Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильный подбор слов (Richtige Wortwahl).




Относи­тельно нашего контекста: не удовлетворяйтесь общи­ми фразами, а скажите особенное! Этого можно до­биться, когда вместо вида указывается род, то есть, вместо цветов вообще говорят о розах, пишут не "abends", a "als es dämmerte" или "nach dem Abendbrot", на горизонте возвышается не просто какая-то гора, а названная своим именем - Kaiserstuhl, Feldbrtg, Watzmann или какая-либо еще.

Там, где имеется эта возможность, то есть там, где это не противоречит стилю, не бойтесь вводить уточ­няющие детали: что шпиц серый, что на нем повязан зеленый шелковый бант, что он крошечный, словно плюшевая игрушка; такие детали придают описанию ощущение подлинности.

Нужно уметь внимательно разглядывать, если со­бираешься рассказать что-либо ясно и образно.

Тот, кто, например, в письмах оправдывается, что "совсем не знает, о чем писать", сознается только в том, что не умеет наблюдать. Всякие мелочи, разуме­ется, не стоит описывать без разбору; но самое суще­ственное следует развернуть подробнее.

Друг входит в комнату. Казалось бы, ну и что из этого? Но как он вошел? Хлопнул ли дверью? Или вошел так тихо, что его никто не услышал? Притво­рил ли он дверь, лязгнув замком, а затем, грохоча бо­тинками, прошел в помещение? Одним штрихом, ко-

торый делает деталь выпуклой, образ друга зримее возникает перед нами. И что это за друг? Действи­тельно ли близок он мне или просто приятель? Зна­ком ли он читателю? Тогда его спокойно можно на­зывать по имени. Если же он не знаком, то: большой он или маленький, старый или молодой, с бородой или, быть может, он лысый? Кто желает писать об­разно, тому следует все это описать выразительно, метко и ясно.

Наглядность с помощью примеров (Anschauung durch Beispiele).

Кто стремится писать ярко, тому следует увлекать читателя, расцвечивать и оживлять ход сво­его повествования примерами, различными происше­ствиями и живописными сценками. Есть примеры, придающие сообщению краски - оно легко запомина­ется читателем.

Стремитесь к выразительности! Lebendigkeit!

Выра­зительность - не одно и то же, что и наглядность. Здесь мы наталкиваемся на тайну "хорошего" стиля: кто хочет писать, должен уметь черпать из полного источника. Он должен быть хорошо знаком с тем предметом, который намерен описывать, настолько хорошо, чтобы смочь из материала, который находит­ся в его распоряжении, сделать единственно верный выбор для своего читателя. Это предпосылка всего последующего. "Rem tene, - сказал древнеримский го­сударственный деятель Катон, - verba sequuntur": "овладей своей вещью - слова придут сами"! Древнее библейское выражение, что у человека то, что пере­полняет сердце, на устах, подразумевает то же самое.

Чем больше мы знаем о вещи, тем тщательнее должны черпать из этой бездны, тем важнее становит­ся обдумывание наилучшей формы исполнения, ком­позиции целого.

Тщательность при составлении композиции (Sorgfalt beim Aufbau).

В школе нам говорили: "Прежде чем вы приступите к сочинению, обдумайте его план!" ("Ehe ihr daran geht, einen Aufsatz, zu schreiben, überlegt euch seine Gliederung!") Об этом мы еще поговорим в дру­гом месте.

План необходим для любой письменной работы, также как и для письма; разумеется, его не обязатель­но в каждом случае составлять письменно ("Что я на­пишу тете Эмме? Поблагодарю ее за поздравления к моему дню рождения; во-вторых, расскажу ей, как прошел праздник, а в-третьих, сообщу, что нового в нашей семье со времени моего последнего письма: о назначении меня старшим инспектором, о гриппе Эльзы, страстном увлечении Карла марками. Что еще? - План дает возможность написать содержатель­ное, хорошо скомпонованное письмо. Итак, вперед!).

Ясная, поддающаяся обозрению композиция прида­ет стройность и живость любому письменному выска­зыванию. Или наоборот: неорганизованная масса мате­риала хаотична; она навевает скуку, поскольку ее уже невозможно упорядочить при чтении.

Разнообразие структур предложений (Abwechslung im Satzbau).

Живой стиль стремится к разнообразию. Это характерно как для оборотов речи - мы уже говорили о набивших оскомину повторах - так и для предложе­ний. Вот одна сентенция Гете по этому поводу:

"Wie kann man sich selbst erkennen lernen? Durch Betrachten niemals, wohl aber durch Handeln. Versuche deine Pflicht zu tun, und du weißt gleich, was an dir ist. Was aber ist deine Pflicht? Die Forderung des Tages!"

Перед нами шесть коротких предложений; но по­строены они совершенно по-разному. Тема поставле­на в виде вопроса; на него сразу же дается ответ ко­роткими фразами, как в разговорной речи. Употреб-

лено повелительное предложение, к которому присое­динено повествовательное. Затем вновь следует во­прос и еще один короткий ответ. Цельный диалог, вопросы, ответы и в конце наставление, постоянное развитие мысли, в которое читатель чувствует себя вовлеченным: ответы должны прозвучать его собст­венными ответами, если он верно воспринимает всю сентенцию. Насколько занудно-скучным было бы все целое, если бы Гете отказался от движения своих предложений.

"Selbsterkenntnis ist nicht möglich, indem man sich betrachtet, sondern indem man handelt. Man muß seine Pflicht, das heißt die Forderung des Tages tun; dann weiß man wer man ist" /"самопознание возможно не при копании в себе, а в деятельности. Нужно исполнить свой долг, то есть веление дня; тогда и познаешь, кто ты"/.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...