Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурного пространства




Различие в социальных функциях и характере деятельности

между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль-

турного пространства обусловливает специфику структуры вза-

имодействия и отношений между людьми на каждом из них.

Обыденная культура складывается на базе семейно-

родственных, дружеских межличностных отношений и прина-

длежности к определенному социокультурному слою. Эти факторы

обусловливают структурную и содержательную специфику меж-

личностного взаимодействия, коммуникации и социальных кон-

тактов, определяют характер таких устойчивых образований, как

паттерны поведения и отношений, обычаи,

нравы. Они также оказывают формообразующее влияние на соци-

окультурное содержание образа жизни членов общества как на ин-

дивидуальном, так и на групповом уровне. Социально-дифференциальная

специфика повседневной жизни выражается в специ-

ально демонстрируемых культурных признаках личностной или

групповой идентичности, обозначаемых как стиль жизни. В этой

области связующими звеньями межличностных отношений явля-

ются моральные факторы: чувство долга по отношению к детям,

пожилым людям, слабым и беспомощным членам группы; чувство

взаимной симпатии, эмоциональная привязанность; привычка.

Структура межличностных и социальных связей на инсти-

туциональном урове обусловлена прежде всего характером об-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

щественного разделения труда. Чем оно сложнее, тем

значительнее степень профессиональной дифференциации, насто-

ятельнее необходимость координации социально значи-

мых действий людей. В современных условиях включенность в эту систему

обеспечивает членам общества

значительно больше социально необходимых связей, чем

обыденная жизнь. Вместе с тем их объем не может возрастать бес-

конечно, будучи ограниченным индивидуальными потенциями лю-

дей. Здесь доминируют социально-функциональные, институционализированные отношения, которые в принципе не зависят от взаимных

оценок объединяемых ими людей, не предполагают эмоциональ-

ной личностной вовлеченности.

Качество межличностных и социальных отношений на обоих

уровнях социокультурного пространства определяет специфику их

институционализации. В обыденной жизни социальные институ-

ты, обеспечивающие воспроизведение и поддержание таких отно-

шений, в значительной степени складываются в ходе повседневных интеракций

и фиксируются в форме привычек,

обычаев, нравов, ритуалов, обрядов. Их культурное содержание

составляют образцы поведения и суждений в социально значимых

ситуациях. Эти институты по своему содержанию локальны, часто

не полностью отрефлексированы и не кодифицированы.

Однако целый ряд аспектов обыденной жизни подвергается ре-

гуляции через социетальные институты. Так, экстремальные ситу-

ации в межличностных отношениях разрешаются средствами пра-

ва. Законодательному регулированию подвергаются также часть

семейно-родственных отношений (например, права и обязанности сцупругов, родителей и детей, право наследования,

и т. п.). Общесоциальную значимость приобрета-

ют важнейшие институты социализации — общее образование и

средства массовой информации — а также институты здравоохранения. Институционализована

в таких формах общественная активность (профсоюзы, доброволь-

ные общества и ассоциации и т. п.); это относится в значительной

степени к сфере досуга (учреждения культуры).

Как уже говорилось, специализированные области социокуль-

турного пространства в современном обществе организованы

с помощью узаконенных институциональных структур.

Нормы и правила, которые регулируют здесь отношения и

продукцию, кодифицированы. Они осваиваются и реализуются людь-

ми в процессе профессиональной подготовки и деятельности

как непреложные компоненты.

Такое различие институциональных и обыденных структур

предполагает особенности социальных санкций, применяемых к

тем, кто выходит за норматив-

но установленные пределы. На обыденном

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

уровне такое «отклонение» имеет микрогрупповое значение, т.е. оценивается и вызы-

вает действенную реакцию в сети непосредственных отношений.

Оно фиксируется быстро благода-

ря прямому наблюдению. Нарушение правовых норм

карается по закону; вненормативный подвиг вознаграждается в

соответствии с социально установленными формами. Нарушение

нравов и обычаев в настоящее время влечет за собой относительно

слабые негативные санкции; социально полезное или образцовое

поведение вызывает одобрение со стороны той группы, в границах

которой оно проявляется.

В специализированных сферах культуры выход за норматив-

ные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение, а

в других — как культурная инновация. В первом случае нарушитель

карается в соответствии с законом, во втором — продукты ненор-

мативной деятельности предстают перед судом экспертов, подвер-

гаются практической проверке. Если доказана их значимость для

специализированной сферы культуры или более широкого куль-

турного контекста, они обретают право на существование и в оп-

ределенных случаях их создатель получает социально установлен-

ное вознаграждение. В то же время «отклонения» здесь

редко поддаются непосредственному фиксированию, ибо те, кто

их совершает, могут трансформировать способ и результаты сво-

ей деятельности не сразу, а постепенно вводя в нее новые элементы.

Наконец, еще один значимый признак, различающий обыден-

ный и специализированный уровни– это степень связи с другими

культурами. Феномены обыденной жизни, в том числе свойствен-

ные ей нормы и правила, в основе своей являются антропологич-

но универсальными, а по структуре и содержанию они культурно

специфичны. Так, семейные отношения существуют в

любом обществе, но их формы варьируются от нуклеарной со

слабыми родственными связями до разветвленной и солидарной. Или же домашнее хозяйство,

которое ведется в каждой семье, но имеет разное содержание в

зависимости от локальных или национальных особенностей сооб-

щества. Межкультурные связи на этом уровне минимальны, ибо

обусловлены непосредственными контактами предста-

вителей разных культур. Разумеется, при современном развитии

средств массовой информации круг знакомства представителей

каждой культуры с другими существенно расширился. Однако

это всего лишь осведомленность о су-

ществовании других культур и о различиях между ними, а не их

освоение.

Специализированные области имеют антропологические осно-

вания, но в отличие от обыденного уровня общей для них является культурная кодификация, наблюдаемая в глобальном масштабе. Поэтому

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

локальны здесь не столько формы, сколько особенности предмета

интереса и способы выражения. Искусство, наука, право, религия -

их межкультурные сопоставимость, равно как и обмен, возможны

именно благодаря общим для всех культур основаниям их выде-

ленности. Формы межкультурных связей на институционально-

социетальном уровне отличаются от обыденных. В рамках каждой

из областей накапливается информация об истории ее развития

в разных странах; соответствующие знания осваиваются и используются в процессах про-

фессиональной подготовки и деятельности.

Кроме того, динамика каждой из них во многом зависит от зна-

комства с текущими достижениями, имеющимися в других стра-

нах. Причем оно не ограничивается простой осведом-

ленностью, но включает в себя освоение, практическую проверку

соответствующих явлений. Так, в науке каждое новое положение

или теория, созданные в одной стране, обсуждаются, подвергают-

ся критическому анализу на уровне мировой научной обществен-

ности. В искусстве новые направления, выразительные средства,

сложившиеся в одних культурных регионах, обязательно апроби-

руются в других. Политические инновации быстро распространя-

ются через каналы межгосударственных связей и т. п. Собственно

говоря, из наиболее удачных образцов решения социально зна-

чимых проблем в институциональных областях благодаря обмену

между разными странами и регионами складывается то, что можно

назвать ценностным пространством мировой культуры.

Итак, отмеченные различия позволили выделить структурно-

функциональные

границы между обыденным и специализирован-

ным уровнями социокультурного пространства. Это различия в за-

дачах, в специфике деятельности и подготовки к ней, в средствах

и результатах деятельности, в организационных структурах и сан-

кциях, связанных с их поддержанием или нарушением, в характе-

ре межкультурных связей. В этих пределах можно рассматривать

обыденную жизненную среду с точки зрения специфичных дина-

мических закономерностей ее существования.

Контрольные вопросы

1. Обыденый уровень социокультурного пространства: особеннос-

ти строения.

2. Источники социализации в контексте обыденной жизни.

3. Функциональные различия институционального и обыденного

уровней социокультурного пространства.

4. Связи между институциональным и обыденном уровнями социо-

культурного пространства в контексте обыденной реальности.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

 

Глава 3. Теоретическая модель образа жизни:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...