Правильный подбор слов (Richtige Wortwahl).
Относительно нашего контекста: не удовлетворяйтесь общими фразами, а скажите особенное! Этого можно добиться, когда вместо вида указывается род, то есть, вместо цветов вообще говорят о розах, пишут не "abends", a "als es dämmerte" или "nach dem Abendbrot", на горизонте возвышается не просто какая-то гора, а названная своим именем - Kaiserstuhl, Feldbrtg, Watzmann или какая-либо еще. Там, где имеется эта возможность, то есть там, где это не противоречит стилю, не бойтесь вводить уточняющие детали: что шпиц серый, что на нем повязан зеленый шелковый бант, что он крошечный, словно плюшевая игрушка; такие детали придают описанию ощущение подлинности. Нужно уметь внимательно разглядывать, если собираешься рассказать что-либо ясно и образно. Тот, кто, например, в письмах оправдывается, что "совсем не знает, о чем писать", сознается только в том, что не умеет наблюдать. Всякие мелочи, разумеется, не стоит описывать без разбору; но самое существенное следует развернуть подробнее. Друг входит в комнату. Казалось бы, ну и что из этого? Но как он вошел? Хлопнул ли дверью? Или вошел так тихо, что его никто не услышал? Притворил ли он дверь, лязгнув замком, а затем, грохоча ботинками, прошел в помещение? Одним штрихом, ко- торый делает деталь выпуклой, образ друга зримее возникает перед нами. И что это за друг? Действительно ли близок он мне или просто приятель? Знаком ли он читателю? Тогда его спокойно можно называть по имени. Если же он не знаком, то: большой он или маленький, старый или молодой, с бородой или, быть может, он лысый? Кто желает писать образно, тому следует все это описать выразительно, метко и ясно. Наглядность с помощью примеров (Anschauung durch Beispiele).
Кто стремится писать ярко, тому следует увлекать читателя, расцвечивать и оживлять ход своего повествования примерами, различными происшествиями и живописными сценками. Есть примеры, придающие сообщению краски - оно легко запоминается читателем. Стремитесь к выразительности! Lebendigkeit! Выразительность - не одно и то же, что и наглядность. Здесь мы наталкиваемся на тайну "хорошего" стиля: кто хочет писать, должен уметь черпать из полного источника. Он должен быть хорошо знаком с тем предметом, который намерен описывать, настолько хорошо, чтобы смочь из материала, который находится в его распоряжении, сделать единственно верный выбор для своего читателя. Это предпосылка всего последующего. "Rem tene, - сказал древнеримский государственный деятель Катон, - verba sequuntur": "овладей своей вещью - слова придут сами"! Древнее библейское выражение, что у человека то, что переполняет сердце, на устах, подразумевает то же самое. Чем больше мы знаем о вещи, тем тщательнее должны черпать из этой бездны, тем важнее становится обдумывание наилучшей формы исполнения, композиции целого. Тщательность при составлении композиции (Sorgfalt beim Aufbau). В школе нам говорили: "Прежде чем вы приступите к сочинению, обдумайте его план!" ("Ehe ihr daran geht, einen Aufsatz, zu schreiben, überlegt euch seine Gliederung!") Об этом мы еще поговорим в другом месте. План необходим для любой письменной работы, также как и для письма; разумеется, его не обязательно в каждом случае составлять письменно ("Что я напишу тете Эмме? Поблагодарю ее за поздравления к моему дню рождения; во-вторых, расскажу ей, как прошел праздник, а в-третьих, сообщу, что нового в нашей семье со времени моего последнего письма: о назначении меня старшим инспектором, о гриппе Эльзы, страстном увлечении Карла марками. Что еще? - План дает возможность написать содержательное, хорошо скомпонованное письмо. Итак, вперед!).
Ясная, поддающаяся обозрению композиция придает стройность и живость любому письменному высказыванию. Или наоборот: неорганизованная масса материала хаотична; она навевает скуку, поскольку ее уже невозможно упорядочить при чтении. Разнообразие структур предложений (Abwechslung im Satzbau). Живой стиль стремится к разнообразию. Это характерно как для оборотов речи - мы уже говорили о набивших оскомину повторах - так и для предложений. Вот одна сентенция Гете по этому поводу: "Wie kann man sich selbst erkennen lernen? Durch Betrachten niemals, wohl aber durch Handeln. Versuche deine Pflicht zu tun, und du weißt gleich, was an dir ist. Was aber ist deine Pflicht? Die Forderung des Tages!" Перед нами шесть коротких предложений; но построены они совершенно по-разному. Тема поставлена в виде вопроса; на него сразу же дается ответ короткими фразами, как в разговорной речи. Употреб- лено повелительное предложение, к которому присоединено повествовательное. Затем вновь следует вопрос и еще один короткий ответ. Цельный диалог, вопросы, ответы и в конце наставление, постоянное развитие мысли, в которое читатель чувствует себя вовлеченным: ответы должны прозвучать его собственными ответами, если он верно воспринимает всю сентенцию. Насколько занудно-скучным было бы все целое, если бы Гете отказался от движения своих предложений. "Selbsterkenntnis ist nicht möglich, indem man sich betrachtet, sondern indem man handelt. Man muß seine Pflicht, das heißt die Forderung des Tages tun; dann weiß man wer man ist" /"самопознание возможно не при копании в себе, а в деятельности. Нужно исполнить свой долг, то есть веление дня; тогда и познаешь, кто ты"/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|