Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Административные правоотношения.




Субъекты административного права»

План занятия

1. Понятие и основные черты (особенности) административ­но-правовых отношений.

2. Структура административно-правовых отношений.

3. Виды административно-правовых отношений.

4. Юридические факты как основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений, их поня­тие, виды. Понятие юридического состава.

5. Понятие, виды, особенности субъектов административно-право­вых отношений.

6. Виды коллективных субъектов административных правоотношений

7. Виды коллективных субъектов административных правоотношений.

Вопросы для обсуждения и практические задания

1. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

2. Каким образом в административно-правовых отношениях проявляются особенности предмета и метода правового регу­лирования административного права.

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлено огромное разнообразие субъ­ектов административного права.

4. По каким критериям можно подразделить административно-правовые отношения на отдельные виды (группы)?

5. Какие административно-правовые отношения относятся к вер­тикальным и горизонтальным. Можно ли дополнительно вы­делить договорные отношения.

6. Как соотносятся между собой объект и предмет правоотноше­ния? Имеются ли беспредметные правоотношения.

7. Что, по вашему мнению, первично для возникновения админи­стративно-правового отношения: норма права или обществен­ное отношение.

8. В чем сходство и различие понятий «юридическое лицо» и «коллективный субъект административного права».

9. К какому типу субъектов административного права можно от­нести должностное лицо?

10. По каким критериям можно подразделить юридические факты в административном праве?

11. Приведите примеры юридических (фактических) составов - оснований административно-право­вых отношений.

12. В юридической литературе предложены различные группи­ровки административно-правовых отношений:

- регулятивные, охранительные;

- внутриаппаратные, внеаппаратные;

- вертикальные, горизонтальные;

- основные, неосновные;

- субординационные, координационные.

Приведите примеры административно-правовых отношений каждого типа. Какие еще критерии можно использовать для группировок АПО?

13. К какой группе административно-правовых отношений отно­сятся следующие правоотношения:

- генеральный директор дисквалифицирован судом за не­надлежащее управление юридическим лицом;

- гражданин обратился с жалобой в Комитет по защите прав потребителя;

- саморегулируемая организация профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг провела проверку жалобы граж­данина;

- администрация Тамбовской области и Юго-Восточная же­лезная дорога заключили соглашение о взаимодействии и эксплуатации убыточных железнодорожных линий;

- МВД России выдало лицензию на негосударственную (ча­стную) охранную деятельность;

- федеральный орган исполнительной власти заключил до­говор аренды помещений с государственным учреждени­ем по содержанию и использованию нежилых помещений;

- прокурор принес протест на решение мирового судьи о на­ложении административного наказания;

- группа инспекторов провела проверку деятельности обще­ства на предмет соответствия законодательству о рынке ценных бумаг.

14. Какие юридические факты влекут за собой возникновение правоотношений военной службы?

15. Проанализируйте Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Какие юридические факты лежат в основе правоотноше­ния по поводу предоставления лицензии на осуществление ка­кого-либо вида деятельности? Между кем возникают данные правоотношения?

Задачи

1. На экзамене по административному праву на вопрос об особен­ностях административно-правовых отношений студент Са­пожков ответил так: «Одной из сторон данных отношений все­гда является орган государства или его представитель; они но­сят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон отношений; стороны юридически не равны; субъектив­ные права сторон защищаются в административном порядке». Точен ли ответ студента?

 

2.Мартынов - пенсионер, инвалид войны, активный обществен­ник - заметил, что его сосед Зайцев в сквере возле дома органи­зовал с друзьями выпивку. Он потребовал немедленно прекра­тить ее и разойтись. Зайцев сказал, что требовать вправе лишь сотрудник милиции. Мартынов ответил, что требовать прекра­щения нарушения закона может каждый гражданин, и наруши­тель обязан выполнить его требования. Выпивка продолжа­лась.

Ночью Мартынов был разбужен громким пением под гитару под окнами своей квартиры. Выйдя на улицу, он увидел, что на­рушают его покой сосед Зайцев и его подруга Птичкина. Воз­мущенный, он потребовал прекратить шум и не нарушать его право на отдых. Зайцев обругал Мартынова и ответил, чтобы он не мешал развлекаться - ведь они поют не в квартире у него, а на улице. Каково ваше мнение о природе данных общественных отноше­ний?

 

3. В семье Матросова, директора завода «Металлист», 8 августа родилась дочь, которую родители решили назвать Марией. В тот же день сыну Матросовых Ивану исполнилось 14 лет. Через месяц умерла бабушка Ивана. Имеют ли данные факты юридическое значение? Какие адми­нистративно-правовые отношения возникают на их основе?

4. На основе и во исполнение Федерального закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Президент РФ ежегодно издает указы об очередном призыве на действительную военную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших срок военной службы. Районные (городские) военные комиссары, исполняя указ Президен­та, своими приказами устанавливают точные сроки явки граж­дан, приписанных к призывным участкам. Проанализируйте юридические факты и на их основе систему административно-правовых отношений.

 

5. Выпускник средней общеобразовательной школы Зубов пред­ставил в приемную комиссию Лесотехнической академии за­явление о принятии в вуз и необходимые документы. После сдачи вступительных экзаменов приказом ректора он был за­числен в число студентов. Зубов окончил академию, ему была присвоена квалификация «инженер - таксатор леса» и выдан диплом. Через месяц он поступил на службу в Осташковское лесничество. Как молодому специалисту администрация горо­да предоставила ему квартиру и вручила ордер. Жэк заключил с ним договор жилищного найма. Вскоре Зубов женился, у него родился сын, которого он назвал Петром и зарегистрировал в загсе. После нескольких лет безупречной службы Управле­ние лесного хозяйства назначило Зубова начальником лесни­чества. Проанализируйте юридические факты и правоотношения, в которых постоянным субъектом является Зубов. Какие из них являются административно-правовыми?

6.Русаков купил автомашину «Жигули», в соответствии с зако­нодательством зарегистрировал ее в отделе ГИБДД. Он обра­тился с заявлением в городскую администрацию с просьбой выделить ему земельный участок под строительство гаража. Во время поездки по городу Русаков нарушил правила проезда перекрестка, и его автомашина столкнулась с автомашиной, управляемой Кирсановым. Обе автомашины получили повре­ждения. Инспектор ГИБДД составил протокол и передал его начальнику отдела ГИБДД, который подверг Русакова штра­фу. Русаков своевременно штраф не уплатил, поэтому поста­новление о наложении штрафа было направлено в бухгалте­рию по месту его работы для взыскания из зарплаты.

Проанализируйте основания, юридическую природу и струк­туру данных правоотношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...