Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мелодики и ритм. Klang und Rhythmus




Большинство книг по стилистике обходит стороной мелодику и ритм. А это опасно. Ибо только они вме­сте, мелодика и ритм, придают стилю его подлинную неповторимость; они расцвечивают его; они содержат

его в себе. Пишу ли я в плотном и бойком стиле на глубоком вдохе или задыхаясь, зависит от ритма, в котором я сочленяю свои предложения. Говорю ли или пишу я весело или сдержанно, задушевно или замкнуто, в значительной степени определяется зву­чанием слов, избранных мною.

О мелодике слов. Vom Klang der Wörter

При этом не следует пренебрегать и прописными истинами. У каждого слова, особенно благодаря глас­ным, своя особая музыкальность. Возникают разли­чие, и не только содержательное, характеризую ли я кого-нибудь "kühn" или "tapfer", определяю настроение как "finster" или "dunkel", кого-нибудь велю "rufen" или "schreien". При этом обнаруживается, что различ­ные гласные обладают своей собственной ценностью.

Скажем, возьмем звук "а". Он характерен не только для передачи пылкого или темпераментного порыва; в нем заключено нечто естественное, он излучает спо­койствие. Часто он встречается в словах с простым, двухмерным содержанием (flach, platt, glatt, kahl, brach, а также hart и wahr). Хорошо этим звуком пере­даются звучные шумоподражательные слова (krachen, knallen, hallen, klatschen, schallen). Звук "а" расположен посередине между темным "и" или "о" и ярким "i", он обладает красками, но остается нейтральным: die Fracht и der Gast, das Amt и die Frage, das Haar и die Waffe, sagen, fragen и wagen ориентируются на бли­жайшее окружение.

Очень часто в решающей степени стиль зависит от звуковой оболочки избранных слов. Это свойственно как для устной, так и письменной речи; ведь все, что мы пишем, в общем-то предназначено для восприятия на слух, даже если это глухой резонанс, возникающий от бормотания при чтении письма. Акустическая зна­чимость слов приводит слушателя или читате-

ля нашего высказывания в совершенно особое распо­ложение, которым отчасти мы можем управлять.

В качестве общего замечания, очевидно, можно добавить, что гласные u's окрашивают наш язык в темные цвета; они придают торжественную тональ­ность жалобам; они соприкасаются с царством тем­ного и представлениями о нем в сознании; они пред­назначены придавать тяжелой подавленности и бе­зысходности характер правдоподобия, "i" - светится; "i's" и "ei's" легко и радостно парят над потоком речи; они делают высказывание светлым и безоблачным. Звук "а" мужественно занимает позицию в центре; в нем прямота, дисциплинированность, он требует к себе доверия и дышит сознанием собственного досто­инства. Кстати, "е", чтобы не забыть, является плебе­ем наших гласных звуков: он слишком частотный, чтобы обладать большой выразительной силой, слиш­ком беззвучный, чтобы быть способным указывать на характеризующие взаимосвязи в слове. В нем слиш­ком мало звучности, чтобы модулировать длинные предложения. Мы охотно используем его там, где хо­тим создать слова, правдоподобно подражающие рез­ким звукам: gellen, bellen, schmettern. Не без основа­ния он укоренился и в словах движения: gehen, streben, drehen, schweben. Там, где мы стараемся оття­нуть прилагательное от его слабого звучания, большей частью речь идет о понятиях, которым недостает ра­достности i, основательности а, и воздействующих не­ожиданно и неприятно: grell, hell, schnell.

Музыкальность речи в известной степени также за­висит и от согласных, особенно их скоплений: kl-, kn-, kr- хороши для имитации шумов (klappern, klimpern, knattern, krachen), -tsch в середине слова придает ему неожиданное звучание (platschern, klatschen, patschen), -chz- привносит звуки в слово, которые, придавая ему

радостный или горестный оттенок, акцентируют на себе внимание (ächzen, jauchzen, juchzen).

Итак, слова следует подбирать не только по их со­держанию, но и тщательно оценивать их звуковую оболочку. Так, по содержанию нет большой разницы, если я впечатления от крика передам словами rufen, schreien или johlen; но звучание, получаемое высказы­ванием в зависимости от моего выбора, настолько имеет решающее значение, что даже слушателю ясно, как меняется мое утверждение. Если некто gejammert или gewimmert, frohlockte или jauchzte, в помещении finster или dunkel, если eine Klingel schepperte или eine Glocke schlug an, то все это не только содержательные нюансы, но и разные звуковые образы, влияющие на восприятие моего изображения. Кто заботится о сво­ем стиле, отнесется к этому вполне серьезно. Но я вовсе не утверждаю, что когда мы пишем или гово­рим, должны устраивать этакую звуковую живопись. Она часто порождает звуковой разнобой и выглядит претенциозно, и в результате мы только удаляемся от цели нашей речи, нашего высказывания. Но в то же время не следует и недооценивать своеобразие звуча­ния слов. Родная речь предоставляет в наше распоря­жение бесчисленное количество слов; у нас есть право выбора единственно верного. И в этих поисках мы должны руководствоваться таким звучание слова, ко­торое бы соответствовало весомости нашего высказы­вания.

Предложение как звуковая структура Der Satz als Klanggefüge

Самое решающее не только для содержания, но и для мелодики нашей речи происходит не в слове, а в предложении. В нем отдельное слово занимает лишь одно определенное место, и по тому тональному зна-

чению, которое мы придаем этому месту, мы устанав­ливаем его значение в целостности всего предложе­ния. Предложение - единица нашего высказывания, это вольтова дуга, с помощью которой мы хотим на­электризовать внимание партнеров. При этом в про­цессе говорения мы повышаем или понижаем голос, придаем различным словам долготу и весомость или краткость и легкость, которые совершенно не обу­словлены их содержанием; мы делаем паузы и при­соединяем разорванные ими периоды к новым, более важным единицам; мы говорим медленно или быстро, убедительно или гладко и так расставляем слова друг за другом или по отношению друг к другу, из которых связываем наши предложения, что уже само их рас­положение раскрывает слушателю или читателю за­мысел нашего сообщения. Все эти вещи - тональность предложений, интенсивность, темп и последователь­ность - ритмически упорядочивают высказывание. Ученый в этой связи скажет об интонации и тем са­мым укажет на то, что только интонация делает смысл нашей речи ясным, что именно она создает и вычленяет единицу предложения. Это вещи, сущность которых известна каждому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...