Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространства обыденного уровня




Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс-

тва обнаруживается в различных направлениях философской и

социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

тика У. Джеймса, в лингвистических трактатах Л. Витгенштейна,

в социологии М. Вебера, в идеях интеракционизма Дж. Г. Мида.

Специальным объектом анализа повседневная реальность стала

в работах социологов феноменологической ориентации, которые

положили начало ее научному изучению (А. Шутц, Г. Гарфинкель,

Э. Тириакьян и др.).

В отечественной науке в 1960-е гг. к проблемам обыденной

культуры (в основном на историческом материале) обращались

М.М. Бахтин, Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман и др.

На этом уровне выделяются про-

цессы преемственности поколений,

устойчивые тенденции и структуры отношений, действий,

оценок, словом, все то, что обозначается термином «традиция».

Воплощающими ее культурными объектами, принято считать

нравы, обычаи, ритуалы, обряды, привычки. Обычно в теориях и

истории общества и культуры действие традиционных образо-

ваний рассматривается на временном и на социальном макроу-

ровне — историко-культурные регионы, общества, субкультуры.

Соответственно оказывается возможной лишь констатация их

наличия и функционального назначения как поддерживающих

социальные связи и отношения, препятствующих распаду куль-

турно установленных форм социальности (взаимопомощь, взаи-

мопонимание, упорядоченность межличностных отношений, ро-

лей, идентичностей и т. п.). Однако нераскрытым остается вопрос,

каковы социальные и культурные механизмы действия традиции,

поскольку они принципиально ненаблюдаемы в этом масштабе.

Их действие можно понять, только если обратиться к рассмотре-

нию непосредственных межличностных связей и отношений, к

изучению так называемых первичных групп и социальных сетей:

семья, ее ближайшее окружение в формах соседских, дружеских,

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

неформальных профессиональных отношений, связей ее членов с

другими на основе общих интересов — профессиональных, люби-

тельских, рекреационных и т. п.

Соответственно особую важность в этом случае приобретают

ответы на вопросы, каким образом на этом уровне происходит ку-

муляция, освоение и актуализация социокультурного опыта; какие

его элементы удерживаются, а какие меняются; какие функции

выполняют первичные группы в воспроизведении социокультур-

ного пространства.

 

Социокультурные характеристики первичных групп: структура,содержание связей

Структура первичных групп определяется рядом признаков:

– люди здесь связаны непосредственными межличностными от-

ношениями, а не специализированными нормативами, свойствен-

ными системе общественного разделения труда:

– люди на этом уровне воспринимают друг друга прежде всего как

личностей, а не как носителей определенных социальных позиций

и статусов (положения в обществе, должности, профессиональной

роли). Соответственно в первичной группе культурная определенность (личностная

идентичность) имеет для индивида более важное значение, чем функции, выполняемые в систе-

ме общественного разделения труда (социальные роли);

– отношения между членами первичной группы характеризу-

ются интенсивной эмоциональной окрашенностью, высокой сте-

пенью доверительности, стремлением к взаимопониманию (в том

числе через взаимное вчувствование, эмпатию), к прямому, непос-

редственному обмену культурным опытом. Этим они отличаются

от функционально-ролевых групп, где доминируют эмоциональная

нейтральность, регулируемость стандартными предписаниями,

правилами интеракции, где взаимопонимание и доверительность

строго ограничены пределами выполняемых функций;

– критерии оценки людьми друг друга в этом случае носят обоб-

щающий интегративный характер: оценивается личность, ее чело-

веческие свойства и качества, а не эффективность ее социально–

профессионального функционирования, отношения оцениваются

по степени их глубинности, эмоционального удовлетворения, кото-

рое они приносят членам группы, а не в зависимости от их социаль-

ной результативности; группа в целом оценивается с точки зрения

обеспечения социальной безопасности, определенного культурно-

го уровня, психологического комфорта, а не с точки зрения соци-

ального статуса;

– сети первичных связей — это существенные области обыденно-

го уровня социокультурного пространства в отличие от социеталь-

но-институциональных.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Таким образом, первичные группы и социальные сети, харак-

теризующиеся всеми перечисленными признаками выполняют в

обществе и культуре весьма важные функции, связанные с подде-

ржанием личностного и группового жизненного мира. Во-первых,

разделяемые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отно-

шений составляют основу идентификации людей с определенной

личностно-культурной категорией, с определенным сообществом.

Таким образом они формируют свое социокультурное пространс-

тво, внутренние параметры которого задаются спецификой об-

щих черт структуры и содержания их образа жизни. Во-вторых, представление о

включенности в такое пространство позволяет людям на базе сво-

ей культурной идентичности проводить социально значимые раз-

личия между собой и представителями других групп.

Эти различия закрепляются во внешне проявляемых призна-

ках: манера одеваться, говорить, особенности поведения, времяп-

репровождения, использование определенных вещей как симво-

лов групповой принадлежности — словом, все, что можно обозна-

чить понятием «стиль жизни». Стиль жизни как явление культуры,

как обобщенный показатель групповой принадлежности позволяет

людям различать друг друга не просто как индивидов, но и как представителей

определенных социокультурных слоев и сообществ.

Таким образом, речь идет о базовом социальном уровне, на

котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменя-

ются такие культурно-распознавательные признаки.

Структуры первичных групп различаются по степени упо-

рядоченности. Наиболее четко организованной является семья.

Семейные роли во многом определяются демографическими раз-

личиями, закрепленными в культурных формах. В идеально-типич-

ном случае классической западной семьи они таковы. Роль муж-

чины как главы семьи, носителя тех нормативных начал, которые

связывают ее с более широким социокультурным контекстом,

обеспечивает постоянное соотнесение процессов, происходящих

в семье, с критериями социального статуса, престижа, существу-

ющими в обществе. Роль женщины как хозяйки дома, организую-

щей здесь межличностные отношения, обеспечивает внутреннюю

стабильность структуры семьи, связи внутри нее и между нею и ро-

дителями и родственниками своими и мужа. Роль ребенка опреде-

ляется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность

за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого

человека и потому по мере возможностей помогают ему в освое-

нии культуры через механизмы, свойственные первичной группе.

С другой стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как че-

ловек с иными, чем у родителей, стартовыми условиями, вносит в

них свои индивидуальные или характерные для поколения вариа-

ции. Тем самым он подвергает «испытанию на прочность» тради-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

ционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает ро-

дителям особенности мироощущений, представлений, намерений,

свойственных представителям его поколения. Разумеется, объем

функций семейных ролей варьируется в зависимости от социаль-

ного положения семьи: он возрастает с движением вверх по статус-

ной шкале. Отношения между ее членами тем сложнее по содержа-

нию, чем выше их культурный уровень. Тем не менее базовые фун-

кции этих ролей в качестве идеальных типов можно рассматривать

так, как они представлены выше.

Идеально-типические структурные характеристики других

первичных групп обычно выражены не столь четко, как в семье.

Так, в сети дружеских отношений, объединениях по интересам

может отсутствовать иерархия в отношениях между ее членами.

Здесь лидерство может либо отсутствовать, либо ситуативно пе-

реходить от одного участника к другому. Если речь идет о нефор-

мальных отношениях в формальной группе, то здесь нередко на-

блюдаются расхождения между позициями человека в каждой из

областей. Так, при высоком социальном статусе индивид может

в неформальных отношениях проявлять полную конформность к

нормам и ценностям первичной группы и не стремиться нести от-

ветственность за преодоление возникающих здесь затруднений.

С другой стороны, тот, кого называют «душой общества», может

быть полностью непригодным к самостоятельному решению про-

блем, соответствующих его формальным социальным обязаннос-

тям. В то же время бывают случаи, когда человек занимает высокое

положение одновременно в обеих сферах социальных отношений.

Какие формы принимает структура первичных групп, зави-

сит скорее от предпочтений людей, нежели от совокупности груп-

повых функций. Дружеские отношения могут держаться как на

авторитарных началах, так и на базе полного равноправия. В лю-

бительских объединениях может доминировать нормативная сис-

тема, близкая к профессиональной сфере, а может существовать

атмосфера игры. В неформальных контактах между членами фор-

мальных групп могут сохраняться стереотипы официального пове-

дения, а может преобладать личностная раскованность.

Таким образом первичные группы это социокультурные сре-

ды, в которых происходит накопление и использование культурно-

го опыта: формирование личности, ее социокультурной идентич-

ности, устойчивых межличностных отношений, знаков и символов

групповой принадлежности, выделенности группы из более обще-

го социокультурного пространства. Все это происходит в непос-

редственных взаимодействиях, актах поведения, обменах культур-

ной информацией и эмоциями, на глазах друг у друга, при макси-

мальном внимании к деталям. Каждый элемент активности или ее

результатов проходит через селективные механизмы соотнесения

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

с разделяемыми нормативами, с ценностями полезности для подде-

ржания отношений, для личностного удобства, удовлетворения лю-

бопытства, эстетических запросов, устойчивости или изменений

и т. п. Складываясь в определенные конфигурации, соответству-

ющие типичным для сообщества ситуациям, они объединяются в

специфичные для него социокультурные образцы действий, пове-

дения, взаимодействий, особенности стиля жизни. Таким образом

формируется и поддерживается его микрокультура.

Названные характеристики не привносятся сюда специаль-

но, не налагаются извне в обязательном порядке. Но они и не

составляют принципов, на которых она строится изначально.

Социокультурные образцы как бы выращиваются самими членами

группы по мере ее становления от стадии первичных побуждений

людей к стадии устойчивой структуры межличностных отношений

и связей. Участники отбирают и фиксируют как ценности те эле-

менты культуры, которые сохраняют целостность сообщества, но

в то же время не мешают личностной самореализации. Отбор про-

исходит как на рациональном, так и на неосознаваемом уровнях.

В первом случае определенные микрокультурные факты являются

предметами обсуждения и вербальных оценок. Во втором — пози-

тивное или негативное отношение к ним формируется на уровне

поведения и выражается в жестах, мимике, интонациях и т. п.

Трансляция и освоение элементов культуры, в том числе спе-

цифичных для первичной группы, осуществляется в ее рамках за

счет действия определенных механизмов, включающихся для этих

целей на уровне непосредственных межличностных контактов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...