Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии.




Тема 2. Основные направления зарубежной психологии.

Как известно, научная психология родилась в конце ХIХ в. Однако, теоретические исследования велись и до этого. Выделяются три основных периода:

- философско-литературный

- клинический

- экспериментальный.

Первый период от античности до начала XIX в. С начала XIX в. кроме философов и писателей врачи психиатры стали заниматься проблемами личности, стали вести систематические наблюдения за больными в клиниках, изучать истории их жизни и в результате, помимо медицинских выводов, делались и общенаучные о природе человеческой психики.

Профессиональные психологи начали заниматься проблемами личности с начала XX в. До того занимались познавательными процессами и психическими состояниями. Ими в исследования личности была введена математическая статистика для обработки данных, для валидизации тестов. Экспериментальные исследования личности в России были начаты Александром Федоровичем Лазурским (1874-1917), а за рубежом - Гансом Айзенком и Раймондом Кеттелом.

В начале ХХ в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальных исследований. Успехи физиологов по изучению органов чувств и движений, эволюционной биологии, выводы, полученные в медицинской практике, подготовили изменения в психологии. Открывался целый мир явлений, существующих независимо от сознания субъекта, доступных внешнему опыту и объективному изучению. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

К 70-м годам прошлого века возникла необходимость объединить разрозненные знания о психике в отдельную дисциплину. И тогда одновременно сложилось сразу несколько программ ее разработки, которые по-разному определяли предмет, метод и задачи психологии.

Вильгельм Вундт называл психологию физиологической, предметом считал непосредственный опыт, содержание сознания главным методом – интроспекцию. Исследование структуры сознания последователями Вундта получило название структурализма.

В конце 30-х годов началась дифференциация подходов исследований и ко второй половине XX в. сложилось много направлений и соответственно теорий личности.

Структурализму противостоял функционализм, основным предметом которого считались не структуры внутреннего опыта, а то, как они работают, их функции в решении людьми конкретных задач, т. е. психические функции. Основателем функционализма в США был Уильям Джемс (1842 – 1910).

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под влиянием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология того времени, возникнув из исследований органов чувств, считала своим предметом ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга и утвердили новый предмет – целостное поведение. Взамен ощущения исходным понятием выступал рефлекс.

Бихевиоризм ( от англ. Behaviour -поведение)

Основоположники - американские ученые Джон Бродес Уотсон (1878-1968) и Эдуард Ли Торндайк (1874-1949).

Под влиянием идей Павлова и Бехтерева, но при механистическом их истолковании возникло новое направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение. Причем поведение понимается как совокупность реакций организма на стимулы среды, к которой он адаптируется. Уотсон заявил, что единственными объектами психологического изучения должны быть доступные объективному наблюдению реакции на стимулы, т. е. поведение. Образы, чувства, мысли и другие психические явления, включая сознание, по мнению бихевиористов, не могут быть предметом научного исследования. Он назвал это “пережитком алхимии и астрологии”. Уотсон считал, что все многообразие поведения человека может быть описано формулой S - R.

Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии и начал использовать естественнонаучные методы: наблюдение и эксперимент. Психологические эксперименты в бихевиоризме ставились преимущественно на животных. Тема научения стала центральной для этой школы. Практически все поведение бихевиористы рассматривали как результат обучения.

Главной задачей было управление поведением. Уотсон отрицал значение прирожденных свойств личности, ее установок, убеждений, отношений. Он говорил: “ Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессий и рассы их предков”. Образование человека бихевиористы рассматривали как образование условных реакций.

Торндайк стремился превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Он считал, что подбирая правильные стимулы (систему положительных и отрицателшьных подкреплений - наград и поощрений), можно добиться требуемой реакции, а зная реакцию - определить стимул. Даже предлагали назвать новую науку “технологией поведения”.  Личность воспринималась как “черный ящик”, внутри которого происходит нечто, неподвластное изучению, но можно контролировать вход и выход.

Вклад нового направления заключался в расширении предмета психологии - поведение. И тем самым ввел в психологический обиход категорию действия в качестве не только внутренней, духовной, но и внешней реальности. Но исключив сознание из сферы исследований они сделали свое направление очень односторонним.

Необихевиористы (Эдвард Чейс Толмен, Кларк Леонард Халл) Толмен дополнил учение понятием о “промежуточных переменных” как факторах, служащих опосредующим звеном между воздействием стимулов и ответными реакциями, недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Толмен говорил, что поведением крыс в лабиринте управляют не стимулы, действующие на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы, ввел понятие когнитивной карты. Теория толмена была названа им когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу (1884 – 1952) и его школе. Он ввел в классическую формулу другое среднее звено – потребность организма (пищевую, сексуальную и т. д. ). Эта потребность создает потенциал реакции, который разряжается при подкреплении, и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается..

Современный радикальныйбихевиоризмпредставлен учением Берреса Фредерика Скиннера (1904- 1990), в котором сохранился биологизаторский подход к человеку. Условный рефлекс он называл оперантной реакцией и его теория получила название оперантного бихевиоризма. Скиннер изобрел серию обучающих машин и концепцию программированного обучения.

Психоанализ.

В начале века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд ( 1856-1939) предложил свою трактовку личности, оказавшую огромное влияние не только на медицину и психологию, но и на всю мировую культуру. Дискуссии по поводу фрейдистских идей длились очень долго и время от времени возобновляются до сих пор. Согласно взглядам Фрейда, активность человека определяется инстинктивными побуждениями, унаследованными от животных предков, и прежде всего это половой инстинкт (libido) и инстинкт самосохранения, позже - инстинкт смерти (mortido)? Связанный со стремлением к агрессии, жестокости, разрушению. Но общество подвергает инстинкты и влечения человека “цензуре”, вынуждая его подавлять или тормозить их. Таким образом инстинкты вытесняются из сознательной жизни в сферу бессознательного, и сохраняя свой энергетический заряд, оттуда они продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и прдукты деятельности. Находясь в сфере бессознательного, инстинктивные влечения объединяются в различные группы (комплексы), которые, как утверждал Фрейд, и являются основным источником активности личности. Основными комплексами считались, например “эдипов комплекс” и его женский вариант “комплекс электры”.

Эдип - сын Лая, правителя фив. У Лая долго не было детей, он обратился к Аполлону и жрица этого бога ответила, что боги исполнят его желание, но ему суждено погибнуть от руки своего сына. Когда мальчик родился, отец приказал пастуху бросить его в лесу на растерзание зверям, но пастух ослушался и передал его на воспитание царю Полибу, и тот воспитал его как своего сына. Когда Эдип вырос он случайно узнал, что является приемным сыном и отправился к дельфийскому оракулу. Тот рассказал, что Эдипу суждено убить своего отца и жениться на своей матери, но не назвал его настоящих родителей. Чтобы избежать такой судьбы Эдип ушел из дому, думая, что Полиб и его жена Меропа и есть его родители. По дороге в узком ущелье он встретил колесницу, везущую старца. Глашатай грубо окликнул Эдипа и замахнулся на него, началась ссора, в результате которой Эдип убил старца и почти всех его слуг. Этип старцем был его настоящий отец. Путешествуя, Эдип попал в Фивы, он спас их от ужасного чудовища - Сфинкса и за это фиванцы провозгласили его царем и так он стал мужем Иокасты, своей матери.

Электра - дочь Микенского царя Агамемнона, возглавлявшего греков в войне с Троей, и его супруги - Клитемнестры. Сестра Ифигении, которую Агамемнон принес в жертву богине Артемиде. Клитемнестра во время долгого отсутствия своего мужа стала любовницей Эгисфа, с которым сговорилась сгубить своего мужа. Узнав о преступных замыслах своей матери, Электра безуспешно пыталась помешать ей. Затем, чтобы отомстить матери, она убедила своего брата Ореста убить свою мать и ее сообщника.

Соответственно, одной из задач психологии признавалось выявление этих комплексов и содействие осознанию их пациентами, преодолению внутренних конфликтов личности. Эта процедура и получила название психоанализ. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда чаще всего проявляется в сновидениях, а также в ошибочных действиях: забывании имен, вещей, в оговорках и т. д.

Основной заслугой Фрейда является привлечение внимания к бессознательному в структуре личности. Хотя впервые концепция бессознательного была четко сформулирована Лейбницем в 1720г., трактовавшим Б. Как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающуюся как островки над океаном темных перцепций (восприятий). Фрейд показал, какую важную роль играет бессознательное в жизни человека, он сравнивал личность человека с айсбергом: вершина айсберга - самосознание, остальная- самая большая подводная часть - бессознательное.

Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов: “ОНО” (Id) - собственно бессознательное, “Я” (EGO) - сознание, и “Сверх - Я” (Super-ego) - принятые в обществе моральные устои и принципы, присутствует как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Я” призвано уравновешивать влечения “Оно” и требования “Сверх-Я”. Постоянная борьба двух конфликтующих сторон человеческой личности вызывает у человека недовольство собой, тревожность. Пытаясь избавиться от этих ощущений человек вырабатывает защитные механизмы. ( отрицание (чаще всего информации извне), подавление (внутренних импульсов), рационализация (оправдание своих поступков), проекция (своих негативных качеств на других), замещение (удовлетворение непреемлемого желания более преемлемым способом).

Т. о. в теории Фрейда человек биологизируется, принижается роль сознания в управлении действиями человека, личность противопоставляется обществу.

Несогласие с чрезмерной сексуализацией личности Фрейдом привело к зарождению  неофрейдизма. (Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Стэк Салливан) Сторонники этого психологического направления попытались преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они сановятся формами активности личности, например, поиски любви и одобрения, погоня за властью и т. д. .

Аналитическая психология Карла-Густава Юнга.

Юнг (1875-1961) был учеником Фрейда. Первым нововведением Юнга было понятие о “коллективном бессознательном”. Он считал, что бессознательные явления - передающийся по наследству опыт предшествующих поколений. Структуру его образуют архетипы (обющечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода выявления скрытых мотивов предложил ассоциативный эксперимент . В общую психологию вошло предложенное Юнгом разделение людей на 2 основных типа: экстраверты и интроверты.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

Адлер (1870-1937) также был учеником Фрейда. Исходил из того, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни. Основным источником активности Адлер считал чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. В детстве - неразвитостью частей тела. Это чувство вызывает стремление к компенсации и сверхкомпенсации, стремление к превосходству над другими. Задача психиатра направить это стремление в творческое русло.

Лидером неофрейдизма принято Карен Хорни (1885 – 1953). Опираясь на психоаналитическую практику, она доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающего беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Описанные Фрейдом агрессивные тенденции являются не причиной неврозов, а их последствиями. Невротическая мотивация приобретает три направления:

- движение к людям как потребность в любви

- движение от людей как потребность в независимости

- движение против людей как потребность во власти.

Эрик Фромм (1900 – 1980) – создатель “гуманистического психоанализа”. В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого – экзистенциалистской ориентации. Главная проблема – противоречия человеческого существования в мире. Два способа существования: “иметь” или “быть”, два вида человеческой свободы: “свобода от” и “свобода для”, представление о характере личности, являющимся результатом приспособления человека к требованиям общества.

Гарри Стэк Салливен выдвинул “межличностную теорию психотерапии”, согласно которой, главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (реальные и воображаемые). Основными движущими силами считал систему динамизмов – особых образцов энергии, обеспечивающих удовлетворение потребностей..

Гуманистическая психология.

Возникла как своеобразная альтернатива тем направлениям, которые отожествляли поведение и психологию людей и животных. Оформилась к началу 60-х годов ХХ в. в США. Наиболее известные представители Абрахам Харольд Маслоу, Карл Рэнсом Роджэрс, Гордон Олпорт, Карл Бюлер и др.    

Одной из основ стало философское течение экзистенциализма.

В отличие от психоаналитической школы, которя источники активности личности видит в прошлом (детские впечатления и переживания), представители гуманистического направления главным фактором активности личности считают устремленность ее к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Гуманисты исходили из того, что человек по своей природе гармоничен, добр, обладает стремлением и способностями к самосовершенствованию.

Роджерс исходил из того, что будучи существом сознательным, человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным для теории Роджерса стало понятие “Я”, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые человек ставит и решает: “Кто я есть? ” и “Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? ”. Образ “Я”, складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние и на восприятие данным человеком мира, других людей, собственного поведения. По мнению Роджерса, “Я-концепция” может быть положительной, амбивалентной и отрицательной, а следовательно восприятие мира будет соответствующим. “Я-концепция” также м. б. вымышленной или искаженной, но то, что не согласуется с ней - вытесняется из сознания. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера его счастья зависит от того, насколько его реальное “Я” и идеальное “Я” согласуются между собой.

Гуманистическая психология создала новый подход в практике психологического консультирования и психотерапии. Роджерс сформулировал три основных принципа работы с людьми:

1. Люди по природе своей свободны и добры.

2. Пациенты, учащиеся, политики, бизнесмены, рабочие - это прежде всего люди.

3.  Конструктивное взаимодействие с людьми возможно только в том случае, если психотерапевту, учителю, политику удается войти с ними в отношения, обеспечивающие безоценочное, позитивное принятие другого человека.

Задачей психотерапии в гуманистической психологии является подведение пациента к тому, чтобы он принял на себя ответственность за решение своих жизненных проблем.

По своим позициям гуманистическая психология из всех зарубежных направлений наиболее близка к теории личности в отечественной психологии. Но в их взглядах есть и некоторая непоследовательность. Так, возражая против формализма и механицизма в понимании личности, они пришли к выводу о необходимости освободиться от союза с естественными науками. Кроме того, этим направлением предлагается неадекватная трактовка взаимоотношений личности и общества. Они считали, что самоактуализация личности осуществляется лишь при свободе от требований общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...