Тема 2. Правовые акты управления
Примерный план 1. Понятие и признаки правового акта управления. 2. Виды правовых актов управления. 3. Правила подготовки и издания правовых актов управления. 4. Действие правовых актов управления.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. 2. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 (в ред. от 02.02.2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663. 3. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (в ред. от 18.09.2013 г.) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895. 4. О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края: закон Хабаровского края от 31.07.2002 г. № 48 (в ред. от 22.03.2013 г.) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2002. № 1 (ч. 1). 5. Об утверждении Положения о порядке подготовки, издания и опубликования нормативных правовых актов губернатора края и правительства края: постановление губернатора Хабаровского края от 27.09.2002 г. № 432 (в ред. от 10.12.2007 г.) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2002. № 2 (ч. 2). 6. Алехин, А. П. Административное право России: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – М.: Зерцало-М, 2011. – 312 с. 7. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: Эксмо, 2011. – 624 с. 8. Дмитриев, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с. (Российское юридическое образование).
9. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. – М.: Юрайт, 2011. – 447 с. 10. Полянский, И. А. Административное право в схемах и определениях / И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с. (Право – наглядно и доступно). 11. Попов, Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник / Л. Л. Попов. – М.: Юрайт, 2011. – 447 с. 12. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2010. – 816 с. 13. Андреев, Д. С. Понятие дефектного административно-правового акта / Д. С. Андреев // Административное право и процесс. 2010. № 6. 14. Арзамасов, Ю. Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти / Ю. Г. Арзамасов // Государство и право. 2007. № 6. 15. Васильев, Р. Ф. Акты управления / Р. Ф. Васильев. – М., 1987. 16. Жевакин, С. Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения / С. Н. Жевакин // Государство и право. 1995. № 5. 17. Малков, В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов / В. П. Малков // Государство и право. 1995. № 5. 18. Новоселов, М. Н. Законность актов управления / М. Н. Новоселов. – М., 1968. 19. Полякова, Л. А. Административное производство по принятию административно-правовых актов в федеральных органах исполнительной власти / Л. А. Полякова // Современное право. 2011. № 2. 20. Региональное право: учебник / под ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. – 1-е изд. – Хабаровск: РИОТИП, 2008. – 402 с. 21. Смирнова, А. А. О праве органов исполнительной власти на принятие нормативных правовых актов / А. А. Смирнова // Государство и право. 2011. № 4. 22. Смирнова, А. А. Юридическая природа нормативно-правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / А. А. Смирнова // Право и политика. 2005. № 9.
23. Тихомиров, Ю. А. Правовые акты: учеб.-практич. и справочное пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. – М., 1999.
Методические указания
Написание курсовой работы по данной теме необходимо начать с повторения соответствующих разделов общей теории права, что позволит более широко, полно и аргументированно изложить все вопросы избранной темы. Рекомендуется ознакомиться с монографиями Р.Ф. Васильева «Акты управления» и М.Н. Новоселова «Законность актов управления», которые до настоящего времени являются базовыми научными исследованиями по данной проблеме. Раскрывая первый вопрос, необходимо дать понятие правового акта управления и перечислить его признаки как разновидности юридического акта. Следует обратить особое внимание на роль правового акта управления в организации и функционировании системы государственного управления, а также на отличия правового акта управления от правовой нормы и на соотношение правового акта управления с нормативным правовым актом. Необходимо раскрыть юридическое значение акта управления для процесса правотворчества и правоприменения, формирования информационно-правовой сферы и доказательственной базы, а также для возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Следует указать функции правового акта управления, среди которых выделяются регулирующая, охранительная, процессуальная и исполнительная. При изложении второго вопроса темы необходимо охарактеризовать и классифицировать правовые акты управления по следующим основаниям: а) по юридическим свойствам (нормативные, индивидуальные и смешанные); б) по правовому содержанию (обязывающие, запрещающие и управомочивающие); в) по порядку принятия (единоличные и коллегиальные); г) по сроку действия (срочные и бессрочные); д) по сфере действия (акты общего действия, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые и локальные акты); е) по территории действия (акты федерального, межрегионального, регионального и муниципального действия); ж) по форме выражения – словесные (устные и письменные) и конклюдентные.
При рассмотрении данного вопроса необходимо приводить примеры по каждому виду правового акта управления. В третьем вопросе нужно подробно рассмотреть порядок подготовки, согласования, принятия, регистрации и опубликования правовых актов управления. При этом следует иметь в виду, что для различных видов правовых актов управления предусмотрены разные правила подготовки и издания. Данный вопрос следует рассмотреть применительно к федеральному и региональному уровням публичной администрации. Причём рекомендуется провести сравнительный анализ порядка подготовки и издания федеральных и региональных правовых актов управления, поскольку каждый уровень публичной администрации издаёт правовые акты управления в особом, им самим установленном порядке. Важной составной частью подготовки правовых актов управления является обеспечение их соответствия требованиям законности, обоснованности, мотивированности, целесообразности и справедливости. Содержание данных требований также следует раскрыть в курсовой работе, отметив социально-правовые последствия нарушения каждого из этих требований. Следует обратить внимание на социальное и юридическое значение государственной регистрации правовых актов управления, учитывая, что первое связано с информированием населения (адресатов правовых актов управления) о действующих правилах и распоряжениях, а второе, как правило, обусловливает вступление правовых актов управления в силу и определяет момент начала их действия. В четвёртом вопросе необходимо раскрыть понятие действия правового акта управления. В курсовой работе должны быть указаны различные варианты начала действия и прекращения действия правовых актов управления. Следует указать на возможность приостановления действия правовых актов управления и на компетенцию органов публичной администрации при совершении такого действия. Завершить работу следует выводом о значении правового акта управления для развития административно-правовых отношений, их роли и месте в механизме административно-правового регулирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|