Архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.
Уникален по своему составу и полноте архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни 17 – начала 20 века утрачен в 1917 году). Архив Глинской пустыни содержит четыреста восемьдесят единиц хранения объемом около четыре тысячи машинописных страниц. Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей периода с начала 17 до середины 20 века. Наиболее древние документы, относящиеся к истории Глинской пустыни, представлены фондами Центрального Государственного Архива Древних Актов (ныне Российский Государственный Архив Древних Актов). К ним относятся: «Выпись из писцовых и дозорных книг» Молченского Рождественского монастыря (1621), в состав которого вначале входила Глинская пустынь, древнейшая из сохранившихся описей Глинской пустыни (1764); подробные «Межевые книги» на земли в Крупецкой волости Севского уезда за 1685 год с приложением древнего плана монастыря и его земельных угодий; «Жалованная грамота» императора Петра I украинскому гетману И.О. Мазепе на вотчину в Крупецкой волости Севского уезда (где находилась пустынь); карты и чертежи Глинской пустыни и прилегающих к ней земель (вторая половина 18 века) и другие уникальные материалы. Сведения о Глинской пустыни второй половины 18 века содержатся также в документах из Государственного архива Брянской области (ГАБО). Значительная часть документов, относящихся к разным периодам истории Глинской пустыни, представлена фондами Центрального Государственного Архива Древних Актов, о котором уже упоминалось. В него вошли ежегодные отчеты в Священный Синод о состоянии Курской епархии за период со второй половины 19 по начало 20 века, содержащие сведения о деятельности Глинской пустыни; послужные списки монашествующих обители; ведомости о ее настоятелях; подробные описи церковного имущества; документы о наделении монастыря землями и лесом, о пожертвованиях, постройках в монастыре, а также внутренние документы монастыря – прошения братии и распоряжения монастырского начальства.
Несомненный исторический интерес представляет Прошение игумена Путивльского Молченского монастыря Моисея с братиею «об отдаче по прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни, которой завладел Киевский архиерей собою» (1729– 1731), а также ряд других документов: «Пожертвование путивльским помещиком Дмитрием Бровцыным постоялого двора с 10 десятинами земли в пользу Глинской пустыни» (1821); «О введении в Глинской пустыни устава Афонской Горы» (1821); «Дело о напечатании представленной Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, рукописи строителя Глинской пустыни Филарета «Поучение к новопостриженному монаху» (1823); а также прошения и письма архимандрита Макария (Глухарева), будущего основателя Алтайской православной Духовной миссии, в том числе, письмо о дозволении ему отправиться в Иркутскую епархию для проповедования Слова Божия языческим народам (1829). Сюда относятся также несравненные образцы эпистолярного жанра XIX века – письма игумена Филарета (Данилевского) к Императорам Александру I и Николаю I, не публиковавшиеся ранее, а также письма игумена Ювеналия (Половцева), впоследствии архиепископа Виленского и Литовского, епископу Курскому и Белгородскому Сергию (Ляпидевскому), впоследствии митрополиту Московскому и Коломенскому (1862) и его же письма к игуменам Оптиной пустыни Моисею (Путилову) и Исаакию (Антимонову) (1862– 1865).
Большой интерес для изучения духовной связи двух знаменитых центров старчества – Глинской и Оптиной пустыней – представляют материалы из Отдела Рукописей Российской государственной библиотеки: письма преподобных Оптинских старцев отца Амвросия (Гренкова), отца Макария (Иванова), отца Моисея и отца Антония (Путиловых), письма великого Глинского старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) к духовным чадам, письма других Глинских старцев: схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), отца Арсения (Митрофанова), архимандрита Макария (Глухарева), в том числе его письмо к Императору Николаю I. Основная часть документов, относящихся ко времени октябрьского переворота 1917 года, представлена материалами Государственного архива Курской области. Это: послужные списки монашествующих и перечневые ведомости монастыря конца 19 – начала 20 века; документы пустыни 1917– 1918 годов: о постригах насельников обители в монашество, в схиму; о рукоположениях в священный сан; о переводе в Глинскую пустынь монашествующих из других монастырей, документы Глинской пустыни за 1919– 1921 гг.: послужные списки монашествующих, рапорты настоятеля о пострижении в монашество, об умерших в обители, прошения о переводе иноков других монастырей в Глинскую пустынь, документы об изъятии церковных ценностей из Глинской пустыни в 1922 году, о создании комиссии по ликвидации монастырей Курской епархии, об организации в Глинской пустыни Детского городка им. Ленина, а также анкеты монахов Глинской пустыни, перешедших после ее закрытия в другие монастыри. Документы комиссии Путивльского уездного исполкома по ликвидации Глинской пустыни в 1922 году представлены материалами фондов Государственного архива Сумской области. В эти материалы включены акт о закрытии монастыря и зловещие по своей подробности (вплоть до количества свечных огарков) ликвидационные описи имущества пустыни. Здесь же – документы конца двадцатых годов 20 века, содержащие сведения о судьбах монахов Глинской пустыни после ее закрытия. Период с 1917 по 1922 гг. в истории обители представлен также документами из Центрального государственного архива Октябрьской революции (ныне Государственный Архив Российской Федерации).
Хранящиеся в Государственном Архиве Сумской области документы 1944– 1961 гг. включают в себя списки монашествующих, сведения о нетрудоспособных, о численности богомольцев, посещавших обитель, о постройках в монастыре и т.п. Отдельное дело составляют материалы о закрытии Глинской пустыни в 1961 году, в том числе акт и опись имущества монастыря при его закрытии. О жизни возрожденной обители в период с 1942 по 1961 гг. рассказывают документы архива Сумского епархиального управления. Это: указы Святейшего Патриарха Алексия I о Глинской пустыни; донесения епархиальных архиереев; рапорты в епархиальное управление настоятелей монастыря и благочинного; подробные послужные списки насельников обители; приемо-сдаточные акты имущества монастыря и многие другие документы. К этому же периоду относятся и материалы из архива уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Сумской области: ежегодно предоставляемые настоятелем обители отчеты о доходах и расходах монастыря, о денежных суммах, сданных монастырем в фонд государства, инвентарные описи имущества Глинской пустыни за несколько лет, договоры о передаче в пользование монастыря зданий, акты проверок паспортного режима и санитарного состояния монастыря, анкеты всех насельников и др. Архив содержит богатый изобразительный материал: это карты и чертежи, фотографии храмов и скитов Глинской пустыни 19 – начала 20 века, а также фотографии и портреты ее известных подвижников. В обширное собрание документов входят также материалы из личного архива схиархимандрита Иоанна: подлинные послужные списки насельников Глинской пустыни, письма великих Глинских старцев схиархимандрита Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова), схимитрополита Серафима (Мажуги), а также других Глинских иноков. Все эти документы, собранные и глубоко проанализированные отцом Иоанном, – свидетельства многовековой многотрудной деятельности монастыря, а также горькое свидетельство о тех притеснениях, которые терпели от советской власти вернувшиеся на пепелище насельники некогда одного из самых могучих монастырей.
Практически ничто из перечисленных выше документов ранее не публиковалось. Эти материалы не только освещают историю Глинской пустыни, но и позволяют лучше понять историю России и судьбы Русской Православной Церкви. Разнообразие документов и материалов, охватывающих многие стороны взаимоотношений внутри обители и связей ее с миром, делает архив чрезвычайно информативным не только для интересующихся историей Церкви. В жизни обители, как в капле воды, на протяжении четырех веков отражается история нашего Отечества и духовно-нравственная жизнь русского народа. Материалы архива дают новые сведения по истории церковного и гражданского права, литературе, этнографии и др. Они представляют большой интерес для культурологов и историков педагогики, так как позволяют восстановить картину становления и развития уникальной педагогической системы монастырского воспитания и образования человека от его рождения до смерти. По отзывам специалистов, этот труд не имеет аналогов в российской археографической науке. Академик Н.Н.Визжилин называет его «археографическим атласом» православного монастыря (33, 11).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|