Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры вза- имодействия и отношений между людьми на каждом из них. Обыденная культура складывается на базе семейно- родственных, дружеских межличностных отношений и прина- длежности к определенному социокультурному слою. Эти факторы обусловливают структурную и содержательную специфику меж- личностного взаимодействия, коммуникации и социальных кон- тактов, определяют характер таких устойчивых образований, как паттерны поведения и отношений, обычаи, нравы. Они также оказывают формообразующее влияние на соци- окультурное содержание образа жизни членов общества как на ин- дивидуальном, так и на групповом уровне. Социально-дифференциальная специфика повседневной жизни выражается в специ- ально демонстрируемых культурных признаках личностной или групповой идентичности, обозначаемых как стиль жизни. В этой области связующими звеньями межличностных отношений явля- ются моральные факторы: чувство долга по отношению к детям, пожилым людям, слабым и беспомощным членам группы; чувство взаимной симпатии, эмоциональная привязанность; привычка. Структура межличностных и социальных связей на инсти- туциональном урове обусловлена прежде всего характером об- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни щественного разделения труда. Чем оно сложнее, тем значительнее степень профессиональной дифференциации, насто- ятельнее необходимость координации социально значи- мых действий людей. В современных условиях включенность в эту систему
обеспечивает членам общества значительно больше социально необходимых связей, чем обыденная жизнь. Вместе с тем их объем не может возрастать бес- конечно, будучи ограниченным индивидуальными потенциями лю- дей. Здесь доминируют социально-функциональные, институционализированные отношения, которые в принципе не зависят от взаимных оценок объединяемых ими людей, не предполагают эмоциональ- ной личностной вовлеченности. Качество межличностных и социальных отношений на обоих уровнях социокультурного пространства определяет специфику их институционализации. В обыденной жизни социальные институ- ты, обеспечивающие воспроизведение и поддержание таких отно- шений, в значительной степени складываются в ходе повседневных интеракций и фиксируются в форме привычек, обычаев, нравов, ритуалов, обрядов. Их культурное содержание составляют образцы поведения и суждений в социально значимых ситуациях. Эти институты по своему содержанию локальны, часто не полностью отрефлексированы и не кодифицированы. Однако целый ряд аспектов обыденной жизни подвергается ре- гуляции через социетальные институты. Так, экстремальные ситу- ации в межличностных отношениях разрешаются средствами пра- ва. Законодательному регулированию подвергаются также часть семейно-родственных отношений (например, права и обязанности сцупругов, родителей и детей, право наследования, и т. п.). Общесоциальную значимость приобрета- ют важнейшие институты социализации — общее образование и средства массовой информации — а также институты здравоохранения. Институционализована в таких формах общественная активность (профсоюзы, доброволь- ные общества и ассоциации и т. п.); это относится в значительной степени к сфере досуга (учреждения культуры). Как уже говорилось, специализированные области социокуль-
турного пространства в современном обществе организованы с помощью узаконенных институциональных структур. Нормы и правила, которые регулируют здесь отношения и продукцию, кодифицированы. Они осваиваются и реализуются людь- ми в процессе профессиональной подготовки и деятельности как непреложные компоненты. Такое различие институциональных и обыденных структур предполагает особенности социальных санкций, применяемых к тем, кто выходит за норматив- но установленные пределы. На обыденном раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики уровне такое «отклонение» имеет микрогрупповое значение, т.е. оценивается и вызы- вает действенную реакцию в сети непосредственных отношений. Оно фиксируется быстро благода- ря прямому наблюдению. Нарушение правовых норм карается по закону; вненормативный подвиг вознаграждается в соответствии с социально установленными формами. Нарушение нравов и обычаев в настоящее время влечет за собой относительно слабые негативные санкции; социально полезное или образцовое поведение вызывает одобрение со стороны той группы, в границах которой оно проявляется. В специализированных сферах культуры выход за норматив- ные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение, а в других — как культурная инновация. В первом случае нарушитель карается в соответствии с законом, во втором — продукты ненор- мативной деятельности предстают перед судом экспертов, подвер- гаются практической проверке. Если доказана их значимость для специализированной сферы культуры или более широкого куль- турного контекста, они обретают право на существование и в оп- ределенных случаях их создатель получает социально установлен- ное вознаграждение. В то же время «отклонения» здесь редко поддаются непосредственному фиксированию, ибо те, кто их совершает, могут трансформировать способ и результаты сво- ей деятельности не сразу, а постепенно вводя в нее новые элементы. Наконец, еще один значимый признак, различающий обыден- ный и специализированный уровни– это степень связи с другими культурами. Феномены обыденной жизни, в том числе свойствен- ные ей нормы и правила, в основе своей являются антропологич-
но универсальными, а по структуре и содержанию они культурно специфичны. Так, семейные отношения существуют в любом обществе, но их формы варьируются от нуклеарной со слабыми родственными связями до разветвленной и солидарной. Или же домашнее хозяйство, которое ведется в каждой семье, но имеет разное содержание в зависимости от локальных или национальных особенностей сооб- щества. Межкультурные связи на этом уровне минимальны, ибо обусловлены непосредственными контактами предста- вителей разных культур. Разумеется, при современном развитии средств массовой информации круг знакомства представителей каждой культуры с другими существенно расширился. Однако это всего лишь осведомленность о су- ществовании других культур и о различиях между ними, а не их освоение. Специализированные области имеют антропологические осно- вания, но в отличие от обыденного уровня общей для них является культурная кодификация, наблюдаемая в глобальном масштабе. Поэтому часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни локальны здесь не столько формы, сколько особенности предмета интереса и способы выражения. Искусство, наука, право, религия - их межкультурные сопоставимость, равно как и обмен, возможны именно благодаря общим для всех культур основаниям их выде- ленности. Формы межкультурных связей на институционально- социетальном уровне отличаются от обыденных. В рамках каждой из областей накапливается информация об истории ее развития в разных странах; соответствующие знания осваиваются и используются в процессах про- фессиональной подготовки и деятельности. Кроме того, динамика каждой из них во многом зависит от зна- комства с текущими достижениями, имеющимися в других стра- нах. Причем оно не ограничивается простой осведом- ленностью, но включает в себя освоение, практическую проверку соответствующих явлений. Так, в науке каждое новое положение или теория, созданные в одной стране, обсуждаются, подвергают-
ся критическому анализу на уровне мировой научной обществен- ности. В искусстве новые направления, выразительные средства, сложившиеся в одних культурных регионах, обязательно апроби- руются в других. Политические инновации быстро распространя- ются через каналы межгосударственных связей и т. п. Собственно говоря, из наиболее удачных образцов решения социально зна- чимых проблем в институциональных областях благодаря обмену между разными странами и регионами складывается то, что можно назвать ценностным пространством мировой культуры. Итак, отмеченные различия позволили выделить структурно- функциональные границы между обыденным и специализирован- ным уровнями социокультурного пространства. Это различия в за- дачах, в специфике деятельности и подготовки к ней, в средствах и результатах деятельности, в организационных структурах и сан- кциях, связанных с их поддержанием или нарушением, в характе- ре межкультурных связей. В этих пределах можно рассматривать обыденную жизненную среду с точки зрения специфичных дина- мических закономерностей ее существования. Контрольные вопросы 1. Обыденый уровень социокультурного пространства: особеннос- ти строения. 2. Источники социализации в контексте обыденной жизни. 3. Функциональные различия институционального и обыденного уровней социокультурного пространства. 4. Связи между институциональным и обыденном уровнями социо- культурного пространства в контексте обыденной реальности. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Глава 3. Теоретическая модель образа жизни:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|