Риторика как наука об ораторском искусстве; ее предмет и задачи.
2. Виды ораторской речи. 3. Риторические законы. 4. Подготовка публичного выступления. 5. Композиция речи. Методы изложения материала. 6. Произнесение речи. 6.1. Технические характеристики звучащей речи. 6.2. Вербальные средства оратора. 6.3. Невербальные средства оратора. 6.4. Приемы установления и поддержания контакта оратора и аудитории. -1-
Существует множество определений риторики, но почти во всех присутствует понятие «искусство», «мастерство»: искусство убеждения, искусство говорить хорошо, искусство украшения речи, искусство речевого воздействия и т.д. Следует отметить определение, предложенное А.К. Михальской: «Риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи»[19]. Это обобщающее определение мы будем использовать как рабочее. В советское время риторика – и как учебная дисциплина, и как область исследования – была под запретом, поскольку противоречила самой сути тоталитарного режима (риторика – «дитя демократии»). Понятие «риторика» связывалось с пустословием, краснобайством, напыщенной речью, что отражено, в частности, в Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова (М., 1939. Т.3). В настоящее время подобное понимание риторики уходит в прошлое. Сейчас риторика – чрезвычайно актуальная сфера исследования, тесно соприкасающаяся с такими областями науки о языке, как стилистика, прагматика, культура речи. Путь современной риторики – это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ[20]. Положение риторики в системе знаний определяется неразрывной связью ее с такими науками, как логика, этика, философия, психология. Убеждение построено на законах логики и знании психологии человека. Диалектические основы науки убеждать заложены выдающимися философами античности.
Необходимость изучения риторики очевидна, так как именно владение риторическими знаниями обеспечивает успех коммуникации в разных областях человеческой жизни – и бытовой, и профессиональной. Особенно важны эти знания тем, чье умение общаться с людьми является частью профессиональной подготовки: преподавателям, журналистам, юристам, руководителям разных рангов, политикам и др.
-2-
Публичная, или ораторская, речь – это устная речь, направленная на то, чтобы донести до слушателей определенную информацию, сформировать у них четкое представление о каком-либо предмете, явлении, событии, а также побудить их к конкретным действиям, поступкам. В современной научной и методической литературе существует множество классификаций ораторской речи. В их основу положены различные принципы. Так, устные выступления делятся на монологические и диалогические, на эмоциональные и рациональные. Многие исследователи рассматривают виды публичной речи в зависимости от сферы коммуникации [21]. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. Таким образом, выделяются социально-политическая речь – выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этические темы. К этому виду публичной речи относятся доклады на съездах, собраниях; дипломатические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские выступления; академическая речь – вид речи, предназначенный для передачи научных сведений, способствующий формированию научного мировоззрения. К нему относятся вузовская и научно-популярная лекция, научный доклад, научное сообщение, обзор научных проблем;
судебная речь – вид речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд. Выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитную, речь; духовная речь – вид речи, связанный с церковно-богословской сферой. К этому виду красноречия относятся проповедь, речь на соборе, которые произносятся либо в церкви, либо в другом месте для прихожан и соединяются с церковным действием, а также официальная богословская речь, адресованная самим служителям церкви; социально-бытовая речь – речь, связанная с такими ситуациями, как поздравление (тост; торжественное слово, посвященное отдельной личности, организации, предприятию) или прощание с ушедшим из жизни (поминальное слово). Публичные выступления классифицируются также в зависимости от цели высказывания. Выделяются: информационная речь (цель – обогатить слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете речи); убеждающая речь (цель оратора – убедить аудиторию согласиться с ним в сложном вопросе, по которому нет единой точки зрения); призывающая к действию речь (цель – с помощью убедительных фактов активизировать психическую восприимчивость слушателей и призвать их к конкретному действию); речь по специальному поводу (приветственная, благодарственная, торжественная, траурная речь).
-3-
Любое публичное выступление, независимо от того, к какому виду ораторской речи оно относится, должно обладать следующими качествами: определенностью (ясностью и недвусмысленностью), непротиворечивостью, последовательностью, обоснованностью и доказательностью. Все эти качества обеспечиваются соблюдением основных формально-логических законов. Формально-логические законы имеют самостоятельное значение и действуют независимо от воли и желания людей в любом процессе познания. Эти законы отражают закономерные процессы и явления объективного мира. Первый формально-логический закон – закон тождества: каждая мысль в процессе рассмотрения должна иметь одно и то же содержание. Это означает, что в процессе рассмотрения нельзя подменять один предмет мысли другим. Второй закон – закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Например, не могут быть одновременно истинными суждения в следующем алогичном высказывании: «Воин лежал на поле битвы невредим с разбитой головой».
Закон противоречия обычно используется в доказательствах: если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно. Третий закон – закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Например, если истинно суждение «Наша фирма является конкурентоспособной», то суждение «Наша фирма не является конкурентоспособной» ложно. Четвертый закон – закон достаточного основания: каждая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Осознанное применение перечисленных формально-логических законов дисциплинирует мышление, позволяет сделать выступление аргументированным, помогает избежать логических ошибок.
-4-
Подготовка к публичному выступлению – сложный процесс, отражающий «путь» от мысли к слову, включающий в себя целый ряд этапов. Задумавший речь должен ответить для себя на три вопроса: Что сказать? Где сказать (в какой последовательности)? Как сказать (какими словами)? Этим вопросам соответствуют важнейшие разделы классического риторического канона (правила, образца; от греч. kanon – «правило»): изобретение содержания речи, расположение изобретенного и его словесное выражение. Изобретение содержания речи (или инвенция) связано рядом конкретных действий. 1. С выбором и формулировкой темы. Тема должна быть близка выступающему и актуальна для слушателей. В формулировке темы должна быть заявлена стержневая идея выступления. 2. С определением цели выступления. Только имея перед собой четкую цель, можно сделать выступление действенным. 3. Со сбором и изучением материала. В качестве источников материала могут выступать официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочная литература (словари, энциклопедии, статистические сборники, библиографические указатели и т.д.), художественная литература, статьи из газет и журналов, передачи на радио и телевидении, результаты социологических опросов, собственные знания и опыт.
Расположение (построение) речи (или диспозиция) предполагает 1) составление плана; 2) написание вступления, основной части, заключения. Выражение ( или элокуция ) связано с написанием текста выступления, с подбором оптимальных языковых средств для передачи содержания речи. Чтобы найти слова, аргументы, которые в кратчайший срок убедят слушателей, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в необходимой последовательности. Запоминание речи (или мемориа). Для лучшего восприятия речи рекомендуется не читать текст «с листа», а произносить его свободно. Только произносимая, а не читаемая речь допускает возможность импровизации, эмоционального контакта с аудиторией. Произнесение речи (или акцио). Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, ее возраст, образовательный и культурный уровень. Также необходимо представлять, где будет проходить выступление – в большом зале или в маленьком помещении, какова акустика выбранной аудитории, не тесно ли будет слушателям. Подготовка публичного выступления – процесс творческий, сложный и длительный, он определяется как уровнем профессионализма и культуры оратора, так и соблюдением необходимых организационных моментов.
-5-
Логическая организация речи предполагает четкость композиции (от лат. compositio – «составление, сочинение), поэтому важной частью докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения. Классическая модель композиции включает следующие элементы: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение и заключение. Каждая из частей имеет свои целевые установки. Основная задача вступления – подготовить слушателей к восприятию речи: расположить их к себе, организовать внимание аудитории. Для этого используется ряд приемов: обращение к слушателям, апелляция к их интересам, вопросы, яркие примеры, случаи из жизни и т.д. В главной части оратору важно сообщить основную информацию, доказать свои положения, при необходимости опровергнуть точку зрения оппонента, убедить слушателей и, возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки главной части выступления необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое требуется доказать), аргументам (доводам в обоснование тезиса), основным типам аргументов (аргумент к существу дела, аргумент к авторитету, аргумент к человеку), уместности их использования и правилам доказательства.
Построение главной части выступления зависит от метода изложения материала. Существуют шесть основных методов изложения. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Речь начинается с описания частных фактов, деталей, а потом слушатели подводятся к обобщениям и выводам. Этот метод изложения обычно используется в агитационных выступлениях. Например: Уважаемые избиратели! Разрешите представить вам кандидата в депутаты Самарской Городской Думы Инну Савельевну Савченко. Инна Савельевна долгое время занимала в издательской компании «Вектор» должность руководителя отдела маркетинга и распространения. Она зарекомендовала себя как грамотный и инициативный сотрудник, великолепный организатор. Через год после ее прихода в компанию тираж изданий увеличился на 20%, ею была разработана и внедрена новая система распространения изданий в регионах. Благодаря ее усилиям у компании появились новые партнеры и рекламодатели. Инна Савельевна умеет находить решения в сложных обстоятельствах, ее действия всегда нацелены на достижение результата. Голосуя за Инну Савельевну Савченко, вы обретете в Думе надежного защитника интересов среднего класса. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Сначала выдвигается общее положение, а затем его смысл разъясняется на конкретных примерах. Дедуктивным методом часто пользуются в рекламных выступлениях. Например: Предлагаем вашему вниманию цифровую многофункциональную технику (MFP) Nashuatec, позволяющую резко снизить расходы средств и времени на копирование документов. Созданный на базе копировального аппарата MFP Nashuatec объединяет копир, принтер, факс и сканер, сочетая выносливость и скорость копира (миллионы отпечатков за срок службы и десятки копий в минуту) с качеством лазерного принтера (600 точек на дюйм). Теперь пользователю нет необходимости ждать, пока персональный принтер отпечатает 200-страничный каталог со скоростью 8-10 страниц в минуту, далее размножать его на копировальном аппарате в количестве 40 экз., теряя в качестве, а затем раскладывать все листы на 40 стопок. Достаточно просто отправить документ со своего компьютера на MFP Nashuatec, задав количество копий, и вы получите 40 подобранных и отсортированных 200-страничных каталогов, при необходимости в обложках и сброшюрованных. Этот образец японской технологии заменяет десяток принтеров, копировальный аппарат и несколько факсов, занимая 1-1,5 кв. м вашего офиса. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Например: Я убежден, что большинство людей боится жизни. Мы боимся быть самими собой. Жизнь связана с риском. Она означает активную вовлеченность. Жизнь - это испачканные руки. Это прыжок в центр толпы. Это падение лицом вниз. Но это и взлет выше головы, к звездам! Мне нравится такой образ. Когда мы появляемся на свет, то получаем весь мир в качестве подарка. Огромная коробка с громадной, длиннющей лентой! Однако некоторые люди даже не утруждают себя, чтобы развязать ленту, не говоря уж о том, чтобы раскрыть коробку. Если же они все-таки открывают ее, то ожидают увидеть там только красоту, чудо и восторг. (По Л. Баскалья) Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Оратор переходит от общего рассмотрения излагаемого вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Например: Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которое мы уничтожили во взаимоотношениях. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу – и я тебя вижу, я тебя знаю – и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие – это пожелание. (По А. Акишиной) Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Например: Если вы хотите обратиться к помощи нашей компании в осуществлении монтажа локальной компьютерной сети, вам необходима следующая информация. Цена. Общая цена комплектующих и работы по монтажу составляет 160 тыс. руб. Доставка. Доставка осуществляется силами нашей организации в течение одного месяца. Срок действия. Наше предложение действительно в течение трех месяцев с момента заключения договора. Оплата должна быть произведена по безналичному расчету через филиал банка не позднее 15 дней после выставления счета-фактуры. Благодарим Вас за внимание к продукции нашей компании. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином предмете, явлении с течением времени. Например: Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в ХVII-начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину ХIX в. Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала деловую, научную, ораторскую прозу. Во второй половине ХIX в. начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической школы становится изучение художественной и поэтической форм речи. После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учения о прозе. В 1918 г. в Петрограде был создан «Институт живого слова». В 50-60-е гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране. Научный и общественный интерес к риторике возродился в 70-е гг. Как правило, в главной части выступления сочетается несколько из перечисленных методов. Заключение выступления должно закрепить впечатление от сказанного, помочь аудитории привести в систему все услышанное. Последнее очень важно в процессе обучения, в научной и других сферах профессионального общения. Кроме того, в заключении можно назвать тему следующего выступления (при повторяющихся встречах с аудиторией – лекциях, уроках, теле- и радиопередачах) и наметить пути развития высказанных идей.
-6- 6.1. Произнесение речи – очень важный, собственно коммуникативный, этап риторической деятельности. Каждому человеку, выступающему публично, необходимо владеть техникой речи: навыком правильного речевого дыхания; сильным, звучным голосом; хорошей дикцией; навыком оптимального интонирования речи; умением паузировать речь. Важной составляющей ораторского мастерства является навык правильного речевого дыхания. При постановке дыхания важно обратить внимание на положение тела при говорении (тело должно быть слегка наклонено вперед), на владение диафрагмально-реберным дыханием, на ровное распределение воздуха при выдохе, на умение добирать воздух в процессе речи. Звук образуется при выдохе, поэтому нужно отрабатывать как можно более долгий и плавный выдох. Постановка и воспитание голоса – это выработка умения пользоваться всеми голосовыми данными человека (силой, высотой, тембром).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|