Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самосознание и уровень притязаний личности.




Наличие у человека сознания предполагает и самосознание - выделение себя из окружающего мира. Субъективно это выражается в том, что человек понимает свою тождественность себе в настоящем, прошлом и будущем. (восприятие своих фотографий детьми). Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом изучения тех или иных психологических школ.

Первая грань Я - телесное или физическое Я, переживание своего тела, ощущение и осознания здоровья или болезни. При определенных психических заболеваниях может возникнуть ощущение отчуждения от своего тела (ощущение его не своим или ощущение диспропорций). Эта грань самосознания вносит большой вклад в понимание себя. (теория сверхкомпенсации Адлера”). Годовалый ребенок начинает отличать ощущения своего тела от ощущений, возникающих при контакте с другими предметами, в 2-3 года ощущает себя субъектом действий “Я сам”. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда другие сторонфы еще отстают в своем развитии.

Вторя грань - социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем определенных социальных ролей. Доминирование этого аспекта - характерная черта бюрократов.

Третья грань - психологическое Я. Включает восприятие собственных черт, потребностей, мотивов, способностей и отвечает на вопрос “какой Я? ”. Ребенок начинает оценивать свои психические качества в младшем школьном возрасте. Основа общего Я.

Четвертая грань - экзистенциальное Я. , отражающее общие принципы отношений личности с окружающим миром, ее убеждения.

Пятая грань - самоотношение, самооценка. Общее положительное или отрицательное отношение к себе, самоуважение и самопринятие. Важна степень критичности и независимости от оценок других.

Все эти грани формируют образ Я или Я-концепцию. В основном она складывается в юношеском возрасте.

Образ “Я” - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с окружающими.

Выделяется несколько компонентов:

когнитивный компонент - представления о себе

эмоциональный - отношение к себе

регуляторный, поведенческий - самовоспитание, стремление проявить себя или оставаться незамеченным.

Образ “Я” не статичен, а динамичен, он может меняться, разные грани могут выступать на первый план и приобретать особую важность.

Представление человека о себе в момент этого переживания - “Я - реальное”,  но существует также и “Я - идеальное”, ориентир в самовоспитании, то каким человек хотел бы стать, чтобы соответствовать своим внутренним критериям.

“Я - фантастическое”  - то, каким человек хотел бы стать, если бы предоставилась такая возможность. Очень важно при планировании своего будущего. Если преобладание фантастического Я в Я-концепции не подкрепляется действиями, нацеленными на достижение этого состояния - это дезорганизует деятельность и самосознание человека (“мадмуазель Бовари”)

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении самооценки личности. Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка складывается в результате постоянного сопоставления того, что личность видит в себе, с тем, что личность видит в других. У каждого человека есть референтная группа - группа людей, с мнением которых он считается, которым он подражает. Для человека также важно, как другие оценивают его - “ожидаемая оценка”. В частности, по уровню ожидаемой оценки можно определять степень вхождения личности в новый коллектив, степень взаимопонимания в коллективе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка могут стать источником внутренних конфликтов личности. Завышенная самооценка встречает противодействие со стороны окружающих, ведет к неудачам при попытке решать непосильные задачи. В результате - мнительность, озлобленность, высокомерие.    

Заниженная самооценка - ведет к развитию комплекса неполноценности, неуверенности в себе, отказа от инициативы. Невостребованные возможности исчезают.

Уровень притязаний личности - желаемый уровень самооценки, который проявляется в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. Чтобы повысить свою самооценку человек может ставить перед собой более трудные задачи, чтобы добиться максимального успеха или оправдать неудачу, или - более легкие задачи - чтобы избежать неудач. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, в случае неудач - понижается.

Оптимальным считается слегка завышенный уровень притязаний. В этом случае создается перспектива развития, роста личности. Но в случае чрезмерного завышения может возникнуть фрустрация. - ощущение недостижимости цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...