Тема 3. Государственная служба
Примерный план 1. Понятие государственной службы и её признаки. 2. Виды государственной службы. 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы. 4. Понятие, признаки и виды государственных служащих.
Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. 2. О системе государственной службы Российской Федерации: ФЗ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. 3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. 4. О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 12.03.1998 г. № 56-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475. 5. О службе в таможенных органах Российской Федерации: ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586. 6. О полиции: ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. 7. О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 (в ред. от 01.06.2013 г.) // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118; № 10. Ст. 1091; № 13. Ст. 1360. 8. Положение о порядке прохождения военной службы: утв. указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 (в ред. от 25.03.2013 г.) // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534. 9. О государственной гражданской службе Хабаровского края: закон Хабаровского края от 29.06.2005 г. № 280 (в ред. от 22.03.2013 г.) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2005. № 7. 10. О реестре должностей государственной гражданской службы Хабаровского края: постановление губернатора Хабаровского края от 28.12.2006 г. № 218 (в ред. от 04.04.2013 г.) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2007. № 12. 11. Алехин, А. П. Административное право России: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – М.: Зерцало-М, 2011. – 312 с.
12. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: Эксмо, 2011. – 624 с. 13. Дмитриев, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с. (Российское юридическое образование). 14. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. – М.: Юрайт, 2011. – 447 с. 15. Полянский, И. А. Административное право в схемах и определениях / И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с. (Право – наглядно и доступно). 16. Попов, Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник / Л. Л. Попов. – М.: Юрайт, 2011. – 447 с. 17. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2010. – 816 с. 18. Башуров, В. Б. Основные элементы присвоения, сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации / В. Б. Башуров // Современное право. 2011. № 9. 19. Бабелюк, Е. Г. О видах государственной службы Российской Федерации / Е. Г. Бабелюк // Правоведение. 2004. № 1. 20. Волков, В. В. Государственная служба: учеб. пособие / В. В. Волков, А. А. Сапфирова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 207 с. 21. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник / В. Д. Граждан. – М.: Юрайт, 2011. – 496 с. 22. Демин, А. А. Государственная служба: учебник / А. А. Демин. – М.: Юрайт, 2013. – 432 с. 23. Кабашов, С. Ю. Государственная служба Российской Федерации: учебник / С. Ю. Кабашов. – М.: Флинта; Наука, 2010. – 303 с. 24. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учеб. пособие / В. Д. Граждан. – М., 2005. 25. Гришковец, А. А. К вопросу о реформе государственной службы (организационно-правовые аспекты) / А. А. Гришковец // Государство и право. 2012. № 2. 26. Ломакина, В. Ф. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности / В. Ф. Ломакина, Н. Ю. Хаманева // Государство и право. 2008. № 9.
27. Марьян, А. В. Административно-правовое регулирование поощрения государственных гражданских служащих / А. В. Марьян // Современное право. 2010. № 9. 28. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие / Д. М. Овсянко. – М., 2007. 29. Региональное право: учебник / под ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. – 1-е изд. – Хабаровск: РИОТИП, 2008. – 402 с. 30. Служебное право (государственная гражданская служба): учеб. пособие / под общ. ред. И. Н. Барцица. – М., 2007. 31. Старилов, Ю. Н. Служебное право: учебник / Ю. Н. Старилов. – М, 1996.
Методические указания
Данная тема является одной их наиболее сложных и интересных тем изучаемой дисциплины, что позволяет студенту творчески подойти к написанию курсовой работы. При написании курсовой работы по данной теме, учитывая большое количество действующих нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, необходимо глубоко и всесторонне рассмотреть избранные аспекты государственной службы. Раскрывая первый вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю, показать, что государственная служба возникла одновременно с формированием аппарата государственной власти и управления. В России упорядочение в сфере государственной службы произошло при Петре I, когда был принят Табель о рангах, установивший порядок прохождения государственной службы, чины, оплату службы. Дальнейшее развитие государственной службы привело к изданию Закона о гражданской службе 1896 г., который действовал до 1917 года. При анализе нормативно-правовых актов РСФСР и СССР в области государственной службы следует обратить внимание на Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях 1922 года. В дальнейшем нормативно-правовой акт, регулирующий сферу государственной службы в СССР, так и не был принят, и его заменяли различные ведомственные приказы, основанные на директивных постановлениях партийных и государственных органов. С принятием в 1995 г. Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» был сделан большой шаг вперед в правовом регулировании деятельности государственных органов, развитии конституционного права граждан на доступ к управлению государством. Ныне действующее законодательство о государственной службе характеризуется дальнейшей детализацией нормативно-правового регулирования и введением новых институтов государственной службы, обеспечивающих современные потребности государственного управления.
Затем следует дать понятие государственной службы. Причём необходимо помнить, что широкое понятие государственной службы как деятельности граждан в любых государственных органах и учреждениях формулировалось советской наукой административного права и в настоящее время в действующем законодательстве не используется. Поэтому понятие и признаки государственной службы следует раскрывать, опираясь на узкое её понимание как профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из государственного бюджета. Рассматривая во втором вопросе виды государственной службы, необходимо сказать, что данное деление обусловлено федеративным устройством Российской Федерации, поэтому в соответствии с принципом федерализма выделяется следующее: а) федеральная государственная служба, которая регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) государственная служба субъектов Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование которой находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. В зависимости от государственных органов, в которых предусмотрена государственная служба, последняя подразделяется на государственную службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти и других государственных органах. Систему государственной службы образуют гражданская, военная и правоохранительная служба. В обязательном порядке необходимо перечислить, в каких органах исполнительной власти предусмотрена военная служба, а в каких – правоохранительная служба. По третьему вопросу на основании анализа Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и изучения научной и учебной литературы необходимо дать понятие должности государственной службы, выделить её признаки.
Классифицировать государственные должности необходимо по категориям «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», давая определение каждой из категорий и приводя примеры соответствующих им должностей из Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы (утверждён указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 (в ред. от 1 июня 2013 г.)) и Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края (утверждён постановлением губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 218 (в ред. от 4 апреля 2013 г.)) или субъекта РФ, в котором проживает или работает студент. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена классификация должностей государственной гражданской службы на группы: высшие, главные, сведущие, старшие и младшие. Как и в предыдущем случае, необходимо привести примеры должностей каждой из указанных групп из Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края или субъекта РФ, в котором проживает или работает студент. Раскрывая содержание классификаций должностей государственной гражданской службы на категории и группы, следует указать, какие критерии положены в основании этих классификаций и для каких практических целей данные классификации предназначены. При этом следует обратить внимание на функциональные обязанности, срок замещения и требования по соответствующим должностям. Раскрывая четвёртый вопрос, необходимо дать понятие государственного служащего как гражданина, осуществляющего профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающего денежное содержание за счёт средств государственного бюджета. Далее нужно выделить признаки государственного служащего. Студенту следует показать роль и значение государственного служащего в обществе, назвать те условия, при которых его деятельность идёт на пользу всего общества, и те негативные моменты, при которых деятельность государственных служащих наносит ущерб личности, обществу и государству. Рассматривая виды государственных служащих, следует их классифицировать: а) по характеру полномочий – на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательно-технический состав; б) по характеру деятельности – на государственных гражданских служащих и милитаризованных государственных служащих;
в) по органам государственной власти, в которых государственные служащие проходят государственную службу, – на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и других государственных органов. Завершить изложение данного вопроса следует рассмотрением классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, присваиваемых государственным служащим на различных видах государственной службы. Требуется указать, чем должность государственной службы отличается от классного чина (дипломатического ранга, воинского и специального звания). В заключении курсовой работы студенту следует сделать вывод о социально-правовом значении государственной службы и её роли на современном этапе развития российской государственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|