Министерство науки и образования Российской Федерации
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Министерство науки и образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Факультет Менеджмента и предпринимательства Кафедра «Общего и стратегического менеджмента»
В. С. БАРНАГЯН
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по разработке курсовой работы по предмету «Общий и стратегический менеджмент» г. Ростов – на – Дону ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Курсовая работа должно содержать: - титульный лист; - оглавление; - введение; - основную часть; - заключение; - список использованных источников и литературы; - Приложения. Оригинальность курсовой должна быть ≥ 50 %. Введение Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи курсовой работы, определяется объект, предмет и методы исследования. Примерный объем введения - 1-2 страницы компьютерного текста. Актуальность темы – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неразработанностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не полностью. Второе направление связано с возможностью решения определённой практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Выбирается одно из них или оба, следует кратко изложить главное. Цель работы – это то, что мы хотим достичь в результате её выполнения. Как правило, цель отражена в названии работы, например, «Разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ», цель – дать рекомендации по разработке этой стратегии или дать предложения по совершенствованию системы управления предприятием на основе внедрения соответствующей стратегии.
Задачи – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Основные задачи сформулированы в названии глав и заглавии курсовой работы. Объект и предмет исследования. Объектом исследования может быть конкретное предприятие или его структурные подразделения, а также процессы, явления, виды деятельности. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное, как целое и часть. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Например, если тема работы «Стратегия управления инновационной деятельностью предприятия», то в этом случае объект – предприятие, предмет – управление инновационной деятельностью. Методы исследования – экономические, социологические, статистические, математические и др. Основная часть включает: 1. Теоретическая часть. Обзор основных исследований и методик по теме курсовой. 2. Постановка задачи. Характеристика объекта (финансовое состояние, структура и система управления), анализ рыночной среды в своем сегменте (поставщики, конкуренты, клиенты), основные результаты деятельности, диагностика и выявление корневой проблемы. 3. Описание предлагаемых изменений и расчет экономической эффективности. Краткое содержание составных частей курсовой работы 1. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 1. Сущность стратегического менеджмента и предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях. 2. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия. 3. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная. 4. Основные этапы стратегического менеджмента.
5. Анализ стратегических факторов внешней среды. 6. Анализ отрасли, основные показатели анализа отрасли. 7. Анализ работы стратегических групп конкурентов. 8. Цели, принципы и методы управленческого анализа. 9. Система McKincey, основные положения анализа и перспективы развития. 10. Система анализа М. Портера основные положения анализа и перспективы развития. 11. Портфельный анализ. 12. Матрица Бостонской консультативной группы. 13. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля. 14. Конкурентные преимущества, основные направления достижения конкурентных преимуществ. 15. Диверсификация, цели и мотивы, интеграция и диверсификация. 16. Стратегический альтернативы и условия реализации стратегии. 17. Опыт разработки стратегий Российских предприятий. 18. Технология разработки бизнес-плана 19. Использование оценки рисков при разработке стратегии развития 20. Методы прогнозирования и пр. и пр. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2. 1. Общая характеристика предприятия В данном подразделе необходимо на основе полученных данных привести следующую информацию в отношении системы деятельности фирмы: 1. Полное название, юридический статус, форма собственности, 2. Организационная структура, численность занятых и другие характеристики персонала, 3. Основные направления деятельности и виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг, 4. Объем производства за последние 3 года (либо общий доход/прибыль, либо объемы реализации по группам товаров/услуг 5. Состав стратегических бизнес-единиц (СБЕ), 6. Анализ видения, миссии, целей и стратегии Следует подробно рассмотреть действующие на момент проведения анализа значения указанных характеристик и предварительно сформулировать выводы об их обоснованности: 1. Цели. 2. Структура. 3. Задачи. 4. Технологии. 5. Персонал.
Рассматривать данные характеристики необходимо исходя из следующих определений: Цель – это желаемый и достижимый результат функционирования организации. У каждой организации есть так называемая высшая цель – миссия. Для коммерческих организаций высшей целью является получение прибыли.
Цели некоммерческих организаций, как правило, имеют социальную направленность. В работе необходимо не только сформулировать высшую цель организации, но и представить ее в виде набора частных целей – всего того, что обеспечивает достижение высшей цели, например увеличение доли рынка, снижение затрат, повышение качества продукции и т. д. Для достижения поставленных целей организация должна решить целый комплекс задач. Задача – это определенная работа, которая должна быть выполнена. В работе необходимо описать задачи, решаемые основными производственными подразделениями организации. Задачи непосредственно связаны с технологией. Все задачи на предприятии подразделяются на три группы: работа с людьми, работа с предметами и работа с информацией. Технология – это способ осуществления производственного процесса. При анализе технологии следует иметь в виду, что любой производственный процесс может осуществляться с использованием различных технологий. Так, например, производство железобетонных изделий может осуществляться с использованием агрегатного, конвейерного, стендового или кассетного способов производства; продажи: прямые, розничные, оптовые. Поэтому при анализе технологии следует сравнить используемую в организации технологию с другими известными способами производства и сделать вывод о ее технической и экономической целесообразности. Структура – это состав и взаимосвязь производственных подразделений и управленческих звеньев, создаваемых в организации для достижения поставленных целей.
2. 2 Анализ рыночной среды функционирования 1. Характеристика внешней косвенной среды организации – ( Если есть в этом необходимость!! ) Государственное регулирование, криминальное воздействие, профсоюзы, демографическая ситуация, НТП (технология), состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношение с местным сообществом, факторы международного окружения (СТЭП-анализ). 2. Потребители, конкуренты, поставщики ресурсов (материального сырья, оборудования, энергии, капитала, трудовых ресурсов, информации)
3. Анализ конкурентов. Рекомендуется данную задачу решать в следующей последовательности: 1) описывается действие пяти основных конкурентных сил по модели М. Портера: а) деятельность уже действующих на рынке компаний; б) потенциальная возможность появления новых конкурентов; в) предложение товаров-заменителей; г) конкурентное давление поставщиков ресурсов; д) конкурентное давление потребителей; 2) дается оценка действующих конкурентных стратегий; 3) определяются основные конкуренты, составляется конкурентная карта;
Рис. 2 - Карта привлекательности рынка и конкурентной силы бизнеса
Построение конкурентного профиля: а) проводится сравнение конкурентов с применением методов бенчмаркинга (сопоставление графических профилей, факторное сравнение, расчет интегральных показателей конкурентоспособности); 6) делаются выводы по оценке конкурентоспособности, обосновываются предложения по повышению и совершенствованию конкурентной стратегии.
3. Сегментация рынка; 4. Занимаемая ниша на рынке, используемые ресурсы, их объем, технология и ее оценка; 5. Для выбранного сегмента рассчитать модифицированный SWOT с анализом стратегического потенциала. Под стратегическим потенциалом фирмы понимается комплексная характеристика внутренних ситуационных факторов исходя из имеющихся ресурсов и возможностей по их использованию с учетом взаимодействия с внешним, прежде всего конкурентным, окружением. Он определяет потенциальную максимальную конкурентоспособность фирмы в долгосрочной перспективе. Оценку стратегического потенциала рекомендуется проводить на основе методики организационно-управленческого анализа. Организационно-управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, в процессе его выполнения необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей фирмы стратегическим целям и задачам поддержания конкурентоспособности. Рекомендуется выполнять такой анализ в следующей последовательности: а) составляется перечень значимых факторов, влияющих на уровень стратегического потенциала; б) дается аналитическое описание фактического значения и экспертная оценка уровня реализации в баллах (от 1 до 100) для каждого фактора; в) составляется графический профиль стратегического потенциала фирмы, позволяющий визуализировать сильные и слабые стороны организации; г) на основе проведенного анализа выделяются критически важные для поддержания и повышения конкурентоспособности факторы, ставятся цели и задачи (эталонные значения) для каждого фактора, обосновываются мероприятия по их достижению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|