Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монастырская тема. Глинская педагогическая школа.




Существенную часть творческого наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) составляют труды о Глинской пустыни. История знаменитой Глинской пустыни, ее духовно-просветительная деятельность, жизнь ее старцев до отца Иоанна были мало изучены. Его великая заслуга заключается в том, что его труды восполняют этот пробел в истории России и Русской Православной Церкви, на примере Глинской обители раскрывают великую воспитательную и просветительскую деятельность Церкви.

«Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI– XX веках».

Отец Иоанн закончил уникальный труд «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI– XX веках», который он писал как докторскую диссертацию, в 1991 году. «Глинская пустынь» – это книга о старчестве. Однако это произведение выходит далеко за рамки одного этого вопроса. «Глинская пустынь» представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни 16-20 вв., которым дана точная богословская оценка.

Характеризуя это сочинение в целом, можно сказать, что в русской церковно-исторической литературе до сих пор не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью раскрывалась вся многогранная жизнь обители, ее влияние на историю России, на духовно-нравственное воспитание отдельного человека, народа и, в целом, на русскую культуру и образование.

В книге десять глав, в которых последовательно раскрываются основные этапы жизни обители, начиная с ее возникновения в 16 веке и кончая ее состоянием перед вторым закрытием в 1961 году. Большое место уделено описанию Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и тех чудес, которые совершались от нее. Отдельные главы посвящены игумену Филарету как строителю и возобновителю Глинской пустыни (1817– 1841), состоянию обители в период настоятельства архимандрита Иннокентия (1862– 1888), а также периоду перед первым закрытием в 1922 году.

Особый интерес представляет глава, раскрывающая духовную связь Глинской пустыни с Оптиной. В ней сопоставляется учение о спасении Глинских и Оптинских старцев на основе сохранившегося эпистолярного наследия. Отец Иоанн проанализировал и систематизировал письма Глинского старца Илиодора (Голованницкого) и Оптинских старцев Макария (Иванова), Антония (Путилова), Амвросия (Гренкова). Следует отметить, что исследование даже одного из этих наследий может представлять собой тему отдельной работы.

В книге подробно освещена патриотическая и благотворительная деятельность обители за весь период ее существования, проанализирована ее духовно-просветительная и воспитательная деятельность. Отец Иоанн показывает, что педагогическая деятельность была практически всегда присуща монастырю. Она простиралась не только на иноков и монахов, но и – в гораздо большей мере – на общество, на всех нуждающихся в духовной помощи, на тысячи и тысячи прихожан и паломников, среди которых были люди разных сословий, состояния и образования. Тем самым, монастырь оказывал самое непосредственное влияние на историю и культуру России.

Заключительная глава этой работы - «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942– 1961)» - знакомит со старческим деланием, процветавшим в обители в середине 20 века. В этой главе схиархимандрит Иоанн раскрывает его глубокую преемственность с предшествующим служением Глинской пустыни, которую удалось восстановить благодаря тому, что в Глинскую пустынь возвратились ее прежние старцы: схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин) и архимандрит Серафим (Романцев).

Этот научный труд схиархимандрита Иоанна (впрочем, как и другие) отличается достоверностью исторических фактов, основанных не только на литературных, но и на архивных источниках, высокой библиографической культурой. Работу завершает «Список литературы и архивных документов», материал которого систематизирован по четырем разделам: I. Литература общего характера. II. Литература о Глинской Рождество-Богородицкой пустыни и ее подвижниках. III. Энциклопедии, справочники, словари, библиографические указатели. IV. Архивные документы. В каждом из четырех разделов имеются подразделы, облегчающие читателю поиск необходимых материалов. Список отличается полнотой отбора литературы и архивных документов

Необходимо отметить особый стиль изложения материала. Истины Православия раскрываются доступно, ясно, просто, но не упрощенно. Книга снабжена множеством фотографий, портретов.

Высокая оценка этой работе дана в статье, опубликованной в международной газете «Мегаполис-Континент». «Этому сочинению, – говорилось в публикации, – автор посвятил последние годы земной жизни, собрав воедино не только исторические сведения и изустные предания о монастыре, но и рассеянный за годы гонений на Церковь архив Глинской пустыни. Это – труд, не имеющий аналогов в российской исторической науке. Автор использовал сотни книг, тысячи архивных документов, хранящихся в центральных, областных и других древлехранилищах нашей страны, обширную личную переписку со старцами Глинской пустыни, сотни фотографий и других источников. Несомненно, это сочинение отца Иоанна послужит прекрасным руководством для всех, ищущих спасения, для вновь открываемых монастырей и, в первую очередь, для Глинской пустыни, которая в 1994 году передана Церкви после длительного перерыва. Даже такие известные русские монастыри, как Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиева Лавра и другие, не имеют столь обширного исторического исследования с подобным охватом археографического материала» (33, 11).

«Глинский Патерик».

В 1991 году отец Иоанн закончил и другое фундаментальное историко-богословское исследование в области отечественной патрологии, также связанное с Глинской пустынью, – «Глинский Патерик». В первой редакции Патерик был составлен им еще в Московской Духовной Академии в 1970 году и содержал тридцать восемь жизнеописаний. В законченном варианте Патерик содержит сто сорок жизнеописаний Глинских старцев и настоятелей периода 18– 20 веков. Они написаны автором на основании архивных документов, воспоминаний и писем Глинских старцев, литературных источников, а также личного опыта отца Иоанна как насельника обители.

После каждого жизнеописания приведены перечни литературных и архивных источников, содержащие сведения о том или ином подвижнике, списки его проповедей, трудов, если таковые сохранились.

Как духоносный пастырь-богослов, отец Иоанн и в этом своем труде ясно и доступно раскрывает глубокие истины Православия. Он пишет о том, что такое духовная жизнь, в чем состоит очищение сердца, почему христианину необходимо духовное трезвение, как подвижники достигали истинного познания Бога и др. На ярких примерах он показывает значение молитвы, смирения, послушания, терпения, чтения слова Божия и других добродетелей в деле спасения христианина. В Глинском Патерике отец Иоанн приводит жизнеописания старцев, прославившихся различными подвигами: безмолвников, отшельников, постников, юродивых и др. Все эти подвиги близки и понятны автору, доступны пониманию читателя.

Своим трудом схиархимандрит Иоанн предоставил читателям возможность близко познакомиться с подлинной жизнью обители. Особенно важно, что, будучи сам выдающимся подвижником Глинской пустыни, отец Иоанн обладает даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни, являясь духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцева).

Этот труд имеет огромное педагогическое значение, так как на примере отдельной обители позволяет увидеть ту огромную и разностороннюю просветительскую и воспитательную работу, которую вели русские монастыри на протяжении веков. Прежде всего, он раскрывает путь воспитания монаха, который осуществлялся в течение всей его жизни, до его последней минуты, причем путь этого воспитания у каждого монаха (при том, что у всех было общее направление в жизни – к Богу) был исключительно «своим», особым и неповторимым. Монахи, достигшие определенного уровня совершенства в своей духовной жизни, становились воспитателями других. Они несли свет миру, утешение и благодатную помощь сотням и тысячам людей, ведя их к Богу, к спасению. Тот высокий воспитательный настрой, который царил в духоносных монастырях, конечно же, не оставался внутри монастырских стен. Он обильно изливался вовне: через молитву, через многочисленных прихожан и богомольцев, через издание печатных работ – то есть через окормление, прежде всего, простых людей.

При этом самым главным для монастыря было духовно-нравственное воспитание народа. Монастырь был для мира живым примером и эталоном сохранения Православия, его обычаев и устоев. Все видели духовную жизнь обители, ее насельников и стремились следовать живому примеру, руководствоваться советами высокодуховных отцов. Заслуга отца Иоанна перед российской педагогикой состоит в глубинном описании этого процесса духовного и нравственного воспитания, осуществляемого монахами монастыря, и особенно его старцами. Это воспитание внесло неоценимую лепту в духовно-нравственное благополучие русского народа, многих русских семей, сотен и тысяч русских людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...