Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз движения денежных средств

CASH-FLOW

Теперь перейдем к следующему этапу составления cash-flow – прогнозу движения денежных средств. Основная цель составления прогноза – это определение тех месяцев, в которые у клиента может быть недостаточно денежных средств для погашения взноса по кредиту.

- Прежде чем начать составлять прогноз, необходимо предположить, что клиент получает кредит по нашей программе, и поставить предположительную сумму кредита в строку кредит ЕБРР в нулевом столбце (месяц, в котором планируется выдавать кредит).

-  Далее, анализируется цель кредита. Если клиент берет деньги на инвестиции, например, реконструкцию помещения, то в графе капитальные затраты указывается сумма планируемых затрат, и ставиться в столбец того месяца, в котором клиент планирует использовать этот кредит. Возможно, кредит мы выдадим 20 000 в июне, но использоваться будет в июле только 15 000 на закуп строительных материалов и административно-разрешительные расходы, а остальные 5 000 пойдут на оплату труда строителей после окончания работ только в августе или в сентябре.

- Следующий этап, это цель кредита, то есть финансовый результат проекта. Конкретно, для какого конечного результата привлекаются заемные средства, и на какие показатели повлияет реализация этого проекта. При консервативном подходе к составлению cash-flow выручка, получаемая от реализации проекта, не учитывается. А учитываются расходы, которые сопутствуют реализации проекта. Это даст возможность отследить, насколько текущий бизнес сможет покрыть расходы нового проекта. И, останутся ли деньги на взнос по кредиту. Например, кредит используется для реконструкции помещения под магазин, значит, после ввода в эксплуатацию этого магазина изменятся выручка, расходы по зарплате (так как будут нужны продавцы), расходы по патенту и т.д. Кроме этого, надо знать, какое время займет реконструкция помещения. Так как во время ремонта магазина выручки не будет. А это тоже скажется на ликвидности бизнеса. После ремонта клиенту надо закупить товар для магазина, на это тоже потребуются денежные средства. Необходимо знать, сколько клиент сам будет вкладывать денег в этот проект. Для этого обязательно должна быть известна реальная сумма инвестиций, данные по которым клиент обязан предоставить кредитному эксперту.

- После этого анализируются те группы показателей, которые незначительно меняются в анализируемом периоде или имеют относительно постоянную тенденцию от периода к периоду, или от сезона к сезону, и, на которые, не будет влиять внедрение нового проекта. Обычно это накладные расходы или оплата товара поставщикам при периодичном закупе товара, например, в Турции или в Китае. При прогнозе таких показателей естественно предположить, что они сохранят свои тенденции и на будущее, при условии, что на них не повлияет новый проект.

- Кроме этого необходимо быть в курсе экономических и политических событий, которые могут прямо или косвенно повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности заемщика, а, следовательно, и на ликвидность бизнеса.

- После того, как были проанализированы все факторы, которые могут влиять на ликвидность бизнеса, кредитному эксперту следует спрогнозировать движение денежных средств в нескольких вариантах. Каждый вариант должен отражать прогноз при изменении какого-либо условия в худшую сторону. Например, ремонт планировалось сделать за 2 недели, а он затянулся на 2 месяца. Или товар должен был поступить через 3 недели после оплаты, а он поступил на склад только через 1,5 месяца из-за проблем с растаможкой или из-за железнодорожного транспорта. 

ИТАК, При составлении cash-flow необходимо рассматривать консервативный прогноз: это значит, что поступление денежных средств от проекта будет учитываться по минимуму или не учитываться вообще, а расход денежных средств на новый проект должен учитываться обязательно и по максимуму. То есть рассматривается, сможет ли существующий бизнес покрыть расходы текущего бизнеса и расходы по новому проекту.

В каких случаях рекомендуется составлять cash- flow

1. По кредитам больше 10 000 $ на инвестиционные проекты

2. При большом интервале времени между закупом товаров/сырья

3. При крупных инвестициях в анализируемом периоде

4. При рефинансировании затрат на инвестиции

5. При финансировании новых проектов

6. При сезонном бизнесе и в спорных (сомнительных) ситуациях.


ПЕРЕКРЕСТНАЯ ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

CROSS – CHECKING

Цель кредитного анализа состоит в том, чтобы получить полное и наиболее точное представление о бизнесе клиента и о его деятельности. Для достижения этой цели от кредитного эксперта требуется умение сделать правильные выводы и заключения из своих наблюдений и из тех фактов, которые ему удалось выяснить о бизнесе клиента. Главный вывод, который эксперт должен сделать по результатам финансового анализа – это кредитоемкость бизнеса клиента, другими словами, может ли вернуть. Результатом социального анализа должен быть ответ на вопрос: хочет ли клиент вернуть деньги. И при кредитовании проектов: сколько реально надо.

Очевидно, что получить правильный ответ на эти вопросы возможно только при проверке результатов Баланса, ОПиУ, Cash-flow и личных наблюдений и знаний эксперта, путем построения логических умозаключений и выводов.  

При составлении баланса собственный капитал определяется как разница между Активом баланса и Кредиторской задолженностью заемщика. Легче проследить развитие бизнеса клиента, имея начальную информацию о состоянии его бизнеса. Достоверно это возможно сделать при повторном анализе или мониторинге.

ПРИМЕР

Клиент обратился за повторным кредитом. Клиент женат, имеет двух детей в возрасте 17 лет (сын) и 23 года (дочь). На протяжении двух месяцев после выдачи кредита чистая прибыль составляла 500 в месяц, по результатам работы в последующих двух месяцах клиент получал убыток (согласно ОПиУ) в размере 300 ежемесячно. Первый кредит был выдан в размере 3 000 на 4 месяца, кредит был выдан для увеличения оборотного капитала (закуп товаров). Повторный анализ был проведен после полного погашения первого кредита. В течение действия первого кредита, сын клиента поступил в институт (расходы на обучение составили 600), дочь вышла замуж (расходы составили 1 700). По результатам анализа первый баланс имел следующий вид: 

 

Актив = 9 000

Пассив = 9 000

Оборотный капитал 6 000 Кредиты 0
Основной капитал 3 000 СК 9 000

Как вышеуказанные операции за период отразятся в балансе:

Актив

Пассив

Оборотный капитал 6 000 – 1 900 = =4 100 Кредиты 0
Основной капитал 3 000 СК 9 000+500х2-300х2-600-1700= =7 100
Итого 7 100 Итого 7 100

 

Собственный капитал уменьшился по сравнению с балансом при первом кредите на 1900. Мы видим, что прибыли было недостаточно для покрытия семейных нужд. В результате чего деньги были изъяты из оборотного капитала и израсходованы вне бизнеса. Если бы у клиента не было непредвиденных расходов вне бизнеса, то баланс при повторном анализе должен был иметь следующий вид:

АКТИВ

ПАССИВ

Оборотный капитал 6 000+1000-600 Кредиты 0
Основной капитал 3 000 СК 9 000+500х2-300х2
Итого 9 400 Итого 9 400

 

Но как быть, если заемщик, скрыл от кредитного эксперта наличие долгов на момент проведения анализа или не посчитал нужным сообщить об их существовании. Что надо делать кредитному эксперту? Во-первых, помнить, что собственный капитал – это не только разница между Активом баланса и кредиторской задолженностью. Собственный капитал – это средства, с которых клиент начал свой бизнес плюс накопленная прибыль, остающаяся в бизнесе и зафиксированная в балансе, иными словами

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ = СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ + НАКОПЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ

Стартовый капитал целесообразно учитывать, когда составляется баланс и ОПиУ по конкретному бизнесу. Например, клиент начал свой бизнес 2 года назад на одном из городских рынков. При обращении за кредитом, проводился анализ бизнеса клиента на другом рынке, на котором он работает только последние 6 месяцев. В такой ситуации надо учитывать стартовый капитал, который был у клиента 6 месяцев назад. Либо это были заемные средства, либо это был собственный капитал. Источник образования стартового капитала, по возможности, надо проследить обязательно для выявления скрытой кредиторской задолженности. Это могут быть деньги, товар или основные средства. Если клиент говорит, что начинал свой бизнес, только имея собственное оборудование, значит товар (или сырье) он брал на реализацию или для его закупа взял в долг деньги у знакомых.

НАКОПЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ х СРОК РАБОТЫ бизнеса

Имеется в виду прибыль, остающаяся у предпринимателя после всех расходов и отраженная в ОПиУ как чистая прибыль. Здесь надо заметить, что размер чистой прибыли умножается на тот срок работы бизнеса, в течение которого он был получен, то есть размер прибыли должен соотноситься с тем периодом, в течение которого он образовывался.

Теперь сравним размер собственного капитала. Первым способом СК рассчитывается из баланса, вторым способом – из Отчета прибылей и убытков. В идеальном случае размеры их должны не сильно отличаться, то есть равны.

 Собственный капитал баланс и Собственный капитал ОПиУ

1 вариант                                                 СК баланс = СК ОПиУ

Это значит, что анализ проведен правильно. Клиент предоставил полную информацию о своем бизнесе, а кредитный эксперт сделал правильный анализ.

2 вариант                                                 СК баланс < СК ОПиУ

Это значит, что

ü в анализируемом периоде прибыль уходила из бизнеса

ü прибыль в ОПиУ слишком завышена и не соответствует реальной картине бизнеса.

ü Прибыль зависит от сезона. Возможно, анализ проводился в период подъема выручки, в связи с этим, была учтена только максимальная прибыль.

ü Были крупные расходы (инвестиции) вне бизнеса. В этом случае СК ОПиУ должен быть равен СК баланс+ инвестиции вне бизнеса, то есть «накопленное благосостояние» семьи за время работы бизнеса (или за последний год или полгода). «Накопленное благосостояние» имеется в виду не только машины, квартиры, дорогостоящие изделия, ремонт, строительство нового дома, но и наиболее крупные расходы, которые не всегда можно увидеть: дорогостоящий отдых с семьей, дорогостоящие подарки для родственников и близких знакомых, форс-мажор в семье и т.д.

ü 3 вариант                                                      СК баланс > СК ОПиУ

ü Это значит, что

ü на день проведения анализа у клиента существует непогашенная кредиторская задолженность, которую клиент скрыл от эксперта

ü прибыль в ОПиУ посчитана слишком консервативно

ü при сезонной торговле учтена только минимальная прибыль

ü  прочие

Надо заметить, что, рассматривая собственный капитал, полученный первым и вторым способом, нельзя забывать и об объективных факторах. Влияние каждого фактора имеет свое количественное выражение. А это, в свою очередь, сказывается на размере чистой прибыли.

Ниже приведены только несколько факторов, изменение которых приводит к изменению чистой прибыли за анализируемый период:

ü Поменялись поставщики. Раньше товар закупал в Турции, а сейчас в Алматы, следовательно, изменился размер маржи

ü Поменялся ассортимент продаваемой продукции. Это повлияло на изменение размера товарооборота и маржи

ü Уменьшилась (понизилась) маржа из-за большой конкуренции

ü Увеличилась маржа. Обычно это происходит в тех случаях, когда клиент прекращает брать товар на реализацию, а покупает сразу за наличный расчет

ü Поменялся спрос на конкретный вид продукции, следовательно, изменилась выручка

ü Увеличились расходы

ü Уменьшился размер оборотного капитала из-за приобретения основных средств или крупных непредвиденных расходов

ü Форс-мажор

ü Прочие

 


СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ (1) – СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ = НАКОПЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (1) за период работы бизнеса

НАКОПЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ(1) / ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ(2) = ПЕРИОД РАБОТЫ

НАКОПЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (1) / ПЕРИОД РАБОТЫ (со слов клиента) = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (расчетный метод)

При мониторинге бизнеса или повторном анализе:

       СК баланс 2 = СК баланс 1+ ЧП х срок

Учитывая семейность бизнеса, формула может выглядеть следующим образом:

       СК баланс 2 + инвестиции вне бизнеса = СК баланс 1+ ЧП х срок3

После выдачи кредита, валюта баланса должна увеличиться на размер кредита

       Актив = Кредит + СК баланс 2 = Кредит + СК баланс 1 + ЧП х срок

Если Актив больше, чем Кредит + СК баланс 1 + ЧП х срок, значит, у клиента существует долг

       ДОЛГ = АКТИВ – СК баланс 1 – ЧП х СРОК - Кредит (формула для определения скрытого кредита)

Если Актив баланса меньше, чем должен быть, значит либо у клиента прибыль была меньше или убытки, либо кредит был использован вне бизнеса.

 

Сравним период работы со слов клиента с периодом работы, полученным расчетным методом. И сравним чистую прибыль, полученную расчетным методом, с чистой прибылью из ОПиУ. В идеальном случае их результаты должны не сильно отличаться. В противном случае, причины несоответствия должны быть объяснены. 

ПРИМЕР № 1

Клиент занимается бизнесом 18 месяцев. Бизнес начинал с собственных средств в размере 5 000. Чистая прибыль составляет 500 в месяц.

Актив = 5 000

Пассив = 5 000

Оборотный капитал 1 000 Кредиты 0
Основной капитал 4 000 СК 5 000

На день проведения анализа баланс имел следующий вид

Актив = 14 000

Пассив = 14 000

Оборотный капитал 7 000 Кредиты 0
Основной капитал 7 000 СК 5 000 + 9 000

Мы видим, что собственный капитал составил 14 000, то есть, увеличился на 9 000 (500 х 18 месяцев). Вся чистая прибыль, полученная за все время работы бизнеса, была вложена в бизнес.

ПРИМЕР № 2

Клиент занимается бизнесом 18 месяцев. Бизнес начинал только с заемных средств в размере 5 000. На день проведения анализа кредит был погашен. Чистая прибыль

составляет 500 в месяц.

Актив = 5 000

Пассив = 5 000

Оборотный капитал 5 000 + 9 000 – 5 000 Кредиты 5 000 – 5 000
Основной капитал   СК 0 + 9 000

На день проведения анализа баланс имел следующий вид

Актив = 9 000

Пассив = 9 000

Оборотный капитал 9 000 Кредиты 0
Основной капитал   СК 9 000 

За 18 месяцев размер накопленной прибыли составил 9 000 (500 х 18 месяцев). На день проведения анализа размер баланса увеличился на 4 000, но размер собственного капитала увеличился на 9 000. Если кредит используется в бизнесе, то погашение кредита происходит за счет самих же кредитных средств, а не собственного капитала.

ПРИМЕР № 3

.Клиент занимается бизнесом 18 месяцев. Бизнес начинал с 5 000. Из них 3 000 – собственный капитал, 2 000 – заемные средства. Чистая прибыль составляет 500 в месяц. По словам клиента текущих кредитов у него нет. Баланс в начале бизнеса.

Актив = 5 000

Пассив = 5 000

Оборотный капитал 2 000 + 9 000 – 2 000 Кредиты 2 000 – 2 000
Основной капитал 3 000 СК 3 000 + 9 000

На день проведения анализа баланс имел следующий вид

Актив = 12 000

Пассив =12 000

Оборотный капитал 9 000 Кредиты 0
Основной капитал 3 000 СК 12 000

 


ПРИМЕР № 4

Клиент получил кредит в размере 2 000 (1) для пополнения оборотных средств, но использовал его вне бизнеса. Составьте баланс для повторного анализа через шесть месяцев и сделайте выводы. Чистая прибыль равна 500 в месяц (2). На день проведения анализа кредит был погашен (3). Баланс имел следующий вид

Актив = 14 000

Пассив = 14 000

Оборотный капитал 7 000 + 3 0002 – 2 0003 Кредиты 0 + 2 0001 – 2 0003
Основной капитал 7 000 СК 14 000 – 2 0001 + 500х62

На день проведения повторного анализа через 6 месяцев кредит был погашен, а баланс имел следующий вид:

Актив = 15 000

Пассив = 15 000

Оборотный капитал 8 000 Кредиты 0
Основной капитал 7 000 СК 15 000

Мы видим, что если кредит получен, но не используется в бизнесе, то погашение кредита происходит за счет чистой прибыли от бизнеса

ПРИМЕР № 5

Клиент получил кредит 8 000 для пополнения оборотных средств. Но 3 000 использовал для погашения долга частному лицу, а 5 000 и 2 000 – на личные цели вне бизнеса. Чистая прибыль составляет 1 500 в месяц. По словам клиента текущих кредитов у него нет.

Баланс при проведении первого анализа:

Актив = 12 000

Пассив = 12 000

Оборотный капитал 9 000 + 9 000 – 8 000 – 2 000 Кредиты 0 + 8 000
Основной капитал 3 000 СК 12 000 – 8 000 + 9 000 – 2 000

На день проведения повторного анализа через 6 месяцев баланс имел следующий вид

Актив = 11 000

Пассив =11 000

Оборотный капитал 8 000 Кредиты 0
Основной капитал 3 000 СК 11 000

Отсюда видно, что чистая прибыль финансирует:

ü погашение кредитов, не использованных в бизнесе

ü личные потребности вне бизнеса

ü оборотные средства

ü основной капитал

 Надо помнить, что если у клиента образуется источник поступления средств (обязательство в пассиве баланса), а эти средства не фиксируются в активе баланса, а полностью уходят из бизнеса, то обязательство клиента перед третьим лицом остается, и погашаться оно будет из собственного капитала клиента.

ПРИМЕР № 6

Клиент получил кредит в сумме 1 500 на 4 месяца, чистая прибыль составляла 500. Баланс при первом анализе выглядел следующим образом:

Актив = 14 000

Пассив = 14 000

Оборотный капитал 7 000 Кредиты 0
Основной капитал 7 000 СК1 14 000

При повторном анализе через 3 месяца клиент еще не погасил последний взнос по кредиту ЕБРР в размере 400, баланс (№2) имел следующий вид (составлен со слов клиента):

Актив = 18 400

Пассив = 18 400

Оборотный капитал 11 400 Кредиты 400
Основной капитал 7 000 СК  18 000

При проведении перекрестного анализа собственный капитал (при сохранении чистой прибыли на прежнем уровне) через 3 месяца должен был выглядеть следующим образом (баланс № 3):

Актив = 18 400

Пассив = 18 400

Оборотный капитал 11 400 Кредиты 400
Основной капитал 7 000 Долг 2 500
    СК 14 000 + 1 500

То есть максимальное увеличение собственного капитала могло произойти только на

1 500 (500х3мес.), а по данным баланса № 2 собственный капитал увеличился на 4 000 (18 000 – 14 000). Отсюда вытекает, что у клиента имеется кредиторская задолженность, наличие которой он скрыл от кредитного эксперта. Размер кредиторской задолженности составляет 2 500 (18 000 – 15 500).

ДОЛГ = СК баланс 2 – СК баланс 1 – ЧП х Срок

ИТАК, подытоживая вышесказанное, можно выделить несколько способов перекрестной проверки:

1). СК (1) =< > ЧП х срок

2). СК (1) / ЧП = срок =< >срок факт.

3). СК (1) / срок = ЧП =< > ЧП факт.

4). Δ СК =< > ЧП х срок

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...