Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство науки и образования Российской Федерации




Министерство науки и образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Факультет Менеджмента и предпринимательства

Кафедра «Общего и стратегического менеджмента»

 

В. С. БАРНАГЯН

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по

разработке курсовой работы по предмету «Общий и стратегический менеджмент»

г. Ростов – на – Дону

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа должно содержать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников и литературы;

- Приложения.

Оригинальность курсовой должна быть ≥ 50 %.

Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи курсовой работы, определяется объект, предмет и методы исследования. Примерный объем введения - 1-2 страницы компьютерного текста.

Актуальность темы – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неразработанностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не полностью. Второе направление связано с возможностью решения определённой практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Выбирается одно из них или оба, следует кратко изложить главное.

Цель работы – это то, что мы хотим достичь в результате её выполнения. Как правило, цель отражена в названии работы, например, «Разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ», цель – дать рекомендации по разработке этой стратегии или дать предложения по совершенствованию системы управления предприятием на основе внедрения соответствующей стратегии.

Задачи – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Основные задачи сформулированы в названии глав и заглавии курсовой работы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования может быть конкретное предприятие или его структурные подразделения, а также процессы, явления, виды деятельности. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное, как целое и часть. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы.

Например, если тема работы «Стратегия управления инновационной деятельностью предприятия», то в этом случае объект – предприятие, предмет – управление инновационной деятельностью.

Методы исследования – экономические, социологические, статистические, математические и др.

Основная часть включает:

1. Теоретическая часть. Обзор основных исследований и методик по теме курсовой.

2. Постановка задачи. Характеристика объекта (финансовое состояние, структура и система управления), анализ рыночной среды в своем сегменте (поставщики, конкуренты, клиенты), основные результаты деятельности, диагностика и выявление корневой проблемы.

3. Описание предлагаемых изменений и расчет экономической эффективности.

Краткое содержание составных  частей курсовой работы

1. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

1. Сущность стратегического менеджмента и предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях.

2. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия.

3. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная.

4. Основные этапы стратегического менеджмента.

5. Анализ стратегических факторов внешней среды.

6. Анализ отрасли, основные показатели анализа отрасли.

7. Анализ работы стратегических групп конкурентов.

8. Цели, принципы и методы управленческого анализа.

9. Система McKincey, основные положения анализа и перспективы развития.

10. Система анализа М. Портера основные положения анализа и перспективы развития.

11. Портфельный анализ.

12. Матрица Бостонской консультативной группы.

13. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля.

14. Конкурентные преимущества, основные направления достижения конкурентных преимуществ.

15. Диверсификация, цели и мотивы, интеграция и диверсификация.

16. Стратегический альтернативы и условия реализации стратегии.

17. Опыт разработки стратегий Российских предприятий.

18. Технология разработки бизнес-плана

19. Использование оценки рисков при разработке стратегии развития

20. Методы прогнозирования и пр. и пр.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

2. 1. Общая характеристика предприятия

В  данном  подразделе необходимо на  основе  полученных данных привести следующую информацию в отношении системы деятельности фирмы:

1. Полное название, юридический статус, форма собственности,

2. Организационная структура, численность занятых и другие характеристики персонала,

3. Основные направления деятельности и виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг,

4. Объем производства за последние 3 года (либо общий доход/прибыль, либо объемы реализации по группам товаров/услуг

5. Состав стратегических бизнес-единиц (СБЕ),

6. Анализ видения, миссии, целей и стратегии

Следует подробно рассмотреть действующие на момент проведения анализа значения указанных характеристик и предварительно сформулировать выводы об их обоснованности:

1. Цели.

2. Структура.

3. Задачи.

4. Технологии.

5. Персонал.

 

Рассматривать данные характеристики необходимо исходя из следующих определений:

Цель – это желаемый и достижимый результат функционирования организации.

У каждой организации есть так называемая высшая цель – миссия. Для коммерческих организаций высшей целью является получение прибыли.

Цели некоммерческих организаций, как правило, имеют социальную направленность.

В работе необходимо не только сформулировать высшую цель организации, но и представить ее в виде набора частных целей – всего того, что обеспечивает достижение высшей цели, например увеличение доли рынка, снижение затрат, повышение качества продукции и т. д.

Для достижения поставленных целей организация должна решить целый комплекс задач.

Задача – это определенная работа, которая должна быть выполнена.

В работе необходимо описать задачи, решаемые основными производственными подразделениями организации. Задачи непосредственно связаны с технологией. Все задачи на предприятии подразделяются на три группы: работа с людьми, работа с предметами и работа с информацией.

Технология – это способ осуществления производственного процесса. При анализе технологии следует иметь в виду, что любой производственный процесс может осуществляться с использованием различных технологий.  Так,  например,  производство железобетонных изделий  может осуществляться с использованием агрегатного, конвейерного, стендового или кассетного способов производства; продажи: прямые, розничные, оптовые. Поэтому при анализе технологии следует сравнить используемую в организации технологию с другими известными способами производства и сделать вывод о ее технической и экономической целесообразности.

Структура – это состав и взаимосвязь производственных подразделений и управленческих звеньев, создаваемых в организации для достижения поставленных целей.

 

2. 2 Анализ рыночной среды функционирования

1. Характеристика внешней косвенной среды организации – ( Если есть в этом необходимость!! ) Государственное регулирование, криминальное воздействие, профсоюзы, демографическая ситуация, НТП (технология), состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношение с местным сообществом, факторы международного окружения (СТЭП-анализ).

2. Потребители, конкуренты, поставщики ресурсов (материального сырья, оборудования, энергии, капитала, трудовых ресурсов, информации)

3. Анализ конкурентов. Рекомендуется данную задачу решать в следующей последовательности:

1)  описывается действие пяти основных конкурентных сил по модели М. Портера:

а) деятельность уже действующих на рынке компаний;

б) потенциальная возможность появления новых конкурентов;

в) предложение товаров-заменителей;

г)  конкурентное давление поставщиков ресурсов;

д) конкурентное давление потребителей;

2)  дается оценка действующих конкурентных стратегий;

3)  определяются основные конкуренты, составляется конкурентная карта;

 

Рис. 2 - Карта привлекательности рынка и конкурентной силы бизнеса

 

Построение конкурентного профиля:

а) проводится сравнение конкурентов с применением методов бенчмаркинга (сопоставление графических профилей, факторное сравнение, расчет интегральных показателей конкурентоспособности);

6) делаются выводы по оценке конкурентоспособности, обосновываются предложения по повышению и совершенствованию конкурентной стратегии.

 

3. Сегментация рынка;

4. Занимаемая ниша на рынке, используемые ресурсы, их объем, технология и ее оценка;

    5. Для выбранного сегмента рассчитать модифицированный SWOT с анализом стратегического потенциала.

Под стратегическим потенциалом фирмы понимается комплексная характеристика внутренних ситуационных факторов исходя из имеющихся ресурсов и возможностей по их использованию с учетом взаимодействия с внешним, прежде всего конкурентным, окружением. Он определяет потенциальную максимальную конкурентоспособность фирмы в долгосрочной перспективе.

Оценку стратегического потенциала рекомендуется проводить на основе методики организационно-управленческого анализа.    

Организационно-управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, в процессе его выполнения необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей фирмы стратегическим целям и задачам поддержания конкурентоспособности.

Рекомендуется выполнять такой анализ в следующей последовательности:

а) составляется перечень значимых факторов, влияющих на уровень стратегического потенциала;

б) дается аналитическое описание фактического значения и экспертная оценка уровня реализации в баллах (от 1 до 100) для каждого фактора;

в) составляется графический профиль стратегического потенциала фирмы, позволяющий визуализировать сильные и слабые стороны организации;

г) на основе проведенного анализа выделяются критически важные для поддержания и повышения конкурентоспособности факторы, ставятся цели и задачи (эталонные значения) для каждого фактора, обосновываются мероприятия по их достижению.

Факторы …..
1…… 2……. 3………… 4……………. 5…………… 6…. 7……. 8……….                      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...