Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические труды. Теория пастырства. Эпистолярное наследие.




Лекции по Пастырскому богословию.

В 1969 – 1970 гг. отец Иоанн написал конспекты лекций по Пастырскому богословию. Этот труд имеет особое значение в его творчестве, так как вносит весомый вклад в развитие отечественной пасторологии. Содержание «Леций» охватывает три обширных раздела: 1. Библейское учение о ветхозаветном пастырстве; 2. Пастырство как благодатное служение в Церкви Христовой; 3. Пастырская аскетика (или учение о духовно-благодатном возрастании пастыря) и учение о пастырстве святых отцов, выдающихся отечественных и западных пасторологов.

Лекции состоят из шести глав. В первой главе рассматриваются основные понятия науки «Пастырское богословие», ее история, место среди других богословских наук, а также задачи, предмет и метод. В ней доказывается несостоятельность протестантского учения о священстве и говорится об апостольской направленности Пастырского богословия. Вторая глава посвящена учению о пастырстве в Ветхом Завете. Третья – новозаветному пастырству. Особо выделены темы: «Христос Спаситель – Основатель новозаветного пастырства» и «Пастырская деятельность святых апостолов». В четвертой главе рассматривается учение святых отцов о пастырстве, проведен сравнительный анализ и сделано обобщение учений о пастырстве святых Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Ермы, Иринея, епископа Лионского, Киприана Карфагенского, Амвросия Медиоланского. Пятая глава посвящена истории отечественного пастырства. Основное внимание уделено в ней пастырской деятельности Оптинских старцев Льва, Моисея, Макария и Амвросия. Шестая глава раскрывает отличительные черты истинного духовного пастырства в сравнении с пастырством душевным.

Анализ содержания лекций свидетельствует о том, что заслуга отца Иоанна как пасторолога состоит в следующем: он исследовал, обобщил и привел в стройную систему разносторонние материалы, изложенные в отечественных пасторологических трудах, углубил и развил учение о пастырстве на основе творений святых отцов. Основываясь на творениях святых: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Григория Двоеслова, блаж. Иеронима, Симеона Нового Богослова, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, отец Иоанн расширил понимание многих вопросов пастырской аскетики и пастырской психологии, раскрыл роль старчества как особой формы пастырства, доказал апостольскую направленность пастырства, показал особую значимость Пастырского богословия в сохранении апостольских и святоотеческих традиций не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви, охарактеризовал воспитательную деятельность пастырского слежения, которая занимает значительное место в жизни пастыря.

Таким образом, в лекциях отца Иоанна пастырское служение представляется в полном освещении, в них отражены как теоретические, так и практические стороны этого служения. Особое значение имеет их педагогический аспект, о чем подробно говорилось во второй главе.

Лекции по Литургике.

В 1974 году отец Иоанн составил конспект лекций по Литургике. В 1984 году он значительно переработал и дополнил этот конспект. Главной темой лекций стал годичный круг богослужения (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди). В «Лекциях» рассматриваются такие аспекты, как история каждого праздника, его смысл и значение, эволюция и существующие формы богослужения, его особенности.

Отец Иоанн особое внимание в своих лекциях обращает на неукоснительное выполнение Церковного Устава. «Церковный Устав, – пишет он, – принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он приобрел в Церкви силу закона высшего Богопочитания. Богослужение, порядок и чин совершения которого указывает Церковный Устав, есть плод многовекового живого религиозного опыта и творчества великих отцов, учителей и подвижников веры. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу святую, обязательную для всех православных христиан при совершении богослужения».

Старец указывает, что богослужение в Православной Церкви, исполняемое по Церковному Уставу, во все времена являлось средством и духовного обучения, и воспитания – общенародным церковным Богословием (142, 317). Он приводит слова глубокого знатока богослужения и Церковного Устава профессора М. Н. Скабаллановича: «О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают церковные песнопения. Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, то есть в богослужении нашем собрано и изложено все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин» (142, 317).

Этот труд отца Иоанна особо важен в педагогическом отношении, так как позволяет выявить основополагающую роль литургии в воспитании и образовании христианина.

Богословские статьи.

Плодом молитвенных размышлений отца Иоанна, плодом богомыслия как основы внутреннего делания, явились его богословские статьи на самые разные темы. Всего им написано более сорока статей. Две статьи посвящены православному пониманию поминовения усопших. Большую часть из них (десять статей) отец Иоанн посвятил проблемам сотериологии: в них раскрыто значение воплощения Христова, благодати Божией, смирения, послушания, надежды, терпения, милосердия, чтения слова Божия в деле спасения человека. Эти статьи имеют принципиально важное значение не только для богословия, но, прежде всего, для педагогики, так как позволяют понять цели воспитания в контексте цели жизни человека, причем, жизни как земной, так и вечной. Здесь же раскрываются пути и средства обретения вечной жизни.

Особое место в богословско-педагогическом наследии отца Иоанна занимает статья «Тайны жизни и смерти». Она публиковалась в различных изданиях более двадцати раз. Это объясняется тем, что написана она с особой глубиной проникновения в сущность тайны жизни и смерти человека. На эту статью поступило много откликов от читателей, в которых отражается многогранность ее содержания, сила ее воздействия. Приведем самое характерное высказывание.

Любовь Куренкова пишет: «У меня пятеро детей, два года назад умер муж. Мы очень любили друг друга, и боль утраты останется со мной до конца дней. Но эта статья как-то особенно укрепила меня в вере в жизнь будущую, в то, что моя скорбь небезутешна. И раньше умом я знала все эти истины, но вот прочла статью, и в сердце появилась надежда и даже стремление самой как-то подтянуться, исправиться. Но главное – это чувство необыкновенной душевной теплоты, искреннего участия, заботы о каждом человеке, которое пронизывает всю эту высокохудожественную статью. Как это удивительно в наше время! Мне кажется, именно потому, что автор писал от всего своего любящего сердца, с состраданием и молитвой обо всех нас, каждое слово ее воспринимаешь сразу с полной верой. И, больше того, кажется, что у меня самой стало больше тепла в отношении к людям и появилось желание хоть как-нибудь обогреть их» (146, 395).

Эта статья важна для педагогики, так как позволяет рассмотреть жизнь и смерть человека в контексте вечности, понять, что человек есть существо вечное. Но какую вечность будет наследовать человек – это зависит от него самого, от его выбора, от его воспитания. Помочь человеку обрести жизнь вечную – прямая задача воспитания.

Фундаментальное значение для педагогики имеет еще одна статьяотца Иоанна «Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека». В ней автор показывает решающее значение Иисуса Христа в деле воспитания, формирования и – шире – спасения человека. Отец Иоанн пишет, что к факту воплощения Сына Божия многие относятся бесчувственно, формально. Вместе с тем, без Боговоплощения нет смысла жизни на земле. «Время пришествия в мир Христа, – заключает отец Иоанн, – явилось гранью двух миров – древнего и нового… Языческий мир не мог удовлетворить их не в своих религиозных культах, ни в философии, ни в культуре, ни в различных видах искусства. Нравственная потребность не могла быть заменена правом… Только с воплощением Сына Божия смысл жизни людей приобрел непреходящую ценность и значение… Отныне в лице Богочеловека соединились навеки божественное начало с человеческим» (146, 399-400).

Эта статья в педагогическом плане важна потому, что позволяет увидеть роль Церкви, церковных таинств, Божественной Благодати в педагогическом и – шире – жизненном процессе.

Несколько статей отец Иоанн посвятил экклезиологическим темам, роли и месту Церкви. Приведем их названия: «Церковь, ее историческое развитие и назначение», «Церковь, ее история в свете прообразов и пророчеств», «Церковь Христова и ее необходимость в деле спасения человека». Последняя статья также имеет особое значение для педагогики, так как показывает, что вне Церкви невозможно спасение человека, а, следовательно, его правильное образование и воспитание.

Проблемы пастырского богословия освещены в статьях отца Иоанна «Учение святого Киприана, епископа Карфагенского, о пастырстве» и «Миротворческое служение пастыря».

Целый ряд статей отец Иоанн посвятил литургическим вопросам. В статьях «Божественная литургия, ее смысл и назначение», «Божественная литургия (Опыт изъяснения начального возгласа и мирной ектении)», «Проскомидия», «Православное богослужение» отец Иоанн раскрывает содержание и сущность литургии и других служб, составляющих основу внутренней духовной жизни Православной Церкви. Эти статьи являются вкладом в развитие литургического богословия и отличаются глубиной богословского умозрения.

В статьях «Значение каждения в Православной Церкви» и «Храм – место совершения богослужения и таинств» объясняется этимология и назначение храма и предметов христианского богослужения. Статья о каждении раскрывает глубокий духовный смысл этого действия и его значение в деле спасения. В статье «Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси» раскрыты значение, содержание, цель праздника Богоявления, богослужебные обряды, чинопоследование, их эволюция и существующие формы.

Статья «Об епитимиях» – обширное богословское исследование о смысле, значении и роли епитимий (церковных наказаний) в современной пастырской деятельности. Она вносит свой вклад в педагогическую теорию и практику, так как помогает понять точку зрения православия на проблему наказания.

Вопросы воспитания народа во взаимодействии Церкви и государства рассмотрены в статье «Обрядовые особенности покаянной дисциплины в Древней Руси». Эта статья помогает педагогу понять воспитательный смысл православной дисциплины и дисциплины вообще.

Особое место в богословско-педагогическом наследии схиархимандрита Иоанна занимает статья «Значение благодатного мира в деле преобразования общества». В ней отец Иоанн подчеркивает, что именно слова Спасителя «Мир вам» легли в основу внутренней жизни Христовой Церкви, именно они имели и имеют величайшее значение в деле перерождения «огрубевших сердец в новое во Христе благодатное общество». Эта статья также неоднократно публиковалась (иногда под названием «Не поднимет народ на народ меча»).

Беззаветной и беспредельной любви к Родине полна статья «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом». Именно в этой статье отец Иоанн написал свои ставшие широко известными слова: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству». Эта статья имеет особенно большое значение для патриотического воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...