Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образа жизни людей. Она обусловлена распределением време- ни и усилий на участие в перечисленных выше типах действий и отношений, в формах обмена социально значимой информацией различного качества. Разумеется, такое участие предполагает, что члены общества обладают соответствующими знаниями и навыками, которые, как говорилось ранее, неспецифичны по сравнению с професси- онально необходимыми. Обыденное знание в сопоставлении со специализированным характеризуется синк- ретизмом, ярко выраженной оценочной компонентой. Единицей их анализа принято считать представление. Эта социально- научная категория позволяет описывать когнитивный слой обыденной жизни, который пересекается со сферой профессиональной деятельности. Обыденное знание приобретается через особые институты, к которым в первую очередь следует отнести воспитание и общее об- разование, средства массовой информации, искусство и игру. Институты общего образования. Социокультурные институ- ты воспитания и общего образования представляют собой свое- образные хранилища неспецифичного знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. В домашних условиях мож- но говорить об обычаях, связанных с социализацией в различных социокультурных группах. На социальном уровне наиболее по- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни казательным институтом является общеобразовательная школа. Школьные программы выстраиваются с намерением дать людям
некоторые общие представления о мире, о своей стране, о куль- турных ценностях, о нормах социальной жизни. Естественно, что для столь обширной программы срок школьного обучения оказы- вается относительно малым. Поэтому в процессе обучения приоб- ретаются наборы разнородных и общих представлений, которые служат самыми первичными и приблизительными ориентирами в социокультурном пространстве. В школе приобретаются также определенные навыки поведе- ния и интеракций в официальных и неформаль- ных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым допол- нением к опыту интимных контактов, приобретаемому в семье. Здесь осваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях. Их непосредственное воздействие в коллективе в системе отношений «учитель-ученик» и сверстников друг с другом позволяет человеку видеть себя глазами других, бла- годаря чему определенные, способы организованной активности, оценочные критерии закрепляются в социально приемлемые при- вычки и стереотипы поведения, в определенные культурные иден- тичности. Таким образом, в результате школьного обучения приоб- ретаются самые общие представления об окружении без навыков оперирования его элементами, а также конкретные навыки пове- дения в рамках институциональной организационной структуры без их специального осмысления. Такое положение дел восполня- ется за счет иных источников жизненного опыта. Средства массовой коммуникации. Важным источником не- специфичного знания в современном обществе являются средс- тва массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, кино обеспечивают людям широкое и разнообразное информационное поле, содержащее множество областей, различных по характеру сведений, представляемых в разных формах. Пространственно-
временные границы этого поля постоянно меняются за счет пере- мещений фокуса внимания, обусловленных отношением людей к текущим социокультурным событиям. Средства массовой ком- муникации выполняют в обществе функции своеобразного поли- экрана, на который проецируются социально значимые события, сведения, оценки. Разумеется, через этот канал транслируются в самый широкий социальный контекст и результаты деятельности, осуществляемой в рамках социетальных институтов. Однако они для распространения этими стредствами особым образом транс- формируются: специализированная информация доводится до уровня доступности для раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики непрофессионалов. В самом общем виде такой процесс можно назвать популяризацией. Обычно на этом уровне опускаются все тонкости рассуждений и доказательств, приводящие специалистов к определенным выводам, и относительность этих выводов. В ре- зультате специализированное знание, относительное и изменчи- вое по самой своей природе, приобретает в сфере массовой ком- муникации вид законченных формул, афоризмов, предписаний. В таком виде оно становится широко доступным каждому современ- ному человеку и служит источником обыденных представлений о мире, в котором он живет. Средства массовой коммуникации сегодня универсальны, но выбор из представляемых ими сообщений обусловлен групповой принадлежностью людей и их индивидуальными предпочтениями. Поэтому равный доступ к информационным каналам не означа- ет унификации социального распределения обыденного знания. Представители различных социокультурных групп по-разному воспринимают и интерпретируют даже одни и те же события. Они ориентируются на поиск информации о разных сферах культуры: о политике, об искусстве или о спорте и т. п. Они оказывают пред- почтение определенным формам подачи материала. Наконец, они неодинаково усваивают и запоминают транслируемые сведения. Так что неспецифичное знание, полученное с помощью такого рода каналов, качественно неоднородно не только в разных социо- культурных группах, но оно своеобразно и у каждой личности.
Благодаря школьному обучению и средствам массовой комму- никации люди, таким образом, приобретают социально установ- ленный необходимый набор общекультурных знаний и сведений о собственном окружении, представленном в различных масштабах. Однако знание не является единственным видом опыта, приобретаемого в рамках обыденной культуры. Есть еще то, что обычно на- зывается пониманием, и что в самом общем виде можно определить как существующее наряду с информированностью о фактах уме- ние интерпретировать их смысл или оперировать ими в более или менее широком культурном контексте. Понимание — наиболее не- посредственный опытный процесс. На этом уровне представления, умозаключения и последующие действия формируются иными путями, нежели при «сборе информации». Но, несмотря на крайнюю индивидуализированность понимания, существуют особые области социокультурного пространства, доступные прак- тически каждому члену общества, где этот опыт формируется и развивается для нужд повседневной жизни. Это домашнее воспи- тание, игра, искусство, религиозная практика. Домашнее воспита- ние имеет сегодня минимальную общесоциальную институциона- лизацию; игры передаются в культуре от поколения к поколению часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни благодаря четко зафиксированным правилам и, таким образом, носят характер традиционных культурных институтов; искусство в современном обществе представлено в специально установленных, общезначимых, институциональных формах. Религиозная прак- тика осуществляется как в семейных условиях, в индивидуальных формах, так и в общезначимых, институциональных. Домашнее воспитание. Воспитание в домашних условиях обеспечивает человеку знания и навыки, необходимые для жизни в непосредственном окружении. Люди научаются обращать- ся со своей предметной средой, поддерживать глубинные эмоцио- нальные отношения с другими, понимать их. Здесь формируются первоначальные представления личности о самой себе. В отличие
от школьных общих знаний и неотрефлексированных навыков, в семье приобретается типичное для определенных групп знание о социальном расслоении, осваиваются локальные обычаи, нравы, моральные нормы. Практические навыки приобретаются на фоне тесных эмоциональных отношений, способствующих не только их освоению, но и пониманию. Следовательно, помимо того, что неспецифичные знания и навыки, полученные в школе и через каналы массовой информа- ции, с одной стороны, и в семье — с другой, относятся к разным со- циокультурным областям, они различаются по глубине интериоризации. Освоенное в непосредственном опыте представляется человеку более достоверным, органично вплетается в его образ жизни, удер- живается дольше и в большей мере определяет его действия, чем то, что он узнает в форме сведений, поучений, принимаемых на веру готовых формул. Это важно учитывать для определения того, какими знаниями и навыками люди будут пользоваться в различ- ных социально значимых ситуациях на обыденном и профессио- нальном уровнях, Но овладение знаниями и навыками, необходимыми для опе- рирования предметами повседневного обихода и участия в первич- ных группах, недостаточно для адекватной включенности в обы- денную жизнь. Представленные выше структуры составляющих ее отношений между людьми свидетельствуют о том, что речь идет о многомерном и значительном по объему пространстве. Поэтому обыденный опыт носит не только конкретный практи- ческий утилитарный характер, но и более обобщенный, приобретенный на базе понимания. Игра. Определенный класс таких знаний и навыков формируется в игре. При освоении окружения игры способствуют не только приобретению определенных навыков поведения, но и остранению реальности, когда привычные повседневные явления вдруг замечаются и при- обретают особый смысл. В сферу игры люди вступают в раннем де- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики тстве и обучаются оперированию предметами не только как физи- ческими, но и как символическими объектами. В этих процессах ос- ваиваются и познаются их личностные и социальные смыслы, их полифункциональность, ценностные свойства. Существуют типы игр, в которых человек получает возможность выйти за рамки стереотипов своей непосредственной жизни — это ролевые игры, передразнивания, розыгрыши и т. п. Участие в них может служить подготовкой к расширению индивидуального ролевого набора или же компенсацией желаемого, но почему-либо не достигнутого. Другой тип игр, который условно можно назвать состязатель-
ным, связаны с достижением (например, спортивные, азартные), они развивают способности человека строить тактику и стратегию своего поведения в напряженных ситуациях взаимодействия. В этом случае тренируется умение по минимальным признакам уло- вить намерения партнеров, в кратчайший период времени адекват- но оценить ситуацию и отреагировать на нее, экономить собствен- ные ресурсы. Игры типа загадок, головоломок, рифмования способствуют развитию способности к познанию и наиболее тесно связаны с фе- номеном остранения обыденной реальности. С их помощью люди тренируют память, наблюдательность, проникают в структуру ло- гических построений и т. п. В последние годы получили распространение компьютерные игры, которые объединяют целый ряд перечисленных выше признаков. Благодаря изобразительному ряду, программному обес- печению компьютер моделирует игровую ситуацию, по сложности и неопределенности приближенную к реальности. Соответственно играющие могут научиться действовать в сложных жизненных обстоятельствах. Однако нередко пребывание в виртуальном пространстве становится способом уходить от решения личностных проблем, испытывать сильные эмоции вне контактов с другими людьми. Разумеется, знания и навыки, полученные опытным путем во всех этих случаях, имеют достаточно узкий диапазон: они ограничены приня- тыми в определенных социокультурных группах формами игр, а приобретаемый культурный опыт прямо зависит от индивидуальных способностей и склонностей. И в то же время все освоенное личностно воспринимается как достоверное благодаря непосредственно чувственному характеру. Развиваемые в игре знания и навыки люди могут переносить из иг- ровых ситуаций в иные — как бытовые, так и связанные с профес- сиональной деятельностью. Эстетические объекты. Специализиро- ванной областью социокультурного пространства, развивающей навыки понимания окружения в наиболее широком для обыден- ной жизни объеме, является искусство. Из всех социо- культурных кодов оно наиболее тесно связано с повседневной жизнью. С одной стороны, здесь обыденная жизнь в наибольшей степени, чем в часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни других кодовых системах, становится предметом осмысления. С другой стороны, профессиональное искусство включается в обыденную реальность в наибольшем количестве институционали- зованных форм: учреждения культуры, специально предназначен- ные для его восприятия (театры, концертные залы, музеи и т. п.); средства массовой информации, в том числе реклама; архитектур- ные сооружения, ландшафтная и парковая архитектура; объеди- нения художественной самодеятельности; современный фольклор; общественные и домашние интерьеры; производственная и бытовая дизайн-продукция. Все эти формы обеспечивают людям широкое и разнообразное поле реализации и развития способнос- ти к эстетическому переживанию, накопления соответствующих знаний и навыков. Их характер определяется специфичной для искусства образной формой построения отношений с окружением. В пределах этой области социокультурного пространства художники и публика воспринимают реальность в соответствии с особыми правилами. В произведени- ях искусства, даже самых обобщенных, образы достаточно инди- видуализированы. Опыт их восприятия развивает у человека уме- ние увидеть и понять общее в индивидуальном. Сколь бы реалис- тичными ни были работы художников, они благодаря специфике языка искусства представляют мир в условной, остраненной фор- ме. Такого рода опыт отношений с окружением помогает человеку структурировать и развивать свою способность по-разному видеть одно и то же, выделять необычное в привычной жизненной среде. Наконец, каждое произведение искусства есть целостность, вы- строенная в соответствии с законами композиции, основанными на эстетических переживаниях. Осваивая эти целостности, люди «тренируют» способность «конструировать» свою культурную среду, а не просто пребывать в ней. Религия. Специализированной областью культуры, столь же тесно, как и искусство, связанной с обыденной жизнью, является религия, которая основа- на на свойстве людей принимать без доказательств определенные представления и утверждения. Такая вера служит почвой для распространения религиозных переживаний, совершения особых культовых действий, поведенческих актов, связывающих людей священными узами, упорядочивающих их отношения с миром и между со- бой. В этих пределах верующему предлагается определенная «картина мира», основания которой сакральны, т.е. не подлежат сомнению, будучи заданными свыше. Прини- маемые на веру, они обеспечивают множеству людей прин- ципы жизненной философии, истолкования ти- пичных социальных и индивидуальных ситуаций. В религиозной раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики практике люди руководствуются эталонными образцами, нормами и правилами поведения в обыденных ситуа- циях, построения образа жизни, решения жизненно важных проблем. Таким образом религия, как и искусство, оказывается тесно связанной с повседневной жизнью, но задающей пред- посылки для ее морально-нормативного, а не эстетического упорядо- чения. Последнее здесь служит лишь дополнением к духовному опыту. Религиоз- ные практики санкционированы самым высшим священным авторитетом. Именно поэтому здесь ярко выражены дидактические, императивные, этические начала, организующие обыденную жизнь верующих. Социальное распределение культурного опыта. Все пере- численные навыки служат людям для освоения окружения не только через информированность о нем, но и через понимание. Общеобразовательная школа и средства массовой информации обеспечивают людям знания и сведения об их окружении в широ- ком плане. Домашнее воспитание, игра, искусство, религия спо- собствуют развитию как познания, так и понимания. Но и здесь есть свои различия по широте освоения культурной среды. Так, в домашних условиях приобретаются практические знания и навы- ки, необходимые для адекватного существования в непосредствен- ной жизненной среде. Игра развивает общую способность взаимо- действовать с более широким кругом элементов окружения. При контакте с искусством формируются навыки образного, доэмпи- рического экспериментирования с ними. Религиозный опыт приобщает людей к пониманию внеэмпирического абсо- лютного порядка в природе и социальном мире, который приобре- тает для него нравственную окраску. Выше уже было показано, что участие в названных выше формах отношений, а также вла- дение различными по содержанию обыденными представлениями и навыками распределены в социокультурном пространстве неравномерно. Такая дифференциация определяется спецификой способов организа- ции людьми своего существования, затрат времени и усилий на различные его составляющие, т.е. образом жизни. Различия в этом отношении в существенной степени зависит от места членов общества в социетально-институциональном социокультурном пространстве. Различные его области предпола- гают неодинаковые затраты времени и усилий на профессиональ- ную деятельность, на соотношение рабочего и свободного време- ни. Более того, позиция в этих рамках в значительной степени определяет меру обусловленности обыден- ной жизни профессиональными знаниями и навыками. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни В этой связи целесообразно вернуться к качественному раз- личию между исследовательско-экспериментальной, управленчес- кой и исполнительской формами деятельности. Все три формы су- ществуют в каждой институциональной области социокультурного пространства. Так, в производстве исследовательско-эксперимен- тальная форма деятельности осуществляется ведущими инжене- рами-конструкторами и рабочими-рационализаторами; управлен- ческая — администрацией, инженерно-техническим персоналом, осуществляющим регулирование технологических процессов, исполнительская — теми, кто непосредственно реализует техно- логические программы или следит за точностью их исполнения. Примерно то же можно обнаружить, скажем, и в сфере искусст- ва. Исследовательско-экспериментальной здесь можно назвать собственно профессиональную художественную деятельность композиторов, режиссеров, дирижеров, солистов, представите- лей изобразительного искусства, писателей и т. п. Управленческие функции выполняют продюсеры, администрация соответствующих учреждений, об- щественных организаций художественных объединений, коллек- тивов. Исполнительская деятельность осуществляется в структурах, специально установленных для ее коллективного выпол- нения — например, оркестр, хор, кордебалет в музы- кальном театре; театральные и художественные мастерские и т. п. В рамках такой дифференциации становится очевидным, что разные формы труда неоднородны по затратам времени и усилий на подготовку, поддержание квалификации и собственно профес- сиональную деятельность. Так, приобретение квалификации, не- обходимой для участия в исследовательско-экспериментальной де- ятельности занимает (исключая общеобразовательную подготов- ку) около 10 лет для науки и ряда искусств, а для некоторыих их видов и более. Поддержание же квалификации, соответствующей уровню мировой культуры, требует постоянного тренинга в течение всей трудовой жизни. В этих случаях рабочий день не может быть нормированным, поскольку соответствующая активность продолжается постоянно. Для уп- равленческой деятельности (исключая научное и художественное руководство профессиональными коллективами), нужна подготовка в объеме высшего образования и интенсивное ос- воение практических навыков в течение первых лет соответству- ющей работы. После этого становятся возможным использование приобретенных стереотипов в стандартных ситуациях. Такого рода деятельность связана — за исключением управления технически- ми системами — с поддержанием широкого круга деловых контак- тов. Поэтому профессиональная сфера окрашивает в этом случае раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики большую часть образа жизни людей. Что касается исполнитель- ской деятельности, то, как правило, она предполагает профессио- нальную подготовку в сфере производства и обслуживания, для- щуюся не более 2–3 лет. Затем происходит овладение навыками на рабочем месте, которые в дальнейшем становятся в основном стереотипными, не требующими специального тренинга для поддержания. Правда, сегодня таким работникам приходится периодически, через специальное обучение обновлять профессиональные навыки, повышать уровень квали- фикации. У них внерабочее время, как правило, никак не связано с содержанием их специализированных занятий. Из сказанного видно, что сама профессиональная принадлеж- ность обусловливает необходимость более широкой освоенности культуры в исследовательско-экспериментальных видах деятель- ности и необязательность такого освоения (только в рамках специальности) в управленческой и исполнительской областях. Поэтому уровень культурной компетентности в двух пос- ледних случаях во многом зависит от интенсивнос- ти освоения ими социокультурного пространства с помощью тех средств, которые имеются для этого на обыденном его уровне. Однако и активное использование этих средств, как было показано ранее, не ведет к усреднению содер- жания обыденной социокультурной жизни. Обыденные формы социокультурной дифференциации обусловливаются различиями в образе жизни, во вкусах, предпочтениях определенных знаний, навыков, структур повседневных взаимодействий и коммуникации, которые воспро- изводятся в обществе и имеют социально установленную форму. Это так называемые стиль жизни и социальная идентичность, понятия, относящиеся к способам репрезентации людьми своей принадлежности к определенной субкультуре. Их культурно значимые признаки можно разделить на типы, легко различимые по качественной определенности. Наиболее броские относятся к вещественному уровню. В этом случае люди идентифицируют и отграничивают себя от других через спе- цифику предметов домашнего обихода — мебели, посуды, украше- ний, жилища, убранства интерьера. Это же осуществляется с помо- щью одежды, предметов личного пользования. Значимые различия демонстрируются во внешних проявле- ниях людей — манерах поведения, речи, особенностях лексики, интонирования, мимики, пластики. Они обнаружи- ваются также в тематике коммуникаций и способах времяпрепровождения. По всем этим параметрам одни социокультурные часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни слои и группы людей проводят внешние границы, отделяющие их от других, и по соответствующим совокупностям признаков можно опре- делить дифференциацию обыденного уровня социокультурного пространства. В то же время трансляционные области социокультурного пространтсва связывают между собой обыденный и специ- ализированный его уровни. Благодаря институтам образования, просвещения и массовой коммуникации опыт, соответствующий каждому из них, становится общественным достоянием. Так, образцы и ценности, относящиеся к труду, соединяют экономическую культуру и домашнее хозяйство. Право через соответствующие представления, знания н навыки оказыва- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики ется связанным с моралью. Философские представления, сложив- шиеся на профессиональном уровне, хотя и очень опосредство- ванно, но оказывают влияние на житейскую мудрость. В то же время ее максимы находят отображение в философских трактатах. Научный образ мышления проникает в сферу обыденного, но при смене познавательных парадигм происходит обращение к здравому смыслу. Достижения профессионального искусства определенным образом отражаются в эстетике обыденной жиз- ни, которая в свою очередь оказывается питательной средой для художников. Религиозные верования нередко переплетаются с суеверием. Следует подчеркнуть, что обмен информацией между обыденной реальностью и специализированными социокультурными кодами осуществляется не только через трансляционные институты. Эти связи изначально обусловлены тем, что в на обыденном уровне обнаруживаются аналоги (генети- чески являющиеся истоками) специализированных областей социокультурного пространства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|