В основной части выступления можно использовать прием «эллипса» – недоговаривания последнего слова фразы. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного восприятия.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Анекдот, шутка улучшают восприятие (если, конечно, не покоробят слушателей). Способствуют усилению внимания аудитории личные комментарии выступающего, анализ житейских ситуаций, собственных наблюдений и т.д. Стимулирует внимание слушателей апелляция к их интересам, сопереживание оратора, различного рода вопросы к аудитории. Если выступающему задали вопрос и он не знает, как на него ответить, лучше честно сознаться в этом, чем уходить от ответа, создавать видимость ответа. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас». Важна также форма преподнесения материала. В методической литературе не рекомендуется читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%. Таким образом, умение произносить речь имеет огромное значение в ораторской практике. Только произносимая, а не читаемая речь допускает возможность импровизации, эмоционального контакта с аудиторией.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что изучает риторика? Каковы ее предмет и задачи? 2. Какие виды ораторской речи вы знаете? 3. Перечислите основные риторические законы. 4. Расскажите об этапах подготовки к публичному выступлению. 5. Что понимается под композицией речи? Охарактеризуйте цели и задачи каждой из композиционных частей. 6. Какие методы изложения материала вы знаете? 7. Что составляет технику речи? 8. Какова роль невербальных средств в ораторском выступлении? 9. Назовите языковые средства, способствующие убедительности ораторской речи. 10. Использование каких языковых средств снижает эффективность речи?
11. Охарактеризуйте психологические приемы установления контакта оратора с аудиторией.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Проспект, 2015. 2. Скорикова Т.П. Практикум по русскому языку и культуре речи: учебн. пособие. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014.
Дополнительная литература 1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 2. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Культура речи. Деловое общение: учеб. для бакалавров. – М.: КноРус, 2012. 3. Ганапольская Е.В., Хохлов А.В. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2012. 4. Иванова А.Б. и др. Культура речи и деловое общение: курс лекций. Самара: СамГУПС, 2014. 5. Мальханова И.А. Деловое общение. Уроки речевика-имиджмейкера: учебн. пособие для вузов. – М.: Проспект, 2015. 6. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. 7. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно-практическое пособие для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
Методические разработки 1. Активные и интерактивные формы обучения в вузе [Электронное издание]: методические рекомендации для преподавателей / сост.: Л.П. Лунева, А.Б. Иванова, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова, Е.А. Краснова, Л.А. Виноградова. – Самара: СамГУПС, 2013. 2. Контрольные тесты по дисциплине «Русский язык и культура речи»: для студ. всех специальностей очной формы обучения / сост.: Л.П. Лунева, А.Б. Иванова, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова. – Самара: СамГУПС, 2008. 3. Русский язык и культура речи: методические указания к выполнению практических работ для обучающихся специальностей 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» спец-ии «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование», 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог» спец-ий «Локомотивы», «Вагоны», «Электрический транспорт железных дорог», «Технология производства и ремонта подвижного состава», «Высокоскоростной наземный транспорт», 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» спц-ии «Магистральный транспорт», 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» спец-ий «Электроснабжение железных дорог», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта», 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» спец-ий «Строительство магистральных железных дорог», «Управление техническим состоянием железнодорожного пути», «Мосты» очн. формы обучения / сост.: А.Б. Иванова, Е.А. Краснова, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова. – Самара: СамГУПС, 2015.
4. Русский язык и культура речи [Текст]: метод. указ. по выполнению практических работ для обучающихся по направлениям подготовки: 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (проф. №1 «Электрический транспорт»), 15.03.06 «Мехатроника и робототехника», 20.03.01 «Техносферная безопасность» (проф. «Транспортная безопасность»), 27.03.01 «Стандартизация и метрология», 27.03.03 «Системный анализ и управление», 38.03.02 «Менеджмент» (проф. №1 «Логистика», проф. №2 «Производственный менеджмент») очн. формы обучения / сост.: А.Б. Иванова, Е.А. Краснова, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова. – Самара: СамГУПС, 2015. 5. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс. – Самара: СамГУПС, 2014. 6. Тренировочные тесты по дисциплине «Русский язык и культура речи» / сост.: Л.П. Лунева, С.Ю. Иванова. – Самара: СамГАПС, 2006. Словари и справочники 1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. – М., 2012. 2. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001. 3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., 2002. 4. Введенская Л.А. Учебный словарь омонимов русского языка / Л.А.Введенская, Н.П. Колесников. – М., 2005. 5. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические Фомы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медия, 2011.
6. Каленчук М.Л. Большой орфоэпический словарь русского языка: литературное произношение и ударение начала XXI в.: норма и ее варианты. / М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Р.Ф. Касаткина; под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Аст-пресс, 2012. 7. Колесников Н.П. Лексико-грамматический словарь русского языка: словарь несклоняемых слов. Словарь односложных слов. – Ростов н/Д, 1996.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008. 8. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум. – М., 2012. 9. Лопатин В.В. Прописная или строчная? Орфографический словарь / В.В.Лопатин, И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. – М.: Эксмо, 2011. 10. Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка / В.В.Лопатин, О.Е. Иванова, Ю.А. Сафонова. – М.: Эксмо, 2012. 11. Лопатин В.В. Слитно или раздельно? Орфографический словарь / В.В.Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Эксмо, 2012. 12. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П.Кабанова. – М., 2011. 13. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова. – М., 2013. 14. Словарь синонимов. Словарь антонимов / сост. О.А. Михайлова: 4 книги в одной. – М., 2014. 15. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – М., 2008.
Учебное издание
Иванова Анна Борисовна Краснова Елена Александровна Логинова Елена Юрьевна Темникова Наталья Юрьевна
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|