Методы исследования в психологии
Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. Методы науки служат раскрытию закономерностей, но сами они опираются на основные закономерности предмета науки. Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Со временем в психологии оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии, истории и т. д. До II пол. XIX в. психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдением за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода фактов послужили основой для построения первых научных теорий. Современная наука также не отказывается от самонаблюдения, но в виде словесного отчета о своих ощущениях и др. ( метод переходит в объект исследования) Методы, используемые в современной психологии для сбора первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. 1. Наблюдение - фиксируются различные проявления психики в жизненных ситуациях и деятельности за определенный период времени. - внешнее наблюдение - (со стороны) или внутреннее, самонаблюдение -когда психолог - исследователь ставит задачу изучить явление именно в том виде, в котором оно представлено в его сознании.
- свободным или стандартизированным (по программе); - включенным (исследователь сам участвует в процессе, за которым наблюдает) или сторонним (не участвует) 2. Опрос - человек отвечает на ряд вопросов, прямое или косвенное получение информации при речевом (устном или письменном) общении. Может быть: - устный (интервью), когда желательно наблюдать за поведением и реакциями человека, требует особых навыков, времени, результат часто зависит от личности исследователя, от поведения обоих - письменный - позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенный вариант - анкетирование (заранее продуманные и выверенные вопросы) - свободный и стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов определен заранее) 3. Тесты - специализированный метод психодиагностики, можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Предполагается четкая процедура сбора и обработки первичных данных и своеобразие последующей интерпретации. Может быть: - тест-опросник - продуманные, тщательно отобранные и проверенные с точки зрения валидности и надежности вопросы, по ответам можно судить о психологических качествах испытуемых, - тест-задание - оценка психики и поведения на основе того, что делает испытуемый - серия спец. Заданий. - проективные тесты - для изучения негативных психологических особенностей человека, как человек воспринимает и оценивает ситуации, поведение людей, какие личностные свойства, мотивы он им приписывает. Выдвигаются повышенные требования к интеллектуальному уровню испытателя. 4. Эксперимент - основан на количественном измерении и качественном анализе психики в строго определенных условиях (где изучаемое качество проявляется лучше всего) с возможными многократными повторениями. Это самый надежный метод, но его труднее всего организовать, поэтому используется очень редко.
Виды эксперимента: -естественный эксперимент - продуманное задание или игра, непосредственно включенные в естественные условия. Сохраняет естественность психических проявлений. - лабораторный эксперимент - проводится в специально созданных, искуственных условиях со строгим контролем всех влияющих фактов, с использованием специальных приборов. 5. Моделирование - когда невозможно исследовать явление другими способами, создается искуственная модель: техническая (прибор), логическая (логическая функция), математическая (формула), китбернетическая. 6. Метод обобщенных независимых характеристик (Платонов) - обобщение возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможного числа лиц. 7. Изучение отклонений в деятельности мозга и поведении - в медицинской и педагогической психологии - изучаются особенности мотивационной, познавательной и волевой сфер. 8. Анализ продуктов деятельности - рисунков, сочинений - особенности восприятия, мышления, умений, навыков. 9. Анализ художественной литературы. Для выявления психологических закономерностей необходимы также методы качественного и количественного анализа собранных данных. Первые выявляют сущность, специфические особенности и функции изучаемых свойств. Вторые определяют меру их выраженности. Существуют и специальные способы и приемы обработки этих данных - логический и математический анализ, математическая статистика. К методам гуманитарной (описательной) психологии относят интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, диалог, биографический метод и пр. Основное назначение этих методов – понимание душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|