Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Согласование сказуемого с подлежащим




· При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с род. п. мн. ч., сказуемое обычно ставится во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных; в ед.ч. – если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

· При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн. ч.

· При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.

· При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.

· При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое ставится в ед.ч.

· При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.

· При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположен о) между шестым и седьмым вагонами.

Б. Согласование определения и приложения с определяемым словом:

Определения согласуются с существительными общего рода в роде по смыслу: Оля ужасн ая плакса, Коля ужасн ый плакса.

В количественно-именных сочетаниях при существительных мужского и среднего рода прилагательное ставится в форме родительного падежа, при существительном женского рода – в форме именительного падежа: ч етыре глубок их колодца, четыре глубок ие реки.

Имена собственные, употребляемые в качестве приложений при именах нарицательных, согласуются с главным словом в падеже, если они являются названиями городов, рек, озер и т. д.: в городе Самаре, на реке Волге. Не согласуются названия портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц и астрономические названия: в порту Мурманск, на станции «Химки», на орбите планеты Юпитер.

 

Нормы управления

В речи возникают ошибки, связанные с нарушением норм управления. Чтобы избежать их появления, нужно правильно задать вопрос от управляющего слова к зависимому (вопрос может быть с предлогом или без).

Назовем наиболее типичные ошибки в управлении.

· Использование предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. Например, неправ.: разъяснение о смысле указа, согласно приказа; прав.: разъяснение (чего?) смысла указа, согласно (чему?) приказу.

· Использование беспредложной конструкции вместо предложного сочетания. Например, неправ.: потребность средств для производства, рецензия дипломной работы; прав.: потребность (в чем?) в средствах для производства, рецензия (на что?) на дипломную работу.

· Неправильный выбор предлога или неуместное его использование. Например, ошибочно: указал о том…, прав.: указал на то….

· Употребление одной управляемой падежной формы при двух управляющих словах с разным управлением. Например, неправ.: Он любит и увлекается спортом; прав.: Он любит спорт и увлекается им; неправ.: Я лечу и забочусь о больных; прав.: Я лечу больных и забочусь о них.

Нормы употребления причастий и деепричастий

А. Правила употребления причастий и причастных оборотов

· Определяемое слово должно стоять прямо непосредственно до или после причастного оборота. Например, неправ.: Приведенные факты в докладе очень показательны; Спортсмены спешат к реке, приехавшие в лагерь; прав.: Приведенные в докладе факты очень показательны; Спортсмены, приехавшие в лагерь, спешат к реке.

· Причастие должно согласоваться с определяемым словом в роде, числе и падеже. Например, неправ.: В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе мальчика, тосковавш ем по свободе; прав.: В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе мальчика, тосковавш его по свободе.

· Нарушением нормы является искажение структуры предложения, например, употребление причастного оборота и придаточной части в качестве однородных элементов: В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой; прав.: В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и который служил жильцам полкой.

 

Б. Правила употребления деепричастий

· Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например, ошибочной будет конструкция: Вспоминая славные походы, время летит быстро. – Ср. прав. вариант: Вспоминая славные походы, я ощущаю, как быстро летит время.

· Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Неправ.: Выполнив (сов. вид) работу и думая (несов. вид) о завтрашнем дне, он предвкушал удачу. Прав.: Выполняя (несов. вид) работу и думая (несов. вид) о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.

· Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Неправ.: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода. – Ср. прав.: Когда баржа поднимется вверх по Волге, она будет разгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.

· Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении. Неправ.: Подходя к лесу, мне стало холодно. – Ср. прав.: Подходя к лесу, я почувствовал холод.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое грамматические нормы?

2. Что регламентируют морфологические нормы?

3. Каковы основные нормы, касающиеся образования и употребления форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов?

4. Чем различаются существующие в языке морфологические варианты?

5. Что регламентируют синтаксические нормы?

6. Каковы основные типы синтаксических норм?

РАЗДЕЛ № 3

СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Лекция № 6

Функциональные стили современного русского

литературного языка. Научный стиль. Общая характеристика

План

1. Понятие функционального стиля. Взаимодействие функциональных стилей русского языка.

2. Научный стиль. Сфера применения, стилевые черты.

3. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

4. Подстили научного стиля.

 

-1-

Язык выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. К важнейшим общественным функциям языка относятся: 1) общение, 2) сообщение, 3) воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-грамматических и синтаксических средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями [14].

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально-значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере [15].

На вопрос, сколько же стилей в современном русском литературном языке, ученые отвечают по-разному. Большинство исследователей считает, что в современном русском литературном языкесуществует пять функциональных стилей:

- разговорный (или разговорно-бытовой);

- научный;

- официально-деловой;

- публицистический (или газетный);

- стиль художественной литературы.

Стили не образуют замкнутых систем. Они создаются на основе словарного фонда и грамматического строя русского языка. Поэтому современный русский литературный язык характеризуется взаимодействием функционально-стилевых сфер и стилей. К каждой функционально-стилевой сфере предъявляются единые требования:всякое высказывание должно быть не только правильным (соответствующим литературным нормам данного языка),но и ясным, достаточно выразительным, логичным, точным. Но при этом каждый стиль характеризуется ведущими, специфическими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении (см. табл. 1).

- 2 -

Научный стиль речи является средством общения в области науки, в том числе и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного стиля речи является важной составной частью культуры устной и письменной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности человека.

В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с появлением научной терминологии – прежде всего в результате перевода научных текстов с европейских языков. Значительный вклад в формирование и совершенствование научного стиля внес М.В. Ломоносов. Окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.

Сфера научного общения имеет своей целью точное, логичное и однозначное выражение мысли. Мысль строго аргументируется, рассуждения излагаются в четкой логической последовательности. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер научного мышления. Все это определяет общие стилевые черты научного стиля:

- научная тематика;

- точность и логичность изложения;

- стремление к абстрактности и обобщению;

- объективность (отсутствие четко выраженного авторского отношения к излагаемому).

Названные черты находят свое выражение в языковых характеристиках научного стиля:

· Такое свойство стиля, как точность, предопределяет использование в нем специальной научной и терминологической лексики.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие из специальной области знания или профессиональной деятельности.

Стремление к точности проявляется и в том, что многозначные слова в научном стиле употребляются не во всех своих значениях, а, как правило, в одном и реже – в двух прямых значениях. Например, у слова «речь» словари отмечают пять значений: 1) способность говорить, говорение; 2) разновидность или стиль языка; 3) звучащий язык; 4) разговор, беседа; 5) публичное выступление. В научном стиле реализуются второе и пятое значения.

· Тяготением к обобщению обусловлено преобладание абстрактной лексики над конкретной. Например, в предложении Исследователи имеют право на собственное представление о перспективах развития науки и изложение своей точки зрения используются сразу несколько существительных, выражающих абстрактные понятия: представление, перспективы, развитие, изложение, точка зрения.

· Абстрактностью изложения определяется преобладание имени существительного над глаголами (ср.: глаг. бежать передает значение конкретного действия; сущ. бег обозначает абстрактное понятие). Автор и его отношение к излагаемому в научном тексте не проявляются, поэтому отсутствуют глаголы и личные местоимения 1-го лица единственного числа, они заменяются обычно формами множественного числа (не «я полага ю», а «мы полага ем, счита ем, рассматрива ем»). Большинство глаголов в научном стиле употребляется в форме 3-го лица (существует, наблюдается, происходит, отличается и т.п.).

· Логичность и аргументированность, свойственные научному стилю, находят отражение в четкой композиции текстов, в правильном построении предложений.

 

- 3 -

Научный стиль представляет собой разновидность литературного языка, которая состоит из единиц различных языковых уровней: лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Как и каждый функциональный стиль, научный стиль имеет свои особенности в использовании элементов этих уровней, в выборе языковых средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...