Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первичные социокультурные сети




Все сказанное выше относится к первичной группе как анали-

тической, идеально-типической единице социальности, культур-

ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилось

говорить о включенности первичной группы в более широкое со-

циокультурное пространство в связи с обсуждением поддержания

ее идентичности и изменений в групповой жизни. Важность этого

вопроса предполагает необходимость более подробного рассмотре-

ния строения обыденного уровня социокультурного пространства.

Семья. В качестве прототипа первичной группы можно рас-

сматривать нуклеарную семью, состоящую из мужа, жены и ребен-

ка. Значимость семьи для поддержания социокультурной жизни

заключается в том, что она является первоначальной единицей, по

структуре и функциям необходимой и достаточной для воспроиз-

ведения культурных форм социальности. Вступая в брак, мужчина

и женщина объединяют ранее полученные в своих семьях образ-

цы и навыки семейной жизни и на их основе строят собственный

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

дом. Таким образом удерживаются и воспроизводятся некоторые

традиционные характеристики культуры семейных отношений, с

одной стороны, и их модификация за счет проявления индивиду-

альных особенностей каждого из супругов — с другой. Ребенок

здесь впервые осваивает элементы социокултурной реальности

через отношения с родителями, через их атмосферу. Таким образом

он приобретает навы-

ки взаимодействий и коммуникаций и соответствующие знания.

Отношения со взрослыми как с более сильными дают ему пред-

ставление о социальной иерархии, о преимуществах и издержках

различных позиций в ее рамках. Родители с их жизненным опытом

на начальных стадиях социализации ре-

бенка знакомят его с дейс-

твиями механизмов контроля над окружением. Система поощре-

ний и наказаний, используемых в семье позволяет ему на практике

включиться в отношения «власть– подчинение». Тесные эмоцио-

нальные связи в семье, непосредственность контактов обеспечи-

вают ребенку возможность развития эмпатических способностей,

языка чувств.

В семье представлены фундаментальные социально-демогра-

фические различия: между мужчиной и женщиной, мужскими и

женскими ролями; между поколениями и культурными позици-

ями взрослых и детей. В рамках этой социокультурной единицы,

осуществляется совместное хозяйство. Она имеет свое пространс-

твенное воплощение — принадлежащие ей территории, помеще-

ния, вещи; положение в обществе. Через элементы образа жизни

ее члены фиксируют социальное, значимое для них время. Иными

словами, здесь можно обнаружить набор предпосылок, необхо-

димых для освоения и воспроизведения исходных социально зна-

чимых знаний и навыков, основных элементов социокультурного

опыта.

Родственные связи. Обычно семья не ограничивается нуклеар-

ной формой. У супругов, как, правило, сохраняются связи с собс-

твенными родителями, братьями, сестрами, другими родственни-

ками. Они образуют первый круг социокультурных сетей, порож-

даемых тесными межличностными отношениями. На этом уровне

осуществляется действие семейных традиций. Одновременное со-

существование и постоянное или периодическое взаимодействие

представителей трех, а то и четырех поколений, связанных родс-

твенными узами, со специфичными для них культурно установлен-

ными образцами интимных отношений, позволяет последователь-

но передавать семейные ценности, нормы, стереотипы поведения,

действий, а в определенных случаях социальное положение, пре-

стиж от поколения к поколению, от старших к младшим, от прямых

ветвей к боковым.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Включенность различных членов семьи в разнородные группы

принадлежности — профессиональные, дружеские, ассоциации по

интересам и т. п. — существенный фактор ее обеспечения много-

образной культурной информацией как общего, так и специали-

зированного, например, профессионального, конфиденциального

характера. В ходе взаимодействия и обмена такого рода инфор-

мацией принятые здесь нормы, правила, стереотипы поведения и

отношений подвергаются постоянной проверке «на прочность».

Те из них, что оказываются устойчивыми организационными прин-

ципами по отношению к изменениям окружения, составляют

то, что входит в понятие семейных традиций. Те же, что проявля-

ют слабую организационную эффективность, необоснованность,

адаптационную несостоятельность, начинают подвергаться сомне-

нию, считаться необязательными и образуют такие слабые места в

структуре семейных нормативов, которые разрушаются под напо-

ром внешних и внутренних воздействий и открывают каналы для

проникновения новых культурных образцов.

В этом контексте работают механизмы сохранения и измене-

ния традиционных семейных устоев от поколения к поколению. Те

из них, которые держатся на переживаемом жизненном опыте, об-

щем для всех их представителей — это могут быть устойчивые чер-

ты общесоциальной ситуации (стабильность или кризис в обще-

стве); состояния самой семьи (бедность или богатство, концентра-

ция в одном месте жительства или рассеянность в географическом

пространстве); повторяющиеся ситуации (праздники, ритуальные

контакты, конфликты и т. п.) — скорее всего и сохраняются при

трансляции от старших поколений к младшим. Те же устойчивые

черты, которые более используются как символы, демонстратив-

ные признаки принадлежности к семье, или же удерживаются по

привычке, утратив свои адаптивные свойства или связь с непос-

редственными переживаниями, становятся объектами изменений,

порождаемых младшими поколениями. Для их представителей

такие действия, суждения, связи и т. п., которые не созвучны их

опыту, не имеют непосредственной значимости, личност-

ного смысла, кажутся ненужными, лишними, устаревшими и т. п.

Соответственно молодые пытаются преодолеть такие семейные

стереотипы, установить какие-то более приемлемые для себя по-

рядки в отношениях и взаимодействиях с родственниками.

За счет включенности членов семьи в иные группы она при-

обретает второй круг социальных связей — друзья — и третий —

знакомые. Разделение этой зоны социальных сетей, на друзей и

знакомых имеет важный теоретический смысл для изучения обы-

денного социокультурного пространства. Дело в том, что в первым

случае отношения обычно носят более открытый, эмоционально

более глубокий характер, чем во втором. В дружеских отношениях

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

допускается высокая степень импровизационности, культурного

экспериментирования, игры, тогда как связи, обозначаемые поня-

тием «знакомые», носят более ролевой, формальный характер, они

более поверхностны и эмоционально более нейтральны.

Дружеские связи. По отношению к динамике семейных отно-

шений дружеские связи выполняют важные функции. Во-первых,

члены семьи проверяют в этом контексте те позиции в межлич-

ностных отношениях, которыми они овладели в семье, — лидера,

опекаемого, баловня, пассивного исполнителя и т. п. Друзья либо

позволяют индивиду сохранять приобретенные в семье стереоти-

пы поведения в ситуациях взаимодействия, либо побуждают из-

менить их. В первом случае личность укрепляет свою полученную

идентичность, тогда как во втором ей приходится либо выбирать

новую, искать свое место в этой дружеской группе, либо перехо-

дить в другую.

Во-вторых, члены семьи привносят в ее микрокультуру опыт,

освоенный в дружеских группах. Это могут быть новые навыки

действий и поведения, иные критерии оценок социокультурных

феноменов, новая информация и т. п. Они могут приниматься или

отвергаться родными, однако оказывают определенное влияние на

отношения в семье, на течение повседневной жизни в ее рамках.

В-третьих, в дружеских группах члены семьи могут компенси-

ровать дефицит переживаний, впечатлений, информации, неиз-

бежно существующий в ограниченном родственном кругу. Среди

друзей обычно допускается больше импровизаций, эксперименти-

рования с объектами культуры, попыток переоценки общеприня-

тых ценностей и т. п., чем в рамках семьи. Ведь она строится как

такая единица обыденного социокультурного пространства, где

текущие процессы по мере возможностей подчиняются сообра-

жениям целесообразности и экономии усилий, т. е. являются мак-

симально рутинизированными. В дружеских же группах при на-

личии разделяемых норм и ценностей, символических ритуальных

элементов поведения важную роль играют вариации совместных

форм активности, обмен новой информацией, обсуждение инди-

видуальных переживаний и впечатлений, социально значимых со-

бытий и проблем.

В зависимости от характера семейных отношений дружеские

связи членов семьи могут способствовать либо их поддержанию,

либо разрушению. Чем ближе ценностные ориентации друзей к

общим для всех членов семьи представлениям, тем в большей сте-

пени можно ожидать их укрепления. Чем значительнее расхожде-

ние между разделяемыми семейными и групповыми ценностями и

чем большую компенсаторную роль для кого-то из семьи играет эта

группа, тем больше дистанция между ним и остальными родствен-

никами.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

В-четвертых, дружеские группы становятся источниками со-

циальной защиты, поддержки, помощи для семьи, когда в ней воз-

никают серьезные проблемные ситуации. В таких случаях друзья

помогают советами, реальными действиями, деньгами; они под-

ключают к решению таких проблем своих знакомых, которые мо-

гут не иметь прямых отношений с этой семьей. Таким образом,

семейные и дружеские отношения образуют наиболее плотную и

прочную сеть первичных социокультурных связей. Здесь постоян-

но происходят процессы использования, проверки на пригодность,

изменения, отвержения, отбора артефактов, составляющих содер-

жание повседневной жизни людей. В этих пределах воспроизве-

дятся, укрепляются, контролируются границы социокультурных

«пространств», которые объединившиеся люди считают своими.

Это контекст для утверждения и поддержания признаков и симво-

лов групповой идентичности.

Особый интерес представляют случаи, когда дружеские и се-

мейные группы состоят из представителей сходных или близких

профессиональных областей, в первую очередь тех, что связаны

со сложной культурной деятельностью (политикой, искусством,

наукой и т. п.). В этом случае весьма условной становится грани-

ца между обыденным и специализированным уровнями повседнев-

ной жизни таких людей. В подобных семьях и дружеских группах

рабочие проблемы становятся предметом постоянного

обсуждения. Специфика первичных отношений позволяет людям

в свободное время относиться к объектам профессиональной де-

ятельности как к элементам своеобразных интеллектуальных игр,

ставить их в необычные символические условия, смещать их цен-

ностные приоритеты, словом, обращаться с ними так, как не поз-

воляют правила в официальных или стандартных рабочих ситуа-

циях. Соответственно первичные сети приобретают свойства ме-

ханизмов резонанса индивидуальных побуждений к изменениям,

культурному экспериментированию за счет доброжелательного

интереса и любопытства ближайшего окружения к тому, что мо-

жет получиться, и компетентности этих людей в оценке результа-

тов изменения и его последствий для специализированного уровня культуры.

Образуется совершенно своеобразная среда, где ее элементы

порождаются и осваиваются в

системе абсолютно неформальных, близких, эмоционально окра-

шенных отношений между людьми, объединенными не только вза-

имной симпатией, но и общими профессиональными интересами.

Такого рода первичные сети выполняют в культуре весьма важные

функции. Во-первых, они являются теми социокультурными про-

странствами, где научные, политические, религиозные идеи, худо-

жественные образы и т. п. существуют не в отчужденной форме,

но являются «естественным» языком тех, кто их порождает, кото-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

рым они привычно пользуются для выражения своих мыслей и пе-

реживаний. Иными словами, где специализированная деятельность

составляет основное содержание повседневной жизни людей. Во-

вторых, они образуют среды для формирования и освоения куль-

турных изменений и инноваций. Ведь чувство безопасности, обес-

печиваемое первичными группами, побуждает людей, привыкших

ставить и решать сложные проблемы, к более смелым экспери-

ментам с артефактами, чем это допускается на их рабочем месте.

Кроме того, большая открытость отношений в первичных группах,

состоящих из профессионалов, позволяет тому, кто сделал или

нашел что-то необычное, без опасений представить это родным и

друзьям и обсудить возможную судьбу изобретения или открытия.

В-третьих, благодаря накоплению сложного профессионального

опыта, переживаемого как основное содержание индивидуальной

и групповой жизни, такие области социокультурного пространства

становятся местом высокой концентрации культурного потенциа-

ла. Чтобы стать членом такой группы, человеку приходится осва-

ивать необходимые и весьма сложные знания и навыки, доказать

свою подготовленность к равноправному участию в жизни группы.

Иными словами, подобные среды можно рассматривать как облас-

ти формирования культурных элит.

Связи по интересам. Следующий уровень социальных сетей

составляют свободные ассоциации людей, объединяющихся в со-

ответствии с общими культурными интересами. Речь идет не об

экономических и политических интересах, поскольку это предмет

особого рассмотрения. Имеются в виду совместные развлечения —

любительские занятия искусством, техническими изобретениями,

коллекционирование, путешествия, другие формы проведения до-

суга; а также различного рода общественно полезная непрофесси-

ональная деятельность — благотворительность, волонтерство, доб-

ровольное социальное участие и т. п. Между членами таких групп

складываются довольно близкие, доверительные отношения, кото-

рые со временем могут сочетаться с дружескими, семейными; одна-

ко это совсем не обязательно. Хотя в этом случае можно безусловно

говорить о первичных группах, они по своим нормам и предпочтениям

существенно отличаются от первых двух представленных типов.

Они значительно менее полифункциональны, а их микрокультура

намного проще, из-за специальной ориентированности на реализа-

цию совершенно конкретных целей. Разумеется, их неформальный

характер обусловливает то, что межличностные отношения являют-

ся здесь дополнительной самоцелью. Однако и они выстраиваются

прежде всего вокруг предметов общего интереса, поэтому нормы и

правила взаимодействий здесь не особенно сложны.

Влияние таких групп на глубинные культурные процессы

не так уже велико, поскольку их функции совершенно очевидно

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

компенсационные: люди реализуют здесь свои однонаправленные

интересы, восполняют дефицит коммуникации и активности, воз-

никающий на работе и дома, заполняют свободное время удовлет-

воряющим их образом. Иногда объединения по интересам точечно

соприкасаются с «творческими» субкультурами: встречи с пред-

ставителями культурных элит у любителей искусства; контакты с

искусствоведами, историками у коллекционеров и т. п. Однако в

большинстве случаев их члены имеют дело с культурными образ-

цами, созданными профессионалами, и практически ничего нового

в них не привносят. Тем не менее такие группы представляют опре-

деленный интерес как носители культурных традиций.

Круг знакомых. Еще более далеким от ядра тесных межлич-

ностных связей является круг знакомых. Отношения такого рода

могут поддерживаться длительное время, но в форме спорадичес-

ких или же ритуальных (например, поздравления с праздниками)

контактов. Благодаря ним происходит обмен общей или специ-

альной информацией — либо обязательной, либо необязательной,

либо по особому случаю, — когда к знакомому обращаются, что-

бы получить от него сведения, которыми он располагает в боль-

шей степени, чем представители более близкого окружения. По-

видимому, можно рассматривать отношения такого рода не только

как механизм трансляции культурной информации, включающий-

ся по мере необходимости. Они служат также воспроизведению

ролевых отношений на уровне обыденной культуры. Ведь обычно

знакомые поддерживают связи как представители определенных

социальных позиций, а не как индивидуализированные личности.

Соответственно на этом уровне не принято обсуждать сугубо лич-

ные, семейные проблемы, но разговоры строятся вокруг личностно

нейтральных тем: события политического, художественного харак-

тера, общие вопросы обыденной жизни и т. п. Отношения между

знакомыми не являются официальными, но их нельзя назвать близ-

кими. Обычно в культуре существуют определенные стандартные

признаки дистанции и формы контактов такого рода, например,

стереотипы обращения, обмена репликами при случайных встре-

чах, поддержания связей во времени.

По отношению к первичным группам с тесными межличнос-

тными связями среда знакомых выполняет важные функции. Во-

первых, в ней складывается, поддерживается и меняется обще-

ственное мнение о том, насколько в обсуждаемых на этом уровне

первичных группах соблюдаются социокультурные нормы, на-

сколько они социально полезны, либо интересны. Таким образом

они идентифицируются, классифицируются, оцениваются в более

широком социокультурном пространстве и вследствие этого стано-

вятся социально значимыми его областями. Во-вторых, в этой сре-

де складывается и поддерживается социальный статус и престиж

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

определенных, фиксированных совокупностей первичных групп,

т. е. здесь формируются общие представления об имеющемся в

обществе социокультурном расслоении. В-третьих, эта среда яв-

ляется своеобразным медиатором между первичными группами с

тесными межличностными отношениями. Представители групп,

между которыми нет контактов, всегда при надобности могут най-

ти возможность установить их через общих знакомых, которые,

как правило, обнаруживаются внутри одних и тех же, либо в близ-

ких друг к другу слоях.

Таким образом, рассматривая социокультурные механизмы

поддержания или изменения артефактов и общественных отно-

шений важно определить, в каких сетях социальной коммуника-

ции происходит обмен информацией лицом к лицу. Ведь именно

в этой среде действует традиция, т. е. передача культурного опы-

та, что называется «из рук в руки, из уст в уста», и, следовательно,

здесь воспроизводятся нравы, обычаи, обыденные образцы, нор-

мы, привычки. В этой же среде зарождаются вариации культурных

черт, а в некоторых ее точках и культурные инновации. Действие

механизмов освоения и трансляции культурной информации обус-

ловливает либо социальное санкционирование, либо отвержение

культурных изменений.

Было показано, что идеально-типический набор общностей,

обеспечивающий возможность первичных межличностных связей,

относящихся к воспроизведению обыденного социокультурного

пространства, имеет определенную форму. Ядро таких отношений

составляет семья; к ее первому кольцу окружения относится сеть

дружеских связей; второе образуется свободными ассоциациями

людей по интересам; третье — знакомыми. Эта форма обусловле-

на различиями в тесноте, частотности, интенсивности связей между

людьми: по мере движения от центра к периферии величина всех

названных переменных убывает.

Контрольные вопросы

1. Концепция первичных групп: характеристики социальных

связей.

2. Механизмы трансляции социокультурного опыта в первичных

группах.

3. Механизмы освоения культурных форм активности в первич-

ных группах.

4. Концепция первичных социокультурных сетей.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...