Институциональное социокультурное пространство просвещения: учреждения культуры
Наряду со сферой образования в современном обществе од- ной из важных областей кумуляции, трансляции и циркуляции социально значимой информации является институциональное пространство просвещения. В дальнейшем речь пойдет об общих характеристиках специальных организаций, называемых учреж- дениями культуры и предназначеннных для трансляции дополни- тельной к образовательной социально значимой информации. Речь идет о ценностях, формирующихся в рамках других институцио- нальных областей. В обществах и общностях, характеризующихся слабой диф- ференцированностью, на уровне первичных групп культурные ценности передаются посредством традиции, т. е. прямо «из рук в руки, из уст в уста». Закрепляются они через механизмы сравне- ния, оценки, отбора и конвенционального удержания в культуре определенных социокультурных образцов, складывающихся в про- цессах повседневной жизни. В результате формируются стандарт- ные ситуации взаимодействия и паттерны социальных отношений, обеспечивающие традиционное воспроизведение культурных ценностей. Их циркуляция, передача, кумуляция осуществляется в процессах воспроизведения обрядов, обычаев, ритуалов, церемоний, сохраняющих здесь преемственность устойчивых черт и культур- ную идентичность. В современной урбанизованной среде, в ходе модернизации общества усиливаются процессы дифференциации, специализа- ции в области общественного разделения функций, социокультур- ная изменчивость интенсифицируется. При этом происходит ос- лабление локальных и первичных социальных связей (семейных, раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
родственных, соседских и т. п.). И перестают действовать традици- онные способы трансляции культурных ценностей. В этих услови- ях складываются иные, опосредованные и более массовые формы такого рода, называемые просветительскими. Наиболее показа- тельным их институциональным примером следует считать учреж- дения культуры. Говоря о функциональной доминанте области просветитель- ского пространства, следует отметить, что учреждения культуры представляют собой государственные, общественные, частные ор- ганизационные структуры, которые являются проводниками раз- личных совокупностей эталонных артефактов, признанных как профессионалами, так и широкой общественностью в качестве социально значимых и достойных публично демонстрации и осво- ения. Они представлены общественности в определенных специ- ально выделенных ситуациях (зритель в музее, член клуба и т. п.). В рамках институциональной области просвещения сконцентри- рованы, сохраняются и ревитализуются ценности, составляющие фонд культурного наследия общества. К учреждениям культурны принято относить театрально-зре- лищные (театры, кинотеатры, концертные организации), спор- тивные комплексы, библиотеки, музеи, клубы. Это организации с определенным штатом служащих и администрации, предназна- ченные для приобщения публики к социально значимым культур- ным ценностям, для просвещения общественности, трансляции социокультурной информации, дополнительной по отношению к получаемой в области образования и в повседневной жизни. Их функции, структура, цели и задачи определяются нормативными документами. Соответствие им реальной работы государственных учреждений такого рода контролируется специальными органами исполнительной власти. «Входами» этой области можно считать наличный потенциал культурных объектов, относящихся как к прошлому, так и к настоя-
щему на «выходе» широкой аудитории представляются специальным образом отобранные те из них, которые признаны профессиона- лами и общественностью в качестве социально значимых культур- ных ценностей. Они отбираются по ряду критериев и распределя- ются по особым просветительским каналом, институционализиро- ванным в форме учреждений культуры. Программы трансформации культурных образцов в ценности, достойные публичной представленности, определяются по двум основным измерениям: временная отнесенность и принуадлеж- ность к определенной культурной категории. С точки зрения временной отнесенности можно выделить объ- екты культурного наследия и современные. Первая достаточно не- определенная категория обозначает необходимость отдавать дань часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия культурным достижениям прошлого. Во-первых, речь идет о памят- никах, т. е. объектах, символизирующих определенные историчес- кие эпохи, события, даты, факты религиозной жизни. Во-вторых, сюда же можно отнести эталонные образцы традиционной культу- ры, т. е. передающихся из поколение в поколения в непосредствен- ном взаимодействии — ремесла, ритуалы, обряды, художествен- ные направления, научные, философские школы и т. п. В-третьих, заслуживающими публичной представленности всегда считались уникальные и экзотические объекты прошлого. Другой класс культурных ценностей, представленных в просве- тительском пространстве, относится к настоящему времени. Это все те артефакты, которые по тем или иным основаниям представ- ляются — обычно в профессиональных кругах — в качестве пока- зательных примеров текущих культурных достижений. Критерии предпочтений могут быть различными. По принципу инновативнос- ти, авангардности отбираются объекты, определяющие возможные перспективы культурных изменений. Демонстрация следования традиции подтверждает жизнеспособность, функциональность в современных условиях эталонов прошлого. В соответствии с идео- логическими соображениями выделяются те артефакты, которые, по предположениям заинтересованных групп, помогут повлиять на
общественное мнение и поведение в нужном им направление. Принадлежность к определенной культурной категории фик- сируется распределением отобранных артефактов по учрежде- ниям, предназначенным для кумуляции и распространения раз- личных классов просветительской информации. Так, библиотеки концентрируют письменные источники прошлого и настоящего. В музеях хранятся специально подобранные художественные произведения, документы, мемориальные вещи и т. п. Выставки, сменные экспозиции демонстрируют текущие культурные дости- жения. Театры и концертные залы суть места для представления классических и современных произведений драматического и му- зыкального искусства, с одной стороны, и исполнительского мас- терства — с другой. Клубы помогают людям объединяться по инте- ресам к определенным видам культурной активности — професси- ональной, любительской, связанной с коллекционированием или рекреацией. Таким образом, в каждый период времени в современном об- ществе существует дифференцированное социокультурное про- странство, где концентрируются институционально признанные культурные ценности. Логика трансляции такого рода ценностей определяется не- обходимостью их представленности в доступной аудитории и упо- рядоченной форме, соответствующие каждому из типов учрежде- ний культуры. Так, в библиотеках поиск информации облегчают раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики специальным образом составленные каталоги, согласно которым шифруются все единицы хранения. Это дополняется постоянными выставками печатных изданий к определенным случаям, а также новых поступлений. Кроме того, здесь есть штатные консультан- ты, помогающие читателям ориентироваться в библиотечном про- странстве. В театрах и концертных организациях принята система тематических абонементов. Каждый из них составлен по опреде- ленному плану, позволяющему его держателю получить более уг- лубленное представление об определенном художественном стиле
или жанре, отдельном авторе, мировых шедеврах и т. п. Кроме того, здесь приняты специальные представления и концерты, предназна- ченные для детей и юношества. Обычно они сопровождаются ком- ментариями искусствоведов. В музеях и на выставках подготовка экспозиция обусловливает отбор и расположение в интерьере де- монстрируемых артефактов. Далее, опытные экскурсоводы интер- претируют содержание экспонатов. Для этого же предусмотрены специальные каталоги. Наконец, при многих музеях существуют структуры, предназначенные для любительских занятий. Клубная деятельность организована в соответствии с двумя базовыми мо- делями. Закрытые заведения для узкого круга людей, объединяю- щихся по профессиональной, политической, социально-групповой принадлежности, предназначены для конфиденциальных бесед и уединения. Их организация обусловлена целью создания макси- мально комфортабельных условий для выполнения этих функций. Клубы второго рода — это открытые объединения людей по люби- тельским интересом. Соответственно здесь деятельность органи- зована так, чтобы любители получали возможность не только зани- маться интересующими их видами деятельности (драматическим, вокальным, изобразительным искусством, спортом, механическим конструированием, киносъемками, фотографией и пр.), но и пуб- лично демонстрировать свои достижения. Итак, просветительские функции учреждений культуры осу- ществляются таким образом, чтобы отвечать двум основным ис- точникам побуждений обращения к культурным ценностям. Во- первых, постоянная публичная представленность институциона- лизованного ценностного культурного фонда, приобрещение к которому поощряется в обществе. Во-вторых, желание членов об- щества осваивать социокультурное пространство в объеме, более широком, чем в обыденной жизни и в сфере образования. Действующих в этой области социокультурного пространства субъектов можно разделить на несколько категорий в соответствии с их ролевыми функциями. Профессиональные работники учреж- дений культуры обеспечивают их бесперебойную деятельность, а при высокой эффективности — привлечение и объединение мак- симально возможного количества любителей. Библиофилы, крае- часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия веды, меломаны, любители фольклора — все эти люди актуализиру- ют культурные ценности в повседневной социокультурной жизни. Обычные посетители учреждений культуры обращаются к ним — периодически или от случая к случаю — за дополнительной специа-
лизированной информацией или из престижных соображений. Пространственная и временная организация этой институци- ональной области определяется ее ценностной природой и про- светительски-рекреационным характером функционирования. Концепции пространства задаются здесь масштабами представ- ленности соответствующих артефактов, их объемом и плотнос- тью распределения по определенным культурным категориям. Масштабности соответствуют категории: мировая, отечественная культура, региональный, локальный (поселение и его часть) уровни. В этих пределах артефакты могут быть репрезентативными по ко- личеству или показательности, либо просто знаковыми. Например, в солидных музейных экспозициях специально подобранные про- изведения изобразительного искусства характеризуют избран- ную тему в необходимой полноте: представляют определенный стиль, жанр, исторический период. Когда поле выбора ограничено, общую идею экспозиции можно выразить наиболее представительными образцами, иллюстрирующими ее. Темы могут репрезентировать определенную точку зрения на мировую культуру, конкретный историко-культурный регион, ценности отечественной культуры на разных уровнях обобщенности. Такого рода пространства различаются по степени упорядо- ченности. Это могут быть достаточно случайные совокупности ар- тефактов, как например, в музеях малых городов, общественных библиотеках, провинциальных театрах и т. п. Они состоят из еди- ниц, относящихся к стилям, странам, эпохам, имеющим неодина- ковые качественные характеристики. Их можно упорядочить по принадлежности к определенному стилю или направлению. Тогда основанием организации культурного пространства становятся принципы формообразования. Отобранные объекты могут пред- ставлять характерные черты определенного историко-культурного региона, создавая его целостный виртуальный образ. Они могут быть подобраны таким образом, чтобы в совокупности составить символ поселения: одни города знамениты своими театрами; дру- гие — особыми экспонатами изобразительного искусства или ар- хитектурными сооружениями; третьи — уникальными книгами, хранящимся в библиотеках. И это символы благодаря которым они входят в состав мирового культурного пространства. Во временном отношении можно говорить о разных способах и концептуализациях представленности исторического времени в разных классах культурных ценностей. Оно демонстрируется как непрерывное, когда акцент помещается на преемственности, ха- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики рактерной для определенного художественного стиля, направле- ния научного или философского познания, профессиональной де- ятельности и любительства. В других случаях подчеркивается его дискретность, когда акцент ставится па стилевых, концептуальных, технологических различиях артефактов, располагающихся в про- светительском пространстве. Здесь обнаруживается также отно- сительность культурного времени, когда в разновременных арте- фактах подчеркивается одинаково высокий уровень мастерства и утонченности либо изображаются одни и те же типы человеческих отношений и переживаний. Представленность настоящего време- ни задается сменой артефактов в сетке особых периодически пов- торяющихся событий: выставки, ярмарки, фестивали, конкурсы, юбилеи и т. п. Благодаря их регулярности заметными становятся текущие изменения культурных ценностей. С точки зрения выделенности этой области в более широком социокуль- турном пространственном и временном контексте можно отметить следующее. Пространство здесь определяется местоположением в поселении, архитектурой и соответствующими вывесками. Для него характерна особая организация интерьеров, обусловленная свойс- твами представляемых артефактов, необходимостью доступа к ним, работы с ними, нужными для этого оборудованием и техноло- гиями. Время существования учреждений культуры в социокуль- турной жизни определяется календарным расписанием их работы. Как было сказано, учреждения культуры институционально определены в нормативных функциях и требованиях. Они лицен- зируются и имеют статус юридического лица. В отношении собственности они могут быть государственными, муници- пальными, частными. В зависимости от этого различаются источ- ники их финансирования и степени свободы функционирования. Последнее обстоятельство связано с их институциональной подчи- ненностью. Так, деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры регламентируется соответствующими орга- нами исполнительной власти. Частные учреждения функциониру- ют в рамках действующего законодательства, а содержание пред- лагаемых услуг определяется, во-первых, рыночными механизма- ми, а во-вторых, — предпочтениями собственников. Осуществляемое в этих рамках просвещение повышает степень социокультурной компетен- тности людей, помогая лучше ориентироваться и действовать в про- странстве культурных ценностей. Оно также способствует улуч- шению качества жизни, поскольку насыщает свободное время разнообразным культурным содержанием. Наконец, благо- даря нему люди получают возможности более четко определить и часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия сформировать свой стиль жизни, фиксирующий особенности их социокультурной идентичности. Иными словами, просвещение де- лает для них доступной и подконтрольной более широкую область социокультурного пространства, чем та, что соответствует обяза- тельному образованию и личной приватной жизни. Эта область ориентирована на трансляцию культурных ценностей прошлого и современности. В силу своих трансляционных функций она откры- та для доступа широкой публики. Дистанция между нею и более образованными слоями общества несравненно меньше, чем для малообразованных людей. Поэтому ее структуры принято считать носителями в большой степени элитарной и популярной, нежели массовой культуры. Приобщенность к этой области характеризует общекультурную компетентность людей. Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурногопространства
Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих строение со- циокультурного пространства. Такие средства, как печать, радио, телевидение, Интернет, представляют широкой аудитории специ- альным образом отобранный и организованный материал, рас- сматриваемый как заслуживающий всеобщего внимания. Совокупность организационных структур, каналов, сообще- ний, язык, стилистические особенности, принципы построения об- менов информацией, характерные для этой области, конституиру- ют ее как особое институциональное пространство. Оно складыва- ется из упорядоченных процессов широкой трансляции социально значимой общедоступной информации с помощью специальных технических каналов. Его открытость обусловлена массовой на- правленностью сообщений, построенных определенным образом. Способы их репрезентации делятся на устные, печатные, ви- зуальные, т. е. апелляция к аудитории подкрепляется различными взаимодополняющими средствами. В соответствии с характером содержания они распределяются по рубрикам, постоянно пред- ставляющим их однородные категории — политические, художес- твенные, спортивные и т. п. Иными словами, каждый канал этой области открыт в определенный набор источников социально зна- чимого знания, откуда черпаются сведения для массового пред- ставления с различной, но динамичной степенью оперативности. Функциональная доминанта этой области связана с тем, что она обеспечивает общезначимый, общепонятный язык, необходимый для понимания и оценки текущих социально значимых событий. Для адаптации в современном динамичном обществе людям посто- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики янно требуются упорядоченные представления об их ближайшем окружении и более широком социокультурном контексте. Причем, подтверждение достоверности такой информации в одних случа- ях может ограничиваться верификацией в индивидуальном опы- те, тогда как в других людям необходима опора на общественное мнение или на суждения квалифицированных экспертов. Область массовых коммуникаций составляет информационное про- странство, откуда люди могут почерпнуть представления, знания, оценки, относящиеся к стереотипным и нестандартным осваивае- мым социокультурным ситуациям. Здесь можно выделить ряд функциональных направлений, об- ращение к которым помогает людям ориентироваться в текущих событиях. Информирующая функция обеспечивает массовую аудито- рию сведениями о том, что происходит вокруг. Их отбор опреде- ляется указанием на изменения событий, происходящих в рамках различных социокультурных порядков — хозяйственном, полити- ческом, правовом, познавательном, религиозном и т. п. Просветительская функция состоит в трансляции информа- ции, относящейся к социально значимым ценностям прошлого и настоящего, облегчающей ориентацию в сфере товаров и услуг. В этом случае обширная аудитория оказывается осведомленной об одних и тех же совокупностях событий, способах их организации и оценок. Соответственно здесь складывается специфичный обще- принятый язык культуры, связывающий ее специализированный и обыденный уровни, позволяющий всем членам общества участво- вать в социально значимых коммуникативных ситуациях. Регулятивная функция связана с трансляцией нормативной информации. Речь идет не только о том, что здесь постоянно пред- ставляются и комментируются правовые документы — законы, указы и т. п. Средства массовой информации широко освещают общепринятые моральные суждения и оценки, результаты опро- сов общественного мнения. Благодаря этому происходит постоян- ный своеобразный мониторинг социокультурного пространства с выделением в нем динамических фокусов внимания, культурных тем в качестве социально значимых. Таким образом, фиксируются и транслируются стандартные нормативные и ценностные пред- ставления, обоснования правомерности или аномальности опреде- ленных событий и явлений, социально допустимая величина откло- нений от этих стандартов. Социально манипулятивная функция обусловлена стремле- нием коммуникатора — кем бы он ни был — убедить в чем-то ау- диторию или побудить ее к совершению определенных действий. В этом случае решаются практические задачи, связанные с повы- шением эффективности воздействия сообщений на аудиторию. часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия В результате здесь концентрируется совокупность технологий ма- нипулирования общественным мнением и поведением. Одна часть из них оказывается вполне действенной с точки зрения убедитель- ности и мобилизационного потенциала. Другая — в силу клиширо- ванности и чрезмерной идеологической нагруженности - остается неэффективной. Тем не менее эти наборы технологий активно ис- пользуются, и считается, что их избыточность гарантирует успеш- ность воздействия коммуникатора на общественное мнение. Наконец, рекреационная функция, которая связана с пере- ключением внимания людей от обыденной жизни и профессио- нальной деятельности на мир игры, праздника, фантазии. В этом пространстве сконцентрированы разные типы такой информации. Во-первых, речь идет о сфере искусства: беллетристические раз- делы газет и журналов, литературные, театральные, музыкальные рубрики на радио и телевидении, представленность изобразитель- ного искусства в печати и на телевидении, а также всех этих видов информации в Интернет. Обращаясь к ним, люди получают удовольствие от любимых эстетических объектов. Во- вторых, следует сказать об игровом пространстве. Это всевозмож- ные игры, лотереи, викторины, состязания в культурной компетен- тности. В этом случае аудитория переключается от утилитарного взгляда на вещи к пониманию их самоценности, многозначности, комбинаторного потенциала. В-третьих, существуют, в первую очередь на телевидении, разного рода шоу: спортивные передачи, праздничные представления, показы моды, презентации различно- го рода событий и т. п. Они позволяют людям отрешиться от пов- седневности и на время погрузиться в мир красочных, фантасти- ческих образов, острых переживаний. Перечисленные функции средств массовой информации в на- стоящее время универсальны для всех культур. Однако их струк- тура, содержание, стилистика, отношение между коммуникатором и аудиторией подвижны. Изменения обусловлены динамикой, во- первых, внешних обстоятельств, т. е. содержанием событий социо- культурной жизни; во-вторых, интересов и профессионализма ком- муникатора, от которого зависит форма представленности сообще- ний; в-третьих, заинтересованности аудитории, которая может об- ращать свое внимание совсем не на то, что нужно коммуникатору. Программы трансформации многообразных социокультур- ных событий и явлений в упорядоченные сообщения, транслиру- емые средствами массовой коммуникации можно, представить следующим образом. Во-первых, следует выделить типы каналов распространения информации. Наиболее традиционными из них являются издательства книг, журналов, газет, обеспечивающие аудиторию носителями информации длительного хранения. Хотя содержание такой информации, например, газетной может иметь скоропреходящую значимость. Электронные средства массовой раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики информации — радио, телевидение, Интернет — отличаются опе- ративностью передачи разного рода сообщений, вплоть до прямых трансляций и обменов. При современных технических формах за- писи информация подобного рода может сохраняться сколь угодно долго. Более того, потребитель через Интернет имеет доступ к ее хранилищам. В настоящее время у большинства людей есть возможность пользоваться всеми типами каналов коммуникации. Можно в раз- личное время обращаться то к одним, то к другим из них, проверять достоверность получаемых сведений путем сопоставления содер- жания передаваемых ими сообщений. Во-вторых, следует обратить внимание на тип информации, транслируемой с помощью существующих каналов. В зависимости от содержания сообщения можно условно подразделить на осве- домляющие, развлекающие и убеждающие. Осведомляющие со- общения предназначены для того, чтобы предоставить аудитории социально значимые сведения. Часть таких сведений относится к социальной организации совместной жизни людей, ее хозяйствен- ным, политическим, правовым аспектам. Другая часть связана с областями социально значимого знания — философией, наукой, искусством, религией. Такая информация транслируется как в профессиональной, так и в популярной форме через специально предназначенные для этого коммуникативные каналы. Из них об- разуется информационное пространство, осведомляющее членов общества о том, что происходит в мире. Развлекательная информация направлена на выполнение рек- реационных функций. Эстетические, игровые, демонстративные, спортивные сообщения составляют пространство, предоставляю- щее людям возможность отвлечься от повседневных профессио- нальных и домашних дел и переключиться на то, что их забавляет, удивляет, доставляет им удовольствие; переносит их из привычной жизни в виртуальный мир фантазий и иллюзий. Убеждающая информация имеет формы пропаганды и рекла- мы. В обоих случаях программная цель заключаемся в том, чтобы посредством информационного давления оказать влияние на по- ведение аудитории. Пропаганда предназначена для изменения или укрепления определенных идеологических представлений в сфере общественного мнения. Реклама направлена на то, чтобы побудить конкретное потребительское поведение. Таким образом, в этой зоне концентрируется информация, ориентирующая людей на рынках идеологий, товаров и услуг. Обобщая сказанное выше, следует подчеркнуть, что конфи- гурация институционального пространства массовых коммуника- ций на социетальном, региональном и локальном уровнях зависит от соотношения названных типов программ. Причем, каждая из часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия них предполагает особую величину дистанции в отношениях с ау- диторией. Она максимальна в случае пропаганды, поскольку рано или поздно люди начинают понимать манипуляторский алгоритм и высвобождаются из-под его воздействия. Ближе всего к ауди- тории рекреационная зона массовых коммуникаций. Однако она отдаляет людей от реальных событий и повседневных интересов. Оптимальной можно назвать дистанцию, создаваемую осведомля- ющими сообщениями и рекламой. Здесь представляются опреде- ленные факты, контекст, в котором они имеют место, и определен- ные комментарии относительно их возможных последствий. Далее людям предоставляется возможность выбора собственной пози- ции по отношению к ним. Логика трансляции социокультурной информации в соответс- твии с названными программами может быть представлена извес- тной формулой Ласуэлла: «Кто передает информацию — что сооб- щается — в какой форме — кому предназначены сообщения — че- рез какие каналы они передаются — с каким эффектом». Источник информации, или коммуникатор обычно включает в себя целый ряд функциональных единиц. Сюда относятся инсти- туты, отвечающие за поддержание пространства массовой комму- никации (органы исполнительной власти, общественные органи- зации, государственные и общественные комитеты и комиссии); структуры, технически обеспечивающие функционирование этой области (государственные, общественные и частные средства мас- совой информации); группы интересов, финансирующие распро- странение определенных сообщений. Следует при этом подчерк- нуть, что большинство работников средств массовой информации нанимаются представителями либо государственных структур, либо групп интересов. Содержание сообщений можно определить несколькими пара- метрами. Во-первых, они должны иметь социальную значимость, т. е. быть связанными либо с социетальными процессами, либо с непосредственными нуждами людей. Во-вторых, они должны быть культурно значимыми, т. е. вызывать интерес у аудитории; содер- жать социально приемлемую пропорцию известной и новой ин- формации; апеллировать к личности реципиента. В-третьих, их вы- разительные средства должны легко восприниматься, пониматься и запоминаться. Форма трансляции информации определяется спецификой языка массовых коммуникаций. Его ядро составляют стандарти- зованные элементы выразительности, характерные для различных культурных кодов: обыденный, литературный, официальный язык, визуальные и музыкальные образы, специализированные терми- ны. В то же время он богат подвижными, изменчивыми элемента- ми. Он полистилистичен, ибо содержит элементы как обыденной, раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики так и специализированных сфер культуры. Он ориентирован на се- годняшний день, на содержание текущих социокультурных собы- тий. В его недрах происходит упрощение «академических» языков философии, религии, искусства, науки вплоть до общедоступного. Он прямо вплетен в обыденную жизнь, поскольку служит для осве- щения повседневных событий. Владение языком массовых комму- никаций позволяет членам общества без особых затруднений об- ращаться к широкому кругу социокультурных феноменов в стан- дартных коммуникативных ситуациях. Форма коммуникации определяется также стилисткой репре- зентации сообщений. Они должны быть личностно значимыми и эмоционально окрашенными. Их характеризует рациональная ор- ганизация, т. е. хорошо распознаваемая логическая упорядочен- ность, соответствующая коммуникативному намерению. Наконец, желательно подкреплять их авторитетным суждением, для допол- нительной убедительности. Все вместе способствует созданию эф- фекта соучастия в коммуникативном процессе. Каналы массовой коммуникации были представлены ранее. Это печать, радио, телевидение, Интернет. Аудитория этой области социокультурного пространства обоз- начается как массовая. Однако информация, транслируемая по соответствующим каналам, за исключением специализированных изданий, рассчитана на понимание аудитории, дифференцируе- мой по социально значимым основаниям: гендерным, возрастным, субкультурным, конфессиональным и т. п. Подробнее об этом речь пойдет при рассмотрении субъектов — участников массовой ком- муникации. Относительно эффекта коммуникативных процессов пока не существует однозначных, достоверных представлений даже в профессиональной и научной среде. Тем не менее общая логика трансляции сообщений сегодня соблюдается во всех средствах массовой информации. Субъектов массовой коммуникации в общем виде можно раз- делить на два класса: коммуникатор и реципиент (аудитория), т. е. совокупности тех, кто передает и кто принимает информацию. Оба класса субъектов внутренне неоднородны. Под коммуникатором понимается субъект, транслирующий информацию. В структуру этого понятия включается определен- ный набор ролевых функций: – представители групп интересов, преследующие определенные политические цели и стремящиеся привлечь массовую аудиторию к участию в их достижении хотя бы в форме поддержки на уровне общественного мнения; – художники или ученые, желающие представить результаты сво- ей деятельности массовой аудитории. часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия Эти функциональные роли являются источником коммуникатив- ных намерений. – работники средств массовой информации (репортер, коммента- тор, критик, дизайнер рекламы, автор и ведущий рубрики, продю- сер и т. п.). Эти функциональные роли связаны с переводом коммуникативно- го намерения и специализированного языка их выражения — эко- номического, политического, научного, эстетического и т. п. — на общедоступный язык массовой информации. – технические специалисты, обеспечивающие адекватное функ- ционирование каналов массовых коммуникации в технологичес- ком отношении. Эти функциональные роли центрированы на технологиях трансляции социально значимой информации. Таким образом, коммуникатор — это понятие, обозначающее неоднородную совокупность функциональных ролей, иницииру- ющих и организующих процессы массовой коммуникации. От их связей и отношений зависит динамика конфигураций этой области институционального социокультурного пространства. Но в его формировании участвует и другая сторона — реципи- ент, или аудитория. Как уже отмечалось, термин «массовая ауди- тория» отнюдь не означает, что информационные процессы проте- кают в однородной неструктурированной среде. Подобно тому как инициаторы коммуникации различаются по использованию кана- лов, жанров, стилистики трансляции информации в зависимости от преследуемых ими целей, так и реципиенты обращаются к разным зонам этого пространства в силу разных побуждений. Более того, аудитория разнородна не только по интересу к тематике сообще- ний и степени восприимчивости, понимания их содержания. Она дифференцируется по субкультурным признакам и соответству- ющим особенностям восприятия информации: направленности интересов, уровню культурной компетентности, ценностным ори- ентациям. Если сооб<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|