Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Трансляция и освоение общекультурной информации




В совокупности обыденные формы социальности и их пространс-

твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен-

ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образа

жизни людей. Она обусловлена распределением време-

ни и усилий на участие в перечисленных выше типах действий и

отношений, в формах обмена социально значимой информацией

различного качества.

Разумеется, такое участие предполагает, что члены общества

обладают соответствующими знаниями и навыками, которые,

как говорилось ранее, неспецифичны по сравнению с професси-

онально необходимыми.

Обыденное знание в сопоставлении со

специализированным характеризуется синк-

ретизмом, ярко выраженной оценочной компонентой. Единицей их анализа принято считать представление. Эта социально-

научная категория позволяет описывать

когнитивный слой обыденной жизни, который пересекается

со сферой профессиональной

деятельности.

Обыденное знание приобретается через особые институты, к

которым в первую очередь следует отнести воспитание и общее об-

разование, средства массовой информации, искусство и игру.

Институты общего образования. Социокультурные институ-

ты воспитания и общего образования представляют собой свое-

образные хранилища неспецифичного знания и механизмы его

трансляции из поколения в поколение. В домашних условиях мож-

но говорить об обычаях, связанных с социализацией в различных

социокультурных группах. На социальном уровне наиболее по-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

казательным институтом является общеобразовательная школа.

Школьные программы выстраиваются с намерением дать людям

некоторые общие представления о мире, о своей стране, о куль-

турных ценностях, о нормах социальной жизни. Естественно, что

для столь обширной программы срок школьного обучения оказы-

вается относительно малым. Поэтому в процессе обучения приоб-

ретаются наборы разнородных и общих представлений, которые

служат самыми первичными и приблизительными ориентирами в

социокультурном пространстве.

В школе приобретаются также определенные навыки поведе-

ния и интеракций в официальных и неформаль-

ных институциональных ситуациях, представления о культурных

идентичностях. Эти навыки являются социально значимым допол-

нением к опыту интимных контактов, приобретаемому в семье.

Здесь осваиваются представления о социокультурных статусах,

ролях, нормах и санкциях. Их непосредственное воздействие в



коллективе в системе отношений «учитель-ученик» и сверстников

друг с другом позволяет человеку видеть себя глазами других, бла-

годаря чему определенные, способы организованной активности,

оценочные критерии закрепляются в социально приемлемые при-

вычки и стереотипы поведения, в определенные культурные иден-

тичности. Таким образом, в результате школьного обучения приоб-

ретаются самые общие представления об окружении без навыков

оперирования его элементами, а также конкретные навыки пове-

дения в рамках институциональной организационной структуры

без их специального осмысления. Такое положение дел восполня-

ется за счет иных источников жизненного опыта.

Средства массовой коммуникации. Важным источником не-

специфичного знания в современном обществе являются средс-

тва массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, кино

обеспечивают людям широкое и разнообразное информационное

поле, содержащее множество областей, различных по характеру

сведений, представляемых в разных формах. Пространственно-

временные границы этого поля постоянно меняются за счет пере-

мещений фокуса внимания, обусловленных отношением людей

к текущим социокультурным событиям. Средства массовой ком-

муникации выполняют в обществе функции своеобразного поли-

экрана, на который проецируются социально значимые события,

сведения, оценки. Разумеется, через этот канал транслируются в

самый широкий социальный контекст и результаты деятельности,

осуществляемой в рамках социетальных институтов. Однако они

для распространения этими стредствами особым образом транс-

формируются: специализированная информация

доводится до уровня доступности для

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

непрофессионалов. В самом общем виде такой процесс можно

назвать популяризацией. Обычно на этом уровне опускаются все

тонкости рассуждений и доказательств, приводящие специалистов

к определенным выводам, и относительность этих выводов. В ре-

зультате специализированное знание, относительное и изменчи-

вое по самой своей природе, приобретает в сфере массовой ком-

муникации вид законченных формул, афоризмов, предписаний. В

таком виде оно становится широко доступным каждому современ-

ному человеку и служит источником обыденных представлений о

мире, в котором он живет.

Средства массовой коммуникации сегодня универсальны, но

выбор из представляемых ими сообщений обусловлен групповой

принадлежностью людей и их индивидуальными предпочтениями.

Поэтому равный доступ к информационным каналам не означа-

ет унификации социального распределения обыденного знания.

Представители различных социокультурных групп по-разному

воспринимают и интерпретируют даже одни и те же события. Они

ориентируются на поиск информации о разных сферах культуры:

о политике, об искусстве или о спорте и т. п. Они оказывают пред-

почтение определенным формам подачи материала. Наконец, они

неодинаково усваивают и запоминают транслируемые сведения. Так что

неспецифичное знание, полученное с помощью такого рода каналов,

качественно неоднородно не только в разных социо-

культурных группах, но оно своеобразно и у каждой личности.

Благодаря школьному обучению и средствам массовой комму-

никации люди, таким образом, приобретают социально установ-

ленный необходимый набор общекультурных знаний и сведений о собственном окружении, представленном в

различных масштабах.

Однако знание не является

единственным видом опыта, приобретаемого в рамках обыденной культуры. Есть еще то, что обычно на-

зывается пониманием, и что в самом общем виде можно определить

как существующее наряду с информированностью о фактах уме-

ние интерпретировать их смысл или оперировать ими в более или

менее широком культурном контексте. Понимание — наиболее не-

посредственный опытный процесс. На этом уровне представления,

умозаключения и последующие действия формируются иными

путями, нежели при «сборе информации». Но, несмотря на крайнюю

индивидуализированность понимания, существуют

особые области социокультурного пространства, доступные прак-

тически каждому члену общества, где этот опыт формируется и

развивается для нужд повседневной жизни. Это домашнее воспи-

тание, игра, искусство, религиозная практика. Домашнее воспита-

ние имеет сегодня минимальную общесоциальную институциона-

лизацию; игры передаются в культуре от поколения к поколению

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

благодаря четко зафиксированным правилам и, таким образом,

носят характер традиционных культурных институтов; искусство

в современном обществе представлено в специально установленных,

общезначимых, институциональных формах. Религиозная прак-

тика осуществляется как в семейных условиях, в индивидуальных

формах, так и в общезначимых, институциональных.

Домашнее воспитание. Воспитание в домашних условиях

обеспечивает человеку знания и навыки, необходимые для жизни

в непосредственном окружении. Люди научаются обращать-

ся со своей предметной средой, поддерживать глубинные эмоцио-

нальные отношения с другими, понимать их. Здесь формируются

первоначальные представления личности о самой себе. В отличие

от школьных общих знаний и неотрефлексированных навыков, в

семье приобретается типичное для определенных групп знание о

социальном расслоении, осваиваются локальные обычаи, нравы,

моральные нормы. Практические навыки приобретаются

на фоне тесных эмоциональных отношений, способствующих не

только их освоению, но и пониманию.

Следовательно, помимо того, что неспецифичные знания и

навыки, полученные в школе и через каналы массовой информа-

ции, с одной стороны, и в семье — с другой, относятся к разным со-

циокультурным областям, они различаются по глубине интериоризации.

Освоенное в непосредственном опыте представляется человеку

более достоверным, органично вплетается в его образ жизни, удер-

живается дольше и в большей мере определяет его действия, чем

то, что он узнает в форме сведений, поучений, принимаемых на

веру готовых формул. Это важно учитывать для определения того,

какими знаниями и навыками люди будут пользоваться в различ-

ных социально значимых ситуациях на обыденном и профессио-

нальном уровнях,

Но овладение знаниями и навыками, необходимыми для опе-

рирования предметами повседневного обихода и участия в первич-

ных группах, недостаточно для адекватной включенности в обы-

денную жизнь. Представленные выше структуры составляющих

ее отношений между людьми свидетельствуют о том, что речь идет

о многомерном и значительном по объему пространстве. Поэтому

обыденный опыт носит не только конкретный практи-

ческий утилитарный характер, но и более обобщенный, приобретенный

на базе понимания.

Игра. Определенный класс таких знаний и навыков

формируется в игре. При освоении окружения игры

способствуют не только приобретению

определенных навыков поведения, но и остранению реальности,

когда привычные повседневные явления вдруг замечаются и при-

обретают особый смысл. В сферу игры люди вступают в раннем де-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

тстве и обучаются оперированию предметами не только как физи-

ческими, но и как символическими объектами. В этих процессах ос-

ваиваются и познаются их личностные и социальные смыслы,

их полифункциональность, ценностные свойства. Существуют

типы игр, в которых человек получает возможность выйти за рамки

стереотипов своей непосредственной жизни — это ролевые игры,

передразнивания,

розыгрыши и т. п. Участие в них может служить

подготовкой к расширению индивидуального ролевого набора или

же компенсацией желаемого, но почему-либо не достигнутого.

Другой тип игр, который условно можно назвать состязатель-

ным, связаны с достижением (например, спортивные, азартные),

они развивают способности человека строить тактику и стратегию

своего поведения в напряженных ситуациях взаимодействия. В

этом случае тренируется умение по минимальным признакам уло-

вить намерения партнеров, в кратчайший период времени адекват-

но оценить ситуацию и отреагировать на нее, экономить собствен-

ные ресурсы.

Игры типа загадок, головоломок, рифмования способствуют

развитию способности к познанию и наиболее тесно связаны с фе-

номеном остранения обыденной реальности. С их помощью люди

тренируют память, наблюдательность, проникают в структуру ло-

гических построений и т. п.

В последние годы получили распространение компьютерные

игры, которые объединяют целый ряд перечисленных выше признаков.

Благодаря изобразительному ряду, программному обес-

печению компьютер моделирует игровую ситуацию,

по сложности и неопределенности приближенную к реальности. Соответственно

играющие могут научиться действовать в сложных жизненных обстоятельствах. Однако нередко пребывание в виртуальном пространстве становится способом уходить от решения личностных проблем, испытывать сильные эмоции вне контактов с другими людьми.

Разумеется, знания и навыки, полученные опытным путем во

всех этих случаях, имеют достаточно узкий диапазон: они ограничены приня-

тыми в определенных социокультурных группах формами игр, а приобретаемый

культурный опыт прямо

зависит от индивидуальных способностей и склонностей.

И в то же время все освоенное личностно воспринимается как

достоверное благодаря непосредственно чувственному характеру.

Развиваемые в игре знания и навыки люди могут переносить из иг-

ровых ситуаций в иные — как бытовые, так и связанные с профес-

сиональной деятельностью.

Эстетические объекты. Специализиро-

ванной областью социокультурного пространства, развивающей

навыки понимания окружения в наиболее широком для обыден-

ной жизни объеме, является искусство. Из всех социо-

культурных кодов оно наиболее тесно связано с повседневной жизнью.

С одной стороны, здесь обыденная жизнь в наибольшей степени, чем в

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

других кодовых системах, становится предметом осмысления.

С другой стороны, профессиональное искусство включается в

обыденную реальность в наибольшем количестве институционали-

зованных форм: учреждения культуры, специально предназначен-

ные для его восприятия (театры, концертные залы, музеи и т. п.);

средства массовой информации, в том числе реклама; архитектур-

ные сооружения, ландшафтная и парковая архитектура; объеди-

нения художественной самодеятельности; современный фольклор;

общественные и домашние интерьеры; производственная и

бытовая дизайн-продукция. Все эти формы обеспечивают людям

широкое и разнообразное поле реализации и развития способнос-

ти к эстетическому переживанию, накопления соответствующих

знаний и навыков.

Их характер определяется специфичной

для искусства образной формой построения отношений с окружением .

В пределах этой области социокультурного пространства художники

и публика воспринимают реальность

в соответствии с особыми правилами. В произведени-

ях искусства, даже самых обобщенных, образы достаточно инди-

видуализированы. Опыт их восприятия развивает у человека уме-

ние увидеть и понять общее в индивидуальном. Сколь бы реалис-

тичными ни были работы художников, они благодаря специфике

языка искусства представляют мир в условной, остраненной фор-

ме. Такого рода опыт отношений с окружением помогает человеку

структурировать и развивать свою способность по-разному видеть

одно и то же, выделять необычное в привычной жизненной среде.

Наконец, каждое произведение искусства есть целостность, вы-

строенная в соответствии с законами композиции, основанными

на эстетических переживаниях. Осваивая эти целостности, люди

«тренируют» способность «конструировать» свою культурную

среду, а не просто пребывать в ней.

Религия. Специализированной областью культуры, столь же

тесно, как и искусство, связанной с обыденной жизнью, является

религия, которая основа-

на на свойстве людей принимать без доказательств

определенные представления и утверждения. Такая вера служит почвой

для распространения религиозных переживаний, совершения

особых культовых действий, поведенческих актов, связывающих

людей священными узами, упорядочивающих их отношения с миром и между со-

бой. В этих пределах верующему предлагается определенная «картина мира», основания которой сакральны, т.е.

не подлежат сомнению, будучи заданными свыше. Прини-

маемые на веру, они обеспечивают множеству людей прин-

ципы жизненной философии, истолкования ти-

пичных социальных и индивидуальных ситуаций. В религиозной

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

практике люди руководствуются эталонными образцами,

нормами и правилами поведения в обыденных ситуа-

циях, построения образа жизни, решения жизненно

важных проблем.

Таким образом религия, как и искусство, оказывается тесно

связанной с повседневной жизнью, но задающей пред-

посылки для ее морально-нормативного, а не эстетического упорядо-

чения. Последнее здесь служит лишь

дополнением к духовному опыту. Религиоз-

ные практики

санкционированы самым высшим священным авторитетом.

Именно поэтому здесь ярко выражены дидактические,

императивные, этические начала, организующие

обыденную жизнь верующих.

Социальное распределение культурного опыта. Все пере-

численные навыки служат людям для освоения окружения не

только через информированность о нем, но и через понимание.

Общеобразовательная школа и средства массовой информации

обеспечивают людям знания и сведения об их окружении в широ-

ком плане. Домашнее воспитание, игра, искусство, религия спо-

собствуют развитию как познания, так и понимания. Но и здесь

есть свои различия по широте освоения культурной среды. Так, в

домашних условиях приобретаются практические знания и навы-

ки, необходимые для адекватного существования в непосредствен-

ной жизненной среде. Игра развивает общую способность взаимо-

действовать с более широким кругом элементов окружения. При

контакте с искусством формируются навыки образного, доэмпи-

рического экспериментирования с ними. Религиозный

опыт приобщает людей к пониманию внеэмпирического абсо-

лютного порядка в природе и социальном мире, который приобре-

тает для него нравственную окраску.

Выше уже было показано, что участие в названных выше формах

отношений, а также вла-

дение различными по содержанию обыденными представлениями

и навыками распределены в социокультурном пространстве неравномерно. Такая

дифференциация определяется спецификой способов организа-

ции людьми своего существования, затрат времени и усилий

на различные его составляющие, т.е. образом жизни.

Различия в этом отношении

в существенной степени зависит от места членов

общества в социетально-институциональном социокультурном пространстве.

Различные его области предпола-

гают неодинаковые затраты времени и усилий на профессиональ-

ную деятельность, на соотношение рабочего и свободного време-

ни. Более того, позиция в этих рамках в

значительной степени определяет меру обусловленности обыден-

ной жизни профессиональными знаниями и навыками.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

В этой связи целесообразно вернуться к качественному раз-

личию между исследовательско-экспериментальной,

управленчес-

кой и исполнительской формами деятельности. Все три формы су-

ществуют в каждой институциональной области социокультурного

пространства. Так, в производстве исследовательско-эксперимен-

тальная форма деятельности осуществляется ведущими инжене-

рами-конструкторами и рабочими-рационализаторами; управлен-

ческая — администрацией, инженерно-техническим персоналом,

осуществляющим регулирование технологических процессов,

исполнительская — теми, кто непосредственно реализует техно-

логические программы или следит за точностью их исполнения.

Примерно то же можно обнаружить, скажем, и в сфере искусст-

ва. Исследовательско-экспериментальной здесь можно назвать

собственно профессиональную художественную деятельность

композиторов, режиссеров, дирижеров, солистов, представите-

лей изобразительного искусства, писателей и т. п. Управленческие

функции выполняют продюсеры,

администрация соответствующих учреждений, об-

щественных организаций художественных объединений, коллек-

тивов. Исполнительская деятельность осуществляется в

структурах, специально установленных для ее коллективного выпол-

нения — например, оркестр, хор, кордебалет в музы-

кальном театре; театральные и художественные мастерские и т. п.

В рамках такой дифференциации становится очевидным, что

разные формы труда неоднородны по затратам времени и усилий

на подготовку, поддержание квалификации и собственно профес-

сиональную деятельность. Так, приобретение квалификации, не-

обходимой для участия в исследовательско-экспериментальной де-

ятельности занимает (исключая общеобразовательную подготов-

ку) около 10 лет для науки и ряда искусств, а для некоторыих их видов

и более. Поддержание же квалификации, соответствующей уровню мировой культуры,

требует постоянного тренинга в течение всей

трудовой жизни. В этих случаях рабочий день не может

быть нормированным, поскольку соответствующая активность продолжается постоянно. Для уп-

равленческой деятельности (исключая научное и художественное руководство профессиональными

коллективами),

нужна подготовка в объеме высшего образования и интенсивное ос-

воение практических навыков в течение первых лет соответству-

ющей работы. После этого становятся возможным использование

приобретенных стереотипов в стандартных ситуациях. Такого рода

деятельность связана — за исключением управления технически-

ми системами — с поддержанием широкого круга деловых контак-

тов. Поэтому профессиональная сфера окрашивает в этом случае

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

большую часть образа жизни людей. Что касается исполнитель-

ской деятельности, то, как правило, она предполагает профессио-

нальную подготовку в сфере производства и обслуживания, для-

щуюся не более 2–3 лет. Затем происходит овладение навыками

на рабочем месте, которые в дальнейшем становятся в

основном стереотипными, не требующими специального тренинга для

поддержания. Правда, сегодня таким работникам приходится

периодически, через специальное обучение

обновлять профессиональные навыки, повышать уровень квали-

фикации. У них внерабочее время, как правило, никак не связано с

содержанием их специализированных занятий.

Из сказанного видно, что сама профессиональная принадлеж-

ность обусловливает необходимость более широкой освоенности

культуры в исследовательско-экспериментальных видах деятель-

ности и необязательность такого освоения (только в рамках специальности)

в управленческой и исполнительской областях. Поэтому

уровень культурной компетентности в двух пос-

ледних случаях во многом зависит от интенсивнос-

ти освоения ими социокультурного пространства с помощью тех

средств, которые имеются для этого на обыденном его уровне.

Однако и активное использование этих

средств, как было показано ранее, не ведет к усреднению содер-

жания обыденной социокультурной жизни. Обыденные формы социокультурной дифференциации обусловливаются

различиями в образе

жизни, во вкусах, предпочтениях определенных знаний, навыков,

структур повседневных взаимодействий и коммуникации, которые воспро-

изводятся в обществе и имеют социально установленную форму.

Это так называемые стиль жизни и социальная идентичность, понятия, относящиеся к способам репрезентации людьми своей принадлежности к определенной субкультуре.

Их культурно значимые признаки

можно разделить

на типы, легко различимые по качественной определенности.

Наиболее броские относятся к вещественному уровню. В этом случае

люди идентифицируют и отграничивают себя от других через спе-

цифику предметов домашнего обихода — мебели, посуды, украше-

ний, жилища, убранства интерьера. Это же осуществляется с помо-

щью одежды, предметов личного пользования. Значимые различия демонстрируются во внешних проявле-

ниях людей — манерах поведения, речи, особенностях лексики,

интонирования, мимики, пластики. Они обнаружи-

ваются также в тематике коммуникаций и

способах времяпрепровождения.

По всем этим параметрам одни социокультурные

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

слои и группы людей проводят внешние границы, отделяющие их

от других, и по соответствующим совокупностям признаков можно опре-

делить дифференциацию обыденного уровня социокультурного пространства.

В то же время трансляционные области социокультурного пространтсва

связывают между собой обыденный и специ-

ализированный его уровни. Благодаря институтам образования, просвещения и массовой коммуникации опыт, соответствующий каждому из них, становится общественным достоянием.

Так, образцы и ценности, относящиеся к труду,

соединяют экономическую культуру и домашнее хозяйство. Право

через соответствующие представления, знания н навыки оказыва-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ется связанным с моралью. Философские представления, сложив-

шиеся на профессиональном уровне, хотя и очень опосредство-

ванно, но оказывают влияние на житейскую мудрость. В то же время ее максимы находят отображение в философских трактатах.

Научный образ мышления проникает в сферу обыденного, но при смене познавательных парадигм происходит обращение к здравому смыслу. Достижения профессионального искусства

определенным образом отражаются в эстетике обыденной жиз-

ни, которая в свою очередь оказывается питательной средой для художников. Религиозные верования нередко переплетаются с суеверием.

Следует подчеркнуть, что обмен информацией между обыденной реальностью и

специализированными социокультурными кодами осуществляется не

только через трансляционные институты.

Эти связи изначально обусловлены

тем, что в на обыденном уровне обнаруживаются аналоги (генети-

чески являющиеся истоками) специализированных областей социокультурного пространства.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.