Тема: «Административно-правовой статус граждан РФ»
План занятия 1. Понятие и структура административной правосубъектности индивидуального субъекта 2. Виды прав (свобод, законных интересов), регулируемых нормами административного права 3. Обязанности граждан, закрепленные нормами административного права 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды) 5. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные правонарушения 6. Административно-правовой статус студента 7. Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ 8. Гарантии административно-правовых прав граждан
Вопросы для обсуждения и практические задания 1. Когда возникает административная правоспособность граждан? В чем заключаются особенности административной правоспособности граждан? Является ли она отчуждаемой? 2. Понятие, особенности, момент возникновения административной дееспособности граждан. 3. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан? 4. Каковы основания и пределы ограничений административно-правового статуса граждан? 5. С помощью кругов изобразите соотношение понятий «правовой статус человека», «правовой статус гражданина», «административно-правовой статус гражданина». 6. Приведите примеры индивидуальных и групповых ограничений административно-правового статуса индивидуальных субъектов. Как они соотносятся с мерами принуждения? 7. Приведите три примера прав граждан РФ, закрепленных административно-правовыми нормами, принятыми в развитие соответствующих норм Конституции (необходимо назвать конкретную норму Конституции и административно-правовую норму, принятую в ее развитие). Какова роль административно-правового обеспечения конституционных прав граждан?
8. Приведите три примера прав, получивших первичное закрепление в источниках административного права. 9. Приведите примеры конституционных и иных норм, затрагивающих вопросы административной опеки. Каковы содержание и принципы данной системы? 10. Назовите преимущества и недостатки административной и судебной форм защиты прав граждан. 11. Из каких стадий состоит производство по административной жалобе? Каково их содержание? Какая из стадий является главной? 12. Сравните обращение с сообщением о преступлении с жалобой. Каков правовой статус первого документа? 13. В каких случаях возможно рассмотрение анонимного обращения? 14. Допускается ли устный ответ на письменное обращение и наоборот? 15. Вправе ли суд приостановить действие оспариваемого по жалобе гражданина решения, нарушающего его права и свободы, до вступления в законную силу решения суда? Задачи 1. При поступлении на государственную службу гражданина Ду-дина ознакомили с приказом по министерству, согласно которому ему как лицу, допущенному к секретным работам, документам и изделиям, запрещается посещать посольства, консульства и другие представительства иностранных государств, частных компаний и фирм, устанавливать и поддерживать непосредственно или через других лиц связь с иностранными гражданами, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Соответствует ли данный правовой акт действующему законодательству? 2. На вопрос, как соотносятся между собой конституционный и административно-правовой статусы, студент Щукин дал следующий ответ: нормы Конституции служат основой всех иных отраслевых правовых статусов, в том числе преимущественно административно-правового статуса. Нормы административного права, определяющие права и обязанности граждан в сфере деятельности публичной исполнительной власти, детализируют и конкретизируют конституционные нормы. Тем самым они создают административно-правовой механизм, позволяющий гражданам реализовать конституционные права и обязанности в отношениях с исполнительными органами публичной власти. Прав ли студент, отвечая на поставленный вопрос? Как бы вы могли дополнить ответ, внести в него уточнения или отметить ошибки в нем?
3. Студент Жуйков, подразделяя права и обязанности граждан, характеризующие содержание общего административно-правового статуса на абсолютные и относительные, привел нижеследующие примеры: а) права и обязанности абсолютные: проходить военную службу; регистрировать факты рождения и смерти; платить налоги; соблюдать тишину в квартирах и общежитиях после 23 часов; получать информацию, регистрировать паспорта, иметь квартиру; проводить митинги; подавать жалобы; менять фамилию; хранить государственную тайну; иметь пенсию; учиться в вузе; б) права и обязанности относительные: получать общее основное среднее образование; получать земельный участок; подавать телеграммы; посещать молитвенный дом; заниматься предпринимательством; получать медицинскую помощь; поступать на государственную службу; выезжать за границу. Согласны ли вы с приведенными примерами?
4. Пенсионер Глухов принес 5 июня в РОВД заявление о выдаче ему лицензии для приобретения охотничьего огнестрельного оружия, необходимого для охраны фруктового сада, и лицензии на покупку газового пистолета для самообороны. К заявлению были приложены необходимые документы. Рассмотрев в августе заявление, РОВД отказал Глухову в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия, так как он в мае этого года был водворен в медицинский вытрезвитель. Лицензию на покупку газового пистолета ему выдали. По этой лицензии Глухов приобрел в специальном магазине пистолет, о чем была сделана отметка в лицензии. Через месяц участковый уполномоченный милиции изъял пистолет у Глухова. Правомерно ли в данном случае ограничение права гражданина на приобретение, хранение и пользование оружием?
5. Приказом от 1 октября 2001 г. № 25 Кучкин по результатам приемных испытаний зачислен в Уральский филиал государственного университета. Приказом № 4 от 26 января 2003 г. зачисление Кучкина признано недействительным с 1 октября 2001 г. Кучкин обратился в суд с жалобой на действия должностного лица - директора Павлова об отмене пп. 3 и 4 приказа № 4, требуя обязать проректора допустить его к сдаче экзаменационной сессии, сдаче и защите магистерской диссертации, прохождению практики. В обоснование своих требований он указал, что зачисление в вуз является действительным, поскольку он представил реферат и защитил его на «отлично», а также прошел дальнейшие испытания. Павлов пояснил, что Кучкин зачислен в студенты по результатам оценки и собеседования по реферату. Однако по результатам сдачи первой зимней сессии у студента выявлены слабые знания, а в сентябре 2002 г. поступили сведения о представлении в приемную комиссию Кучкиным реферата, написанного путем плагиата (последний выдал за свой труд итог дипломной работы студента Заболотина). Кучкин опроверг это заявление, мотивируя это тем, что ограничений на соавторство при написании реферата в правилах приема не установлено. Каким должно быть решение суда по рассматриваемой жалобе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|