиархимандрит Иоаннн о стяжании мира // Квартирьер. 1994. № 13.

210 Маслов Н.В. Схиархимандрит Иоаннн о стяжании мира // Квартирьер. 1995. № 15.

211 Матвиенко В. Обращение к участникам Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения» // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С.6.

212 Мегаполис-Континент, М., 1991, № 31.

213 Миляева О. Уроки нравственного воспитания. (Об отце Иоанне (Маслове)). // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С.36-42.

214 Митр. Варфоломей. О пастырском служении по св. ап. Павлу. «ЖМП», 1950, № 1.

215 Митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий. Филокалия в русской аскетической мысли. ЖМП, 1983, № 4.

216 Митрофанова Т. Знакомство с русскими патериками на уроках литературы в школе. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.201-205.

217 Михайлов В. А свеча сгорает дотла // Московский Церковный вестник. 2001. №13-14. С.6.

218 Михайлов В. Наследие Глинских старцев. // Московский Церковный вестник. 2000. №13-14. С.6.

219 Морозов Н.Г. «Глинская пустынь» схиархимандрита Иоанна (Маслова) и изучение книги Б.К. Зайцева об Афоне в университетском спецкурсе «Писатели русского зарубежья». // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М.: Самшит, 1999. – С. 153-158.

220 Московская Духовная Академия – 300 лет (1685–1985): Богословские труды: Юбилейный сборник. М.: Изд. Моск. патриархии, 1986.

221 Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1999.

222 Н. Румянцев. Очерки деятельности пастыря Церкви Христовой. «Вера и Разум», 1894, т. 1, ч. 1.

223 Народное образование в трудах историков русской церкви: хрестоматия / Сост.М.Н. Костикова. – Владивосток, 2000.

224 Никандров Н. Российская национальная идея и воспитание в духе православия. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.21-30.

225 Новый энциклопедический словарь. М., 2004.

226 О единстве Церкви. Киев, 1891.

227 О схиархимандрите Иоанне (Маслове) // Калининградская правда, 1996. № 161. С. 3.

228 О схиархимандрите Иоанне (Маслове) // Мегаполис-Континент. 1991. № 16.

229 О схиархимандрите Иоаннне (Маслове) // Москва. 1994. № 9. С. 192.

230 О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914.

231 О.Иосиф. Н.В.Гоголь, И.В.Киреевский, Ф.М.Достоевский и К.Н.Леонтьев перед старцами Оптиной пустыни. – М., 1897.

232 Ожегов С.И. Словарь русского языка. –М.:Русский язык, 1990.

233 Орлова Н. Эта книга выявляет духовные богатства Отечества. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.241-242.

234 Основные начала нравственного воспитания, 1913.

235 Основные начала религиозно-нравственного воспитания. – М., 1908.

236 П. Голубев. Епископ Феофан – подвижник-толкователь Библии, как слова жизни. Радость христианина. – М., 1894.

237 Паломничество в России: Глинская пустынь. Слово о схиархимандрите Иоанне (Маслове) // Московская правда, 1995, 26 мая.

238 Памяти о. Иоанна // Мир новостей. 3-9 августа 1988. – С.2.

239 Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. – В 4-х в. – Спб., 1897 – 1898.

240 Пашков А.Г. Идея труда в педагогической концепции К.Д. Ушинского. С. 40–42

241 Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М.Бим-Бада. Москва, 2002.

242 Петракова Т.И. Педагогическая симфония. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.196-200.

243 Петракова Т.И. Святоотеческая традиция и духовно–нравственное воспитание: к осмыслению понятий / Святоотеческое наследие в духовно–нравственном воспитании детей и молодёжи. – М.: Самшит, 2001. – С. 15–20.

244 Петракова Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.174-182.

245 Петров В.М. Московская Русь: пути просвещения (ХV–ХVI века) / Педагогика, 1997, № 3, С. 57–59.

246 Печальник душ человеческих / Мегаполис-Континент. 1994. №30.

247 Писания мужей апостольских, русский перев. прот. Преображенского. М., 1862.

248 Письма. «Душеполезное Чтение». М., 1908, ч. 1.

249 Письмо архим. Игнатия (Малышева) к еп. Игнатию (Брянчанинову).

250 По заветам Глинских старцев // Русский вестник. 2001. №16-17. С.14.

251 Победоносцев К. П. Учение и учитель: Педагогические заметки. – М., 1900.

252 Подвижники благочестия – наши современники // Русский Вестник. 1992. № 8. С. 13.

253 Подушкина И.М. О поисках духовной опоры в развитии российского образования / Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научно–практической конференции – Курск, 1999.

254 Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. – М., 1996.

255 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. В 2 томах. -М., 1992.

256 Поместный собор Русской Православной Церкви. 1971. М.:МП, 1972.

257 Попков В.Н. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) в учебных курсах кафедры русской литературы Мичуринского государственного университета. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.148-152.

258 Порфирий (Левашов), иеромонах. Взгляд на монашество. СПб, 1867.

259 Порфирий (Левашов), иеромонах. О воспитании девиц в духе истинно христианском. –М.:Самшит-издат, 2005.

260 Послание св. Поликарпа к Филиппийцам.

261 Посошков И.Т. Завещание отеческое. – Спб., 1893.

262 Поучения Аввы Исаии отшельника в переводе Святителя Феофана Затворника. – М.: «Правило веры», 1998.

263 Праведники живут вовеки // Мегаполис-Континент. 1994. № 30.

264 Праведники живут вовеки // Человек и Карьера. 1995. №12. С.3.

265 Православное воспитание детей. – М.: Даниловский благовестник, 1997.

266 Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические. – М.: Правило веры, 2002

267 Преподобного Макария Великого духовные беседы, послания и слова. – М., 2002.

268 Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. – М., 1883

269 Прозорливость. Большой человек. Путь к затвердевшему сердцу. (Воспоминания монахинь Жировицкого монастыря) // Русский вестник. 2001. № 29-30. С.15.

270 Прот. Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1930.

271 Прот. Евгений Попов. Письма по пастырскому богословию. Пермь, 1847.

272 Прот. Иоанн Сергиев. Мысли о богослужении Православной Церкви. М., 1894.

273 Прот. Иоанн Сергиев. Полное собрание сочинений, т. 5. СПб, 1899.

274 Прот. Иоанн Сергиев. Созерцания и чувства христианской души. СПб, 1905.

275 Прот. С. Четвериков. Оптина пустынь.

276 Прот.Г.Шавельский. Православное пастырство. София, 1930.

277 Проф. архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию. Библиотека МДА, машинопись.

278 Проф. В.Ф. Певницкий. Священство. Основные пункты в учении о пастырстве. Киев, 1872.

279 Проф. С. Соллертинский. Пастырство Христа Спасителя. СПб, 1887.

280 Прп. Ефрем Сирин. Творения, т.3. Сергиев Посад, 1912.

281 Прп. Иоанн. Лествица. 7 изд. Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1908.

282 ПСРЛ, т.II, с.366. Богословские труды. – М.,1990, № 30, с. 270.

283 Рачинский С.А. Сельская школа. – Спб. 1890.

284 Российская педагогическая энциклопедия. – В 2–х тт. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

285 Российская педагогическая энциклопедия. т. 1. – М. Просвещение, 1993.

286 Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Под ред. В.П. Семенова. Т. II. СПб., 1899.

287 Русский Златоуст (К 5-летию со дня кончины схархимандрита Иоанна (Маслова)) // Мир новостей, 1996. №30.

288 Рыбина Е. Духовное возрождение России и юный читатель. Программа курсов для вузов культуры, педагогических вузов и университетов. – М., 1997.

289 Рыбина Е. Из опыта работы с книгами схиархимандрита Иоанна (Маслова) в МГУ. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С.158-165.

290 Св. Амвросий Медиоланский. «О должностях священнослужителей Церкви Христовой». Изд. П. Поспелова, Киев, 1875.

291 Св. Василий Великий. Творения, т.8. М., 1846.

292 Св. Григории Богослов. Творения, ч. 1.

293 Св. Григорий Двоеслов. О пастырском служении. Руководство для сельских пастырей. 1871, т. 1.

294 Св. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. СПб, 1880.

295 Св. Димитрий Ростовский. Творения, т.1. М., 1910.

296 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии.

297 Св. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам.

298 Св. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам.

299 Св. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу.

300 Св. Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам.

301 Св. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам.

302 Св. Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам.

303 Св. Иоанн Златоуст. О священстве. СПб, 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...