Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сила голоса имеет большое значение: речь оратора должна быть хорошо слышна в разных концах аудитории. Однако если голос выступающего слишком громкий, это может вызвать раздражение у слушателей.




Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию. Поэтому во время выступления рекомендуется время от времени плавно повышать и понижать голос.

Для убедительности речи следует говорить медленно и в низкой тональности, оставаясь в рамках естественного диапазона своего голоса.

Кроме чисто физиологических предпосылок полноты и звучности голоса (правильное речевое дыхание), есть и психологические предпосылки. Это уверенность оратора в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора.

Следующий важный компонент техники речи – ее темп, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

Темп речи зависит от многих факторов:

· от темперамента говорящего (люди флегматичные нередко говорят медленно, вяло; холерики, наоборот, склонны к скороговорке);

· от психологического состояния оратора в момент речи (если выступающий спокоен, он говорит размеренно, давая слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи; люди, робеющие перед аудиторией, часто говорят слишком быстро, что мешает усвоению содержания речи);

· от особенностей аудитории (в подготовленной аудитории темп речи может быть более быстрым, чем в аудитории неподготовленной);

· от характера излагаемого материала (новый материал должен подаваться в более медленном темпе, чем материал, уже известный слушателям).

Рекомендуется во время выступления менять темп речи. Это придает ей выразительность, а также меняет скорость восприятия, не давая слушателям отвлекаться.

Важную роль в технике речи играет интонация. По подсчетам психологов, существует более 20 разновидностей интонации, выражающих различные чувства: радость, уныние, удивление, сомнение, негодование и т.п. Голос оратора должен выражать те чувства, которые соответствуют содержанию речи. Если этого не происходит (например, о грустном говорится веселым голосом, а о радостном – голосом печальным), слушатели не усваивают около 30% информации. Таким образом, выступающий должен научиться сдерживать свои эмоции, полностью погружаться в содержание речи.

Профессиональная речь отличается хорошей дикцией, позволяющей слышать и понимать сказанное всем и в любом месте аудитории. Это качество отрабатывается при постановке голоса, увеличении выносливости речевых органов и слаженности их движений.

В практике публичных выступлений дикция связана с орфоэпией (правильным произношением). Если оратор не уверен в правильном произношении того или иного слова, лучше его не использовать до тех пор, пока не будет возможности обратиться к орфоэпическому словарю.

Работа над дикцией – составная часть постановки профессионального произношения.

Гибкость, активность и податливость речевого аппарата и его отдельных мышц развивается при помощи артикуляционной гимнастики – специальных упражнений для рта, губ, челюстей.

Хорошая дикция предполагает умение держать паузу. Паузы играют важную психологическую роль в публичной речи: они позволяют привлечь внимание к наиболее важным моментам выступления, активизировать внимание аудитории, заинтриговать слушателей.

6.2. Речевые средства, их качество – центральный элемент производимого оратором впечатления.

Следует иметь в виду, что портят речь:

· речевые штампы (ср.: выразить глубокую благодарность; проходить красной нитью; проходить широким фронтом; трудно переоценить ту роль… и т.п.);

· канцеляризмы (например: Со стороны отдельных студентов имеют место случаи нарушения дисциплины; В деле повышения экономичности работы двигателя.., Каждая мать хочет, чтобы за ее ребенком ухаживало одно и то же лицо);

· вульгаризмы; жаргон (беспредел, чувак, колбаситься и т.п.);

· многословие (ср., например: Позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне предоставлена. Ср. также: в августе месяце, пять человек студентов, семь штук трансформаторов, потерпеть полное фиаско);

· слова-паразиты (так сказать, как бы, в общем, значит, по большому счету и т.п.);

· ошибки в произношении (м[зэ]й, компью[т’е]р, кон[чн]о, оче[чн]ик, аф[о]ра);

· неправильное ударение (ходатАйствовать, квАртал, катАлог);

· ошибочное употребление слов (Декада технической книги будет проходить пять дней (слов декада означает «десять дней»); удовлетворять современным потребностям (смешение сочетаний удовлетворять требования и отвечать потребностям);

· вычурность, манерность, искусственное усложнение речи (произвести повертывание рукоятки; Этот вопрос заслуживает особого внимания, ибо не имеет в науке однозначного решения);

· неоправданное использование иностранных слов (Диверсификация видов собственности – вместо разнообразие; лимитировать рассматриваемые вопросы – вместо ограничивать рассматриваемые вопросы).

Способствуют убедительности речи:

· богатство словаря;

· соблюдение норм литературного языка;

· образность и выразительность речи.

Образность речи имеет чрезвычайно важное значение в публичном выступлении, поскольку с помощью образных средств оратор оказывает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Важнейшими средствами создания образности речи являются тропы (слова, употребленные в переносном значении): метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола (см. лекцию №2).

К средствам выразительности речи относятся синтаксические фигуры: риторические вопросы, повторы, инверсия, риторические восклицания, градация, антитеза и др.

Говорящему следует помнить, что одним из залогов успеха его выступления является личностный подход к слушающим. Суть его состоит в том, что убеждение должно вестись с позиций так называемого «Вы-подхода», как бы с позиций собеседника. Отражением этого служат соответствующие словесные конструкции (см. табл. 5).

Таблица 5

 

Следует избегать формулировок Следует применять формулировки
«Я бы хотел…» «Мне это представляется интересным…» «Я пришел к такому выводу…»   «Хотя вам это и неизвестно…» «Вы, конечно, об этом еще не знаете…» «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» «Не хотите ли Вы…» «Вероятно, Вам будет интересно узнать…» «Давайте проанализируем факты…»; «Давайте разберемся…» «Как вы, конечно, знаете…» «Очевидно, вам уже известно…» «Вы, наверное, уже об этом слышали…»

 

6.3. Успех публичного выступления не в последнюю очередь зависит и от правильного использования невербальных средств общения – жестов, мимики, взгляда, позы, расположения в пространстве.

Жесты. Жесты –одно из средств передачи информации, призванное усиливать эту информацию, воздействовать на слушателей.

Человеческая деятельность в значительной степени осуществляется при помощи рук, поэтому жесты являются способом выражения эмоций, переживаний.

Не следует злоупотреблять жестикуляцией во время выступления. Излишняя жестово-мимическая виртуозность, по выражению Д.И. Писарева, не только не украшает оратора, а вызывает у слушателей чувство иронии. В «Правилах высшего красноречия» М. Сперанского есть такое наставление: «Рука движется только в местах страстных, жарких и живых».

Отметим кстати, что специалисты по риторике рекомендуют определить с помощью зеркала, как лучше держать руки во время выступления, чтобы выглядеть естественно. Для неопытного докладчика лучше опустить их вдоль тела. Не нужно засовывать руки в карманы. Не стоит также скрещивать руки на груди или сцеплять их сзади в замок.

Жесты должны быть адекватны содержанию речи, подчеркивая отдельные, наиболее важные, смысловые моменты. Истинное мастерство оратора проявляется в единстве слова и жеста. Говорят, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, так как они увлечены содержанием речи оратора.

Необходимо вносить разнообразие в жестикуляцию. Не следует пользоваться одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам наибольшую убедительность.

Поза. Оратору необходимо следить за позой во время выступления. Когда выступающий покачивается взад-вперед, шаркает ногами или топчется, это отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечить свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это не означает, что нужно стоять неподвижно.

Мимика. Выражение лица – главный показатель чувств говорящего. Выступающему публично необходимо следить за своей мимикой, стремиться к тому, чтобы лицо выражало только те чувства, которые говорящий хотел бы обнаружить перед аудиторией. В мимических выражениях не должны проявляться неуверенность оратора, его плохое настроение, а также негативное отношение к слушателям. Следует также обращать внимание на то, верно ли мимика передает соответствующие эмоции, достаточно ли она выразительна.

«Эффект луча». Опытный выступающий за время выступления создаст у каждого слушателя впечатление, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: когда оратор смотрит на одного из слушателей, трем-пятерым из них, находящимся перед ним на луче, соединяющем оратора с ними, кажется, что говорящий смотрит на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается как равнодушное отношение оратора к слушателям.

Однако не следует подолгу останавливать взгляд на отдельных лицах: долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.

Улыбка. Улыбка – это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь». Все это приятно сознавать, поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов.

Хорошую улыбку можно «сделать»: находясь перед зеркалом, нужно заставить себя засмеяться, а затем «запомнить» мышцам лица это состояние и постараться его повторить. (А.С.Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях.)

6.4. Для того чтобы добиться успеха в публичном выступлении, оратор должен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В соответствии с представлениями классической риторики, говорящий обладает тремя способами воздействия на аудиторию – логосом, этосом и пафосом, гармоничное сочетание которых должно сделать речь убедительной и влиятельной. Основополагающим в этой триаде древние считали этос – нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Но и собственно знание предмета, владение логикой и искусством аргументации (все это соответствует понятию логос) являются неотъемлемой составляющей хорошего выступления, способного заинтересовать аудиторию. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием пафос. Использование интонационных средств (паузы, смена темпа речи, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.

Остановимся подробнее на психологических аспектах установления контакта оратора и аудитории.

Прежде чем начать говорить, выступающему необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление.

Эффективен прием неожиданного начала, когда выступление начинается совсем не так, как ожидалось присутствующими. Например, доцент, приехавший в одну из школ с целью «рекламировать» свой вуз, начал выступление с того, что не собирается вести никакой агитации, поскольку в его институте и без того большой конкурс, и только хочет предостеречь от подачи случайных заявлений. Естественно, этот прием сработал лучше всякой рекламы и выступающий добился поставленной цели.

Некоторые ораторы используют прием обнаружения перед аудиторией своего волнения. Это волнение слушатели воспринимают как комплимент, проявление уважения к себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...