Вопрос 61 Управления очередями (теория массового обслуживания)
Называется также теорией очередей и используется для решения задач оптимизации обслуживания. Рассматривает вероятные модели реальных систем обслуживания. Она используется для минимизации издержек в сфере обслуживания, в производстве, в торговле. Теория массового обслуживания позволяет определить явные и неявные потери предприятия (общества в целом) при возникновении очередей. Пример явных потерь – потери рабочего времени основного персонала при возникновении очереди на обслуживании (на проходной предприятия, при обеспечении необходимым инвентарем и т.д.). Расчет явных потерь имеет практическое значение в тех случаях, когда предприятие заинтересовано в увеличении объема продукции. Для определения таких потерь необходимо иметь информацию о значении следующих факторов: - «цена» минуты рабочего времени основного персонала; - потери рабочего времени в минутах; - затраты на привлечение дополнительных работников обслуживания. Определить цену единицы рабочего времени можно, зная трудоемкость единицы продукции и ее стоимость. Затраты на привлечение дополнительного персонала также несложно определить, представив их как сумму заработной платы работника. Сложнее определить средние потери рабочего времени в ожидании обслуживания. Для решения этой задачи необходимы хронометражные замеры о потоке требований на обслуживание в единицу времени. Неявные потери состоят в «потерянных клиентах» при обслуживании, например, телефонистками. При этом предполагается, что при возникновении очереди клиент отказывается от обслуживания. При определении неявных потерь рассчитывается упущенная выгода – если известна так называемая «вероятность отказов», можно определить, какую сумму прибыли предприятие могло бы получить дополнительно, если увеличить количество обслуживающего персонала.
Существуют несколько моделей очередей в системах обслуживания. Широко применима простейшая из них одноканальная пуассоновская система с пуассоновским входящим потоком и бесконечным источником требований. В этой модели учитываются: - средняя частота поступления требований, которая может быть получена по данным хронометража – А; - средняя пропускная способность канала обслуживания, которая определяется как величина, обратная времени обслуживания – S. Указанная модель включает в себя следующие характеристики и уравнения: 1. Коэффициент использования системы: A/S. 2. Среднее число клиентов в системе: A / (S-A). 3. Среднее число клиентов, ожидающих в очереди: A2 / [S*(S-A)]. 4. Среднее время нахождения клиента в системе: 1 / (S-A). 5. Среднее время стояния в очереди: A / [S*(S-A)]. 6. Удельный вес простоев: 1 – A / S. Пример. Допустим, что в магазин, в котором работает один продавец, заходит в среднем по 18 покупателей в час. Время обслуживания одного покупателя составляет 2 минуты. Исходя из этого: А = 18 S = 60/3 = 20. Среднее количество покупателей в очереди = 324/ (20*(20-18))= 8,1. Среднее время пребывания в очереди = 18/(20*(20-18)) = 0,45 часа. Если увеличить количество продавцов, то изменится пропускная способность (S = 40) и соответственно изменятся остальные параметры: Среднее количество покупателей в очереди = 324/ (40*(40-18))= 0,36. Среднее время пребывания в очереди = 18/(40*(40-18)) = 0,02 часа. Предположим, что каждый покупатель приносит магазину прибыль в сумме 10 р. Если магазин работает 12 часов ежедневно, то сумму дополнительной прибыли за месяц можно рассчитать: Прибыль = 10 * 8 * 12 * 30 = 28800 р. После проведения расчетов необходимо сделать вывод, насколько целесообразно увеличивать количество обслуживающего персонала.
Вопрос 62 Технологическая карта понятия назначение и ее содержание Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы: Какие операции необходимо выполнять В какой последовательности выполняются операции С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза) Сколько уходит времени на выполнение каждой операции Результат выполнения каждой операции Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции. Технологические карты разрабатываются в случае: Высокой сложности выполняемых операций; Наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей; При необходимости определения трудозатрат на эксплуатацию объекта. Как правило, ТК составляется для каждого объекта отдельно и оформляется в виде таблицы. В одной ТК могут быть учтены различные, но схожие модели объектов. Технологическая карта составляется техническими службами предприятия и утверждается руководителем предприятия (главным инженером, главным агрономом). Технологическая карта наряду с ПОС и проектом производства работ является основным организационно-технологическим документом в строительстве. Технологическая карта содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений. В технологическую карту включаются наиболее прогрессивные и рациональные методы по технологии строительного производства, способствующие сокращению сроков и улучшению качества работ, снижению их себестоимости. Технологическая карта обеспечивает не только экономное и высококачественное, но и безопасное выполнение работ, поскольку содержит нормативные требования и правила безопасности. Наличие организационно-технологических документов, в том числе технологических карт, и их использование в строительном производстве во многом предопределяют мощь и конкурентоспособность строительной организации.
Технологические карты могут использоваться при лицензировании строительной организации — в качестве документов, подтверждающих готовность организации к производству работ, при сертификации систем качества и строительной продукции — в качестве стандартов предприятия. Вопрос 63 Основные черты и этапы стратегического менеджмента. Причины возникновения страт. мен-та: Насыщенность рынка товарами и услугами; Технологические новшества, вызванная научно-технич революция; Глобализация рынков. Страт. мен-т – это область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития организации, постановки целей, распределения ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества (Зайцев, Соколова).
· Страт. мен-т – это деятельность по разработке миссии, важнейших целей орг и способов их достижения, обеспечивающих её развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой орг и её внешней среды. ·. Преимущества стратегического мен-та: Усиливает конкурентные возможности орг Позволяет рационально распределять ресурсы Улучшает адаптацию орг к изменениям внешней средыСпособствует созданию команды. Объект СМ - организация. Принципы стратегического управления: · Обоснованный сознательный выбор цели стратегического развития · Постоянный поиск новых видов деятельности, направленных на укрепление конкурентных преимуществ · Индивидуализация стратегий · Каждая стратегия состоит из 2 частей: запланированная и незапланированная, те продиктованная внешней средой · Соотношение целей с внешней средой Содержанием СМ: определение назначения и главных целей бизнеса фирмы, анализ внешней среды фирмы, анализ ее внутренней обстановки, выбор и разработка стратегии, анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры, выбор степени интеграции Этапы стратегического менеджмента. 1 этап – выбор цели с учетом финансового положения фирмы. Здесь можно выделить следующие варианты (типы целей): а) восстановление платежеспособности; такая цель очень актуальна для нашей экономики, когда рабочие сидят без оплаты, а главная забота руководителя – избежать банкротства; б) увеличение массы и нормы прибыли; в) диверсификация, то есть освоение новых сфер деятельности; 2 этап – уточнение, дифференциация цели. Исходя из рыночной ситуации намечается: а) проникновение на новый рынок – наступательная стратегия фирмы на основе вытеснения конкурентов с этого рынка или сотрудничество с ними; б) сохранение и развитие рыночных позиций – оборонительная стратегия; 3 этап – выбор типа маркетинговой, конкурентной стратегии. Можно выделить четыре варианта такой стратегии: а) неценовая конкуренция при широком ассортименте. Данный тип маркетинговой стратегии означает, что фирма конкурентоспособна в связи с уникальным качеством, а не низкой ценой продукции. Это самый перспективный вид конкуренции. Он означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая цены, конкурентоспособна за счет качества.
4 этап – дифференциация целей в зависимости от этапов жизненного цикла изделия. 5 этап – сегментация рынка и выбор цели для каждого сегмента. Цели фирмы дифференцируются по различным сферам управленческой деятельности. К числу контролируемых показателей можно отнести: сбыт (объем реализации); доходы; уровень конкуренции; динамику цены.. 6 этап – разработка целевых программ, обеспечивающих достижение целей. Базовая цель предприятия дифференцируется для отдельных областей (сегментов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|