Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мозг и психика




Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга, нервной системы (н/с). Эта мысль была сформулирована еще в 1 тысячелетии до н. э. Алкмеоном Кротонским (VI в. До н. э. ) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 - ок. 377 гг. до н. э. – Ivв. до н. э. )

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), позднее его идеи развил Иван Петрович Павлов (1849-1936).

И. М. Сеченов в своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863) показал, что психическое, также как и физиологическое, имеет рефлекторную природу. То есть психическое явление не сводится к тому, что дано человеку при наблюдении за своими ощущениями, идеями, чувствами. Оно, также как и рефлекс, включает в свой состав  воздействия внешнего раздражителя (окружающая среда) или внутреннего раздражителя (состояние организма) и двигательный ответ на него.

Идеи об рефлекторности психики были экспериментально подтверждены и конкретизированы И. П. Павловым, который открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека со внешней средой. Учение о 2 сигнальных системах, об условнорефлекторном научении.

Т. о. психика - свойство мозга, нервной системы, отражение действительности в мозгу, субъективный образ объективного мира, “превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания”.

На физиологическом уровне функцию интеграции внутреннего состояния организма, внешних воздействий и поведения человека выполняет нервная система.

Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, т. е. пучки нервных волокон, которые идут по всему телу, проводя с помощью импульсов возбуждение (информацию) с периферии в мозг - афферентные нервыи в обратном направлении - эфферентные н. И мозг и нервы состоят из нервных клеток - нейронов.

Рецепторы - миниатюрные органические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии (механической, химической, электромагнитной и др. ) и преобразования ее в энергию нервных импульсов. Весь организм пронизан множеством рецепторов, особенно много их в органах чувств.

Мозг  самое уникальное, компактное и сложное устройство в природе. Имеется функциональная ассиметрия - различные роли левого и правого полушарий.  Левая половина мозга, какт показали исследования, выполняет в основном аналитические функции . Она играет главную роль в абстрактном мышлении, в особенности в управлении речью и логикой рассуждений. Правая половина обеспечивает синтетичность, целостность отражения мира. Она “ответственна” за ориентацию человека в пространстве, за интуицию, образное мышление.

Психология в системе научного знания

В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические.

С одной стороны, она зародилась и развивалась в недрах философии. С другой стороны, по мере развития естественнонаучного знания все больше выявлялось противоречие философско-психологических представлений о душе и естественнонаучных данных о человеке. Видимо, неспособность ни философии, ни естественных наук снять это противоречие, привела к выделению психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов. Но связи с гуманитарными и естественными науками не были порваны, психология продолжает тесно сотрудничать с ними. Между этими дисциплинами идет постоянное взаимообогащение методами и фактами. Существуют отрасли, совместно разрабатываемые психологией со смежными науками, в той или иной степени занимающимися проблемами человека.

Общественные науки.

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусства (искусствоведением), юридической, политической науками, необходимым образом приводит к постановке проблем по существу психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, заражение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д.

Психология и философия. В течение ряда веков психология выступала как часть философии. Она непосредственно основывается на тех или иных философских системах, определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы психологических исследований. В ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий. Многие вопросы психологии с трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественных наук. Они решаются философски - умозрительно. Эти две дисциплины совместно исследуют многие проблемы: личностный смысл, цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия, моральные ценности, сознание, мышление, ответственность, духовность.

Психология и социология. Поскольку человек – существо общественное, естественно, что у психологии и социологии немало общих объектов исследования – общество, личность, социальные группы, межгрупповые отношения. В психологии широко используются социологические методы сбора первичных данных: анкетирование и опрос. Концепции, разработанные в одной из этих наук, принимаются другой. Есть немало вопросов, которые не могут быть решены без взаимодействия обеих наук. Это, например, национальная психология, психология классов, экономики, политики, проблемы социализации и социальных установок, теория социального научения.

Психология и педагогика. Казалось бы, между этими двумя науками должны быть наиболее тесные связи, так как практически любой вопрос обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов. Но в действительности это не так. Попыткой объединить усилия ученых, занимающихся различными аспектами развития ребенка было создание педологии. Но, к сожалению, она была запрещена и последствия гонений на эту науку сказываются до сих пор.

Психология и история. Для того, чтобы лучше понять современного человека, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь – к истории развития материальной и духовной культуры, философских учений, религиозных верований, обычаев, традиций. Примерами глубокого синтеза истории и психологии служат теория культурно-исторического развития высших функций человека, разработанная Л. С. Выготским, использование исторического метода в психологии.

Проблемы, требующие для своего решения психологических исследований, возникают также в естественных науках. Начало союзу психологии с естествознанием было положено еще во второй половине XIX в. Этому способствовали внедрение в психологию экспериментального метода, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Ч. Дарвина, А. А. Ухтомского, И. С. Бернштейна и др. И на современном этапе серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (биологии, физиологии, неврологии и т. д. ). Например, знание законов работы нервной системы необходимо психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие психические процессы, какими аппаратами они осуществляются. Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, имеют большое значение исследования клиницистов (медиков и психологов). Ряд отраслей психологии, в частности, сравнительная и зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология находятся на стыке с соответствующими разделами естественнонаучных дисциплин.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет, так называемого «человеческого фактора». Инженерная психология, занимающаяся решением такого рода проблем, тесным образом соприкасается с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся специфическими для человеческого сознания, стали выполнять электронные устройства. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, применение логико-математического аппарата, компьютерных методов сбора и обработки данных и т. д.

Основные отрасли психологии и их задачи.

Научную психологию, в свою очередь, можно разделить на: академическую, прикладную и практическую.

В предыдущем разделе мы говорили о научной психологии, понимая слово «научный» широко, как антоним «донаучного», житейского знания. Существует и более узкое понимание этого слова. В этом случае научная психология противопоставляется прикладной или практической. Иначе она называется «академическая». Академическая психологии ориентирована на отыскание общих законов психики и поведения людей, в то время как прикладная психология ищет способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных академических исследований.

Академическую психологию интересуют, прежде всего, теоретические аспекты. Ученые наблюдают различные явления в естественной обстановке или в лаборатории, пытаются интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, создать теоретические модели, объясняющие наблюдаемые психические явления, предсказывающие их функционирование в тех или иных ситуациях. То есть, они стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Целью исследований является объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, выявление существующих между ними связей.

Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, аффект, фрустрация и т. п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.

Отрасли фундаментальной психологии и их задачи.

Психология накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека и животных в целом, наиболее общие психологические закономерности, которые одинаково проявляются во всех сферах психической жизни.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психофизиология, социальная психология, психология развития, специальная психология (или психология аномального развития), сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. Самые глобальные из ее вопросов касаются понимания самой психологии, ее структуры и функций, законов ее развития. Общая психология занимается проблемами сознания и бессознательного, личности, деятельности, изучает различные психические состояния и свойства человека, процессы произвольной регуляции деятельности. В рамках общей психологии также изучаются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей: их темперамент, характер, способности, личностные свойства, их индивидуальный стиль, психологические особенности, определяемые возрастом, полом, социальным положением, местом жительства и т. п.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей самосознания, мотивации, характера.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в этой отрасли представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Нейропсихологи исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости). Кроме того, эта отрасль изучает развитие различных психических функций.

Специальная психология (или психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Эта отрасль включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Специальная психология, как и специальная педагогика входит в состав дефектологии – комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология сопоставляет психику животных и человека.

Прикладная психология – особое направление научной психологии, которое занимается изучением путей практического применения научно-психологических знаний для решения практических задач. Она изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся педагогическая, медицинская, юридическая, экономическая психология, психология религии, спорта, труда. В свою очередь психология труда включает в себя психологию инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли и пр. Прикладные отрасли психологии базируются на соответствующих академических исследованиях общих закономерностей психики и специальных проблем. Они заимствуют у академической психологии объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент, тест, опрос и т. д.

Особенностью прикладных исследований является то, что они организуются непосредственно по заказу какого-либо социального института. Так как сфера прикладных исследований находится на границе профессиональной психологии и непрофессиональной (относительно данной науки) средой, встают новые требования к языку, на котором излагаются результаты исследований. Профессиональный жаргон здесь становится неприемлемым.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относят психологию обучения, психологию воспитания, психологию учителя, а также психологию учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, роль психики в их лечении и роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Она подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, исследующая проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Важными проблемами, которыми она занимается, являются психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, психологию веры в Бога, представления и чувства верующих людей.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, взаимоотношения спортсменов в команде, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованием.

Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания.

Инженерная психология изучает психологические проблемы взаимодействия человека и машины. Наиболее важным объектом исследований является деятельность человека – оператора в автоматизированных системах управления.

Авиационная психология изучает психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.

Космическая психология изучает психологические особенности жизнедеятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных.

Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Практическая психология не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Она ориентирована не на исследование психики, а на работу с психикой; на способы воздействия психолога на сознание и поведение другого человека. Научные знания дополняются и конкретизируются опытом практической работы. Психологи – практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальных особенностей конкретного человека или группы. В результате формируется концепция, в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа, и, исходя из этого понимания, обосновываются способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-то концепцию (в зависимости от принадлежности к той или иной школе) и применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека. В практической психологии не пригодны те методы, которые используются в академической психологии, здесь создаются свои методы работы с психикой. Основными из них являются психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и т. д. Арсенал методов, методик, техник практической психологии очень велик. Некоторые из них используются только представителями какого-то одного направления, некоторые – во многих направлениях. Особенностями знаний в практической психологии являются целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опора на опыт работы специалистов. В отличие от ученых, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...