Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о спасении в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова).




«Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие».

Характеризуя труды схиархимандрита Иоанна, мы начнем с его диссертационных работ, в которых - по преимуществу - раскрыты основные положения учения о спасении.

В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Амвросия, учение о спасении (по его письмам); избранные из разных источников и систематизированные изречения старца.

Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о его деятельности как старца. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы одухотворила весь этот материал, сконцентрировав его в одно целое вокруг единой идеи, представления образа живой личности. Именно эту идею воплотил в своем труде схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Сопоставляя труд отца Иоанна с сочинениями других авторов о старце Амвросии, нельзя не отметить замечательное жизнеописание батюшки Амвросия, отличающееся прекрасными духовными характеристиками, составленное протоиереем Сергием Четвериковым (381). Вместе с тем, в этом труде, к сожалению, не раскрыто учение Оптинского старца о спасении, поэтому сложно говорить о том, что образ этого праведника передан во всей полноте.

Кроме того, отец Иоанн впервые исследовал эпистолярное наследие старца Амвросия и представил его учение в стройной, доступной любому читателю системе. В этом – особое значение его труда.

Раскрывая учение о спасении Оптинского старца Амвросия (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божием, о страстях и т. д.), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемственность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времени старца Амвросия.

По отзывам специалистов, большой интерес представляют также приведенные в систему избранные изречения Оптинского старца, которые в краткой форме также воспроизводят основные черты его учения. Этот труд отца Иоанна был дважды издан полностью (в 1990 и 1993 гг.), а этот раздел (избранных изречений) переиздавался к тому же отдельно в 1996 году.

Диссертация отца Иоанна «Иеросхимонах Амросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие» имеет большое значение не только для богословской науки, но и для педагогики, так как дает возможность понять сущность того духовно-нравственного воспитания, которое осуществлял великий подвижник Православия и выдающийся старец Амвросий (Гренков). В основе его отношения к ученикам лежала великая любовь к Господу и ближнему, знание каждого человека, понимание того пути, идя по которому человек будет спасен. Эта книга интересна и тем, что дает возможность понять, насколько индивидуальным был подход отца Амвросия к каждому. Она позволяет проследить тесную связь между духовным руководством и внутренним состоянием человека.

«Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».

 

В 1983 году отец Иоанн (Маслов) защитил магистерскую диссертацию: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. В России не было другого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные его творения переиздавались свыше 60 раз), но со дня преставления святителя и до труда отца Иоанна (то есть в течение двухсот лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого.

Составленное отцом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Но ценность этого труда состоит и в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем «сокровенное святилище» его души.

В труде отца Иоанна (Маслова) святитель Тихон предстает, как живой. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья.

Недаром в рецензиях на этот труд отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников — святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд — перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами... Перед нами - книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью» (журнал «Москва», год?, №?, с. 115).

В своем сочинении отец Иоанн в доступной форме, шаг за шагом, объясняет неискушенному читателю, что такое, например, богомыслие, как и когда занимался им святитель, почему богомыслие явилось основанием его внутреннего совершенствования.

Отец Иоанн повествует и о благодатных состояниях, которые переживал святитель. Он показывает, как душа святителя озарялась Божественным светом и в ней водворялась такая радость, которую нельзя описать человеческим языком. Отец Иоанн пишет об этом как подвижник, сам испытавший подобные состояния. Из того, как он передает молитвенный, литургический опыт святителя Тихона, можно заключить, что отец Иоанн вошел в духовно-молитвенное общение со святителем.

В свете высказываний святителя Тихона отцом Иоанном раскрывается учение о спасении, касающееся сотворения мира и человека, а также ключевых вопросов антропологии, христологии и сотериологии.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси я II труд схиархимандрита Иоанна был опубликован дважды — в 1993 и 1995 гг.

Святителю Тихону Задонскому посвящены также главы другого труда схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Лекции по пастырскому богословию» (подробнее обо всех трудах отца Иоанна см. 4.3). Здесь отец Иоанн подробно останавливается на пастырской деятельности святителя, раскрывает смысл его наиболее важных наставлений (ЛПБ, с. 233 – 239).

 

В 1983 году отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна для богословской науки. В России не было другого такого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные творения свт. Тихона переиздавались свыше 60 раз)! Но со дня преставления святителя и до труда отца Иоанна (т. е. в течение 200 лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого.

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) является приложением к его магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» (146, 198).

Обращение отца Иоанна к жизни и трудам этого выдающегося церковного иерарха и духовного писателя не является случайным. В предисловии к работе он пишет о необходимости не только объединить, сконцентрировать весь доступный материал, связанный с именем великого подвижника, но и «одухотворить» его (146, 7). Там же, в предисловии, отец Иоанн делает аналитический обзор основных трудов, посвященных святителю Тихону.

Во введении дается описание начального периода истории Воронежской епархии, предшествующего деятельности святителя Тихона.

В первой части работы отец Иоанн представляет полное житие святителя, охватывающее все стороны его жизни и деятельности. В конце первой части монографии автор приводит сведения о всех изданиях творений святителя и дает краткую характеристику каждого из них.

Во второй части работы автором раскрывается православное учение о спасении в свете писаний святителя Тихона, затрагивающее ключевые вопросы антропологии, христологии и сотериологии. В конце работы помещена обширная библиография (свыше 600 наименований).

Св.Тихон Задонский (в миру Тимофей), будущий иерарх Русской Православной Церкви и духовный писатель, родился в Новгороде в 1724 году. По окончании Новгородской духовной семинарии был назначен учителем, но в 1758 году принял схиму. Состоял сначала архимандритом Желтикова монастыря, затем Дрочского. С 1761 года св.Тихон – епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии. С 1763 года он назначается епископом Воронежским

Вступив на самостоятельную кафедру, св. Тихон, наставляя своих пасомых, в сочинении «О седми святых тайнах» раскрывает смысл совершаемых церковных обрядов, дает истинное понятие об исповеди. В сочинении «Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния» он старается побудить пастырей к живому общению с паствой и приказывает им читать на Литургии в праздничный или воскресный день Толковое Евангелие или полезные слова из Пролога. Он сам говорит образцовые проповеди для церковнослужителей, для обучения священников приглашает преподавателей из славяно-греко-латинской академии.

Святитель Тихон содействовал открытию школ в Острожске и Ельце Воронежской епархии, распространению образования. Не имея почти никаких средств, он открыл в Воронеже семинарию, заботился о ее процветании, составил «Инструкцию, что семинаристам должно наблюдать».

Св. Тихон уделял немало внимания монастырям, сочинив для них пятнадцать статей устава.

Для народа он сам говорил проповеди, из которых особо замечательны «Слово о сырной седмице» и «Усовещевания жителям Воронежа об уничтожении ежегоднаго празднества, называющегося Ярило».

Проработав неутомимо на Воронежской кафедре около пяти лет, св. Тихон в 1767 году уволился на покой и поселился вначале в Толшевском, а потом в Задонском монастыре. Здесь до последних дней старый, немощный телом, но великий внутренней духовной силой, он явил пример глубочайшего смирения, мудрой кротости, ангельской незлобивости и любви к многочисленным приходящим паломникам. Он работал почти круглые сутки, благотворительствовал, обращал заблудших, просвещал темных, ухаживал за больными. Именно в это время он написал многие свои труды.

Св. Тихон умер 13 августа (ст. стиля) 1783 года. Указ о погребении тела епископа был подписан самой императрицей. Его нетленные мощи, обретенные в 1846 году, и ныне пребывают в Задонском Богородицком монастыре Воронежской епархии. В 1861 году состоялось его прославление. По сей день нескончаем поток паломников к гробнице Угодника Божия.

Святитель Тихон оставил многогранное, обширное по своей тематике литературно-богословское наследие. Среди его трудов: «Плоть и Дух», «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Проповеди краткие», «Письма келейные», «Наставление монашествующим», «Наставление христианское», «Наставление обратившимся от суетнаго мира» и многие другие.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) дает подробную характеристику всех трудов святителя Тихона Задонского. Здесь мы кратко остановимся лишь на тех из них, использование которых педагогом в учебно-воспитательном процессе принесет наибольшую пользу, даст наибольший эффект.

В трудах святителя во всей полноте раскрывается духовно-жизненный процесс спасения, который предстает одновременно делом и Бога, и человека. Факты его биографии помогают глубже понять дух и смысл его творений. В этих фактах во всей полноте обнаруживается внутреннее богатство высоконравственной личности, обращение к которой дает возможность яснее и полнее представить богословские воззрения святого отца. «Сводя подвиги святителя к общим чертам, – говорит один из его жизнеописателей, – мы находим, что в его жизни... раскрывается живое отношение догмата к жизни и взаимная их связь, т. е. как христианские догматы, живо и постоянно сознаваемые верующим умом, должны выражаться в соответственных им сердечных расположениях и свободных действиях воли» (185, 3).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов), избрав темой своей магистерской диссертации житие святителя Тихона Задонского и его учение о спасении, исследовал огромный комплекс архивных, библиографических, а также устных источников и свидетельств, на основе которых создал научный труд, приобретший качество исторического источника.

Если в первой части работы дано полное житие святителя Тихона с подробной характеристикой его жизни и деятельности, а вторая часть посвящена теме спасения человека, то в приложении к диссертации – «Симфонии по творениям святителя Тихона», которая при жизни автора не издавалась и хранилась лишь в машинописном несброшюрованном варианте, содержатся основные понятия, связанные с темой спасения.

Составленное схиархимандритом Иоанном (Масловым) житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем «сокровенное святилище его души». В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон предстает как живой. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья. Недаром в рецензиях на этот труд (в частности, в журнале «Москва») отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников – святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд – перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами... Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью» (179, 115).

Диссертация отца Иоанна состоит из восьми томов (два тома основного текста и шесть томов приложений).

В первом томе, как уже отмечалось, изложено житие святителя Тихона. По отзывам рецензентов, «путь святителя Тихона описан так ярко, что будто видишь его детство и отрочество, будто присутствуешь при его пастырских беседах, вместе с ним переживаешь гонения и наветы» (179, 116).

Рассказывая о жизни святителя, отец Иоанн, вместе с тем, в доступной форме объясняет, что такое, к примеру, богомыслие, как и когда занимался им святитель, почему богомыслие явилось основанием его внутреннего совершенствования. Отец Иоанн повествует и о благодатных состояниях, которые переживал святитель. Он показывает, как душа святителя озарялась Божественным светом и в ней водворялась такая радость, которую нельзя описать человеческим языком. Отец Иоанн пишет об этом как подвижник, сам испытавший подобные состояния. Из того, как он передает молитвенный, литургический опыт святителя Тихона, можно заключить, что отец Иоанн вошел в духовно-молитвенное общение со святителем.

Большую ценность представляет описание педагогической деятельности святителя, которая отличалась большим разнообразием и осуществлялась в течение всей его жизни. В частности, в составленной им инструкции для семинаристов сказано: «Следует избегать осуждения кого бы то ни было, ссор, злословия, драк, неприличных шуток и блюсти нравственную чистоту» (146, 58). В этом документе, как и в других сочинениях святителя, содержится очень много ценных педагогических указаний. Эти материалы, наряду с другими, характеризуют святителя как замечательного педагога, тонко понимающего душу человека любого возраста, его психологию.

Во втором томе магистерской диссертации отца Иона раскрывается учение святителя Тихона о спасении, касающееся сотворения мира и человека, развития человека, его духовного формирования и совершенствования. Здесь раскрыты ключевые вопросы антропологии, христологии и сотериологии. «Схиархимандрит Иоанн достиг той высоты христианского совершенства, – говорится в одном из отзывов на эту работу, – на которой его духовному взору была открыта тайна домостроительства нашего спасения. Именно поэтому… он смог обобщить и привести в четкую, стройную систему учение святителя Тихона о спасении, выбрав из множества его разнообразных творений основное зерно этого учения» (146, 506). Следует отметить, что до сих пор это не удавалось ни одному из исследователей, которые, как правило, ограничивались лишь простым пересказом трудов святителя. (Более подробный анализ этой части диссертации представлен в первой главе).

Характеризуя в целом эту книгу, следует отметить и другие ее достоинства. Так, необходимо сказать, что сочинения святителя Тихона изданные на русском языке, содержали множество архаичных древнерусских форм, что затрудняло их чтение. Величайшая заслуга отца Иоанна состоит в том, что он изложил богословскую систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме. Высокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык отличается удивительной красотой и образностью. Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим слогом, но, вместе с тем, это – простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение.

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».

Особенно большое научное и практическое значение для педагогики имеет составленная впервые схиархимандритом Иоанном (Масловым) и представленная в виде приложения к диссертации шеститомная «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». Ценность «Симфонии» заключается в том, что, помимо предметных рубрик, раскрывающих понятия духовно-нравственной сферы, она включает цитаты – тексты из творений святителя Тихона, духовное наследие которого, благодаря труду отца Иоанна, гораздо плодотворнее может быть использовано как специалистами (студентами Духовных школ, богословами, пастырями), так и широким кругом читателей.

«Заслуга отца Иоанна в том, что он обобщил и привел в систему высказывания святителя, разбросанные по разным источникам. Более того, он тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это – тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания, оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет» (179, 252).

Значение магистерской диссертации схиархимандрита Иоанна было отмечено уже во время ее защиты – магистерского диспута, проходившего в стенах Московской Духовной Академии. Официальные оппоненты высоко оценили труд отца Иоанна. Так, профессор Б. А. Нелюбов подчеркнул, что исследование отца Иоанна является горячим откликом на призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена о необходимости изучения святоотеческой литературы и усердным вкладом в это благородное дело. Второй официальный оппонент, доцент И. А. Глухов, оценивая рассматриваемое диссертационное исследование, сказал, что оно представляет собой «труд опытного исследователя, отображающий глубины православного церковного сознания» (66, 20-21). [Подчеркнуто нами – Н.М.].

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, труд схиархимандрита Иоанна был опубликован трижды: в 1993, 1995 и 2000 годах.

Для православной педагогики обе эти книги (сама диссертация и приложение к ней) имеют фундаментальное, методологическое значение.

Первый труд раскрывает православное понимание человека, основанное на вере в Иисуса Христа, любви к Нему, надежде на Его милосердие, что имеет исключительное значение для современной теоретической педагогики, исходные положения которой строятся, как правило, на принципах антропоцентризма, а также ступени внутреннего развития человека, средства духовно-нравственного возрастания.

Второй труд, «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», конкретизирует фундаментальные положения, сформулированные в диссертации. «Симфония» дает возможность проследить процесс нравственного совершенствования личности, оценить роль родителей, среды в ее духовном возрастании, увидеть место государства, общества и отдельных институтов: семьи, государства и Церкви, – в воспитании человека. При этом, что особенно важно, все эти вопросы раскрываются с позиций Православия. Благодаря чему появляется возможность сравнить христианское видение проблем воспитания и образования с современными светскими трактовками, выстроенными на иных принципах и аксиомах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...