Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция РФ 1993 года. Принципы и юридические свойства Конституции РФ. Структура Конституции РФ.




Черты Конституции (по Н.А. Михалёвой):

1. Легитимность (значит остальные нелегитимны? – некорректно)

2. Итоговый характер предписаний (можно изменить – некорректно)

3. Перспективность

4. Реальность (остальные нереальны? – некорректно)

5. Верховенство

6. Стабильность (не стыкуется с итоговым характером предписаний – некорректно)

7. Фундамент правовой системы

Принципы Конституции:

1. Принцип народовластия (народного суверенитета)

2. Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ)

3. Принцип республиканской формы правления

4. Принцип приоритета прав человека

5. Принцип федеративного государственного устройства

 

Юридические свойства Конституции – это те признаки, которые отличают Конституцию от текущего законодательства:

1. Особая юридическая сила состоит в том, что ни один нормативный правовой акт (НПА) не может противоречить Конституции. Конституция обладает абсолютной высшей юридической силой (!)

2. Особое содержание состоит в том, что никакой другой НПА не может включать в себя нормы, в совокупности регламентирующие важнейшие общественные отношения.

3. Особый порядок разработки, принятия и изменения. Для Конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 годов: 1. Создание и деятельность Конституционной комиссии – создание проекта Конституции; 2. Всенародное обсуждение проекта в трудовых коллективах, общественных организациях, СМИ. Задача – одобрение в целом и внесение предложений о совершенствовании отдельных норм; 3. Принятие Конституции высшим законодательным органом (Всероссийским Съездом Советов или Верховным Советом); 4. Опубликование в официальном издании, что означало вступление Конституции в силу. Для Конституции 1993 года: 1. Создание и деятельность Конституционной комиссии – создание проекта Конституции; 2. Всенародное обсуждение проекта в трудовых коллективах, общественных организациях, СМИ. Задача – внесение предложений о совершенствовании норм проекта; 3. Созыв Президентом РФ Конституционного совещания «для завершения подготовки проекта Конституции» 5 июня 1993 г. 12 июля 1993 г. проект Конституции был согласован и одобрен совещанием; 4. Референдум 12 декабря 1993 г. Результаты: приняло участие 54.8%, проголосовало «за» 58.4%; 5. Официальное опубликование текста Конституции по результатам референдума, что означало вступление её в силу. Опубликование произошло 25 декабря 1993 года.

4. Особое действие: 1. Прямое (непосредственное); 2. Опосредованное (через другие НА).

Конституция действует прямо:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия ФЗ;

б) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; (ЗДЕСЬ ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ КС РФ И ВС РФ)

г) когда закон либо иной НПА, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать данные правоотношения, отсутствует.

5. Особый способ защиты: Президент, Федеральное Собрание, Конституционный Суд.

 

Псевдоним А.И. Лукьянова как поэта (???) (ДНЕПРОВ)

Кто был секретарем Конституционной комиссии в 1993 г. (???) (Председатель СДПР) (РУМЯНЦЕВ О.Г.)

Структура Конституции РФ:

1. Преамбула

2. 2 раздела

3. 9 глав

4. 9 пунктов

5. 137 статей

 

Что сказал Европейский суд в отношении второго раздела Конституции РФ и УПК.

Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ

Способы изменения Конституции:

1. Общий (парламентский) порядок внесения поправок

Распространяется только (!) на главы с 3 по 8 Конституции РФ

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г.

Поправка к Конституции РФ – любое изменение текста глав 3 – 8 Конституции РФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав Конституции РФ.

Предложения о поправках Конституции могут вносить: Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Группа депутатов ГД не менее 1/5, Совет Федерации, Группа членов СФ не менее 1/5, Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Предложение о поправке à ГД 2/3 à СФ 3/4àЗ(П)О субъектов РФ 2/3 à СФ à Президент РФ

2. Внепарламентский порядок пересмотра

Распространяется только (!) на главы 1,2,9 Конституции РФ

ФКЗ «О Конституционном Собрании» (пока не принят)

Предложение о пересмотре à ГД 3/5 à СФ 3/5 à Конституционное Собрание (разработка проекта) à 1.(à Конституционное Собрание (принятие) 2/3) 2.(à Референдум)

3. Способы изменения ст. 65 Конституции РФ (список субъектов РФ)

1. По ч.1 ст.137 Конституции РФ «В связи с приемом в РФ нового субъекта РФ», «В связи с образованием нового субъекта», «В связи с изменением конституционно-правового статуса»; à В СООТВЕТСТВИИ С ФКЗ

2. По ч.2 ст.137 Конституции РФ «В связи с изменением наименования субъекта РФ»

ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001

 

Реализация Конституции

Реализация Конституции – это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН.

Формы реализации Конституции:

1. Использование – осуществление возможностей, гарантированных Конституцией (ч.2 ст.35 Конституции РФ);

2. Исполнение – выполнение возложенных Конституцией обязанностей (ч.1 ст.59 Конституции РФ);

3. Соблюдение – несовершение запрещенных Конституцией действий (ч.1 ст.74 Конституции РФ);

4. Применение – деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов» (с)) (п. «а» ст.89 Конституции РФ).

 

Толкование Конституции

Причины необходимости толкования:

1. Сложность юридического языка

2. Наличие специальных терминов

3. Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность

4. Наличие специальной юридической техники

Толкование Конституции РФ – это официальное разъяснение КС РФ смысла и содержания норм Основного Закона. Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

 

Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995)

Неопределенность состоит в том, каким актом принимается поправка к Конституции.

ФКЗ не может быть формой принятия конституционной поправки

1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Использование формы ФКЗ сделало бы невозможным внесение в главы 3 – 8 Конституции РФ поправок

2. ФКЗ принимаются во исполнение Конституции РФ, не может изменять её положений, а также не может стать её составной частью.

ФЗ не может быть формой принятия конституционной поправки

1. Для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия ФЗ;

2. В отношении ФЗ Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия ФКЗ, распространенный статьей 136 Конституции РФ на процедуру принятия поправок.

Вывод: НУЖЕН НОВЫЙ ВИД АКТА! – «Закон РФ о поправке к Конституции РФ»

Конституция: ФКЗ, ФЗ.

КС РФ: ЗОП.

Анализ решения КС РФ по делу о толковании ч.2 ст.137

(Постановление Конституционного Суда от 28.11.1995)

Каким актом? И кто должен включать новое наименование субъекта РФ в ст.65 Конституции РФ?

РФ? Субъект и РФ? Субъект?

Компетенция: ст.71 – федеральная, ст.72 – совместная, ст.73 – региональная.

В ст.71 нет, в ст.72 нет. Ст.73 – по остаточному принципу, а значит изменение наименования – дело субъекта.

Однако! Изменение наименования не должно затрагивать: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов и РФ в целом, интересы других государств, изменение состава РФ, изменение конституционно-правового статуса её субъекта РФ,

Вывод: форма акта – Указ Президента РФ.

Почему не все юристы согласились с этим решением КС РФ??? В литературе существует мнение, что данным решением КС нарушил принцип разделения властей. Но в данном случае Президент – лишь орудие: он претворяет в жизнь решение субъекта. Он не может сказать «НЕТ».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...