Тема «Административное право как отрасль права»
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (МИ ВлГУ) | ||||
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО | ||||
Методические указания к практическим занятиям | ||||
для студентов очной формы обучения | ||||
образовательной программы 40.03.01 Юриспруденция | ||||
Текстовое электронное издание | ||||
Учебно-методический центр МИ ВлГУ Муром 2016 | ||||
| Телешина Н.Н., составление, 2016 | |||
| Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Владимирский гос. ун-т», 2016 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Административное право представляет собой отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственного аппарата России.
Для усвоения основных теоретических положений административного права и норм административного законодательства, а также для выработки умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм для решения конкретных задач в сфере управленческих (административно-правовых) отношений государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» при изучении дисциплины «Административное право» предусматривается проведение практических занятий.
Настоящие методические указания состоят из разделов, соответствующих темам практических занятий по административному праву у студентов второго курса в третьем и четвертом учебных семестрах. Каждый раздел содержит наименование темы занятия, план семинарского занятия по теме, вопросы для обсуждения, практические задания и задачи[1].
|
|
Изучение теоретического материала целесообразно проводить по опорным пунктам плана занятия, по ним же студентам следует готовить и выступления с докладами. Затем рекомендуется приступить к ответам на контрольные вопросы для проверки усвоения учебного материала. При решении практических заданий и студенты должны руководствоваться правовыми актами и научной литературой, перечень которых приводится в последнем разделе настоящих методических указаний. Студенты должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче и после этого дать ответы на вопросы задачи. Ответы обязательно должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. Прежде чем приступать к выполнению контрольных вопросов и заданий необходимо изучить рекомендуемую литературу.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема «Управление, государственное управление,
Исполнительная власть»
План занятия
1.Понятие и признаки управления
2.Понятие и признаки социального управления
3.Функции социального управления
4.Стадии управленческого цикла
5.Понятие и признаки государственного управления
6.Принципы государственного управления
7.Исполнительная власть в механизме государственной власти
8.Соотношение исполнительной власти и государственного управления
9.Соотношение государственного управления и государственного регулирования
10. Суд и государственное управление
Вопросы для обсуждения и практические задания
1. Подумайте и обоснуйте, какая из ветвей власти возникла исторически первой.
2. Привести пример управленческих (распорядительных) видов деятельности, осуществляемой 1. органами законодательной власти, 2. органами судебной власти, 3. органами прокуратуры.
|
|
3. Найти в СПС «КонсультантПлюс» или «Гарант» нормативные акты, содержащие в тексте термин «УПРАВЛЕНИЕ». К каким отраслям права они относятся. Проанализировать, в каких смыслах употребляется термин «управление» в найденных примерах.
4. Составить схему «Взаимодействие парламента и правительства в различных формах правления».
5. Проанализируйте высказывание К.Маркса «Администрация есть организующая деятельность государства».
6. Проанализировать соотношение государственного и местного самоуправления.
7. Составьте схему «Стадии управленческого цикла».
Задачи
1. Разрабатывая инструкцию по ведению работ в одной из отраслей хозяйства страны, сотрудники федерального министерства осуществили следующие действия: дали указание в нижестоящие органы прислать в министерство необходимые аналитические материалы; издали приказ о проведении эксперимента в подведомственных организациях на территории трех субъектов Российской Федерации, получили информацию от руководителей сорока организаций о проблемах, стоящих перед данной отраслью; направили в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти концепцию разрабатываемой инструкции; получили результаты социологического изучения общественного мнения о деятельности и целесообразных направлениях совершенствования данной отрасли хозяйства; подготовили вторую редакцию инструкции; изучили выводы экспертов по концепции разрабатываемой инструкции; направили сотрудников в регионы для изучения положения дел в отрасли.
Какие из перечисленных действий связаны с информацией, проходящей по каналам прямой связи?Какие из перечисленных действий связаны с информацией, проходящей по каналам обратной связи?
2. Между студентами Топорковым и Сажиным на семинаре по административному праву разгорелась дискуссия. Топорков утверждал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо может быть либо субъектом, либо объектом управления. Сажин, наоборот, полагал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо могут быть и субъектом, и объектом управления одновременно.
Кого бы вы поддержали в этом споре?
В защиту своей позиции приведите конкретные примеры.
|
|
3. Согласно статье 1 Закона РФ «О милиции» милиция — это система органов исполнительной власти. Вместе с тем на милицию возложено значительное число юрисдикционных полномочий. Например, в соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) к полномочиям органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел по многим административным правонарушениям и назначение соответствующих административных наказаний. Это дела, связанные с: незаконным приобретением либо хранением наркотических средств или психотропных веществ; выпуском в эксплуатацию или эксплуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума; действиями, угрожающими безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушениями в области дорожного движения; нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; проживанием гражданина России без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; нарушением правил государственной регистрации автомототранспортных средств; мелким хулиганством; нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения оружия; нарушением сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет; нарушением пропускного режима охраняемого объекта; распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появлением в общественных местах в состоянии опьянения, а также совершением многих других правонарушений.
Является ли рассмотрение указанных правонарушений и назначение за их совершение наказаний деятельностью, в принципе свойственной исполнительным или судебным органам?
Возможно ли, чтобы один и тот же государственный орган одновременно осуществлял полномочия, свойственные и исполнительной, и судебной власти?
|
|
4. Согласно статье 21 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества. Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществлению соответствующего контроля.
Исходя из этих функций профсоюзов, можно ли заключить, что они осуществляют полномочия исполнительной власти?
5. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов. Полномочия Судебного департамента определены статьей б Закона, а полномочия генерального директора департамента — статьей 10. Генеральный директор, в частности, руководит деятельностью судебного департамента, его органов и учреждений. При решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента, представляет суды в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет КНые полномочия.
На основе анализа полномочий Судебного департамента и его генерального директора определите, является ли департамент субъектом судебной или исполнительной деятельности?
Судебный департамент входит в систему судебной или исполнительной власти?
6. Таможенные органы относятся к органам исполнительной власти. Это следует из положений статьи 1 Таможенного кодекса РФ, а также указов Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». При этом должностные лица таможенных органов, согласно статье 23.8 КоАП РФ, рассматривают значительное количество дел об администра-гивных правонарушениях и назначают административные наказания как физическим, так и юридическим лицам, т.е. осуществляют свойственные Судебной власти юрисдикционные полномочия.
Проанализируйте систему и полномочия таможенных органов и определите, к какой ветви государственной власти их следует отнести.
Возможно ли, чтобы органы одной ветви власти исполняли полномочия, в принципе свойственные другой ветви власти, и если возможно, то как следует понимать принцип разделения властей?
|
|
7. В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе полномочный представитель осуществляет целый ряд функций. К ним, в частности, Относится: обеспечение координации деятельности федеральных органон исполнительной власти в федеральном округе; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; согласование кандидатур для назначения на должности федеральных государственных служащих и иные должности в пределах федерального округа, ес-1п назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и др.
Проанализируйте перечисленные и иные функции, осуществляемые полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, и определите, является ли институт полномочных представителей частью системы исполнительной власти?
Если институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе не входит в систему исполнительной власти, то к какой системе государственного управления его можно отнести?
8. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и др.
Проанализируйте перечисленные и иные задачи Счетной палаты и определите, является ли она частью системы исполнительной власти?
Если, на Ваш взгляд, Счетная палата не относится к системе исполнительной власти, то к какой системе государственного управления ее можно отнести?
Как Вы относитесь к высказываемому рядом ученых мнению о необходимости формирования в стране специальной контрольной ветви власти?
Тема «Административное право как отрасль права»
План занятия
1. Понятие и предмет административного права
2. Метод административного права
3. Система отрасли административного права,
4. Источники административного права
5. Соотношение административного права с другими отраслями права
6. Административное право как наука
7. Административное право как учебная дисциплина
Вопросы для обсуждения и практические задания
1. Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность?
2. Каковы характерные черты исполнительной (административной) власти как ветви государственной власти?
3. Каковы принципы государственной исполнительной власти? Дайте их краткую характеристику.
4. Нормами каких отраслей права регулируется деятельность государственной администрации?
5. В чем заключаются цели административно-правового регулирования?
6. Каков круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права?
7. Как выражены признаки (черты) метода административно-правового регулирования в нормах права в сравнении с методом гражданского права?
8. Почему административное право принадлежит к числу фундаментальных отраслей права?
9. Какие основные административно-правовые институты вы знаете?
10. Как и почему в административно-правовом регулировании используются приемы частноправового регулирования?
11. В одном пособии дано такое определение: «Административное право - отрасль российского права, совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности». Какие недостатки существуют в этом определении?
|
|