Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования в психологии




Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. Методы науки служат раскрытию закономерностей, но сами они опираются на основные закономерности предмета науки.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Со временем в психологии оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии, истории и т. д.

До II пол. XIX в. психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдением за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода фактов послужили основой для построения первых научных теорий. Современная наука также не отказывается от самонаблюдения, но в виде словесного отчета о своих ощущениях и др. ( метод переходит в объект исследования)

Методы, используемые в современной психологии для сбора первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

1. Наблюдение - фиксируются различные проявления психики в жизненных ситуациях и деятельности за определенный период времени.

- внешнее наблюдение - (со стороны) или  внутреннее, самонаблюдение -когда психолог - исследователь ставит задачу изучить явление именно в том виде, в котором оно представлено в его сознании.

- свободным или стандартизированным (по программе);

- включенным (исследователь сам участвует в процессе, за которым наблюдает) или сторонним (не участвует)

2. Опрос - человек отвечает на ряд вопросов, прямое или косвенное получение информации при речевом (устном или письменном) общении. Может быть:

 - устный (интервью), когда желательно наблюдать за поведением и реакциями человека, требует особых навыков, времени, результат часто зависит от личности исследователя, от поведения обоих

-  письменный - позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенный вариант - анкетирование (заранее продуманные и выверенные вопросы)

- свободный и стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов определен заранее)

3. Тесты - специализированный метод психодиагностики, можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Предполагается четкая процедура сбора и обработки первичных данных и своеобразие последующей интерпретации. Может быть:

- тест-опросник - продуманные, тщательно отобранные и проверенные с точки зрения валидности и надежности вопросы, по ответам можно судить о психологических качествах испытуемых,

- тест-задание - оценка психики и поведения на основе того, что делает испытуемый - серия спец. Заданий.

- проективные тесты - для изучения негативных психологических особенностей человека, как человек воспринимает и оценивает ситуации, поведение людей, какие личностные свойства, мотивы он им приписывает. Выдвигаются повышенные требования к интеллектуальному уровню испытателя.

4. Эксперимент - основан на количественном измерении и качественном анализе психики в строго определенных условиях (где изучаемое качество проявляется лучше всего) с возможными многократными повторениями. Это самый надежный метод, но его труднее всего организовать, поэтому используется очень редко.

Виды эксперимента:

-естественный эксперимент - продуманное задание или игра, непосредственно включенные в естественные условия. Сохраняет естественность психических проявлений.

- лабораторный эксперимент - проводится в специально созданных, искуственных условиях со строгим контролем всех влияющих фактов, с использованием специальных приборов.

5. Моделирование - когда невозможно исследовать явление другими способами, создается искуственная модель: техническая (прибор), логическая (логическая функция), математическая (формула), китбернетическая.

6. Метод обобщенных независимых характеристик (Платонов) - обобщение возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможного числа лиц.

7. Изучение отклонений в деятельности мозга и поведении - в медицинской и педагогической психологии - изучаются особенности мотивационной, познавательной и волевой сфер.

8. Анализ продуктов деятельности -  рисунков, сочинений - особенности восприятия, мышления, умений, навыков.

9. Анализ художественной литературы.

Для выявления психологических закономерностей необходимы также методы качественного и количественного анализа собранных данных. Первые выявляют сущность, специфические особенности и функции изучаемых свойств. Вторые определяют меру их выраженности.

Существуют и специальные способы и приемы обработки этих данных - логический и математический анализ, математическая статистика.

К методам гуманитарной (описательной) психологии относят интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, диалог, биографический метод и пр. Основное назначение этих методов – понимание душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...