Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчет о прибылях и убытках

Сведения о размере прибыли и способах ее получения обычно представляют наиболее важную информацию о бизнесе клиента. Отчет о прибыли и убытках (ОПиУ) содержит информацию о доходах предпринимателя за определенный период времени. ОПиУ относится к периоду времени в отличие от баланса, который всегда относится только к моменту времени.

При составлении балансового отчета собирается информация о текущем состоянии бизнеса клиента на определенный момент, на конкретную дату. В балансе отражаются все активы бизнеса клиента и источники его финансирования. Однако это ничего не говорит нам о том, как эта ситуация в бизнесе изменяется с течением времени. Поэтому, в отличие от баланса, в котором «сфотографированы» данные бизнеса на день проведения анализа, Отчет прибылей и убытков показывает развитие бизнеса за конкретный период, например, месяц. ОПиУ представляет собой движение доходов и расходов за определенный отрезок времени и показывает, дает ли данный бизнес прибыль. Прибыль определяется как разность между доходами и расходами.

ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ

Цель составления ОПиУ:

проанализировать прибыльность основной деятельности клиента.

Многие небольшие фирмы и частные предприниматели ведут учет только по поступлениям и выплатам денежных средств. Такой метод называется «кассовый» метод учета. Этот метод не позволяет определить изменение капитала предпринимателя. Некоторые предприниматели ведут учет как денежных поступлений и выплат, так и доходов и расходов. Для того, чтобы определить величину прибыли за определенный период, нам следует определить доходы и расходы за этот период. При составлении ОПиУ доходы принимаются по минимуму, расходы – по максимуму. Кроме этого, обычно в малом бизнесе размер дебиторской задолженности не изменяется из месяца в месяц. Поэтому при составлении ОПиУ доходы учитываются «кассовым» методом, расходы – методом «начислений». Это значит, что доходы – это реально поступившие деньги в анализируемом периоде, а расходы – это произведенные и начисленные выплаты за определенный период, доля которых относится к анализируемым месяцам.

Как правило, бизнес клиента тесно связан с семейным бюджетом. В этом случае невозможно разделить денежные потоки в бизнесе клиента и в его семье. Очень трудно определить, какую часть прибыли предприниматель тратит на личные нужды, а какую для целей бизнеса. Чаще всего удовлетворяются сначала потребности семьи, а потом бизнеса. Часто остальные члены семьи тоже участвуют в бизнесе. Поэтому связь между бизнесом и семьей очень тесная. Следовательно, при проведении полноценного анализа необходимо рассматривать бизнес клиента и доходы, и расходы его семьи как единое целое.

Доходы от бизнеса

- Расходы от бизнеса

= Прибыль от бизнеса

+ Доход вне бизнеса

- Расход вне бизнеса

= Прибыль чистая 

В зависимости от вида деятельности составление ОПиУ носит некоторые особенности. Поэтому рассмотрим составление ОПиУ для торговли и производства.

 


ТОРГОВЛЯ

Торговля – это вид деятельности по приобретению товаров с целью их реализации. Торговля бывает оптовая, розничная и мелкооптовая. Оптовая – торговля партиями товаров между предприятиями и частными лицами для дальнейшей перепродажи. Розничная – торговля товарами для населения. Мелкооптовая – торговля мелкими партиями и поштучно для различных предпринимателей и населения. Но независимо от вида торговли, сам торговый процесс выглядит следующим образом:

ЗАКУП ТОВАРОВ (цена закупа)

Валовая прибыль (наценка, маржа %)

  Расходы по бизнесу                    

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (цена продажи)

Так как цель ОПиУ – это определение прибыльности основной деятельности, а в торговле основная деятельность – это реализация товаров, то мы анализируем прибыльность продаж за анализируемый период. При составлении Отчета прибылей и убытков мы используем «кассовый» метод. По кассовому методу доходом считается выручка от продаж. Выручка – это сумма поступивших денежных средств (кассовый метод) от реализации товаров и услуг. Согласно методу начисления, моментом реализации считается момент отгрузки покупателю товаров, тогда выручкой будет считаться сумма отгруженных товаров по продажным ценам. В дальнейшем, для простоты изложения, выручку по методу начисления мы будем называть оборотом. Итак, оборот - это движение товаров, выручка – это поступление денег. Главное отличие оборота от выручки – это условия оплаты за товар. Товар, отданный на реализацию и консигнацию, образует в балансе статью «Дебиторская задолженность». В балансе фиксируется размещение капитала предпринимателя, в том числе и заемного, в оборотных или основных средствах, на определенную дату. В ОПиУ определяется прибыльность реализации товара, то есть конечный результат деятельности за период. В cash-flow отражается ликвидность бизнеса, то есть движение денег, источники их поступления и виды расходования за период.

ОБОРОТ – это отгрузка товаров за текущий период.

Отгрузка происходит на следующих условиях:

ü По факту отгрузки, то есть, оплата за товар в момент отгрузки

ü На реализацию, то есть, оплата за товар через определенный срок после отгрузки

ü Предоплата, то есть, отгрузка товара через определенный срок после оплаты

ДОХОД (метод «начислений»)

 ß

ОБОРОТ товаров

ß

ДЕНЬГИ + ДОЛГИ

 

Оплата по факту отгрузки Дебиторская задолженность

 

ДОХОД («кассовый» метод)

ß

ОБОРОТ денег

ß

ВЫРУЧКА

 

 

Оплата                                           Погашение Предоплата
по факту                            дебиторской задолженности
отгрузки                                   за прошлый месяц

             
 
   
3
 

 


А П
2
1
Касса

 

Предоплата
Счета к оплате  
ТМЗ  

Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, предприниматель несет затраты. К ним относятся расходы предпринимателя на закуп, расходы, связанные с доставкой (транспортные расходы, таможенные расходы), хранением (аренда помещения), реализацией (зарплата административного и обслуживающего персонала, рекламные расходы) и организацией процесса торговли (патент, свидетельство, коммунальные расходы, содержание автотранспорта, канцелярские товары, представительские расходы). Расходы основной деятельности можно разделить на две основные группы: это расходы, связанные с закупом товаров или сырья (себестоимость), и расходы, связанные с организацией процесса торговли. Доход – это выручка, получаемая от реализации товаров или услуг.

Выручка от продаж

 - Себестоимость продаж

= Валовая прибыль

- Расходы по бизнесу

= Прибыль от бизнеса

+ доход вне бизнеса

- Расход вне бизнеса

= Прибыль чистая

Если связать движение товаров с балансом, то реализация в части отгрузки товаров по балансу ведется по цене закупа, а в части поступления денег в кассу – по цене продажи. Значит отгруженный товар – это продажа товаров по себестоимости, а оплата за товар – это выручка. Но так как отгрузить мы могли больше, чем получить денег (а это влечет за собой образование дебиторской задолженности), то в ОПиУ в статью себестоимость продаж мы ставим только ту себестоимость товаров, за которые фактически получили деньги в анализируемом периоде (используется «кассовый» метод). Разница, получившаяся между ценой продажи и ценой закупа называется валовой прибылью.


ОТЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

  Месяц Месяц Месяц В среднем
Выручка от реализации        
Маржа, %        
Себестоимость продаж        
Валовая прибыль        
Зарплата        
Аренда        
Камера хранения        
Бензин        
Путевка        
Доставка        
Таможня        
Патент        
Налоги, сборы        
Охрана        
Проценты по займам        
Междугородние переговоры        
Реклама        
Представительские расходы        
Коммунальные расходы        
Прочие        
ИТОГО расходы по бизнесу        
Прибыль от бизнеса        
Прочие доходы        
Прочие расходы        
Чистая прибыль        
Взнос по кредиту        
Остаток        
Рентабельность продаж        

 

 


ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

МАРЖА

Валовая прибыль – это торговая наценка. Размер торговой наценки в процентах от цены закупа называется маржей, то есть маржа показывает, какую долю от себестоимости занимает валовая прибыль.

Маржа – это % от себестоимости. Например, себестоимость 500, маржа 20%, значит Валовая прибыль = себестоимость х маржу(%) = 500 х 20% = 100 или 500 х 20/100

Валовая прибыль равна 100 – это 20 % от 500

 

Маржа =

Валовая прибыль

х100

1 способ
Себестоимость  

Выручка = Себестоимость + Валовая прибыль   или

Выручка = Себестоимость (= 100 %) + % от себестоимости

Маржа = (

Выручка

 - 1) х 100%

2 способ
Себестоимость  

 

При расчете стоимости продаж мы сталкиваемся с проблемой определения закупочной цены проданных товаров. Проблемы определения себестоимости проданных товаров при узком ассортименте и постоянных ценах, конечно, нет. В таком случае стоимость реализованных товаров определяется как отношение выручки к размеру маржи на одну группу товаров.

Себестоимость продаж =

Выручка

х 100 %

100 % + маржа в %

 

Себестоимость продаж =

Выручка

 

1 + маржа в % / 100

ПРИМЕР № 1

Выручка 600 $, маржа 20%, значит

Себестоимость продаж =

600

 х 100% = 500 $

100 % + 20 %

 

Себестоимость продаж =

600

 = 500 $

1 + 0,20


ПРИМЕР № 2

Себестоимость проданных товаров за месяц составила 15 000$. Маржа 20%. Определите размер выручки и валовой прибыли.

Показатели Расчет Результат
Себестоимость 15000$ - 100%  
Маржа Х $ - 20%  
Валовая прибыль Х = 15000х20/100 =3000
Выручка 15000+15000х20/100 =18000

ПРИМЕР № 3

Выручка за месяц составила 10000$. Себестоимость 8000$. Определите маржу и валовую прибыль.

Показатели Расчет Результат
Выручка 10000  
Себестоимость 8000  
Валовая прибыль 10000-8000 =2000
Маржа, % 2000/8000х100 или 10000/8000х100-100 =25

ПРИМЕР № 4

Какая должна быть себестоимость и маржа, если выручка 30000$, а валовая прибыль 1500$.

Показатели Расчет Результат
Выручка 30000  
Валовая прибыль 1500  
Себестоимость 30000-1500 =28500
Маржа, % 1500/28500х100 =5,3

ПРИМЕР № 5

Продав товар на 15000$ по себестоимости, предприниматель получил 2000$ валовой прибыли. Определите маржу на проданный товар и выручку.

Показатели Расчет Результат
Себестоимость 15000-100%  
Валовая прибыль 2000-х%  
Маржа, % Х = 2000х100/15000 =13,3
Выручка 15000+2000 =17000

ПРИМЕР № 6

Продав товар с наценкой 100%, предприниматель получил выручку 4000$. Определите себестоимость и валовую прибыль.

Показатели Расчет Результат
Выручка 4000$ - 200%  
Маржа Х $ - 100%  
Валовая прибыль Х = 4000/2 =2000
Себестоимость Х = 4000-2000 =2000

ПРИМЕР № 7

Продав товар с наценкой 180%, предприниматель получил валовую прибыль 3600$. Определите себестоимость и выручку.

Показатели Расчет Результат
Валовая прибыль 3600  
Маржа 180%  
Себестоимость 3600/180х100 =2000
Выручка 3600/180х280 или 2000+3600 =5600

 

Вместе с тем в условиях рынка цены на один и тот же товар часто меняются. На это влияет курс доллара, объем закупа (при большом закупе предоставляется скидка), спрос на товар, сезонность, мода, конкуренция и т.д. В результате предприниматель вынужден в течение периода покупать и продавать широкий ассортимент товара по разным ценам. Это намного усложняет определение средней маржи по проданным товарам. К тому же многие предприниматели не всегда ведут записи по реализации. Существует несколько способов определения маржи. Каждый из них имеет свои особенности применения, поэтому от кредитного эксперта кроме математической точности требуется и логическое мышление, которое могло бы объяснить использование одного из методов расчета средней маржи при составлении ОПиУ.


Маржа на остаток товара

Наиболее часто применяется в практике, но при её использовании должны быть взвешены все особенности торговли за анализируемый период и на будущий период. Суть его состоит в следующем: при выезде на место его бизнеса клиента кредитным экспертом снимаются все остатки товарно-материальных запасов с указанием их количества, цены закупа и цены продажи. Самое главное, о чем надо помнить при проведении анализа – это о необходимости как можно более точно определить маржу на проданный товар в анализируемом периоде. Поэтому недостаточно будет только посчитать остаток товаров на складе. Для этого надо посмотреть записи клиента, поспрашивать его об особенностях торговли конкретными товарами в анализируемом периоде. А затем результаты опроса сравнить с результатами расчета маржи и найти между ними оптимальный результат, объясняющий общую картину бизнеса клиента. Формуляр для инвентарной описи товаров выглядит следующим образом:

Стоимость закупа = кол-во х цена закупа

Стоимость продажи = кол-во х цена продажи

Маржа = Цена продажи: Цена закупа *100 – 100

Средневзвешенная маржа = Стоимость продажи / Стоимость закупа *100 – 100

                                                       (итого)                  (итого)

Итог по статье стоимость закупа идет в баланс в статью товарно-материальные запасы. Эта сумма денег, находящихся в товаре, на день проведения анализа.


О чем надо помнить:

ü Ассортимент и сезон

Маржа на летний и зимний ассортимент обычно различная. Летний товар дешевле зимнего, но маржа на летний товар больше (обычно), чем на зимний. Для этого следует в инвентарной описи товарно-материальные запасы подразделять по сезонному признаку с указанием средневзвешенной маржи по каждой группе товаров. Если у клиента имеется большой запас несезонного товара, то в актив баланса эту сумму включать не следует, но указать ее существование необходимо. Если анализ проводился в период смены сезона и клиент планирует изменить ассортимент товара, то при анализе результатов ОПиУ надо учитывать этот фактор, когда речь идет об отношении взноса по кредиту к остатку чистой прибыли от бизнеса. Понятно, что чистая прибыль по сезонам будет отличаться и об этом надо не забывать при принятии решения о размере и сроке кредита.

ü Маржа на проданный товар и на остаток ТМЗ

Встречаются случаи, когда на день проведения анализа у клиента имелся товар, который он не продавал в анализируемом нами периоде (клиент закупил новый товар перед анализом или проданный товар имел большой спрос и был весь продан). В этом случае необходимо уточнить размер маржи на проданный товар и составить инвентарный формуляр, аналогичный вышерассмотренному, по проданным товарам.

Проданные за период товары Кол-во Цена закупа Цена продажи Стоимость закупа (2*3) Стоимость продажи (2*4) Маржа, % (4/3-1)*100 Доля в объеме продаж по с/б (5/ Σ*)
1 2 3 4 5 6 7 8
Одежда 50 1 500 2 700 75 000 135 000 80 65
Обувь 40 800 1 500 32 000 60 000 87,5 27
Бижутерия 30 300 800  9 000 24 000 167 8
Итого 120     Σ 116 000 Σ* 219 000 89 100

Средневзвешенная маржа = (219 000 / 116 000 – 1)* 100 = 89 %

Среднеарифметическая маржа (приводится для сравнения результатов) =

= (80 + 87,5 + 167)/3 = 111,5 % > 89 %

В случае если клиент затрудняется назвать закупочные или продажные цены, или количество товаров (обычно это встречается в торговле большим ассортиментом мелких товаров, например, канцтовары), тогда маржа рассчитывается (взвешивается) исходя из доли закупа основных групп товаров в общем закупе. Клиент знает, на какую сумму он обычно закупает каждую группу товаров.

Канцтовары

Товар Закуп Маржа, % Доля в закупе, % Средневзвешенная маржа по закупу
Ручки 5000 90 50 45
Тетради 3000 120 30 36
Прочее 2000 200 20 40
Итого 10000 56* 100 121
Товар Кол-во Цена закупа Цена продажи Стоимость закупа (2*3) Стоимость продажи (2*4) Маржа, % (4/3-1)*100 Доля в ТМЗ
1 2 3 4 5 6 7 8
Ручки 12 500 950 6000 11400 90 30
Тетради 8 600 1 320 4800 10560 120 24
Прочее 92 100 300 9200 27600 200 46
Итого 112     Σ 20 000 Σ* 49 560 148% 148%

Из приведенных выше таблиц видно, что маржа, рассчитанная на остаток товаров, и маржа, рассчитанная по соотношению закупаемого товара, отличается. Обычно товар закупается в том же соотношение, в каком соотношение он и продается. А менее ходовой товар, но необходимый для поддержания ассортимента, составляет большую долю в общих запасах ТМЗ на день проведения анализа. Поэтому при использовании маржи должны быть проанализированы все особенности бизнеса клиента.

ПРИМЕР

Клиент дал следующую информацию: Выручка за месяц составила 10 000. Из них 80% всего оборота продается с маржей 40%, остальные 20% - с маржей 10%. Здесь можно посчитать двумя способами.

1 способ

Выручка, полученная от продажи с маржей 40%, равна 10 000 х 80 / 100 = 8 000

Выручка, полученная от продажи с маржей 20%, равна 10 000 х 20% = 2 000

Себестоимость продаж с маржей 40%, равна 8 000 / (1 + 0,40) = 5 714

Себестоимость продаж с маржей 20%, равна 2 000 / 1,20 = 1 667

Общая себестоимость продаж = 5 714 + 1 667 = 7 381.

Валовая прибыль составит 2619 (10000 – 7381), средневзвешенная маржа на реализованные товары составит 35,5 % (2619/7381х100) или (10000/7381-1)х100).

2 способ

Товар Маржа, % Доля

Средневзвешенная маржа, %

№1 40 80 40 х 80 / 100 32
№2 10 20 10 х 20 / 100 2
Итого 25* 100 32 + 2 34

* среднеарифметическая маржа

Согласно среднеарифметической марже 25 %, валовая прибыль составит 2 000 < 2 619. Разница между реальной валовой прибылью и среднеарифметической составляет 619, а это 6% от общей выручки. Если учесть, что средняя рентабельность аналогичного бизнеса находится в пределах 10%, то размер его чистой прибыли должен находиться в пределах 1000 (10 000 х 10%). Поэтому ОПиУ, составленный методом среднеарифметической маржи, даст нам результат прибыли от бизнеса, уменьшенный на 619, то есть, чистая прибыль составит 381, а рентабельность 3,8% (381 / 10 000 х 100). А если учесть расходы на семью клиента, то, возможно, получится отрицательный результат. А это сильно изменяет реальную картину прибыльности бизнеса клиента, а, соответственно, и влияет на принятие решения о возможности и условиях кредитования. И, как результат, - необоснованное занижение суммы по кредиту. Но не всегда среднеарифметическая маржа дает результат в сторону уменьшения конечной прибыли бизнеса клиента. А это грозит необоснованным завышением суммы по кредиту со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, при составлении ОПиУ рекомендуется рассчитывать средневзвешенную маржу по продаваемым товарам в анализируемом периоде.

ü Изменение курса доллара: его влияние на маржу

При составлении инвентарной описи ТМЗ, встречаются товары, закупленные несколько месяцев назад. На день проведения анализа курс доллара изменился (увеличился). Оплата за товар производилась в долларах. На день проведения анализа ситуация с маржей могла складываться в нескольких направлениях. С повышением курса доллара, цена на маржу в долларах не меняется, но изменяется (увеличивается) в тенге. Или, цена продажи в тенге не меняется, но изменяется (уменьшается) в долларах. Так как отчет прибылей и убытков составляется за несколько месяцев, то, в зависимости от реакции предпринимателя на повышение курса доллара, ситуация с выручкой, себестоимостью, объемом продаж в физическом и стоимостном выражении и маржей могла складываться по-разному. Обычная реакция предпринимателей в такой ситуации – это повышение цен в тенговом эквиваленте. Рассмотрим на конкретном примере такую ситуацию.

ПРИМЕР № 1

Предприниматель выпекает булочки. До повышения курса доллара предприниматель имел стабильный объем производства и реализации около 200 булочек в день. Сырье (муку и сахар) клиент закупал через каждые 2 месяца. Себестоимость составляла в феврале 9 тенге, в марте 9,5 тенге, в апреле 12 тенге, в мае 12,5 тенге. Цена продажи в феврале 20 тенге, в марте 20 тенге, в первой половине апреля 20 тенге, во второй половине 25 тенге, в мае 25 тенге. Курс доллара в феврале 90, в марте 95, в апреле 120, в мае 125 тенге за доллар. Анализ проводится в начале июня. В апреле по старым ценам продавалось то же количество булочек, после подорожания, объем продаж в количественном выражении уменьшился в два раза. Накладные расходы составляют 400$.

 

Показатели

Февраль

Март

Апрель

Май

Старая цена

Новая цена

  тенге $=90 тенге $=95 тенге $=120 тенге $=120 тенге $=125
Выручка 4 000 44 4000 42 4000 33 2500 21 2500 20
Цена продажи 20 0,22 20 0,21 20 0,167 25 0,208 25 0,20
Кол-во

200

200

200

100

100

Себестоимость 1800 20 1900 20 2400 20 1200 10 1250 10
С/б ед. 9 0,10 9,5 0,10 12 0,10 12 0,10 12,5 0,10
Маржа, %

122

110

67

108

100

На день проведения анализа маржа на булочки составляла 100%. Курс доллара вырос на 39%. Цена в мае по сравнению с февралем увеличилась в тенге на 30%. Объем производства сократился в два раза. Выручка в тенге уменьшилась на 35% и составляет 65% от февральской выручки, в долларах на 53% и составляет 47% от февральской. Чтобы определить, какая выручка была в прошлых месяцах в $, надо выручку в тенге по каждому месяцу разделить на курс доллара, соответствующий этому месяцу. Сложнее дело состоит с определением маржи за прошедшие периоды. Поэтому посмотрим, какая будет ситуация с валовой прибылью, если мы разделим выручку за прошлые месяцы на размер маржи на день проведения анализа, в следующей таблице:

 

Показатели

Февраль

Март

Апрель

Май

Старая цена

Новая цена

  тенге $=90 Тенге $=95 тенге $=120 тенге $=120 тенге $=125
Выручка в день 4 000 44 4000 42 4000 33 2500 21 2500 20
Маржа

100

С/б в день 2000 22 2000 21 2000 16,5 1250 10,5 1250 10
Валовая прибыль 2000 22 2000 21 2000 16,5 1250 10,5 1250 10
Выручка за мес. 120000 1330 120000 1263 120000 1000 75000 625 75000 600
С/б за месяц 60000 660 60000 633 60000 500 37500 312 37500 300
Валовая прибыль в месяц 60000 660 60000 630 60000 500 37500 313 37500 300

А теперь рассчитаем валовую прибыль через маржу, размер которой соответствует реальной ситуации каждого месяца:

Показатели

Февраль

Март

Апрель

Май

Старая цена

Новая цена

  тенге $=90 Тенге $=95 тенге $=120 Тенге $=120 тенге $=125
Выручка в день 4 000 44 4000 42 4000 33 2500 21 2500 20
Маржа

122

110

67

108

100

С/б в день 1800 20 1905 20 2395 20 1200 10 1250 10
Валовая прибыль в день 2200 24 2095 22 1605 13 1300 11 1250 10
Выручка в мес. 120000 1330 120000 1263 120000 1000 75000 625 75000 600
С/б в месяц 54000 600 57150 603 71850 599 36000 300 37500 300
Валовая прибыль в месяц 66000 730 62850 660 48150 401 39000 325 37500 300

Кроме расходов на сырье клиент несет и текущие расходы по зарплате, аренде, патенту, коммунальным расходам, транспортным расходам и пр. Как показывает опыт, большинство предпринимателей все свои расходы «привязывают» к курсу доллара. Поэтому расходы в тенге увеличиваются, а в долларах не изменяются. Посмотрим, как это отразится на прибыли от бизнеса.


 

Показатели

Февраль

Март

Апрель

Май

Старая цена

Новая цена

  тенге $=90 тенге $=95 тенге $=120 тенге $=120 тенге $=125
Цена продажи 20 0,22 20 0,21 20 0,167 25 0,208 25 0,20
С/б ед. 9 0,10 9,5 0,10 12 0,10 12 0,10 12,5 0,10
Выручка в день 4 000 44 4000 42 4000 33 2500 21 2500 20
Маржа

100

Себестоимость 2000 22 2000 21 2000 16,5 1250 10,5 1250 10
Валовая прибыль 2000 22 2000 21 2000 16,5 1250 10,5 1250 10
Выручка за мес. 120000 1330 120000 1263 120000 1000 75000 625 75000 600
С/б за месяц 60000 660 60000 633 60000 500 37500 312 37500 300
Валовая прибыль в месяц 60000 660 60000 630 60000 500 37500 313 37500 300
Расходы 36000 400 38000 400 48000 400 48000 400 50000 400
Прибыль 24000 260 22000 230 12000 100 -10500 -87 -12500 -100

Маржа, рассчитанная в мае (100%), меньше фактической маржи за прошлый период, поэтому результаты более консервативны. Такая ситуация складывается, когда цена продажи в долларовом эквиваленте на день проведения анализа меньше, чем была в прошлые месяцы 0,20$ в мае и 0,22$ в феврале, а в тенговом больше. Это объясняется платежеспособным спросом населения.

Показатели

Февраль

Март

Апрель

Май

Старая цена

Новая цена

  тенге $=90 Тенге $=95 тенге $=120 Тенге $=120 тенге $=125
Цена продажи 20 0,22 20 0,21 20 0,167 25 0,208 25 0,20
С/б ед. 9 0,10 9,5 0,10 12 0,10 12 0,10 12,5 0,10
Выручка 4 000 44 4000 42 4000 33 2500 21 2500 20
Маржа

122

110

67

108

100

Себестоимость 1800 20 1905 20 2395 20 1200 10 1250 10
Валовая прибыль 2200 24 2095 22 1605 13 1300 11 1250 10
Выручка в мес. 120000 1330 120000 1263 120000 1000 75000 625 75000 600
С/б в месяц 54000 600 57150 603 71850 599 36000 300 37500 300
Валовая прибыль в месяц 66000 730 62850 660 48150 401 39000 325 37500 300
Расходы 36000 400 38000 400 48000 400 48000 400 50000 400
Прибыль 30000 330 24850 260 150 1 -9000 -75 -12500 -100

Теперь рассмотрим результаты за февраль и май месяцы


Показатели

Февраль

Май

Отклонение

тенге $ тенге $ Тенге $
Курс доллара 90   125   ­ на 39% -
Цена продажи 20 0,22 25 0,20 ­ на 25 % ¯ на 10 %
Себестоимость 9 0,10 12,5 0,10 ­ на 39% Без измен.
Маржа, % 122 122 100 100 ¯ на 18 % ¯ на 18 %
Т/об в физ.выраж.

200

100

¯ на 50 %

Т/об в стоим.выраж. 120000 1330 75000 600 ¯ на 38 % ¯ на 55 %
С/б продаж 54000 600 37500 300 ¯ на 31 % ¯ на 50 %
Валовая прибыль 66000 730 37500 300 ¯ на 43 % ¯ на 59 %
Расходы 36000 400 50000 400 ­ на 39% Без измен.
Прибыль 30000 330 -12500 -100 ¯ на 142 % ¯ на 130 %
Рентабельность, % 25 25 - -

Убыточен

¯ - уменьшение, ­ - увеличение

В такой ситуации прибыль возможна при изменении:

ü Увеличение скорости товарооборота за счет уменьшения продажной цены и, соответственно, уменьшения маржи, и увеличения физического объема продаж

ü Увеличение разовой суммы закупа с целью уменьшения накладных расходов на одну единицу товара

ПРИМЕР №2

Клиент закупал колготки в марте за 10$ и продавал за 1350 тен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...