Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие личности




Формирование и развитие личности

 Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимания развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Но существует тенденция интегрирования и целостного рассмотрения личности с позиций разных теорий и подходов. Т. о. сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное преобразование всех сторон личности. Данные концепции относятся к интегративным.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая амер. психологу Э Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался т. н. эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Эриксон выделил и описал 8 жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. С первых дней своего существования человек включен в разного рода взаимодействия с другими людьми. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называетсяся социализацией.

Направленность личности

Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности – направленность личности – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности(например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.

Направленность личности характеризуется условием зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Особенности направленности личности:

1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных интересов – целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Более общее понятие мотивация система факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят потребности, цели, намерения, стремления, интересы, мотивы и т. д. Имеется второе значение этого слова – «процесс формирования мотива».

Мотивы тесно связаны с потребностями. Потребность -  особое психическое состояние, ощущаемое или осознаваемое им “напряжение”, “дискомфорт”, вызванные нуждой организма или личности в чем-то, что находится вовне и необходимо для поддержания жизнедеятельности и развития.

Выделяются 2 вида потребностей: естественные потребности (врожденные), которые обслуживают жизнедеятельность организма (в пище, в жилье, в одежде, отдыхе) и социальные, духовные, усвоенные в ходе воспитания (потребность в общении, в понимании, признании). Но даже естественные потребности у человека опредмечиваются в конкретной социально, культурно-обусловленной форме.

Потребность активизирует организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Потребности также существуют в 2 формах: объективная нужда и ее субъективное преломление, которое побуждает к действию. Это и есть мотив. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. В отечественной психологии возникновение мотива рассматривается как реализация потребностей в ходе поисковой активности, т. е. объекты потребностей превращаются в мотивы. «Материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность, ради которого она совершается».

Мотивы могут быть в большей или в меньшей мере осознанными или вовсе неосознанными. К неосознаваемым мотивам могут относиться: инстинкты - ситуативные реакции организм, влечения - недифференцированная потребность, установки - готовность, предрасположенность действовать определенным способом в определенной ситуации.

Более осознанные обычно: желания - опредмеченные влечения, намерения - побуждения, в которых уже осознан результат и средства  его достижения, стремления - активная стадия желания, процесс достижения. Основная роль в направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам.

Чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но, если по достижении какого-то оптимального уровня мотивация продолжает нарастать, то эффективность деятельности падает. Это количественная характеристика мотивации.

Качественная характеристика – внутренняя мотивация (деятельность значима сама по себе). И внешняя мотивация ( значимы другие потребности, например, престиж, зарплата и т. д. ) На внутреннюю мотивацию этот закон не распространяется.

В свою очередь внешние мотивы могут быть положительными (достижения успеха) и отрицательными (избегания неудач).

Специальные эксперименты выявили, что сильные и слабые студенты различаются, прежде всего, не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. У сильных преобладает познавательная (внутренняя) мотивация, а у слабых – внешняя и преимущественно отрицательная.

Высокая позитивная мотивация может служить компенсаторным фактором при недостатке специальных способностей или необходимых знаний, умений, навыков. Но высокоразвитые способности не могут компенсировать недостаток мотивации.

У каждого человека очень много разных потребностей. Его направленность определяется по тому, каким из них отдается предпочтение, на что человек тратит свое свободное время, к чему он стремится и чего избегает.

Важным компонентом направленности являются Цели - предвосхищаемые (заранее отраженные с помощью мышления и речи) результаты деятельности, которые человек стремится достичь. Человек ставит цели под влиянием потребностей и соответствующих мотивов. Чем дальше и значительнее цели, тем более высоко развита личность.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые — имеют место только тогда, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного — двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов — содержательные интересы располагаются в двух ( а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы — это важная сторона мотивации деятельности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами принципами, мировоззрением. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Стремления могут приобретать различные психологические формы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...