Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статьи о русских подвижниках.




Некоторые свои статьи отец Иоанн посвятил тем русским подвижникам, которые духовно были особенно близки ему. Прежде всего, это статья о старце Амвросии: «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века». Эта статья написана отцом Иоанном через двадцать лет после кандидатского сочинения об Оптинском старце и отличается от него. Здесь использованы иные наставления и изречения старца, изложены в другом аспекте его педагогические идеи. Если первая работа отца Иоанна была посвящена в большей степени вопросу о том, кто такой старец Амвросий, то в этой статье приводятся практические методы духовного руководства старца, рассматривается вопрос, как он это делает.

Еще одна статья отца Иоанна – «Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность» –посвящена другому Оптинскому старцу. В ней отражены те христианские принципы, которыми должен руководствоваться каждый пастырь в своей духовной и воспитательной деятельности.

Статья «Св. Иоанн Кронштадтский – светильник праведности земли Русской» написана с необыкновенной любовью и глубоким пониманием внутреннего духовного мира Кронштадтского пастыря. Она раскрывает духовное значение служения отца Иоанна, его роль в сохранении и развитии Православия накануне революции, значение служения отца Иоанна Кронштадтского в деле духовного воспитания русского человека.

Наконец, две статьи посвящены настоятелю Глинской пустыни отцу Филарету: «Игумен Филарет – возобновитель Глинской пустыни» и «Игумен Глинской пустыни Филарет и его эпистолярное наследие» (к 150-летию со дня блаженной кончины).

Кроме двух этих последних из указанных нами статей о Глинской пустыни (ее истории, чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, жизнеописанию ее подвижников), отец Иоанн посвятил ей еще девять статей. Одна из них – «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества» – освещает период жизни обители в 40– 60-е годы прошлого столетия. Отдельные статьи посвящены благотворительной, просветительной и патриотической деятельности пустыни.

Проповеди.

Схиархимандрит Иоанн был широко известен не только как богослов, но и как выдающийся проповедник. «Ревностно относился отец Иоанн к проповеди слова Божия, - пишет один из его современников. - Его пастырские наставления были достоянием не только учащихся и прихожан Академического храма – посредством церковных периодических изданий слова духовного наставника достигали наиболее удаленных точек православного мира» (196, 211).

Сохранившиеся проповеди отца Иоанна были произнесены им, как уже отмечалось, в храме Московской Духовной Академии. Среди них можно выделить следующие: на Господские праздники («На Рождество Христово») и в дни Великого поста («Слово о крестоношении», «Чертог Твой вижду, Спасе мой...», «Поучение перед св. Плащаницей»); на дни празднования памяти святых (св. апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Тихона Задонского, преподобного Серафима Саровского); о страстях и грехах («О празднословии», «О гордости», «Слово перед исповедью»); о различных состояниях души («О свободной воле», «О духовном мужестве», «О чудесном улове рыбы»).

Все эти проповеди отца Иоанна не утратили своей актуальности, они пользуются большой популярностью среди педагогов и родителей, и за прошедшие годы многократно переиздавались, в том числе различными газетами и журналами. Особенно часто переиздаются: «Проповедь в день преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова», которую можно назвать проповедью о христианской любви, а также «Проповедь о празднословии» и «Слово перед исповедью», чтение которых позволяет человеку внимательно заглянуть в собственную душу и подготовиться к исповеди. Особое внимание обращает на себя также проповедь «О духовном мужестве», в которой старец объясняет, что смерть души, вызванная грехом, гораздо страшнее смерти телесной. Этой смерти подвергается бесчисленное множество людей, хотя они и живы телом. Он призывает всех непрерывно «оживлять свои души и, если они умирают или умерли, воскрешать их из мертвых» (141, 149).

Эпистолярное наследие.

Обширно эпистолярное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова), в котором учение об истинах духовной жизни раскрывается через его письма. Ответы на некоторые весьма важные вопросы (например, об очищении помыслов, о конце света, о подготовке к Причастию и др.) можно найти только в его переписке. Поэтому письма дополняют его сочинения. В личном архиве автора этих строк хранится сто пятьдесят четыре письма, содержащих ответы его духовным чадам, и восемьдесят семь писем поздравительных.

Ответы духовным чадам написаны к разным лицам по самым различным вопросам и поводам, но все они содержат нравоучительные наставления.

Особенностью всех писем отца Иоанна можно считать то, что нет ни одного его письма, где старец с отеческой любовью не утешал бы адресата в его скорбях и не учил бы терпеливому несению креста. В ответах старца содержится много конкретных советов относительно борьбы с различными страстями. Очень важны его наставления о сущности счастья, о свободе духа, о благодарении, о том, как привлечь благодать Святого Духа.

В поздравительных письмах также рассматриваются многие важные вопросы, в их числе такие: что такое монашеская жизнь, каковы основные добродетели, имея которые душа сможет воспринять благодатную силу, ведущую по спасительному пути, какое единственное духовное средство, умягчающее человеческие души, и др.

Письма схиархимандрита Иоанна заключают в себе драгоценные уроки христианской жизни, поданные в доступной форме, основанные на писаниях отцов-подвижников и собственном огромном духовном опыте, на чуткости и проницательности смиренного и любящего старца. Представляя собой сокровищницу духовных советов, они в то же время проникнуты удивительной простотой. Письма отца Иоанна дают полную и ясную картину внутренней духовной жизни человека. Они раскрывают перед читателем законы этой жизни, условия, при соблюдении которых каждый, стремящийся ко спасению, сподобляется вечного блаженства в общении с Богом.

Об этих письмах можно сказать словами святителя Феофана Затворника, отнесенными к письмам Оптинского старца Макария: «Глубокий веет от них дух смирения и навевает его на всякого читающего» (372, 222). Каждый педагог сможет найти в них обильный благодатный материал для духовного назидания, утешения и руководства в затруднительных случаях.

Завершая анализ богословско-педагогического наследия отца Иоанна, необходимо отметить, что под его руководством студентами Московской духовной академии было написано более тридцати рецензий на кандидатские диссертации и рецензия на докторский труд К.Е. Скурата «Поместные Православные Церкви».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...