Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Административное право как отрасль права»




Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Методические указания к практическим занятиям    
для студентов очной формы обучения
образовательной программы 40.03.01 Юриспруденция  
Текстовое электронное издание
Учебно-методический центр МИ ВлГУ   Муром 2016    
     Телешина Н.Н., составление, 2016
Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Владимирский гос. ун-т», 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Административное право представляет собой отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственного аппарата России.

Для усвоения основных теоретических положений административного права и норм административного законодательства, а также для выработки умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм для решения конкретных задач в сфере управленческих (административно-правовых) отношений государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» при изучении дисциплины «Административное право» предусматривается проведение практических занятий.

Настоящие методические указания состоят из разделов, соответствующих темам практических занятий по административному праву у студентов второго курса в третьем и четвертом учебных семестрах. Каждый раздел содержит наименование темы занятия, план семинарского занятия по теме, вопросы для обсуждения, практические задания и задачи[1].

Изучение теоретического материала целесообразно проводить по опорным пунктам плана занятия, по ним же студентам следует готовить и выступления с докладами. Затем рекомендуется приступить к ответам на контрольные вопросы для проверки усвоения учебного материала. При решении практических заданий и студенты должны руководствоваться правовыми актами и научной литературой, перечень которых приводится в последнем разделе настоящих методических указаний. Студенты должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче и после этого дать ответы на вопросы задачи. Ответы обязательно должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. Прежде чем приступать к выполнению контрольных вопросов и заданий необходимо изучить рекомендуемую литературу.

 

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема «Управление, государственное управление,

Исполнительная власть»

 

План занятия

1.Понятие и признаки управления

2.Понятие и признаки социального управления

3.Функции социального управления

4.Стадии управленческого цикла

5.Понятие и признаки государственного управления

6.Принципы государственного управления

7.Исполнительная власть в механизме государственной власти

8.Соотношение исполнительной власти и государственного управления

9.Соотношение государственного управления и государственного регулирования

10. Суд и государственное управление

 

Вопросы для обсуждения и практические задания

1. Подумайте и обоснуйте, какая из ветвей власти возникла исторически первой.

2. Привести пример управленческих (распорядительных) видов деятельности, осуществляемой 1. органами законодательной власти, 2. органами судебной власти, 3. органами прокуратуры.

3. Найти в СПС «КонсультантПлюс» или «Гарант» нормативные акты, содержащие в тексте термин «УПРАВЛЕНИЕ». К каким отраслям права они относятся. Проанализировать, в каких смыслах употребляется термин «управление» в найденных примерах.

4. Составить схему «Взаимодействие парламента и правительства в различных формах правления».

5. Проанализируйте высказывание К.Маркса «Администрация есть организующая деятельность государства».

6. Проанализировать соотношение государственного и местного самоуправления.

7. Составьте схему «Стадии управленческого цикла».

Задачи

1. Разрабатывая инструкцию по ведению работ в одной из отраслей хозяйства страны, сотрудники федерального министерства осуществи­ли следующие действия: дали указание в нижестоящие органы при­слать в министерство необходимые аналитические материалы; издали приказ о проведении эксперимента в подведомственных организациях на территории трех субъектов Российской Федерации, получили инфор­мацию от руководителей сорока организаций о проблемах, стоящих пе­ред данной отраслью; направили в заинтересованные федеральные орга­ны исполнительной власти концепцию разрабатываемой инструкции; получили результаты социологического изучения общественного мне­ния о деятельности и целесообразных направлениях совершенствования данной отрасли хозяйства; подготовили вторую редакцию инструкции; изучили выводы экспертов по концепции разрабатываемой инструк­ции; направили сотрудников в регионы для изучения положения дел в отрасли.

Какие из перечисленных действий связаны с информацией, прохо­дящей по каналам прямой связи?Какие из перечисленных действий связаны с информацией, прохо­дящей по каналам обратной связи?

 

2. Между студентами Топорковым и Сажиным на семинаре по адми­нистративному праву разгорелась дискуссия. Топорков утверждал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо может быть либо субъектом, либо объектом управления. Сажин, наоборот, полагал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо могут быть и субъ­ектом, и объектом управления одновременно.

Кого бы вы поддержали в этом споре?

В защиту своей позиции приведите конкретные примеры.

3. Согласно статье 1 Закона РФ «О милиции» милиция — это систе­ма органов исполнительной власти. Вместе с тем на милицию возложе­но значительное число юрисдикционных полномочий. Например, в соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) к полномочиям органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел по многим адми­нистративным правонарушениям и назначение соответствующих административных наказаний. Это дела, связанные с: незаконным приобре­тением либо хранением наркотических средств или психотропных ве­ществ; выпуском в эксплуатацию или эксплуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загряз­няющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума; действиями, угрожающими безопасности движения на железнодорожном транспор­те; нарушениями в области дорожного движения; нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребыва­ния в Российской Федерации; проживанием гражданина России без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; нарушением правил государственной регистрации автомототранспортных средств; мелким хулиганством; нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ноше­ния оружия; нарушением сроков регистрации (перерегистрации) ору­жия или сроков постановки его на учет; нарушением пропускного режи­ма охраняемого объекта; распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появлением в общественных местах в состоянии опьянения, а также совершением многих других правонару­шений.

Является ли рассмотрение указанных правонарушений и назначение за их совершение наказаний деятельностью, в принципе свойственной исполнительным или судебным органам?

Возможно ли, чтобы один и тот же государственный орган одно­временно осуществлял полномочия, свойственные и исполнительной, и судебной власти?

 

4. Согласно статье 21 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по при­ватизации государственного и муниципального имущества. Представи­тель профсоюза входит в число представителей организации, направляе­мых в комитет по управлению имуществом для участия в работе комис­сии по приватизации организации и осуществлению соответствующего контроля.

Исходя из этих функций профсоюзов, можно ли заключить, что они осуществляют полномочия исполнительной власти?

 

5. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный де­партамент является федеральным государственным органом, осуществ­ляющим организационное обеспечение деятельности судов. Полномочия Судебного департамента определены статьей б Закона, а полномочия ге­нерального директора департамента — статьей 10. Генеральный дирек­тор, в частности, руководит деятельностью судебного департамента, его органов и учреждений. При решении вопросов, относящихся к ком­петенции Судебного департамента, представляет суды в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет КНые полномочия.

На основе анализа полномочий Судебного департамента и его гене­рального директора определите, является ли департамент субъектом судебной или исполнительной деятельности?

Судебный департамент входит в систему судебной или исполни­тельной власти?

 

6. Таможенные органы относятся к органам исполнительной власти. Это следует из положений статьи 1 Таможенного кодекса РФ, а также указов Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». При этом должностные лица таможенных органов, согласно статье 23.8 КоАП РФ, рассматривают значительное количество дел об администра-гивных правонарушениях и назначают административные наказания как физическим, так и юридическим лицам, т.е. осуществляют свойственные Судебной власти юрисдикционные полномочия.

Проанализируйте систему и полномочия таможенных органов и определите, к какой ветви государственной власти их следует отне­сти.

Возможно ли, чтобы органы одной ветви власти исполняли полно­мочия, в принципе свойственные другой ветви власти, и если возмож­но, то как следует понимать принцип разделения властей?

 

7. В соответствии с Положением о полномочном представителе Пре­зидента Российской Федерации в федеральном округе полномочный представитель осуществляет целый ряд функций. К ним, в частности, Относится: обеспечение координации деятельности федеральных орга­нон исполнительной власти в федеральном округе; организация взаимо­действия федеральных органов исполнительной власти с органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации; согласование кандидатур для назначения на должности федеральных государствен­ных служащих и иные должности в пределах федерального округа, ес-1п назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и др.

Проанализируйте перечисленные и иные функции, осуществляемые полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, и оп­ределите, является ли институт полномочных представителей частью систе­мы исполнительной власти?

Если институт полномочных представителей Президента РФ в фе­деральном округе не входит в систему исполнительной власти, то к ка­кой системе государственного управления его можно отнести?

 

8. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Фе­дерации» задачами Счетной палаты являются организация и осуществ­ление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной собственности; кон­троль за законностью и своевременностью движения средств федерально­го бюджета и средств внебюджетных фондов в Банке России, уполномо­ченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и др.

Проанализируйте перечисленные и иные задачи Счетной палаты и определите, является ли она частью системы исполнительной вла­сти?

Если, на Ваш взгляд, Счетная палата не относится к системе испол­нительной власти, то к какой системе государственного управления ее можно отнести?

Как Вы относитесь к высказываемому рядом ученых мнению о не­обходимости формирования в стране специальной контрольной ветви власти?

Тема «Административное право как отрасль права»

 

План занятия

1. Понятие и предмет административного права

2. Метод административного права

3. Система отрасли административного права,

4. Источники административного права

5. Соотношение административного права с другими отраслями права

6. Административное право как наука

7. Административное право как учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения и практические задания

1. Какие органы государства осуществляют государственную ад­министративную деятельность?

2. Каковы характерные черты исполнительной (административ­ной) власти как ветви государственной власти?

3. Каковы принципы государственной исполнительной власти? Дайте их краткую характеристику.

4. Нормами каких отраслей права регулируется деятельность го­сударственной администрации?

5. В чем заключаются цели административно-правового регули­рования?

6. Каков круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права?

7. Как выражены признаки (черты) метода административ­но-правового регулирования в нормах права в сравнении с ме­тодом гражданского права?

8. Почему административное право принадлежит к числу фунда­ментальных отраслей права?

9. Какие основные административно-правовые институты вы знаете?

10. Как и почему в административно-правовом регулировании ис­пользуются приемы частноправового регулирования?

11. В одном пособии дано такое определение: «Административное право - отрасль российского права, сово­купность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществ­ления государственно-управленческой деятельности». Какие недостатки существуют в этом определении?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...