Отчет о прибылях и убытках
Сведения о размере прибыли и способах ее получения обычно представляют наиболее важную информацию о бизнесе клиента. Отчет о прибыли и убытках (ОПиУ) содержит информацию о доходах предпринимателя за определенный период времени. ОПиУ относится к периоду времени в отличие от баланса, который всегда относится только к моменту времени. При составлении балансового отчета собирается информация о текущем состоянии бизнеса клиента на определенный момент, на конкретную дату. В балансе отражаются все активы бизнеса клиента и источники его финансирования. Однако это ничего не говорит нам о том, как эта ситуация в бизнесе изменяется с течением времени. Поэтому, в отличие от баланса, в котором «сфотографированы» данные бизнеса на день проведения анализа, Отчет прибылей и убытков показывает развитие бизнеса за конкретный период, например, месяц. ОПиУ представляет собой движение доходов и расходов за определенный отрезок времени и показывает, дает ли данный бизнес прибыль. Прибыль определяется как разность между доходами и расходами. ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ Цель составления ОПиУ: проанализировать прибыльность основной деятельности клиента. Многие небольшие фирмы и частные предприниматели ведут учет только по поступлениям и выплатам денежных средств. Такой метод называется «кассовый» метод учета. Этот метод не позволяет определить изменение капитала предпринимателя. Некоторые предприниматели ведут учет как денежных поступлений и выплат, так и доходов и расходов. Для того, чтобы определить величину прибыли за определенный период, нам следует определить доходы и расходы за этот период. При составлении ОПиУ доходы принимаются по минимуму, расходы – по максимуму. Кроме этого, обычно в малом бизнесе размер дебиторской задолженности не изменяется из месяца в месяц. Поэтому при составлении ОПиУ доходы учитываются «кассовым» методом, расходы – методом «начислений». Это значит, что доходы – это реально поступившие деньги в анализируемом периоде, а расходы – это произведенные и начисленные выплаты за определенный период, доля которых относится к анализируемым месяцам.
Как правило, бизнес клиента тесно связан с семейным бюджетом. В этом случае невозможно разделить денежные потоки в бизнесе клиента и в его семье. Очень трудно определить, какую часть прибыли предприниматель тратит на личные нужды, а какую для целей бизнеса. Чаще всего удовлетворяются сначала потребности семьи, а потом бизнеса. Часто остальные члены семьи тоже участвуют в бизнесе. Поэтому связь между бизнесом и семьей очень тесная. Следовательно, при проведении полноценного анализа необходимо рассматривать бизнес клиента и доходы, и расходы его семьи как единое целое. Доходы от бизнеса - Расходы от бизнеса = Прибыль от бизнеса + Доход вне бизнеса - Расход вне бизнеса = Прибыль чистая В зависимости от вида деятельности составление ОПиУ носит некоторые особенности. Поэтому рассмотрим составление ОПиУ для торговли и производства.
ТОРГОВЛЯ Торговля – это вид деятельности по приобретению товаров с целью их реализации. Торговля бывает оптовая, розничная и мелкооптовая. Оптовая – торговля партиями товаров между предприятиями и частными лицами для дальнейшей перепродажи. Розничная – торговля товарами для населения. Мелкооптовая – торговля мелкими партиями и поштучно для различных предпринимателей и населения. Но независимо от вида торговли, сам торговый процесс выглядит следующим образом: ЗАКУП ТОВАРОВ (цена закупа) Валовая прибыль (наценка, маржа %)
Расходы по бизнесу РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (цена продажи) Так как цель ОПиУ – это определение прибыльности основной деятельности, а в торговле основная деятельность – это реализация товаров, то мы анализируем прибыльность продаж за анализируемый период. При составлении Отчета прибылей и убытков мы используем «кассовый» метод. По кассовому методу доходом считается выручка от продаж. Выручка – это сумма поступивших денежных средств (кассовый метод) от реализации товаров и услуг. Согласно методу начисления, моментом реализации считается момент отгрузки покупателю товаров, тогда выручкой будет считаться сумма отгруженных товаров по продажным ценам. В дальнейшем, для простоты изложения, выручку по методу начисления мы будем называть оборотом. Итак, оборот - это движение товаров, выручка – это поступление денег. Главное отличие оборота от выручки – это условия оплаты за товар. Товар, отданный на реализацию и консигнацию, образует в балансе статью «Дебиторская задолженность». В балансе фиксируется размещение капитала предпринимателя, в том числе и заемного, в оборотных или основных средствах, на определенную дату. В ОПиУ определяется прибыльность реализации товара, то есть конечный результат деятельности за период. В cash-flow отражается ликвидность бизнеса, то есть движение денег, источники их поступления и виды расходования за период. ОБОРОТ – это отгрузка товаров за текущий период. Отгрузка происходит на следующих условиях: ü По факту отгрузки, то есть, оплата за товар в момент отгрузки ü На реализацию, то есть, оплата за товар через определенный срок после отгрузки ü Предоплата, то есть, отгрузка товара через определенный срок после оплаты ДОХОД (метод «начислений») ß ОБОРОТ товаров ß ДЕНЬГИ + ДОЛГИ
Оплата по факту отгрузки Дебиторская задолженность
ДОХОД («кассовый» метод) ß ОБОРОТ денег ß ВЫРУЧКА
Оплата Погашение Предоплата
Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, предприниматель несет затраты. К ним относятся расходы предпринимателя на закуп, расходы, связанные с доставкой (транспортные расходы, таможенные расходы), хранением (аренда помещения), реализацией (зарплата административного и обслуживающего персонала, рекламные расходы) и организацией процесса торговли (патент, свидетельство, коммунальные расходы, содержание автотранспорта, канцелярские товары, представительские расходы). Расходы основной деятельности можно разделить на две основные группы: это расходы, связанные с закупом товаров или сырья (себестоимость), и расходы, связанные с организацией процесса торговли. Доход – это выручка, получаемая от реализации товаров или услуг. Выручка от продаж - Себестоимость продаж = Валовая прибыль - Расходы по бизнесу = Прибыль от бизнеса + доход вне бизнеса - Расход вне бизнеса = Прибыль чистая Если связать движение товаров с балансом, то реализация в части отгрузки товаров по балансу ведется по цене закупа, а в части поступления денег в кассу – по цене продажи. Значит отгруженный товар – это продажа товаров по себестоимости, а оплата за товар – это выручка. Но так как отгрузить мы могли больше, чем получить денег (а это влечет за собой образование дебиторской задолженности), то в ОПиУ в статью себестоимость продаж мы ставим только ту себестоимость товаров, за которые фактически получили деньги в анализируемом периоде (используется «кассовый» метод). Разница, получившаяся между ценой продажи и ценой закупа называется валовой прибылью. ОТЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ МАРЖА Валовая прибыль – это торговая наценка. Размер торговой наценки в процентах от цены закупа называется маржей, то есть маржа показывает, какую долю от себестоимости занимает валовая прибыль. Маржа – это % от себестоимости. Например, себестоимость 500, маржа 20%, значит Валовая прибыль = себестоимость х маржу(%) = 500 х 20% = 100 или 500 х 20/100 Валовая прибыль равна 100 – это 20 % от 500
Выручка = Себестоимость + Валовая прибыль или Выручка = Себестоимость (= 100 %) + % от себестоимости
При расчете стоимости продаж мы сталкиваемся с проблемой определения закупочной цены проданных товаров. Проблемы определения себестоимости проданных товаров при узком ассортименте и постоянных ценах, конечно, нет. В таком случае стоимость реализованных товаров определяется как отношение выручки к размеру маржи на одну группу товаров.
ПРИМЕР № 1 Выручка 600 $, маржа 20%, значит
ПРИМЕР № 2 Себестоимость проданных товаров за месяц составила 15 000$. Маржа 20%. Определите размер выручки и валовой прибыли.
ПРИМЕР № 3 Выручка за месяц составила 10000$. Себестоимость 8000$. Определите маржу и валовую прибыль.
ПРИМЕР № 4
Какая должна быть себестоимость и маржа, если выручка 30000$, а валовая прибыль 1500$.
ПРИМЕР № 5 Продав товар на 15000$ по себестоимости, предприниматель получил 2000$ валовой прибыли. Определите маржу на проданный товар и выручку.
ПРИМЕР № 6 Продав товар с наценкой 100%, предприниматель получил выручку 4000$. Определите себестоимость и валовую прибыль.
ПРИМЕР № 7 Продав товар с наценкой 180%, предприниматель получил валовую прибыль 3600$. Определите себестоимость и выручку.
Вместе с тем в условиях рынка цены на один и тот же товар часто меняются. На это влияет курс доллара, объем закупа (при большом закупе предоставляется скидка), спрос на товар, сезонность, мода, конкуренция и т.д. В результате предприниматель вынужден в течение периода покупать и продавать широкий ассортимент товара по разным ценам. Это намного усложняет определение средней маржи по проданным товарам. К тому же многие предприниматели не всегда ведут записи по реализации. Существует несколько способов определения маржи. Каждый из них имеет свои особенности применения, поэтому от кредитного эксперта кроме математической точности требуется и логическое мышление, которое могло бы объяснить использование одного из методов расчета средней маржи при составлении ОПиУ. Маржа на остаток товара Наиболее часто применяется в практике, но при её использовании должны быть взвешены все особенности торговли за анализируемый период и на будущий период. Суть его состоит в следующем: при выезде на место его бизнеса клиента кредитным экспертом снимаются все остатки товарно-материальных запасов с указанием их количества, цены закупа и цены продажи. Самое главное, о чем надо помнить при проведении анализа – это о необходимости как можно более точно определить маржу на проданный товар в анализируемом периоде. Поэтому недостаточно будет только посчитать остаток товаров на складе. Для этого надо посмотреть записи клиента, поспрашивать его об особенностях торговли конкретными товарами в анализируемом периоде. А затем результаты опроса сравнить с результатами расчета маржи и найти между ними оптимальный результат, объясняющий общую картину бизнеса клиента. Формуляр для инвентарной описи товаров выглядит следующим образом: Стоимость закупа = кол-во х цена закупа Стоимость продажи = кол-во х цена продажи Маржа = Цена продажи: Цена закупа *100 – 100 Средневзвешенная маржа = Стоимость продажи / Стоимость закупа *100 – 100 (итого) (итого) Итог по статье стоимость закупа идет в баланс в статью товарно-материальные запасы. Эта сумма денег, находящихся в товаре, на день проведения анализа. О чем надо помнить: ü Ассортимент и сезон Маржа на летний и зимний ассортимент обычно различная. Летний товар дешевле зимнего, но маржа на летний товар больше (обычно), чем на зимний. Для этого следует в инвентарной описи товарно-материальные запасы подразделять по сезонному признаку с указанием средневзвешенной маржи по каждой группе товаров. Если у клиента имеется большой запас несезонного товара, то в актив баланса эту сумму включать не следует, но указать ее существование необходимо. Если анализ проводился в период смены сезона и клиент планирует изменить ассортимент товара, то при анализе результатов ОПиУ надо учитывать этот фактор, когда речь идет об отношении взноса по кредиту к остатку чистой прибыли от бизнеса. Понятно, что чистая прибыль по сезонам будет отличаться и об этом надо не забывать при принятии решения о размере и сроке кредита. ü Маржа на проданный товар и на остаток ТМЗ Встречаются случаи, когда на день проведения анализа у клиента имелся товар, который он не продавал в анализируемом нами периоде (клиент закупил новый товар перед анализом или проданный товар имел большой спрос и был весь продан). В этом случае необходимо уточнить размер маржи на проданный товар и составить инвентарный формуляр, аналогичный вышерассмотренному, по проданным товарам.
Средневзвешенная маржа = (219 000 / 116 000 – 1)* 100 = 89 % Среднеарифметическая маржа (приводится для сравнения результатов) = = (80 + 87,5 + 167)/3 = 111,5 % > 89 % В случае если клиент затрудняется назвать закупочные или продажные цены, или количество товаров (обычно это встречается в торговле большим ассортиментом мелких товаров, например, канцтовары), тогда маржа рассчитывается (взвешивается) исходя из доли закупа основных групп товаров в общем закупе. Клиент знает, на какую сумму он обычно закупает каждую группу товаров. Канцтовары
Из приведенных выше таблиц видно, что маржа, рассчитанная на остаток товаров, и маржа, рассчитанная по соотношению закупаемого товара, отличается. Обычно товар закупается в том же соотношение, в каком соотношение он и продается. А менее ходовой товар, но необходимый для поддержания ассортимента, составляет большую долю в общих запасах ТМЗ на день проведения анализа. Поэтому при использовании маржи должны быть проанализированы все особенности бизнеса клиента. ПРИМЕР Клиент дал следующую информацию: Выручка за месяц составила 10 000. Из них 80% всего оборота продается с маржей 40%, остальные 20% - с маржей 10%. Здесь можно посчитать двумя способами. 1 способ Выручка, полученная от продажи с маржей 40%, равна 10 000 х 80 / 100 = 8 000 Выручка, полученная от продажи с маржей 20%, равна 10 000 х 20% = 2 000 Себестоимость продаж с маржей 40%, равна 8 000 / (1 + 0,40) = 5 714 Себестоимость продаж с маржей 20%, равна 2 000 / 1,20 = 1 667 Общая себестоимость продаж = 5 714 + 1 667 = 7 381. Валовая прибыль составит 2619 (10000 – 7381), средневзвешенная маржа на реализованные товары составит 35,5 % (2619/7381х100) или (10000/7381-1)х100). 2 способ
* среднеарифметическая маржа Согласно среднеарифметической марже 25 %, валовая прибыль составит 2 000 < 2 619. Разница между реальной валовой прибылью и среднеарифметической составляет 619, а это 6% от общей выручки. Если учесть, что средняя рентабельность аналогичного бизнеса находится в пределах 10%, то размер его чистой прибыли должен находиться в пределах 1000 (10 000 х 10%). Поэтому ОПиУ, составленный методом среднеарифметической маржи, даст нам результат прибыли от бизнеса, уменьшенный на 619, то есть, чистая прибыль составит 381, а рентабельность 3,8% (381 / 10 000 х 100). А если учесть расходы на семью клиента, то, возможно, получится отрицательный результат. А это сильно изменяет реальную картину прибыльности бизнеса клиента, а, соответственно, и влияет на принятие решения о возможности и условиях кредитования. И, как результат, - необоснованное занижение суммы по кредиту. Но не всегда среднеарифметическая маржа дает результат в сторону уменьшения конечной прибыли бизнеса клиента. А это грозит необоснованным завышением суммы по кредиту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, при составлении ОПиУ рекомендуется рассчитывать средневзвешенную маржу по продаваемым товарам в анализируемом периоде. ü Изменение курса доллара: его влияние на маржу При составлении инвентарной описи ТМЗ, встречаются товары, закупленные несколько месяцев назад. На день проведения анализа курс доллара изменился (увеличился). Оплата за товар производилась в долларах. На день проведения анализа ситуация с маржей могла складываться в нескольких направлениях. С повышением курса доллара, цена на маржу в долларах не меняется, но изменяется (увеличивается) в тенге. Или, цена продажи в тенге не меняется, но изменяется (уменьшается) в долларах. Так как отчет прибылей и убытков составляется за несколько месяцев, то, в зависимости от реакции предпринимателя на повышение курса доллара, ситуация с выручкой, себестоимостью, объемом продаж в физическом и стоимостном выражении и маржей могла складываться по-разному. Обычная реакция предпринимателей в такой ситуации – это повышение цен в тенговом эквиваленте. Рассмотрим на конкретном примере такую ситуацию. ПРИМЕР № 1 Предприниматель выпекает булочки. До повышения курса доллара предприниматель имел стабильный объем производства и реализации около 200 булочек в день. Сырье (муку и сахар) клиент закупал через каждые 2 месяца. Себестоимость составляла в феврале 9 тенге, в марте 9,5 тенге, в апреле 12 тенге, в мае 12,5 тенге. Цена продажи в феврале 20 тенге, в марте 20 тенге, в первой половине апреля 20 тенге, во второй половине 25 тенге, в мае 25 тенге. Курс доллара в феврале 90, в марте 95, в апреле 120, в мае 125 тенге за доллар. Анализ проводится в начале июня. В апреле по старым ценам продавалось то же количество булочек, после подорожания, объем продаж в количественном выражении уменьшился в два раза. Накладные расходы составляют 400$.
На день проведения анализа маржа на булочки составляла 100%. Курс доллара вырос на 39%. Цена в мае по сравнению с февралем увеличилась в тенге на 30%. Объем производства сократился в два раза. Выручка в тенге уменьшилась на 35% и составляет 65% от февральской выручки, в долларах на 53% и составляет 47% от февральской. Чтобы определить, какая выручка была в прошлых месяцах в $, надо выручку в тенге по каждому месяцу разделить на курс доллара, соответствующий этому месяцу. Сложнее дело состоит с определением маржи за прошедшие периоды. Поэтому посмотрим, какая будет ситуация с валовой прибылью, если мы разделим выручку за прошлые месяцы на размер маржи на день проведения анализа, в следующей таблице:
100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С/б в день | 2000 | 22 | 2000 | 21 | 2000 | 16,5 | 1250 | 10,5 | 1250 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валовая прибыль | 2000 | 22 | 2000 | 21 | 2000 | 16,5 | 1250 | 10,5 | 1250 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка за мес. | 120000 | 1330 | 120000 | 1263 | 120000 | 1000 | 75000 | 625 | 75000 | 600 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С/б за месяц | 60000 | 660 | 60000 | 633 | 60000 | 500 | 37500 | 312 | 37500 | 300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валовая прибыль в месяц | 60000 | 660 | 60000 | 630 | 60000 | 500 | 37500 | 313 | 37500 | 300 |
А теперь рассчитаем валовую прибыль через маржу, размер которой соответствует реальной ситуации каждого месяца:
Показатели | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||
Старая цена | Новая цена | |||||||||
тенге | $=90 | Тенге | $=95 | тенге | $=120 | Тенге | $=120 | тенге | $=125 | |
Выручка в день | 4 000 | 44 | 4000 | 42 | 4000 | 33 | 2500 | 21 | 2500 | 20 |
Маржа |
122 |
110 | 67 |
108 |
100 | |||||
С/б в день | 1800 | 20 | 1905 | 20 | 2395 | 20 | 1200 | 10 | 1250 | 10 |
Валовая прибыль в день | 2200 | 24 | 2095 | 22 | 1605 | 13 | 1300 | 11 | 1250 | 10 |
Выручка в мес. | 120000 | 1330 | 120000 | 1263 | 120000 | 1000 | 75000 | 625 | 75000 | 600 |
С/б в месяц | 54000 | 600 | 57150 | 603 | 71850 | 599 | 36000 | 300 | 37500 | 300 |
Валовая прибыль в месяц | 66000 | 730 | 62850 | 660 | 48150 | 401 | 39000 | 325 | 37500 | 300 |
Кроме расходов на сырье клиент несет и текущие расходы по зарплате, аренде, патенту, коммунальным расходам, транспортным расходам и пр. Как показывает опыт, большинство предпринимателей все свои расходы «привязывают» к курсу доллара. Поэтому расходы в тенге увеличиваются, а в долларах не изменяются. Посмотрим, как это отразится на прибыли от бизнеса.
Показатели | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||
Старая цена | Новая цена | |||||||||
тенге | $=90 | тенге | $=95 | тенге | $=120 | тенге | $=120 | тенге | $=125 | |
Цена продажи | 20 | 0,22 | 20 | 0,21 | 20 | 0,167 | 25 | 0,208 | 25 | 0,20 |
С/б ед. | 9 | 0,10 | 9,5 | 0,10 | 12 | 0,10 | 12 | 0,10 | 12,5 | 0,10 |
Выручка в день | 4 000 | 44 | 4000 | 42 | 4000 | 33 | 2500 | 21 | 2500 | 20 |
Маржа |
100 | |||||||||
Себестоимость | 2000 | 22 | 2000 | 21 | 2000 | 16,5 | 1250 | 10,5 | 1250 | 10 |
Валовая прибыль | 2000 | 22 | 2000 | 21 | 2000 | 16,5 | 1250 | 10,5 | 1250 | 10 |
Выручка за мес. | 120000 | 1330 | 120000 | 1263 | 120000 | 1000 | 75000 | 625 | 75000 | 600 |
С/б за месяц | 60000 | 660 | 60000 | 633 | 60000 | 500 | 37500 | 312 | 37500 | 300 |
Валовая прибыль в месяц | 60000 | 660 | 60000 | 630 | 60000 | 500 | 37500 | 313 | 37500 | 300 |
Расходы | 36000 | 400 | 38000 | 400 | 48000 | 400 | 48000 | 400 | 50000 | 400 |
Прибыль | 24000 | 260 | 22000 | 230 | 12000 | 100 | -10500 | -87 | -12500 | -100 |
Маржа, рассчитанная в мае (100%), меньше фактической маржи за прошлый период, поэтому результаты более консервативны. Такая ситуация складывается, когда цена продажи в долларовом эквиваленте на день проведения анализа меньше, чем была в прошлые месяцы 0,20$ в мае и 0,22$ в феврале, а в тенговом больше. Это объясняется платежеспособным спросом населения.
Показатели | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||
Старая цена | Новая цена | |||||||||
тенге | $=90 | Тенге | $=95 | тенге | $=120 | Тенге | $=120 | тенге | $=125 | |
Цена продажи | 20 | 0,22 | 20 | 0,21 | 20 | 0,167 | 25 | 0,208 | 25 | 0,20 |
С/б ед. | 9 | 0,10 | 9,5 | 0,10 | 12 | 0,10 | 12 | 0,10 | 12,5 | 0,10 |
Выручка | 4 000 | 44 | 4000 | 42 | 4000 | 33 | 2500 | 21 | 2500 | 20 |
Маржа |
122 |
110 | 67 |
108 |
100 | |||||
Себестоимость | 1800 | 20 | 1905 | 20 | 2395 | 20 | 1200 | 10 | 1250 | 10 |
Валовая прибыль | 2200 | 24 | 2095 | 22 | 1605 | 13 | 1300 | 11 | 1250 | 10 |
Выручка в мес. | 120000 | 1330 | 120000 | 1263 | 120000 | 1000 | 75000 | 625 | 75000 | 600 |
С/б в месяц | 54000 | 600 | 57150 | 603 | 71850 | 599 | 36000 | 300 | 37500 | 300 |
Валовая прибыль в месяц | 66000 | 730 | 62850 | 660 | 48150 | 401 | 39000 | 325 | 37500 | 300 |
Расходы | 36000 | 400 | 38000 | 400 | 48000 | 400 | 48000 | 400 | 50000 | 400 |
Прибыль | 30000 | 330 | 24850 | 260 | 150 | 1 | -9000 | -75 | -12500 | -100 |
Теперь рассмотрим результаты за февраль и май месяцы
Показатели |
Февраль |
Май |
Отклонение | |||
тенге | $ | тенге | $ | Тенге | $ | |
Курс доллара | 90 | 125 | на 39% | - | ||
Цена продажи | 20 | 0,22 | 25 | 0,20 | на 25 % | ¯ на 10 % |
Себестоимость | 9 | 0,10 | 12,5 | 0,10 | на 39% | Без измен. |
Маржа, % | 122 | 122 | 100 | 100 | ¯ на 18 % | ¯ на 18 % |
Т/об в физ.выраж. | 200 | 100 | ¯ на 50 % | |||
Т/об в стоим.выраж. | 120000 | 1330 | 75000 | 600 | ¯ на 38 % | ¯ на 55 % |
С/б продаж | 54000 | 600 | 37500 | 300 | ¯ на 31 % | ¯ на 50 % |
Валовая прибыль | 66000 | 730 | 37500 | 300 | ¯ на 43 % | ¯ на 59 % |
Расходы | 36000 | 400 | 50000 | 400 | на 39% | Без измен. |
Прибыль | 30000 | 330 | -12500 | -100 | ¯ на 142 % | ¯ на 130 % |
Рентабельность, % | 25 | 25 | - | - | Убыточен |
¯ - уменьшение, - увеличение
В такой ситуации прибыль возможна при изменении:
ü Увеличение скорости товарооборота за счет уменьшения продажной цены и, соответственно, уменьшения маржи, и увеличения физического объема продаж
ü Увеличение разовой суммы закупа с целью уменьшения накладных расходов на одну единицу товара
ПРИМЕР №2
Клиент закупал колготки в марте за 10$ и продавал за 1350 тен
|
|